12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Адабир О. И.50
Россия, Тульская обл., Щекино

 

"Использование интерактивной доски на уроках информатики и физики"

Автор: Адабир Оксана Игоревна

учитель информатики и физики

ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа»

п. Первомайский, Щекинский район, Тульская область.

 

Введение

«Наглядность - «золотое правило дидактики».

Я.А. Коменский.

 

За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику.

Одной из основных целей современной высшей школы является подготовка профессионально компетентного специалиста. Наличие социального заказа на подготовку будущих специалистов, обладающих необходимым уровнем профессиональной компетентности в условиях современного информатизированного общества, делает уже необходимым использование современных инновационно-образовательных сред при подготовке профессионально компетентного, способного креативно и инновационно мыслить специалиста.

Для выхода образования на новый более качественный уровень нужно уже сегодня резко увеличить эффективность труда преподавателей, а с нею и качество обучения. И поэтому в современной школе применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. Важная задача — позаботиться о том, чтобы эти новые возможности послужили во благо детям, которые сегодня учатся в российских школах. В связи с этим особенно актуален вопрос методики использования ИКТ и содержательного аспекта сетевых ресурсов, позволяющих школе решать образовательные задачи на качественно новом уровне.

Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.

Как правило, большинство педагогов и учеников, так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно, являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального описания.

Гораздо больший интерес могут представлять специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски, которая сменила меловую и маркерную доски.

Совершенно очевидно, что классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устарели! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Применение их на уроках позволяет интенсифицировать (фр. Intensification, т.е. развитие чего-либо на основе применения эффективных средств, технологических процессов и передовых методов организации труда, достижений научно-технического процесса) в данном случае - процесс обучения, сделать его личностно-ориентированным и индивидуализированным. Использование интерактивной доски на уроке одинаково эффективно, независимо от того, какой предмет: математика, информатика, биология, литература, русский или иностранный язык. С помощью интерактивной доски гораздо легче проводить нестандартные уроки, такие как тренинг, семинар, круглый стол и многие другие.

В данной работе рассмотрим, что такое интерактивная доска, классификацию интерактивных досок, принцип действия, способы работы и обращения. Также вторая глава будет посвящена использованию интерактивных досок на уроках физики и информатики в общеобразовательной школе.

Интерактивность.

Интерактивные технологии – не роскошь, а средства обучения.

Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия со средствами мультимедиа.

Термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств.

Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

видео, сложные видеоэффекты;

анимации и анимационное имитирование.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Интерактивная доска - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Классификация интерактивных досок

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.

Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

В последнее время на рынке появились специальные модели проекторов с короткофокусным объективом, предназначаемые для работы с интерактивными досками. Изготовители досок все чаще предлагают готовые комплексы, в состав которых входят доски и прикрепленные к ним сверху на штанге короткофокусные проекторы.

Технологии, используемые в интерактивных досках, подразделяются на четыре основных типа.

Сенсорная аналого-резистивная технология.

Аналогово-резистивная доска - многослойный "пирог", покрытый износостойким полиэфирным пластиком с матовой поверхностью и широким углом рассеяния света. Например: SMARTBOARD 660i.

  Поверхность достаточно мягкая для того, чтобы немного прогибаться при нажатии. Высокое разрешение экрана.

Для работы не обязательно иметь специальные маркеры, можно пользоваться пальцем или указкой. Нельзя при работе опираться кистью руки на доску: она сразу на это среагирует и что-нибудь написать или нарисовать будет невозможно.

Преимущество: доски работают в течение многих лет, не теряя качества и надежности.

Основная угроза для поверхности - случайное применение фломастеров, после которого пластик бывает трудно отмыть.

Интерактивные доски, использующие аналого-резистивную технологию, выпускают компании Egan TeamBoard, Interactive Technologies, PolyVision, SMART Technologies.

Электромагнитная технология

Например: GTCO CAlCOMP INTERWRITE BOARD 1077

   При использовании электромагнитной технологии интерактивная доска имеет твердую поверхность. Внутри слоистой структуры находятся регулярные решетки из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников.

Для работы нужен специальный маркер.

Электромагнитные доски обычно откликаются на действия пользователя несколько быстрее, чем аналого-резистивные. Скорость выдачи информации у них 100-120 пар координат в секунду, а следовательно, время реакции системы ограничивается только производительностью компьютера. Технология изначально разрабатывалась для дигитайзеров, а потому внутренняя разрешающая способность системы (1000-2000 линий на дюйм и выше) избыточна для решаемых доской задач.

