Сборник методических разработок уроков и внеклассных мероприятий «Работа на интерактивной доске»
Муниципальное образовательное учреждение
Заозерная средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов
«Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения»
Я. Коменский
РАБОТА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
Сборник методических разработок уроков и внеклассных мероприятий
ТОМСК
Сборник методических разработок представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов. В данном методическом сборнике представлены технологические карты уроков по обучению грамоте, русскому языку, внеклассное мероприятие для начальных классов. Каждый урок имеет электронное приложение. Материалы могут быть полезны начинающим педагогам начальной школы, студентам педагогических специальностей вузов и колледжей для повышения профессиональной компетенции в части использования интерактивного оборудования в учебном процессе, для конструирования и проведения современных уроков.
Автор – составитель: Матвеева Елена Ивановна
Рецензент:
РАБОТА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Преимущества работы с интерактивными досками для учителей:
позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:
делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
использование групповых форм работы;
совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;
сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.
Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИД улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.
Если учителя в своей работе используют интерактивную доску, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько они соответствуют требованиям данного времени. В традиционном начальном образовании использование ИД позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
Обучение грамоте. 1 класс
Класс | 1 |
Предмет | Обучение грамоте |
Тема урока | Путешествие на остров знаний |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Цель | Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной, учебно - практической деятельности по определению согласных звуков и гласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями. |
Задачи | --учить звуковому и сравнительному анализу слов; -способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения; - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах; - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью. |
Результаты: | Личностные УУД: -осознание того, что учение – это труд -исполнение обязанности ученика Метапредметные: а) регулятивные: умение определять и сохранять цель, принимать установленные правила в планировании и контроле, в сотрудничестве с учителем, классом б) познавательные: отвечать на вопросы учителя, делать выводы. в) коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог. Предметные: - умение применять полученные знания - развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. |
Оборудование | -Мультимедийный проектор; -компьютер; -экран; -мультимедийная презентация к уроку; -символы звуков у каждого ребенка; -маршрутные листы; -алфавит. - рисунок улыбающегося солнышка - нарезная магнитная азбука |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. | Приветствие учащихся. Я на уроке Я радуюсь этому Вниманье мое растет Память моя крепка Я буду стараться Я молодец! -Как вы уже заметили к нам пришли гости, поприветствуйте их. А еще у нас в гостях солнышко (на доске рисунок с улыбающимся солнышком) -Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать! Я желаю вам успехов!» У вас на партах лежат кружки: красный, зеленый, синий. Красный цвет-прекрасное настроение, зеленый- хорошее настроение, синий- плохое. Обратите внимание на все кружки и поднимите тот, который соответствует вашему настроению в начале урока. Прозвенел звонок и вот Начинаем мы урок Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! | Учащиеся повторяют и слова движения за учителем. Учащиеся приветствуют гостей. Ученики улыбаются друг другу и учителю. Учащиеся вместе с учителем произносят фразу. Поднимают кружок с цветом их настроения вверх в начале урока. |
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| -К какому уроку вы приготовились? - Чему так радуется герой этого стихотворения? - Какую пользу приносит чтение человеку? - Да. действительно, это замечательно, когда ты умеешь читать. Не зря в пословице говорится: Кто много, читает, тот много знает. Цель нашего урока: формировать навык чтения. | Ответы детей. Один из учеников читает стихотворение: Ура! Ура! Я стал читать»! Ура! Ура! Не просто слоги! Ура! Ура! Уже читаю я слова! И даже без подмоги Предположения детей. Рассуждения учащихся. Вместе с учителем проговаривают пословицу |
