Программа по воспитательной работе в 9 классе «Я живу среди людей»
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Рекомендовано: Согласовано: Утверждено:
школьным методическим зам. директора по ВР директором КГОБУ Гражданская
объединением Р.Г. Киреева КШИ _____________Н.Г. Ивасик
протокол № __от _____________ «___» ___________20___г.
«___» __________20___г. «___» _______20__г.
Программа по воспитательной работе
в 9 «а» классе
«Я живу среди людей»
Классный руководитель:
Мищенко
Ольга Алексеевна
2020 – 2021 учебный год.
“Если ты думаешь на год вперед, посади семя,
если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево,
если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, является составной частью учебно-воспитательного процесса КГОБУ Гражданская КШИ и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, духовно-нравственного развития, творческой самореализации личности ребёнка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897);
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 « Об внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Устава КГОБУ Гражданская КШИ;
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает его успешным в дальнейшем.
Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы предусмотрено участие воспитанников в различных социально значимых делах школы и класса. Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
При составлении программы учтены особенности участников образовательного процесса, требования к содержанию программ внеурочной деятельности в соответствии с целями воспитательной работы школы. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества, в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Группа нравственных знаний должна формироваться практическим путём в разнообразных видах деятельности самих детей.
Воспитательная работа в КГОБУ Гражданская КШИ направлена на воспитание личности, способной к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Своеобразие развития детей затрудняет процесс воспитания у них правосознания, норм коллективной жизни, процесс формирования у воспитанников чувства долга, однако необходимо добиваться понимания воспитанниками нравственных норм общества. Воспитание нравственных представлений невозможно без правильно организованного культурного поведения детей. Усвоение этих отношений и культуры поведения является одним из путей, помогающих ребенку найти контакт с окружающими его людьми.
Организованное поведение следует рассматривать как усвоение правил, которые со временем преобразуются в привычные формы поведения.
Программа воспитания и развития учащихся по направлению «Проблемно – ценностное общение» рассчитана на один год (1 час в неделю, всего 34 часов).
Программа предусмотрена для учащихся 9 классов.
Принципы программы
Программа строится на основе следующих педагогических принципов:
Принцип доверия и поддержки
Безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребенке.
Принцип добровольности
Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе.
Принцип индивидуальности
Предполагает не только учет особенностей и способностей ребенка, но и всяческое содействие их дальнейшему развитию.
Принцип выбора
Означает создание условий постоянного выбора, наделение ученика полномочиями в выборе целей, форм и способов организации учебно-воспитательной деятельности.
Принцип творчества и успеха
Основан на выявлении и развитии «сильных» сторон личности школьника через индивидуальную и коллективную творческую деятельность;
степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Принцип открытости.
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип обратной связи.
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Цели программы:
• формирование мотивации к конструктивному общению, к нравственному поведению
- создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Задачи:
Обучающие:
• формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании особенностей психологии человека;
• формирование устойчивой мотивации к изучению этики и эстетики;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие:
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к обществу, гражданам государства.
Развивающие:
• сбор информации по определенной теме;
• развитие смекалки и сообразительности;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой;
• обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Методы реализации программы
- метод педагогического наблюдения
- метод убеждения, беседы
- метод анкетирования
- метод коллективного творчества
- метод товарищеского и педагогического воздействия
- метод личного примера
Формы реализации программы
Программа представляет собой сочетание принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В основу воспитательной работы положены традиционные и нетрадиционные формы:
- Классные часы
- Тренинги
- Презентации
- Викторины, КВНы
- Экскурсии, походы
- Трудовые десанты
- Родительские собрания
- Часы общения
- Особенности организации воспитательного процесса.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
В.П. Кащенко
Одна из главных задач воспитательной работы классного руководителя является формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.
В воспитании обучающихся старшего школьного возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Основные мотивы:
- желание занять свое место в мире взрослых;
- утвердиться в компании сверстников,
- чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.
Ведущие виды деятельности:
- интимно-личностное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений, желаний);
- учебно-профессиональная деятельность ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении.
Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности руководствуюсь пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной работой.
Задачи решаются следующими способами:
- Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
- Создание банка данных (коллективные дела);
- Выполнение общественно-значимых дел;
- Установление связей с внешней средой
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Мне достался какой-то особенный и удивительный класс. С первых дней дети были очень шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.
Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для себя, как классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.
На начало 2020 – 2021 учебного года в классе 12 человек. 5 девочек, 7 мальчиков.
В класс влились новые дети: Азикаева Александра. На этих детей нужно обратить особое внимание, помочь им влиться в новый коллектив.
По итогам обучения в прошлом году в классе был 1 отличник и 5 хорошистов. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, организованны и аккуратны в учебе. Поэтому больше половины детей занимается на "4" и «5».
У учащихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - учеба и друзья, на третьем –здоровье.
Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе существует несколько лидеров.
Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны, что часто создает проблему при организации их деятельности на уроке.
Одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.
Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.
Особенностью класса является то, что в основном все дети воспитываются в полной семье, двое детей воспитываются в неполных семьях, двое учениц воспитываются в опекаемой семье, двое воспитанниц воспитываются в приёмных семьях, трое учащихся являются воспитанниками группы детского дома.
Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.
Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:
Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
- Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
- Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
- Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
- Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Тема воспитательной работы с классом:«Воспитание и развитие активной, свободной, творческой, духовно-богатой, здоровой, культурной личности, способной к самореализации. социализации и саморазвитию».
Цель работы классного руководителя: Создать благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого ученика.
Координирующую роль в организации воспитательного процесса в КГОБУ Гражданская КШИ выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
При выборе форм работы с учащимися классный руководитель руководствуется следующим:
• "учитывает воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
• на основе задач определяет содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
• составляет набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
• организовывает коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумывает способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
• обеспечивает непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Важной частью развития воспитательной системы 9 «а» класса является сотрудничество классного руководителя и учащихся.
Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся:
- Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
- Открытость в общении с учащимися.
- Использование чувства юмора как методического средства в работе с учащимися.
- Умение управлять своим настроением.
- Умение признавать ошибки.
Индивидуальной работе с обучающимися отводится особое место. К этому виду работы относятся: беседа, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
Категории учащихся к которым применяются индивидуальные формы работы:
Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
- организация индивидуальной творческой деятельности;
- создание условий для самовыражения;
- включение в общешкольное воспитательное пространство.
Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
Работа с детьми с девиантным поведением:
- собеседование с родителями;
- контроль социального педагога;
- контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
- вовлечение в творческую деятельность;
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- наблюдение и коррекция поведения.
В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей классный руководитель осуществляют индивидуальную, профилактическую работу с детьми и родителями состоящими на учёте в органах системы профилактики.
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания;
- беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- родительские собрания;
- информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания;
- записки извещения.
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса.
Работа с педагогами, работающими в 9 «а» классе включает в себя:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому учащемуся проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.
- 2. Виды, формы и содержание воспитательной работы в классе.
Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.
Основным структурным элементом воспитательной системы 9 «а» класса является сам класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. К таким видам деятельности относятся:
- Классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
- Классное собрание - это форма организации коллективной жизни.
Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
- позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;
- привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
- наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания:
- попытаться самим решить проблему;
- не оказывать друг на друга никакого давления - ни юридического, ни словесного;
- слушать друг друга, не перебивая.
Структура собрания:
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
5. выбор решения;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 40 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
Решаемые вопросы:
- выборы, перевыборы органов самоуправления;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
- налаживание дружеских взаимоотношений;
- разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
- Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, и др. форм.
- Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
- Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
- Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части:
торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;
концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.
- Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников.
- Игра - соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая. В практике широко используются игры развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы.
Данные направления воспитательной работы реализовываются через традиционные школьные мероприятия согласно плану воспитательной работы.
- Внеурочная деятельность.
Вся воспитательная работа в классе основывается на требованиях времени, соответствует целям и задачам образовательного учреждения.