Лазерная технология

Например: Webster LT

   Лазерная технология интерактивных досок потребовала для своей разработки немалого искусства. В систему входят два инфракрасных лазерных угломера, обычно располагаемых сверху по углам доски.

Для работы нужен специальный маркер.

Информация о нажатии на кнопки посылается в систему посредством ультразвука или сигнала какого-либо другого вида.

Принципиальный недостаток лазерной технологии - докладчик может случайно перекрыть луч лазера, в результате чего процесс измерения координат нарушается.

Лазерные интерактивные доски наиболее дороги в производстве. Их выпускает, насколько нам известно, только одна компания - PolyVision.

Ультразвуковая/инфракрасная технология

    Система, запатентованная под названием eBeam, использует различие в скорости распространения световых и звуковых волн.

Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что у электромагнитной и лазерной - необходимо использовать специальный электронный маркер. Электронный маркер испускает одновременно и ИК-свет, и ультразвук.

Интерактивные доски с использованием ультразвуковой/инфракрасной технологии выпускают компании Hitachi, Panasonic и ReturnStar.

Например: MIMIO IN TRACTIVE VIRTUAl INK MIMIO XI CAPTURE

Система MIMIO не является интерактивной доской как таковой, но может превратить в нее любую другую доску, совершенно для этого не предназначенную. Устройство представляет собой сенсор, крепящийся с помощью липучек на поверхность доски, и маркер с источником ультразвука и отсеком для обычного маркера. Имеется ультразвуковая губка, которой можно стирать как тонкие линии, так и большие площади.

Неоспоримым достоинством такой системы видится великолепная транспортабельность и возможность получения интерактивных досок с большими диагоналями, а главная проблема состоит в том, что пластмассовый корпус недостаточно прочен, чтобы выдержать длительную эксплуатацию и многократное перевешивание с места на место.

Приобретая интерактивную доску для образовательного учреждения, следует четко понимать, для какой аудитории она предназначена.

Принцип работы интерактивной доски

Интерактивная доска - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор. Проектор и компьютер для работы с интерактивной доской могут быть практически любыми (например, те, что уже есть в школе) – специальных требований к ним для работы с доской не предъявляется.

1. Компьютер посылает изображение проектору

2. Проектор передает изображение на интерактивную доску

Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Методика использования интерактивной доски

Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.

Но цели применения интерактивной доски не ограничиваются демонстрационными. Применение интерактивной доски вместо традиционной маркерной или меловой вполне оправданно, так как может решать тот же круг задач, что и обычная доска, не говоря о том, что он будет существенным образом расширен, что даст возможность учителю разнообразить виды урочной деятельности, и повысить качество усвоения материала школьниками.

Задачи, реализуемые применением интерактивной доски:

Демонстрационные - возможность демонстрации разнообразного наглядного материала.

Акцентологические - возможность снабжения материала заметками, метками повышенного внимания.

Организационные - возможность организации работы с различными дидактическими материалами учащихся.

Эстетические - представление дидактических материалов в эстетической форме.

Динамические - реализация возможности работы по составлению или изменению конспекта.

Контролирующие - реализация возможности контроля знаний с использованием инструментария интерактивной доски.

По форме работы с доской можно выделить следующие виды деятельности:

Пояснительная деятельность учителя, направленная на представление материала.

Аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как, учитель так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала.

Алгоритмическая практическая работа направлена на пошаговое пояснение/представление способа действий.

Разработческая - деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде конспекта, модели или схемы.

Исследовательская.

Многофункциональное использование материалов:

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления (например, работа со схемой «Части компьютера»).

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать лабораторные работы по физике , химии и биологии при отсутствии натуральных объектов.

Аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Материал электронно-наглядных пособий помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать рисунки, схемы и многое. Интерактивные тесты позволяют легко проверить знания учащихся при составлении схем, сопоставлении объектов.

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно.

Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.

Объекты ЦОР можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или возвращать.

Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Соединение с цифровым оборудованием (фото -, видеокамеры, микроскопы и т.п.) позволяет рассматривать и исследовать изучаемые объекты.

Преимущества работы с интерактивной доской

для преподавателей

для учащихся

Позволяет преподавателям объяснять новый материал ярко и наглядно, работать в большой аудитории.

Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений.

Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.

Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели, могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Именно поэтому интерактивные доски являются для учителей эффективным средством для роста познавательного интереса и повышения качества образования.

И изучение работы с ней очень важный и актуальный вопрос.

Но как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в образовательный процесс возникают при обучении преподавателей эффективному владению этим оборудованием.

Большинство из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано с отсутствием достаточных навыков проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных структур, соответствующих новым возможностям представления информации.

Самая важная задача сегодня - подготовка и переподготовка преподавательского состава, точнее даже, создание преподавателей новой формации. Надо не просто освоить новые технологии, а научиться эффективно, соединять их совсем наработанным опытом в педагогики. Тогда и результат будет другого качества. Поэтому первое, что необходимо сделать – это провести курсы повышения квалификации по работе с интерактивной доской.

В процессе обучения необходимо изучить возможности и преимущества подобных устройств, научиться манипулировать всеми инструментами интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал, получить навыки самостоятельной подготовки слайдов для занятий с интерактивной доской.

Если нет возможности прохождения специализированных курсов, то преподаватели могут посетить «Мастер классы» учителей с опытом работы с интерактивной доской или самостоятельно изучить литературу по этому вопросу, которую сейчас можно легко найти в интернете.

Способы работы с программами на интерактивной доске SMART Board.

Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными.

Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам.

Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. В этом им может помочь использование свободно распространяемых программных средств. Например, для доски SMART Board. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски, но мы рассмотрим.

Если какая-либо программа открыта на компьютере, то можно работать с ней прямо на интерактивной доске. В этом случае палец или маркер работает как мышь. Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски SMART Board равносильно щелчку левой кнопкой мыши. Можно открыть программу так же, как это делается на компьютере, но вместо того, чтобы выделять и открывать файлы мышью, можно сделать то же самое пальцем. Чтобы курсор соответствовал нажатию пальца (маркера), необходимо откалибровать экран.

Калибровка интерактивной доски SMART Board. Калибровка экрана необходима для настройки точного прикосновения к интерактивной доске. К примеру, если нажать кнопку Пуск, а курсор появляется в другом месте, необходимо откалибровать доску. Чтобы начать калибровку, достаточно нажать и держите обе кнопки на лотке до тех пор, пока не появится экран калибровки.

Лоток для маркеров. На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов вы взяли с лотка.

Маркеры. Чтобы делать пометки поверх изображения или файла, необходимо взять маркер с лотка и написать на интерактивной доске. Чтобы писать другим цветом, нужно взять другой маркер или выбрать цвет на панели инструментов. Цвет определяет не сам маркер. Чтобы избежать путаницы, необходимо класть маркеры на соответствующее место. Верхняя кнопка на панели загружает Экранную Клавиатуру. Нижняя - превращает ваше следующее прикосновение к доске в щелчок правой кнопкой мыши.

Экранная клавиатура. Интерактивная доска позволяет набирать и редактируйте текст, не отходя от интерактивной доски. Необходимо нажать на кнопку на лотке для маркеров, чтобы запустить Экранную клавиатуру

Индикатор состояния на интерактивной доске SMART Board отражает состояние ее готовности. Цвет Состояние: Красный - Работает, но еще не подключен к программному обеспечению; Зеленый Лоток для маркеров функционирует.

Создание записей. Интерактивная доска позволяет писать и рисовать на поверхности доски, взяв маркер с лотка.

Прозрачный слой. Когда берется маркер с лотка, появляется перемещаемая панель инструментов и рамка вокруг рабочего стола. Рамка означает, что можно писать поверх рабочего стола, и остается до тех пор, пока не будет положен маркер или ластик обратно на лоток и не коснетесь доски. Ваше первое прикосновение к доске удалит рамку и все ваши записи.

Перемещаемая панель инструментов позволяет вам сохранять ваши надписи и рисунки.

Восстановление записей и изображений. Если вы случайно удалили свои записи, прикоснувшись к поверхности доски, вы можете восстановить их нажав сообщение Восстановить написанное (Click here to restore writing), которое находится в правом нижнем углу экрана. А после этого, чтобы сохранить записи, используйте Захват области.

    1. Методика разработки занятий с использования интерактивной доски.

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Они имеют больший потенциал для раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.

Как правильно распределить время на подготовку к уроку?

Как приготовить "многоразовые" материалы для урока?

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно воспользоваться алгоритмом, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Алгоритм подготовки урока с использование интерактивной доски.