Ш. Актуализация знаний | Мы сегодня отправимся в путешествие в страну Знаний! Но в этой стране есть своя тайна. Хотите я вам ее открою? В этой стране все невидимое: предметы, леса, звери. Чтобы они появились, надо выполнить задания. Для того, чтобы узнать с кем мы будем путешествовать, обратимся к электронной доске и с помощью рамочки помощника, мы узнаем героя нашего путешествия. Кто желает передвигать рамочку? (на доске появляется рисунок с буратино, учитель задает наводящие вопросы про Буратино) Ребята, кто-нибудь знает, кто такой Буратино? Учитель сообщает, что к нам пришло письмо от Буратино, давайте его прочитаем. -Ребята, поможем Буратино? Вот маршрут, по которому мы будем с вами путешествовать, он лежит у каждого из вас на партах. Возьмите его в руки, чтобы ознакомиться с ним. В первом столбике- номер задания, во втором столбике- название нашего упражнения, в третьем столбике мы должны ставить знак + если мы с заданием справились и – если задание вызвало у нас затруднение. А еще, после выполнения каждого упражнения мы должны произносить волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!» - и предмет тут же появится. Ну что ж, все согласны? Тогда в путь | Один ученик выходит к доске и передвигает рамочку с помощью ручки. Ответы детей. Учащийся зачитывает письмо. «Здравствуйте ребята. Я узнал, что вы учитесь в первом классе и многое уже умеете. Я очень хочу попасть в волшебную страну Знаний, и научиться писать и читать. Вы мне поможете?»\ Ответы детей. УЧащиеся берут в руки распечатанный маршрут и знакомятся с ним. Ответы детей |
IY. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации | Прежде чем отправиться в путешествие, вспомним, что такое алфавит? -Сколько букв в алфавите? - Ребята, на каком транспорте мы могли бы отправиться с вами в путешествие? -Выложите название транспорта из букв магнитной азбуки, которые вы видите на доске и назовите только гласные буквы. Давайте произнесем нашу волшебную фразу: «Крибле, крабле, бумс»! -Проверьте, правильно ли мы выполнили это задание. (по щелчку мыши появляются предметные картинки) Обратимся к маршрутному листку и оценим выполнение первого задания. Если задание верное-ставим +. -Ребята, а ведь еще можно путешествовать и на воздушном шаре. Попробуем? Но чтобы шар появился, нужно заселить буковки алфавита в свои домики. Слайд. -Буквы, каких звуков будут жить в красном домике? -Буквы, каких звуков будут жить в синим домике? -А белый домик для каких букв? Почему? Проверьте правильность выполнения задания. Произнесем волшебные слова: «Крибле, крабле,бумс!»( в руках учителя появляется воздушный шар) -Обратимся к маршрутному листу и оценим выполнение этого задания. -Шар готов, а мы сможем на нем взлететь? Нам нужен большой воздушный шар. А для этого. Нам нужно зашифровать слова «ветер» и «шар». Но для начала давайте вспомним на какие звуки делятся буквы? -Молодцы! А теперь выполняем задание. Работа будет проходить в парах, на партах у вас лежат звуковые схемы. Договоритесь в паре, кто с каким словом будет работать, а потом проведем самопроверку. Чья пара будет готова, поднимите ручки в форме домика. -Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. Слайд. А теперь произнесем волшебные слова: Крибле, крабле, бумс! Слайд (по щелчку мыши появляется большой воздушный шар) Обратимся к маршрутному листу и оценим это задание. | Отвечают на вопросы Учащиеся поочереди выходят к доске и выкладывают название транспорта и называют гласные буквы. Произносят фразу. Берут листы самооценки и оценивают выполненное задание. Отвечают на вопросы и заселяют домики у доски. Произносят волшебные слова. Берут листы самооценки и оценивают выполненное задание. Ответ учащихся Ответы детей. Дети выполняют звуковой анализ слов ветер и шар за партами. Работа в парах. Берут листы самооценки и оценивают выполненное задание |
| Динамическая минутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся! Ручки в сторону развел, Ключик видимо нашел! Чтобы ключик тот достать, Нужно на носочки встать! | Учащиеся встают и выполняют упражнения, которые показывает учитель. |