Для реализации данной программы классного руководителя определены приоритетные направления, через которые осуществляется вся воспитательная работа класса.
Физкультурно-оздоровительное воспитание и развитие.
Единственная красота,
которую я знаю,
- это здоровье.
Г. Гейне
Цель:Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Создавать условия для физического развития ребенка.
- Вовлекать учащихся в спортивные мероприятия и другие творческие формы работы по пропаганде здорового образа жизни.
Мы часто слышим такое выражение «В здоровом теле – здоровый дух». Что нужно сделать так, чтобы и о тебе могли сказать эти слова?
Постичь достижения физического и духовного совершенства, освободить голову от мыслей о болезнях и недомоганиях, сделать так, чтобы спорт, здоровье, гармония и красота стала несовместимой с равнодушием, серостью поможет направление: «Здоровье»
Реализация программы:
Ребенок должен осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием.
Учебно-познавательная деятельность
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
С.Я. Маршак.
Цель: Развивать познавательные способности детей, научить школьников самостоятельно получать различные знания.
Задачи:
- Создать условия для получения качественного образования.
- Развивать эрудицию.
- Формировать потребности в самообразовании.
Главная задача школы – дать ребенку полноценное образование. Образование, которое востребовано современным обществом. Помочь получить образование – задача классного руководителя.
Реализация программы:
Максимальное развитие способностей личности, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, стремление к самостоятельному приобретению знаний.
Гражданско-патриотическое воспитание и развитие.
Любят родину не за то,
что она велика,
а за то, что своя.
Сенека.
Цели: Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны.
Задачи:
- Формировать учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность;
- Воспитывать свободную демократическую личность;
- Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы семьи.
Программа направлена на формирование у школьников патриотического сознания, чувства гордости за свое Отечество. Понимание духовных ценностей Отечества, воспитание любви к родному краю, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.
Реализация программы:
Ответственность перед обществом, государством, семьей, патриотизм, высокие нравственные качества, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к людям, умение принять верное решение, осуществлять не случайный выбор.
Художественно-эстетическое воспитание.
«Вместе будем мы учиться,
обязательно трудиться,
отдыхать и веселиться!»
Цель:Создание условий для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к культурным истинным ценностям.
Задачи:
- Формировать художественный и эстетический вкус учащихся;
- Воспитывать разумные отношения в любви, дружбе, семейной жизни;
- Развитие интереса учащихся к полезному время провождению.
Данная программа направлена на развитие разносторонних интересов учащихся, активное участие детей в художественной самодеятельности.
Реализация программы:
Ребенок должен иметь эстетический кругозор и эстетический вкус, отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, иметь развитое творческое начало, уметь со вкусом одеваться, организовывать быт.
Трудовое воспитание
Труд рождает мудрость и чистоту,
леность рождает невежество.
Г. Тора.
Цели: Формирование понимания того, что труд – основа всей жизни.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к труду своему и других людей.
- Формировать правильное отношение к окружающей среде.
- Развивать у учащихся основные трудовые умения и навыки.
- Проведение природоохранных акций.
- Содействие в проведение исследовательской работы учащихся.
Важное значение в трудовой деятельности должно иметь видение цели, смысла труда, понимание для чего это нужно.
Реализация программы:
Развитые качества: добросовестность, старательность, настойчивость, предприимчивость, творческий подход к работе, способность занять значимое место в обществе, доведение начатого дела до конца, готовиться к выбору профессии, уметь уважать труд другого человека, уметь реализовывать себя в избранных видах деятельности.
Партнёрство с семьёй
Хотите ли, не хотите,
Но дело лишь только в том,
Что - прежде всего, мы - родители,
А всё остальное потом.
Цель: Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.
Задачи:
- Совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов.
- Совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка
Реализация программы:
- Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, медика, педагогов-предметников.
- Анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени удовлетворённости деятельностью школы, классного руководителя.
- Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий.
- Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.
Проблемно-ценностное общение.