Определить тему, цель и тип занятия;

Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.

Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;

Составляется временная развертка (поминутный план) урока.

При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.

Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.

Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски;

Апробация урока.

При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.

Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.

Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной студентам логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном студентам темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.

Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.

Интерфейс должен быть интуитивным.

Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.

Использование интерактивной доски на уроке

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Например, преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера.

Возможность ведения конспекта урока на доске и последующее хранение в базе данных, позволяет преподавателю всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

В результате: учебное время урока организуется более рационально; расширились возможности в выборе средств и методов обучения; повысилась мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфорт урока.

Используя интерактивную доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников.

Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:

подготовка к началу занятия;

объяснение целей занятия;

введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой;

развитие темы при участии учащихся;

обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать со цветом, при этом, привлекая к процессу учащихся.

Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Интерактивная доска может изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но творческое использование материалов.

Например:

Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.

На доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета (рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции), запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными маркерами, работать с любыми компьютерными программами.

Используя «шторку» можно легко спрятать, а затем проверить результаты тестирования или проверочной работы.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

Рассмотрим некоторые методические модели применения интерактивной доски.

Методическая модель

Педагогические цели:

Идея:

Инструмент:

«Дополни схему, допиши ряд…»

объяснение нового материала, проверка знаний, актуализация знаний.

дополнить композицию на доске по схеме «Допиши-Дорисуй».

Перо и т.п.

«Распредели по группам или собери схему»

объяснение нового материала, проверка знаний, актуализация знаний.

собрать композицию из элементов на доске по схеме «Скомпонуй, рассортируй, зачеркни, продолжи».

Выбрать.

«Гиперссылка»

дифференцированный подход, объяснение нового материала, проверка знаний, актуализация знаний.

организовать ветвление в повествовании.

Гиперссылка.

«Видео-звук»

объяснение и расширение основного материала и дополнительные возможности иллюстрирования.

организовать просмотр дополнительного материала.

Вставка видео и звука.

«Фото-экран»

объяснение и расширение основного материала и дополнительные возможности иллюстрирования

организовать работу с полученным рисунком и дополнять его пояснениями.

Режим – Дополнительные функции-Фото-экран

Проведения лекций с использованием интерактивной доски.

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения лекций, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Преподаватель в мультимедиа аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). В таких системах лектор сам определяет последовательность и формы изложения материала.

В качестве источника иллюстративного материала в этом случае наиболее удобно использовать CD ROM или HTML документы. Существенным является и то, что отсутствует необходимость ведения студентами конспектов, так как вся учебная информация предоставляется им в электронной форме.

Мультимедиа лекции можно использовать для преподавания на любом уроке и любой темы курса. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают. Помимо обеспечения богатой образовательной среды, здесь сказывается и то, что преподаватель, сократив время на воспроизведение информации, получает существенно больше времени на объяснение материала.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на интерактивной доске. Основная задача такой лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции такая лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому лекцию с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе мультимедиа лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.

Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы.

Видеофрагменты — это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.

Звуковые фрагменты — дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.

Проведения семинаров и практических занятий с использованием интерактивной доски.

Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не столь часто. Однако как показали современные исследования в области образовательных технологий, именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех участников в активную работу на семинаре, позволяет активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий учеников для последующего анализа и комментирования.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества преподавателя и учащихся при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией учащимися друг с другом в контексте изучаемого курса. Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда ученик в процессе получения знаний, взаимодействует с другими учениками, которые в свою очередь взаимодействуют с гипермедиа материалом курса.

Рассматривая вопросы проектирования интерактивных заданий, следует отметить необходимость независимой педагогической экспертизы и оценки их потенциальной эффективности применения в учебном процессов различных аспектах (оптимизации временных затрат, повышения мотивации учащихся, развития познавательной активности и мыслительных навыков школьников).

Компьютерное моделирование на интерактивной доске

Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента. Что вызывает у учащихся живой интерес.

Динамическая ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим.

За счёт созданной интерактивной среды, учащиеся могут самостоятельно проводить исследования, моделировать различные события, выполнять практические задания.

Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

Как можно использовать ИД на различных этапах урока.

Создавая мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.

Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.

Использовать интерактивную доску при проведении тестов и контрольных работ можно следующим образом:

Тесты

Контрольные и самостоятельные работы

Высветить тест на экран и включить интерактивный режим. Проверить тест можно стразу по окончании работы, пригласив учеников к доске, где они маркером указывают ответ.