| Представим, что мы с вами летим на этом воздушном шаре и пролетаем над морем. -Ребята, а кто живет в море? Попробуйте прочитать слова. Акулы набросились на слова и откусили по букве. Догадайтесь, какие это были слова? А теперь произнесем волшебные слова: Крибле, крабле, бумс! Слайд (по щелчку мыши появляется морские животные) Обратимся к маршрутному листу и оценим это задание -Наш воздушный шар пролетает над островом. Но на острове нет растений. Если мы расколдуем слова, поменяв слоги местами, то на острове вырастут деревья. Прочитайте эти слова. -Произнесем волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!» Слайд. (на острове по щелчку мыши появляются растения) Обратимся к маршрутному листу и оценим выполнение этого задания. -Так же на этом острове живут звери, но чтобы их увидеть, нужно расставить слова, которые вы видите на доске, в алфавитном порядке. На что нужно обратить внимание, чтобы расставить слова в алфавитном порядке? Прежде чем выполнить это задание, возьмите в руки алфавит, который лежит у вас на партах и посмотрите последовательность букв. Произнесем волшебные слова: « Крибле, крабле, бумс!» Слайд. ( на острове по щелчку мыши появляются животные) Обратимся к маршрутному листу и оценим выполнение этого задания - Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями. А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки. -Ребята, наше путешествие подходит к концу и мы возвращаемся в наш класс. Открываем глазки. Ребята, посмотрите, Буратино нам оставил еще одно письмо. Прочитаем его. | Ответы детей. Дети выходят к доске вставляют букву и называют слово Берут листы самооценки и оценивают выполненное задание Дети на интерактивной доске переставляют слоги местами, читают слова. Б ерут листы самооценки и оценивают выполненное задание. Ответы детей. Учащиеся поочереди выходят к доске и расставляют карточки в нужном порядке. Произносят фразу. Берут листы самооценки и оценивают выполненное задание Закрывают глаза. Ученик зачитывает письмо: « Ребята, как здорово, что вы взяли меня в путешествие. Благодаря вам я научился писать, читать, отличать буквы от звуков, гласные от согласных. Мне очень понравилось, как вы ловко выполняли все задания. Дорогие ученики- вы мои самые лучшие друзья! Спасибо большое! До встречи! Ваш Буратино.» |
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. VI. Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Подведение итогов. -С кем мы отправились в волшебную страну? - На каком транспорте мы путешествовали? -Посмотрите на лист самооценки и скажите, чем мы сегодня занимались на уроке? Выберем пословицу, которая послужила бы девизом для дальнейшей работы для каждого из вас. Слайд. Кто бы хотел поделиться своим выбором и объяснить его. -Какое ваше настроение сейчас? -Поднимите кружки красный- если отличное настроение, зеленый-хорошее настроение, синий кружок-плохое. -Спасибо, урок окончен! | Отвечают на вопросы Выбирают пословицу и объясняют ее значение. |
Технологическая карта урока русского языка
Класс: | 2 |
Предмет: | Русский язык. |
Тема урока: | Способы проверки безударных гласных в корне слова. |
Тип урока: | Применение знаний на практике. |
Цель: | - создание условий для формирования умения находить слова с безударным гласным в корне и подбирать проверочные слова; - развития устной и письменной речи учащихся; - развития внимания, монологической и диалогической речи, фонематического слуха. |
Задачи: | - Актуализировать знаний о необходимости проверки слов с безударным гласным в корне. - Организовать деятельность по определению способа подбора проверочных слов. - Отрабатывать способы подбора проверочных слов. |
Результаты: | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Метапредметные: а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. б) познавательные: умение сравнивать, делать выводы; в) коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог. Предметные: - организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов; - развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. |
Оборудование: | Интерактивная доска |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I.Орг. момент | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Я рада начать работу с вами. СЛАЙД1 -Какой урок мы сейчас начинаем? Запишите сегодняшнее число СЛАЙД 2 | Настраивается на активную работу на уроке. Записывают число. |
II. Минутка красивого письма | -Какое время года сейчас за окном? СЛАЙД 3 -Сколько букв потребуется для записи этого слова? Сколько букв согласных, гласных? -Запишите это слово красиво по образцу в тетрадях 1 раз. | Дети записывают слова «весна, вёсны, весенний». |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы. | -Прочитайте предложение СЛАЙД 4 - Какие орфограммы пропущены в словах? -Как вы считаете, над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке? (Будем исследовать проверяемые безударные гласные в корнях слов) -Чтобы решить эту проблему поставим цель. Цель: научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. -Вспомните и запишите безударные гласные, которые нуждаются в проверке? СЛАЙД 5 -Проверка. Ребенок лопает шарик, дети зачеркивают букву у себя в тетрадях. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Записывают буквы гласных. Самооценка |
