Рабочий лист по теме: «Я среди других людей. Общаться – это так легко…»
Пояснительная записка
Название: Рабочий лист
Предмет: занятие с педагогом-психологом
Тема: «Я среди других людей. Общаться – это так легко…»
Аудитория: 9 класс
В подростковом возрасте общение является ведущей формой деятельности, общение позволяет подросткам проявить себя как личность и самореализовываться среди других ребят.
Известно, что необходимым условием общения является построение здоровых межличностных контактов, умение понять и принять мнение другого, желание общаться.
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Задачи:
формирование у подростков коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других;
знакомство с основными правилами общения;
формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;
развитие умения слушать, понимать, сопереживать.
Инструкция для использования: Инструкция указана в самом рабочем листе.
Использованная литература: Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
Упражнение 1 «Качества, значимые для общения»
1.Прочитай список качеств, значимых для межличностного и делового общения. (Совместное обсуждение этих качеств)
2. А сейчас определим, в какой мере тебе присущи эти качества (второй столбец).
Если участнику кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит рядом с ним 0.
Если это качество хоть сколько-нибудь у него выражено, он ставит 1.
Если же оно присуще в полной мере, он ставит 2.
Таким образом, каждый оценивает выраженность у себя качеств, руководствуясь своим собственным представлением о себе, а не тем, что могли сказать ему другие люди.
3. А сейчас необходимо проранжировать качества (третий столбец), важные для общения, в зависимости от их значимости для тебя. Какое из качеств является самым значимым в общении. Потом выбирай второе по значимости качество, третье, четвертое, вплоть до качества, которое кажется всем наименее важным.
Упражнение 2 «Мое окружение»
Учащимся предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.
После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения.
Упражнение 3 «Правила доброжелательного общения»
Подумайте про те стороны своего общения с другими людьми, которые нравятся вам; выделите те стороны, которые вызывают неудовольствие или неудовлетворённость в общении с окружающими.
Составьте собственные правила доброжелательного общения, соблюдение которых сделает общение удобным и продуктивным.
Правила доброжелательного общения
Легоцкая Вера Сергеевна