Тест скопировать на поле доски. Для проверки использовать функцию «шторки». Также можно проверить с помощью планшета, на котором ребята пишут свои ответы.

Использовать доску как экран. (Нет необходимости печатать на бумаге, можно прокомментировать задания работы, обращая внимание на определенные моменты).

При работе над ошибками, оставив больше места между задачами, выполнить решение при интерактивном режиме. Обратить внимание учащихся на ошибки, выделив их особым образом.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании ИД?

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество. Однако большинство из них не имеют методического сопровождения и конкретных рекомендаций по применению и порождают определённые проблемы.

Цифровые образовательные ресурсы, предназначенные для мультимедийного сопровождения урока, которые предлагает издательство «Дрофа», снабжены различными интерактивными тренажёрами и тестами. Но, к сожалению, обычно они представлены в одном варианте, что позволяет опросить, протестировать и оценить только одного ученика.

ИД разных производителей имеют программное обеспечение различных функциональных возможностей. Поэтому учитель должен конструировать сопровождение урока, исходя из особенностей конкретной доски.

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики.

Использовать интерактивную доску можно на различных этапах урока, создавая мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного. Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.

При работе с интерактивной доской можно использовать следующие ресурсы:

мультимедийные продукты от известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);

собственные презентации и материалы, сконструированные в стандартных программах;

собственные мультимедийные продукты, выполненные в программах сопровождения ИД;

Можно использовать на уроке встроенные программные средства ИД?

Цвет рекомендуется использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной плоскости.

Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров: установи связь между рисунками, используя различные цвета;

выдели одним цветом название формулы и её математическую запись;

составь логическую схему, используя различные цвета маркера.

Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.

Использование кисти, ластика, лупы и т.д.

исправление ошибок или заполни пропуски (инструмент кисть);

 Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. Учащимся могут быть предложены следующие задания: перемещая объекты, совместить изображение прибора (объекта) и его подпись;

перемещение объекта, найти правильный ответ;

   перемещая объекты, построить логическую схему или продолжить предложение;

перемещая объекты, открыть спрятанный объект.

Функция затемнения части экрана удобна в тех случаях, когда учитель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно.

Например, сначала условие задачи, а затем её решение.

   

Выделение отдельных элементов на изображении целесообразно применять для акцентирования внимания учащихся на нужной области.

Этот приём уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью трафарета есть возможность направить внимание учащихся на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.

Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют учителю создавать на уроке ситуацию успеха, ученик знает, что всегда может исправить свои ошибки – это придает ему уверенность в своих силах.

Например: Изобразить схему электрической цепи.

Просмотр действий видеозаписи выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов урока. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.

2.4.3. Технологии работы с интерактивной доской на уроках информатики.

При составлении учителем информатики дополнительного материала с применением интерактивной доски встает проблема содержательной разработки заданий и их практической реализации. Рассмотрим простейшие примеры использования интерактивной доски на уроках информатики.

Возможность интерактивной доски

Пример

Учащимся предлагается восстановить на интерактивной доске интерфейс графического редактора. Используя инструмент «Произвольный выбор» ребёнок собирает основные элементы графического редактора.

При изучении темы «Устройства компьютера» учащимся предлагается с помощью инструмента «Перо» расставить стрелочки к соответствующим устройствам и подписать их названия.

Чтобы провести тестирование, вам поможет система ACTIVote. Участники опроса отвечают на последовательные вопросы, выбирая правильный ответ из представленных вариантов ответа, нажимая соответствующие кнопки на устройствах ACTIVote. После получения ответов от участников опроса, результаты опроса отобразятся в виде таблицы. На экране будет представлена наглядная информация о том, сколько учеников ответило правильно.

Интерактивная доска также может использоваться как средство использования на уроках обучающих программ, например: «Разветвляющийся алгоритм». Для объяснения материала используется учебный диск «Вычислительная математика и программирование». На интерактивной доске представлена игра «Ежиные тропы», которая является действующей моделью условно-логического оператора. Цель игры – так настраивать условные операторы в блок-схеме алгоритма, чтобы ёжики собрали как можно больше яблок. На примере данной модели решается не одна, а множество задач, так как яблоки всё время падают по-разному. Это даёт возможность всем учащимся попытаться решить такое задание у доски.