IV. Формирование новых навыков. | -Вернемся к предложению. СЛАЙД 4 -Что необходимо сделать, чтобы узнать какую букву гласного нужно написать? -Существует несколько способов проверки безударной. С некоторыми мы сегодня и познакомимся на уроке СЛАЙД 6 -Скажите, какое слово является проверочным к слову весна и почему? Как изменилась гласная? Это первый способ. Поставьте 1. Запишите эти слова к себе в тетрадь. Аналогично можно проверить слова: тепло, гнездо. (Открываю первую строчку слайда) -2 способ вы можете назвать после того как подберете проверочное слово к слову в следующем предложении СЛАЙД 7 Назовите этот способ. Запишите в тетрадь эти слова. -Поупражняемся в нахождении проверочных слов этим способом проверки. СЛАЙД 8 -Проверка. Поставьте 2. -Кто из вас знает, какая птица первой открывает весну? СЛАЙД 9 В русском народе о граче говорили, что он весну открывает. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет. Если грачи летят прямо на свои старые гнезда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом. -Запишите слово грачи и рядом проверочное слово. Есть у русского народа и такая примета, прочитайте СЛАЙД 10 -3 способ проверки – это назвать слово ласково СЛАЙД11. Подберите проверочные слова к словам, требующие проверки в этой пословице. Поставьте 3. Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте. -Поупражняемся в этом способе проверки СЛАЙД 12. -А это что за весны гонец? СЛАЙД 13. Как проверить написание этого слова? Запишите это слово. -Скворушка принес вам еще один способ проверки. Посмотрите на СЛАЙД 11 Поставьте 4. Постарайтесь с этой работой справиться в паре с соседом. А помогать вам в этом будет его песенка. (Звуковой файл) СЛАЙД 14 -Правильны ли были ваши размышления? СЛАЙД 15 Оцените свою работу. Встаньте те, кто написал без ошибок. -Мы познакомились только с некоторыми способами проверки безударной гласной, которые помогут вам правильно писать слова с безударной гласной. Они помогут вам в написании слов с безударной гласной. | Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы. Дети пишут в тетрадях, один на доске на отметку, затем проверка шторкой. Оцените работу соседа. Взаимооценка Дети работают устно у доски. Работа в парах. Один ребенок выходит к доске и ведет слово через трубу, называя проверочное. |
V. Закрепление и совершенствование умений. | - Я задумала для вас несколько объектов данной картины - все они - слова с безударными гласными. Догадайтесь, какое слово первое: 1. Оно из названия картины, является прозрачной жидкостью. (Вода) 2. Водоём или водный поток от истока к устью. (Река) 3. Суша, земная твердь, поверхность, покрытая водой. (Земля) 4. Это многолетние растения с твёрдыми стволами, находящиеся в воде (Деревья) 5. Объекты, находящиеся на заднем плане картины, затопленные водой (Дома) Проверим написание слов | Дети записывают слова, устно называя проверочное слово Проверяют написание по образцу на слайде |
VI. Подведение итога урока. Рефлексия. | - С какой орфограммой работали сегодня на весеннем уроке? Какую цель ставили? Достигли поставленной цели? Какие способы проверки вы узнали, посмотрите в тетрадь, назовите их СЛАЙД 17 Оцените свою работу СЛАЙД 18 Все слова, с которыми мы сегодня встретились, можно отнести к весне. Каких вестников весны повстречали? Как надо относиться к птицам весной? - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу СЛАЙД19 | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. |
VII. Информация о домашнем задании. Творческая работа | -Дома вам необходимо будет составить рассказ о весне, используя слова, которые мы записали сегодня. | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |
Технологическая карта урока русского языка
Класс: | 3 |
Предмет: | Русский язык. |
Тема урока: | Три склонения имен существительных |
Тип урока: | Открытие новых знаний |
Цель: | формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных». |
Задачи: | -организовать деятельность по определению склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме. способа подбора проверочных слов. - отрабатывать умение определять склонение существительных. |
Результаты: | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Метапредметные: а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. б) познавательные: умение сравнивать, делать выводы; в) коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог. Предметные: -учить определять склонение имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме. -устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения |
Оборудование: | -интерактивная доска -карточки с именами существительными. |
Ход урока