Умственно отсталый ребенок, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества, в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность наряду с трудовой приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Группа нравственных знаний должна формироваться практическим путём в разнообразных видах деятельности самих детей.
Поэтому особое внимание в воспитательной работе в 9 «а» классе хочется уделить именно этому направлению, которое направлено на воспитание личности, способной к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Своеобразие развития детей затрудняет процесс воспитания у них правосознания, норм коллективной жизни, процесс формирования у воспитанников чувства долга, однако необходимо добиваться понимания воспитанниками нравственных норм общества, а также необходимость существования и соблюдения правовых норм. Правовое воспитание тесно переплетается с нравственно-этическим пониманием содержания моральных категорий. Воспитанники знакомятся с основными правилами поведения, законами их регламентирующими. Воспитание нравственных представлений невозможно без правильно организованного культурного поведения детей. Усвоение этих отношений и культуры поведения является одним из путей, помогающих ребенку найти контакт с окружающими его людьми.
Организованное поведение следует рассматривать как усвоение правил, которые со временем преобразуются в привычные формы поведения.
Цель: Формирование представлений о нравственности, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни.
Задачи:
- Развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.
- Формирование нравственных качеств личности и приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.
- Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.
- Осмысление основ правовой и экономической грамотности.
- Воспитание адекватных норм коммуникативного общения, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.
- Овладение воспитанниками системой знаний, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.
- Условия эффективной реализации программы:
Классный руководитель - главная фигура в образовательном процессе. Поэтому работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложнее. Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании. Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные результаты – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
метапредметные результаты – приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия: приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
предметные результаты – приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Пропаганда ПДД |
Пропаганда ПДД |
Календарно – тематическое планирование работы классного руководителя 9 «а» класса на 2020 – 2021 учебный год.
Сентябрь
1 неделя | Время | 2 неделя | Время | 3 неделя | Время | 4 неделя | Время | 5 неделя | Время |
. | Обертывание учебников | 07.09 | "Ну, светофор, погоди!" Инструктаж по ТБ | 14.09 | Рисунки, поделки ко" Дню учителя" | 21.09 | Кл. час «С кого можно брать пример» | 28.09 | |
Кл. час «Посвящённый году Памяти м Славы 75 – летию Победы ВОВ 1941 – 1945 г.г.» | 01.09 | Оформление классного уголка | 08.09 | Рейд "Лучшая тетрадка" | 15.09 | Работа с родителями (беседы, консультации) | 22.09 | Контроль выполнения режимных моментов | 29.03 |
Беседа о значении режима дня учащихся, здоровом образе жизни. Правила поведения в школе | 02.09 | Работа с документами (личные дела) | 09.09 | Трудовой десант. "Школа наш дом, мы хозяева в нём." | 16.09 | Репетиция сценки к празднику | 23.09 | Проверка санитарного состояния комнат | 30.09 |
Работа с родителями, личными делами учащихся. | 03.09 | Работа с родителями по телефону | 10.09 | Работа с личными делами учащихся. | 17.09 | Обязанности дежурного по классу-беседа | 24.09 | ||
Инструктажи по ТБ. | 04.09 | Заполнение дневников приходящих учащихся (расписание) | 11.09 | Беседа "Осенний калейдоскоп" | 18.09 | Индивидуальная беседа по речевому этикету с учащимся Лавреновым Д. | 29.09 |
Октябрь
1 неделя | Время | 2 неделя | Время | 3 неделя | Время | 4 неделя | Время | 5 неделя | Время |
Кл. час «Уважайте в себе и других человеческую личность» | 05.10 | К л. час «Мы все разные – и в этом наше богатство» | 12.10 | Кл. час «К чему мы стремимся в жизни» | 19.10 | Кл. час «Здоровый образ жизни». | 26.10 | ||
Контроль выполнения режимных моментов.