Использование интерактивной доски позволяет наглядно, ярко представлять информацию, рационально использовать время на уроке. В данном задании в виде ребуса представлена тема урока, рассказывается о кодировании графической информации.

Задание для кодирования информации можно выполнять либо на фоне в клеточку, а по векторной графике ещё и с системой координат из коллекции программного обеспечения интерактивной доски, либо в специально построенной таблице.

Создание надписи с использованием клавиатуры.

Выбор фона из коллекции SMART Notebook.

Утилита множественного клонирования (черные квадраты).

Применение затенения экрана (шторка) для скрытия правильного ответа (результата).

Закрепление элементов на экране.

Построение по координатам линий, прямоугольников, окружностей разных цветов и форм в I координатной четверти. Добавление шаблона в коллекцию SMART Notebook.

Выделения текста прожектора, лупы.

Использование готовых элементов из коллекции SMART Notebook для построения логических схем.

Перевод рукописного текста в печатный, увеличение текста.

Построение таблиц в PowerPoint заданного формата и перенесение на страницу SMART Notebook.

Используются так же следующие возможности доски: Подсчет результатов в различных обучающихся играх можно проводить в программе MS Excel, ссылки, затенение экрана, работа с клавиатурой, маркером, перетаскивание, рисование различными инструментами, утилита множественного клонирования, группировка выделенных элементов в единое целое, подпись рисунка электронными чернилами разного цвета.

При повторении пройденного материала можно организовать обучающую игру «Крестики Нолики» с использованием ссылок для организации обратной связи.

Дети с удовольствием решают кроссворды, выполняют задания в различных интерактивных тренажерах в среде «Алгоритмика», «Прятки», «Все смешалось…» и.

Эффективность применения интерактивной доски на уроках информатики заключается в том, что у ребят исчезает стереотип, что вся работа должна быть сконцентрирована на выполнении практической части за компьютером. На каждом этапе урока интерес к происходящему не исчезает, как это обычно бывает, когда изучение нового материала происходит традиционными способами.

Современная интерактивная доска реализует

один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Хотелось бы выделить еще раз преимущества использования интерактивной доски на уроке

1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.

2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

3. Многократное использование:

Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему.

Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.

4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя

5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно

На базе кабинета, в котором расположена доска можно проводить различные совещания, педсоветы, семинары, конференции, мастер-классы. Учителя могут обмениваться друг с другом наработанным опытом и методическими находками, совершенствовать свои компьютерные знания и навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями. ИД не только соответствует способу восприятия информации поколения современных школьников, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений.

Уроки с использованием ИД становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес к предмету, познавательную активность, творческий подход. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы. Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить право детей на качественное образование. Применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своим учеником.

Из всего вышесказанного следует: Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении физики и информатики - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, т.к. благодаря именно этим наукам создаются подобные приборы.

Можно сделать выводы:

В отличие от обычной доски, при работе на интерактивной доске учитель имеет неограниченное пространство и возможности:

при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала;

возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;

повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета.

Литература.

Возможности использования интерактивной доски на уроках информатики, / Панюкова С.В. Байков А.С. журнал « Информатика в образовании»№1- 2008г.

Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс/ О.Ф.Брыксина. Волгоград.: Учитель, 2011.

Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.

Информатика: рабочие тетради для 5, 6 и 7 класса. / Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Использование интерактивной доски в процессе обучения // Е. М. Галишникова. Волгоград.: Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10.

Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»/ Босова Л.Л.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста // Под ред. Г.К.Ахметовой. – Алматы, 2008. – 154 с.

Современные открытые уроки информатики/ В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков, «Феникс», 2003 г.

Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие/ Босова Л.Л., Босова А.Ю.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Школьная доска обретает «разум»/Д.Ю.Усенко, Информатика и образование. – 2008 г. № 12. – с.63-67.

Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока/Д.Ю.Усенко, Информатика и образование. – 2006 г. № 2. С. 40-49.

Интернет ресурсы

http://www.rusedu.info/Article987.html

http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php

http://nsportal.ru/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/library/rekomendatsii-pri-rabote-s-interaktivnoi-doskoi

http://www.prakt10.narod.ru/

Мастер класс для начинающих пользователей интерактивной доски»: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com

Фильм о возможностях интерактивной доски - eno от PolyVision на странице http://www.youtube.com/watch?v=0iaC7tx2RjM

Презентация «Возможности использования интерактивной доски на уроках физики» размещена на сайте http://www.public-liceum.ru

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.