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I. Организационный этап. | – Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? | – Ребята отвечают. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – ИД Определите к какой части речи относятся слова. Как вы определили? Машина, парта, дядя, стол. Сено, берёза, море, пальто. Какое слово лишнее в каждой строчке? ИД Найдите по 2 слова ж, м, с. Рода по картине Как изменяется имя существительное? Проверьте знание падежей сущ. в паре. Устно. Посмотрите на доску. ИД По улице, по площади гуляет вьюга белая. Определите род, падеж существительных. - Ребята, обратите внимание: у существительных «улица» и «площадь» одинаковый род, одинаковый падеж, одинаковые предлоги, а окончания - разные. - Как вы думаете почему? - Какой возникает вопрос? |
Дети находят на картине предметы, определяют род существительных Работа в парах. (Ответы детей) (Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?) Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. |
III. Постановка учебной задачи | Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём исследование Проанализируйте и выберите столбики склонений существительных с одинаковыми окончаниями. ИД Сколько получилось групп существительных с одинаковыми падежными окончаниями? (Три) - Какие существительные вы отнесете в первую группу? (Существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, -я). - Во вторую? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о, - е) - В третью? (Существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце) - Давайте сверим свой результат с правилом в учебнике, и узнаем научное название этих групп. Учебник стр. 118
- Сформулируйте тему нашего урока. | – Работа в паре. Анализ столбиков слов. Ответы детей Склонение имён существительных |
IV. Открытие нового знания. | (Учитель пишет на доске: 1скл., 2 скл., 3 скл.). - Какова же цель нашего урока? - Итак, по каким признакам определяют склонение существительного? (По роду и окончанию в И.п.) - Вернёмся к предложению, с которого мы начали урок. Теперь вы можете объяснить, почему у слов улица и площадь в одинаковых падежах разные окончания? (Эти существительные относятся к разным склонениям: улица – 1 скл., площадь – 3 скл). - Как вы определили склонение имени существительного? - Давайте составим алгоритм. Что мы должны определить в первую очередь? (Определить род существительного). (Учитель пишет на доске род). - Дальше? (Выделим окончание). - Что останется определить? (По роду и окончанию определить склонение). (Подписывает окончания) |
–Цель урока:. Научиться определять склонение существительных Дети записывают в тетради 1скл. 2 скл. 3 скл. Ж.р. м.р………. -а,-я -о, -е -ь |
V. Первичное закрепление.
| – А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям. (Учитель диктует слова) Тень, картина, дядя, утро, ночь, кони. обосновывают правильность распределения слов. Мне нужно определить склонение слова «кони». Но существительных с окончанием –и нет ни в одном склонении. - Что надо сделать? (Поставить в начальную форму) - Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм? (Поставить существительное в начальную форму) - Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять? Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных. Я задумала для вас несколько объектов данной картины. Догадайтесь, какое слово первое: 1. Оно из названия картины, является прозрачной жидкостью. (Вода). 2. Водоём или водный поток от истока к устью. (Река) 3. Суша, земная твердь, поверхность, покрытая водой. (Земля) 4. Это многолетнее растение с твёрдым стволом, находящимся в воде (Дерево) 5. Объект, находящийся на заднем плане картины, затопленный водой (Дом) Запишите эти слова, определите склонение. | Один комментирует, другие записывают в тетради Фронтальная работа с с доской с комментированием |
VI. Самостоятельная работа | .Разноуровневые задания 1 уровень Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных Отец, путь, торжество, везение, чародей, зной. 2 уровень Подберите к словам антонимы и определите их склонение. Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____. 3 уровень От данных имен существительных образуйте слова третьего склонения. Вещица, мышка, брошка, морковочка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка. | Самостоятельная работа, затем проверка. |
VII. Рефлексия. Итог деятельности. | – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? Домашнее задание. Выполнить другой уровень. Составить алгоритм определения склонения. |
– У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах. |
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Класс | 3 |
Предмет | Внеклассное мероприятие |