| 06.10 | Инд. беседа с учащися Шитовым Н. «Как нужно вести себя на уроке». | 13.10 | «Чистота вокруг нас» - рейд по комнатам | 20.10 | Инструктажи по ТБ. Меры безопасности во время осенних каникул. | 27.10 | ||
Трудовой десант «Уход за комнатными растенияжми» | 07.10 | Ремонт книг в школьной библиотеке. | 14.10 | Ремонт вещей | 21.10 | Я иду в школу: беседы о ПДД. | 28.10 | ||
«Спасибо вам учителя» - выпуск поздравлений, газет, открыток | 01.10 | Работа с родителями, личными делами учащихся. | 08.10 | «Как я готовлюсь к отбою» - контроль режимных моментов. | 15.10 | Работа с родителями, личными делами учащихся. | 22.10 | Посещение семьи на дому Кутепова Михаила | 29.10 |
Репетиции к празднику «День учителя». | 02.10 | Изготовление поделок из природного материала на выставку. | 09.10 | Контроль за внешним видом учащихся, санитарного состояния классов, спален. | 16.10 | Комната в которой ты живёшь. (рейд). | 23.10 | Генеральная уборка класса | 30.10 |
Ноябрь
1 неделя | Время | 2 неделя | Время | 3 неделя | Время | 4 неделя | Время | 5 неделя | Время |
Контроль внешнего вида учащихся (школьная форма) Беседа с родителями по телефону о внешнем виде В течение дня. | 02.11 | Кл. час «Как подарить радость другому». (к дню толерантности). | 09.11 | Кл. час: «Поступки – проступки – ответственность – наказание» | 16.11 | Кл.час: «Что такое красота?» | 23.11 | Кл. час «Всемирный день борьбы со СПИДом». | 30.11 |
Работа с родителями, личными делами учащихся. | 03.11 | Ремонт книг. | 10.11 | «Знакомые и незнакомцы» (антитеррор). | 17.11 | Проверка состояния школьных принадлежностей, учебников. | 24.11 | ||
04.11 | «Я умею ухаживать за собой» (самообслуживание) | 11.11 | «Береги свои зубы» (проверка наличия и содержания предметов гигиены) | 18.11 | Посещение самоподготовки. Контроль выполнения домашних заданий. | 25.11 | |||
Посещение опекаемых семей. | 05.11 | Контроль за внешним видом учащихся, санитарного состояния классов, спален. | 12.11 | Трудовой десант Мир добрых дел» | 19.11 | Работа с родителями, личными делами учащихся. | 26.11 | ||
Индивидуально – профилактические беседы по телефону с родителями Штабного К., Курпухно Н | 06.11 | «Ученье и труд всё перетрут». Самоподготовка | 13.11 | Участие в мероприятии «20 ноября День правовой помощи детям». | 20.11 | Генеральная уборка класса. | 27.11 |
Декабрь
1 неделя | Время | 2 неделя | Время | 3 неделя | Время | 4 неделя | Время | 5 неделя | Время |
Кл. час «Что для нас важно в других людях». | 07.12 | Кл. «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». | 14.12 | Изготовление новогодних украшений | 21.12 | Классный час «Что такое Новый год?» | 28.12 | ||
«Ах ты зимушка – зима» - рисование рисунков для школьной выставки. | 01.12 | Проверка состояния учебников и школьных принадлежностей. | 08.12 | Содержи в порядке книжки и тетрадки (рейд учебного сектора). | 15.12 | Репетиция сценок на Новогодний бал. | 22.12 | ||
«Осторожно, гололёд!» Инструктаж по ТБ. | 02.12 | Посещение самоподготовки | 09.12 | Оформление выставки школьных рисунков | 16.12 | Украшение класса к Новому году | 23.12 | ||
«Как я соблюдаю личную гигиену». Контроль режимных моментов. | 03.12 | Работа с родителями, личными делами учащихся. | 10.12 | Изготовление елочных игрушек | 17.12 | Инструктажи по ТБ «Осторожно, гололёд!» | 24.12 | ||
Рейд «Лучшая спальня». | 04.12 | Правила самообслуживания. | 11.12 | Заучивание слов к празднику