Тема урока | Новый год у ворот |
Тип урока | Занятие – проект. |
Цель | Организовать деятельность обучающихся по изучению и популяризация истории праздника «Новый год», по совершенствованию опыта работы на ИД. |
Задачи | - создать условия для знакомства обучающихся с историей праздника, для развития таких читательские действий, как поиск, выделение нужной информации для решения учебной задачи, для совершенствования навыка работы с интерактивной доской. -способствовать развитию умения внимательно слушать, привлекать имеющиеся знания и личный опыт, работать со справочными источниками, наблюдать, показывать свою осведомленность, работать в группе, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения, сотрудничать, анализировать, делать выводы. -способствовать воспитанию учебно-познавательного интереса к родному языку; чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества, чувства патриотизма, любви к Родине; культуру поведения участников проекта; воспитанию стремления совершать добрые дела. |
Результаты: | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт; Метапредметные: -развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников; - развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; Предметные: -знакомство с историей празднование Нового года в разных странах, первой новогодней открытки, новогодней елки; -овладение способами ввода различного вида информации в компьютер: текст, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения на ИД. |
Оборудование | -Мультимедийный проектор, компьютер, экран; -презентации Power Point, используются программы Word, ПО ActivInspire, https://www.youtube.com/watch?v=HxRP20rKlRA история новогодней елки, http://www.prazd.info/ny/44 история новогодней открытки |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | Приветствие. Вступительное слово. | Приветствие. |
II.Мотивационный: актуализация (целеполагание, задачи) | Проблемный подводящий диалог к участию в проекте создания электронной версии журнала «Новый год у ворот», его актуальности. -Ребята, в нашем классе есть дети, у которых брат и сестра учатся в 1 классе, в этом же кабинете и у одного учителя. Вы хотели бы, как вы говорили, проводить уроки у них сами, делиться знаниями, как с вами делятся пятиклассники? Какой праздник прошел совсем недавно? Мы много интересного узнали про этот праздник. А как нам сохранить эту информацию, чтобы потом поделиться с ней? Я предлагаю вам создать электронную версию журнала. Беседа по структуре содержания журнала. -Какие рубрики есть в журнале? Создание «редакционных» групп. Намечается план и распорядок деятельности, распределяется нагрузка между учащимися. Я предлагаю вам поработать сегодня в «редакционных» группах. -Скажите, какие ассоциации возникают у вас со словами новый год? Рассмотрим сегодня историю новогодней елки, празднования нового года в разных странах, новогодней открытки. | Участие в беседе, обмен мнениями с учителем, одноклассниками. Соглашаются с предложением. Отвечают «Новый год» Предлагают варианты решения проблемы. Выдвигают гипотезы (написать доклады, издать книгу). После обсуждения и сравнения с книгой приходят к выводу, что интереснее будет журнал. Перечисляют рубрики: новости, это интересно, ребусы, кроссворды и др. Дети соглашаются. Называют ассоциации: елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и другие. |
III. Проектный: исследовательская деятельность | 1. Предлагает работу на интерактивной доске по созданию обложки журнала, оказывает помощь. -Рассмотрите обложку журнала. Скажите, какая информация на ней есть? Какой фон на обложке должен быть? Предлагаю вам посмотреть ваш флипчарт, который вы создали на переменах, может быть нам что – то пригодится. А название я, если позволите, предложу свое (Добрята). Предлагаю вам напечатать название, вид журнала, номер самим. Организует работу в группах (разноуровневые задания), контролирует ход работы, оказывает помощь. А мы поработаем в группах. Выполните задания. Задания для групп (Приложение 1.) 2. Выслушивает ответы детей, организует беседу. Показывает приемы работы с ИД (использование рамки, скрытый объект, вставка мультимедийного файла, ссылки на интернет ресурс). Проверка работы 1 группы (новый год в разных странах). Скрытые объекты: имя Деда Мороза, его фотография. Оценка работы группы. Проверка работы 2 группы (история первой новогодней открытки). -Скажите и покажите на ИД как узнать, от кого и кому адресована была первая открытка. -На открытке изображено 3 поколения людей. Покажите их. Оценивание работы группы. 3.Проведение динамической паузы. (Игра «Верите ли вы») (Приложение 2). Использование здоровьесберегающей технологии (детям предлагается перейти к двери, если они согласны с высказыванием, если не согласны перейти к столу) 4. Осуществляет проверку работы 3 группы (история новогодней елки) ресурсами ИД. Представляет дополнительную информацию с помощью видеофрагмента из сети интернета. -А чем отличается новогодняя ель от ели в лесу? Предлагает отгадать загадки, украсить елку. (Приложение 3). Оценивание работы группы. 5. Проверка работы 4 группы (интересные задания), используя презентацию Power Point (Приложение 4). -Выберите следующий фон нашей страницы журнала. Озвучивает проблему. -Скажите, как сохранить эти презентации на нашей странице журнала? - Как другие читатели смогут узнать, что скрыто за этими значками? Оценивание работы группы. | Рассматривание. Высказывания. Выбирают нужную страницу из созданного ранее флипчарта, для обложки журнала, вставляют её в проект. Дети соглашаются, высказывают одобрения. Индивидуальная самостоятельная работа. Создают страницу флипчарта (вставка текста названия журнала, его периодичности). Работа в группах с дифференцированными заданиями. Дети вспоминают правила работы в группе. 2. Выступление групп. Слушают выступление одноклассников, задают вопросы, высказывают свое мнение. Создают страницы журнала. Читают текст, называют имена Дедов Морозов, рассказывают о традициях праздника в разных странах. Сверяют свои варианты с ИД. Высказывают мнения. Дети читают текст, сопровождая рассказ показом на ИД, используя рамку, выделяя с ее помощью нужные фрагменты открытки. Выделяют нужные фрагменты, поворачивая рамку вертикально. Высказывают мнения. 3.Участвуют в динамической паузе, соотнося свои предположения с правильным ответом. 4. Представляют результат работы группы. Смотрят видео фрагмент. Учатся вставлять ссылку на веб-узел Дети отгадывают загадки. Учатся вставлять мультимедиа во флипчарт. Высказывают мнения. 5. Дети показывают результат работы, соотнося с правильным ответом на ИД. Выбирают понравившийся рисунок. Предлагают сделать вставку мультимедиа, написать слово игры. Вводят текст (слово игры) на страницу флипчарта, вставляют мультимедия. Высказывают мнения. |
IV. Защита: презентация работы | Организует демонстрацию журнала. Анализ работы каждой группы. -Какая была цель нашего занятия? Удалось ли ее достичь? | Просмотр журнала. Анализ работы каждой группы. |
V. Рефлексивный: | Анализ трудностей, возникших во время работы. Предложение заполнить анкету рефлексии. (Приложение 5). | Мнение: ответы детей. Заполняют анкету. Высказывают свое мнение о данном мероприятии. Высказывают предложения возможности использования журнала. |
VI.Домашнее задание
| Предлагает lдомашнее задание на выбор: создать страницу «Содержание», создать другие страницы журнала, выступить с журналом. | Предлагают варианты других страниц журнала. |
Приложение №1
Раздаточный материал
Группа 1
Вспомните имена Деда Мороза в разных странах.
Впишите имя в нужный текст.
Распределите между членами группы тексты для прочтения классу.
В Италии Новый год начинается шестого января. Итальянский Дед Мороз - _________ ______________. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи: в окно летят старые утюги, стулья и прочий хлам. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи.
Главный герой новогоднего карнавала в Колумбии - Старый год. Он разгуливает в толпе на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. __________ _______________- колумбийский Дед Мороз. Никто лучше него не умеет устраивать фейерверки.
Веселый человечек, одетый в мохнатую шубу, высокую баранью шапку, с коробом за спиной, приходит к чешским и словацким детям. Его зовут __________. Для тех, кто хорошо учился, у него всегда найдутся подарки.
В Германии считают, что _________ __________ в Новый год появляется на ослике. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, а в башмаки кладут сено - угощение для его ослика.
Французский Дед Мороз - _______ ________ - приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул "бобового короля" и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.
В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году. Новый 1700 праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий.
Группа 2
Задание: «История первой новогодней открытки»
Прочитайте тексты «Первая новогодняя открытка» и «Интересные факты».
Найдите и впишите пропущенные слова в новый текст.
Прочитайте классу получившийся текст.
В Россию традиция поздравлять знакомых открытками пришла из ________________. Первую новогоднюю открытку создал художник_____________________________ в __________году. На открытке изображено в центре_______________________________________________,
по бокам_________________________________________________________.