| 18.12 | Генеральная уборка класса | 25.12 |
Январь
1 неделя | время | 2 неделя | время | 3 неделя | время |
Работа с личными делами учащихся. | 11.01 | Классный час «Поговорим о вежливости» | 18.01 | Кл. час. «Как учишься таким и получишься» | 25.01 |
Проверка чистоты комнат учащихся | 12.01 | Экскурсия в школьную библиотеку, беседа с библиотекарем | 19.01 | Уход за комнатными растениями | 26.01 |
Осуществление телефонных звонков родителям | 13.01 | Профилактика простудных заболеваний. Контроль за учащимися при посещении улицы. | 20.01 | Генеральная уборка комнат | 27.01 |
Инструктаж по технике безопасности (повторный) | 14.01 | Проверка состояния учебников. | 21.01 | Ремонт учебников, изготовление закладок | 28.01 |
Индивидуальная беседа с воспитанниками детского дома «Режим дня. Правила поведения в школе-интернате». | 15.01 | Рейд «Лучшая спальня». | 22.01 | Воспитание гигиенических навыков учащихся | 29.01 |
Февраль
1 неделя | время | 2 неделя | время | 3 неделя | время | 4 неделя | Время | 5 неделя | Время |
Классный час «Не загоняй себя в ловушку» | 01.02 | Кл. час «Благодарная память народа Ваши хранит имена» | 08.02 | Классный час «Никто не забыт, не что не забыто» | 15.02 | «Защитники Родины» Оформление классного уголка | 22.02 | ||
Подготовка к смотру строя и песни.
| 02.02 | «День Святого Валентина» изготовление Валентинок | 09.02 | «Моя родная армия» Рисование для конкурса | 16.02 | ||||
Беседа о необходимости помощи ветеранам войны и труда | 03.02 | Экскурсия к памятнику Героям войны | 10.02 | «Зарничка» - военно – патриотическая игра | 17.02 | Трудовой десант «Место где мы живем» | 24.02 | ||
Генеральная уборка класса | 04.02 | Воспитание навыков самообслуживания | 11.02 | Подготовка к общешкольному мероприятию Подбор и заучивание стихов к школьному конкурсу | 18.02 | Работа с родителями, личными делами учащихся. | 25.02 | ||
Трудовой десант (проведём чистоту в каждой комнате | 05.02 | Работа с личными делами учащихся. | 12.02 | Генеральная уборка класса | 19.02 | Рейд «А нечистым, трубочистам..» | 26.02 |
Март
1 неделя | время | 2 неделя | время | 3 неделя | время | 4 неделя | время | 5 неделя | время |
|
Кл. час «С кого нужно брать пример». | 01.03 | Классный час «Земля наш общий дом». К празднику День земли. | 15.03 | Индивидуальные беседы с родителями учащихся по телефону. | 22.03 | Кл. час «Что такое совесть». | 29.03 |
| ||
Подбор и заучивание стихотворений к празднику | 02.03 | «Содержи в порядке книжки и тетрадки» - рейд учебного сектора. | 09.03 | Работа с родителями, личными делами учащихся. | 16.03 | Посещение проблемных семей. | 23.03 | Ремонт учебников, изготовление закладок | 30.03 |
|
Изготовление подарков мамам и воспитателям | 03.03 | Самоподготовка | 10.03 | Конкурс «Лучшая тетрадка» | 17.03 | Работа с личными делами учащихся. | 24.03 | Контроль режимных моментов. | 31.03 |
|
Осуществление звонков родителям. | 04.03 | Индивидуальная беседа с воспитанниками группы риска. | 11.03 | Трудовой десант «Школа – наш дом, мы хозяева в нем» | 18.03 | Обновление классного уголка. | 25.03 | |||
Работа с личными делами учащихся. | 05.03 | Трудовой десант «Генеральная уборка класса». | 12.03 | «Ну, светофор, погоди!». Каникулы и дорожная безопасность. | 19.03 | Индивидуально – профилактическая беседа с родителями по телефону по поводу школьной формы учащихся. | 26.03 |
|
Апрель