Она была подписана ________________________________________________ _________________________________. Самая большая коллекция новогодних открыток принадлежит __________________________________ ____________,
собравшему _______________экземпляров.
Первая новогодняя открытка
В Россию эта традиция поздравлять знакомых открытками пришла из Англии. Поздравительную карточку с изображением сидящей за рождественским столом семьи в 1843-м году создал художник Джон Хорсли по просьбе сэра Генри Коула. Она была подписана: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». По бокам изображены люди, совершающие хорошие поступки (накормить и одеть бедных), в Центральной части - праздничное застолье. Рождественское поздравление англичане посылали друг другу и раньше, однако эта открытка стала первой в мире предназначенной на продажу.
Интересные факты
В 1874 году в Берне был установлен международный почтовый стандарт: с этого момента размер поздравительных открыток строго соответствует формату 9×14 см.
Самая большая коллекция новогодних открыток принадлежит канадцу господину Буту, собравшему 205 120 экземпляров. На протяжении сорока лет он скрупулезно собирал самые красивые и оригинальные новогодние открытки со всех уголков земного шара.
Самая большая поздравительная открытка была изготовлена к празднованию дня города Новосибирска в 2007 году: общая площадь столь крупномасштабного поздравления составила более400 кв. м, длина – 250 м, высота – 1,6 м, а вес – 119,8 кг.
Группа 3
Задание: «История новогодней елки».
1)Прочитайте части текста.
2) Восстановите текст. Приклейте части текста в нужном порядке, обратите внимание на выделенные слова.
3) Прочитайте получившийся текст.
Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I.
В 1699 году он издал указ, которым Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.
В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная пятиконечная.
В 1954 году впервые зажглась главная елка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.
В Германии были созданы первые искусственные елки. Ими были придуманы елки из гусиного пера, окрашенные в зеленый цвет.
Самая высокая елка, занесенная в книгу рекордов Гиннеса, была установлена в Мехико сити в 2010 году. Ее высота составила 110 метров. Для сравнения, такую же высоту имеет 40 этажный дом.
Группа 4
Задание: «Перевертыши, ребусы»
Соберите мозаику – открытку.
Подумайте и напишите перевертыши.
Решите ребусы.
Вопрос: «Бабушка Жара»
Ответ: ________________________________________
Вопрос: «Лето в Творогово».
Ответ: ___________________________________________
Вопрос: «Солнечный король».
Ответ: ___________________________________________
Ответ_________________
Ответ_________________________
Ответ_________________________
Ответ___________________
Приложение 2
Динамическая пауза «Верите ли Вы»
А верите ли вы, что России Новый год раньше отмечали 1 сентября?
Да. С 1700 года Пётр 1 издал указ праздновать именно в зимние месяцы.
*Верите ли вы, что в Швеции в Новый год бьют о двери домов старую посуду. Чем больше черепков, тем больше счастья? Да
*Верите ли вы, что в Австралии в Новый год принято мазать друг друга вареньем? Нет
*А верите ли вы, что на Кубе в полночь каждый с ударом часов должен съесть по виноградинке, а после полуночи вылить всю воду из посуды? Да
*А верите ли вы, что во на Кубе есть такая традиция перед Новым годом наполнять всю посуду водой, а с наступлением праздника – выливать её из окон? Да
Приложение 5
Анкета рефлексии
Анкета. Фамилия, имя__________________ | В этом столбике зачеркни ненужные для тебя слова. Прочитай свои получившиеся ответы. |
Своей работой я на уроке… | доволен недоволен |
На уроке я работал… | активно не очень активно |
Материал урока мне был… | Понятен не понятен Полезен не полезен Легким трудным |
На уоке я …. | Узнал новое ничего нового не узнал |
Мне понравилось работать в группе… | Можно ничего не делать, кто-нибудь ответит. Когда работаешь командой – легче и можно узнать больше информации. |
Урок дал мне для жизни… | Подумай, как ответить и запиши. _______________________________________________________ |
Литература:
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )
Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)
сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/),
сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),
SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/).
Сайты поддержки пользователей ИД других производителей:
сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/),
«Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).
Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. - 2000 г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.