1 неделя | время | 2 неделя | время | 3 неделя | время | 4 неделя | время | 5 неделя | Время |
Кл. час «Нет – вредным привычкам» | 05.04 | Классный час «Космические дали» | 12.04 | Викторина «С днем рождения земля» | 19.04 | Кл. час: «Уважайте в себе и других человеческую личность» | 26.04 | ||
Подготовка к конкурсу рисунков о космосе | 06.04 | Индивидуальная работа с учащимися «Дисциплина – залог успешной учебы» | 13.04 | «Весенняя капель» - конкурс рисунков | 20.04 | Беседа с отстающими учениками и учителями-предметниками по выявлению трудностей в учебе | 27.04 | ||
Уборка кабинета уход за цветами. | 07.04 | Самоподготовка | 14.04 | «Береги природу – не играй с огнем» - инструктаж по ТБ | 21.04 | Контроль режимных моментов | 28.04 | ||
Контроль за внешним видом учащихся. | 01.04 | Рейд «Чистые носки» | 08.04 | Посещение проблемных семей на дому. | 15.04 | Самоподготовка | 22.04 | Индивидуально – профилактическая беседа с учащимися нарушающими дисциплину в классе. | 29.04 |
«Весенние проталины» экскурсия в природу» | 02.04 | Рейд «Как режим мы соблюдаем» | 09.04 | Генеральная уборка класса | 16.04 | Работа с личными делами учащихся. | 23.04 | Воспитание гигиенических навыков учащихся | 30.04 |
Май
1 неделя | время | 2 неделя | время | 3 неделя | время | 4 неделя | время |
Классный час «Поговорим о доброте». | 17.05 | Классный час «Наш класс – самый лучший». | 24.05 | ||||
«Мы за мир» Рисование для школьной выставки | 04.05 | Благоустройство пришкольного участка | 11.05 | Посадка цветов на клумбе | 18.05 | Подготовка к последнему звонку | 25.05 |
Подготовка к празднику Победы | 05.05 | Рейд «Соблюдение режима» (отбой) | 12.05 | Работа с родителями | 19.05 | Индивидуально – профилактическая работа с родителями. | 26.05 |
Педагогические консультации «Как помочь ребенку учиться?» | 06.05 | Наблюдение за природой, развлечения на свежем воздухе | 13.05 | Предупреждение дорожного травматизма. | 20.05 | Инструктаж по ТБ на период летних каникул. | 27.05 |
Благоустройство пришкольного участка | 07.05 | Ремонт учебников и рабочих тетрадей | 14.05 | Работа с личными делами учащихся. | 21.05 | Генеральная уборка класса | 28.05 |
Используемая литература
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е.Н. Степанова. Творческий центр «Сфера», Москва - 2003г.
- Журналы «Классный руководитель» №5,2005г.
- Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае», принятый краевым Советом народных депутатов. (Постановление от 29 ноября 2004 года № 432).
- Закон РФ «Об образовании»
- Классное руководство: рабочие диагностики. Н.Е. Щуркова «Педагогическое Общество России» Москва – 2004г.
- Классный руководитель в современной школе. Учебно-методическое пособие под ред. П.А. Шептенко, С.М. Чернеченко, Г.А. Ворониной. БГПУ Барнаул – 2006г.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001года №1756-р)
- Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель: Л.Д. Гуткина. Центр «Педагогический поиск», М – 2003г
Новое воспитание. Н.Е. Щуркова, «Педагогическое Общество России» Москва – 2005г.
Новые родительские собрания 5-9 классы. Автор Н.И. Дереклеева. «ВАКО», М- 2007г.
- Практическое воспитание в школе (часть 1).В.М. Лизинский, центр «Педагогический поиск» Москва – 2004г.
- Ресурсы интернет – сайта: www.pedsovet.ru
- Социально педагогическое сопровождение преемственности личностного развития ребёнка. А.Н. Свиридов БГПУ Барнаул – 2006г.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. № 196