Методическая разработка «Методические приемы использования интерактивной доски при обучении основам алгоритмизации»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
М.В.Ремнев
Любую задачу на компьютере невозможно решить без создания алгоритма. Умения описать исходные данные, спрогнозировать результат, найти способ рационального решения задачи характеризуют уровень развития алгоритмического мышления. Алгоритмическое мышление развивается в течение всей жизни под воздействием внешних факторов, но в процессе обучения возможно повышение уровня его развития. В методической литературе, посвященной проблеме формирования и развития алгоритмической культуры школьников при обучении информатике, представлены различные приемы:
- проведение систематического и целенаправленного применения идей структурного подхода;
- постоянная умственная работа;
- повышение уровня мотивированности задач.
Построение алгоритмов и их использование при решении большего класса задач является наиболее эффективным способом формирования алгоритмического мышления в школьном курсе информатики [2].
За все время существования школьного курса информатики методика обучения основам алгоритмизации претерпела значительные изменения. Во многом это связанно с уменьшением учебных часов, отводимых на изучение данной темы, однако требования к усвоению знаний и умений не изменились, так как алгоритмизация является основой фундаментальных знаний.
В процессе обучения основам алгоритмизации возникают определенные трудности:
• учащиеся владеют недостаточным уровнем необходимой теоретической подготовкой по математике;
• низкий уровень мотивации и познавательного интереса (ученики считают, что информатику можно знать без темы «Алгоритмизация»);
• ученики еще не сделали выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что знания основ алгоритмизации им необходимы.
Что бы преодолеть данные проблемы тема «Основы алгоритмизации» должна начинать изучаться на пропедевтическом этапе, а применение интерактивной доски на уроках повысит уровень наглядности представления учебного материала, улучшит производительность урока, поможет реализовать межпредметные связи; будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся к теме.
Основными методическими приемами при работе с интерактивной доской на уроке, являются:
• выполнение интерактивных заданий на установку соответствий (перемещение объектов, выделение маркером соответствующих объектов);
• демонстрация решения задач (запись решения маркером, перемещение объектов);
• проверка и самопроверка выполнения учащимися заданий (использование интерактивных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), скрывание ответов с помощью «шторки» или графических объектов);
• создание различных образов, путем «собирания» их средствами доски.
Рассмотрим применение этих приемов при обучении основам алгоритмизации в 6 классе. За основу взят учебный материал, представленный в [1].
Тема урока «Что такое алгоритм».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: учащиеся должны знать определение алгоритма, его свойства, учащиеся должны уметь приводить примеры алгоритмов.
Этап урока: первичное закрепление новых знаний.
Методический прием: выполнение интерактивных заданий на установку соответствий (перемещение объектов, «шторка», художественное перо).
Задание. Вызванный к интерактивной доске учащийся с помощью приема «перетаскивание объектов» должен восстановить алгоритм «Утро ученика» из перемешанных картинок и с помощью маркера пронумеровать последовательность действий в алгоритме (рисунок 1). Далее всему классу задается вопрос: «Что такое алгоритм?». После ответа учитель сдвигает «шторку» для проверки его правильности.
Рис.1. Задание для интерактивной доски «Утро ученика»
Тема урока «Исполнители вокруг нас».
Тип урока: изучения нового материала.
Цели: учащиеся должны знать определение понятия «исполнитель», «система команд исполнителя», иметь представление видах исполнителей; понимать принцип формального исполнения алгоритма, пошагово исполнять алгоритм.
Этап урока: закрепления новых знаний и выработка умений.
Методический прием: демонстрация решения задач (запись решения маркером, перемещение объектов).
Задание. К доске вызывается два ученика. Первый пошагово выполняет алгоритм «Путь домой»: перемещает в клеточном поле исполнителя «Ученик» и маркером рисует путь перемещения. Второй ученик записывает этот алгоритм с помощью команд исполнителя в специальном поле. Если позволяют возможности доски, то это задание выполняется одновременно двумя учениками (рисунок 2). После выполнения задания первой парой учеников, вызывается вторая пара, которая должна построить и написать такой же алгоритм, только используя уже другой путь для исполнителя.
Рис.2. Задание для интерактивной доски «Путь домой»
Тема урока «Алгоритмы с ветвлениями».
Тип урока: изучения нового материала.
Цели: учащиеся должны иметь представление о разветвленном алгоритме, знать правила записи алгоритмического конструкции «ветвление» с помощью языка блок-схем, уметь составлять алгоритмы с использованием конструкции «ветвление».
Этап урока: проверка понимания новых знаний.
Методический прием: проверка и самопроверка выполнения учащимися заданий (с использованием интерактивного ЦОР).
Задание. На доске отображается интерактивный ЦОР, предлагающий расставить пропущенные команды алгоритма (рисунок 3). Ученики выполняют данное задание в тетрадях. Далее к интерактивной доске вызывается один ученик, который выполняет задание и проверяет свое решение, нажав кнопку «Готово», все остальные сверяют свой результат и исправляют допущенные ошибки (рисунок 3).
Рис.3. Результат выполнения задания «Полей цветок»
Тема урока «Итоговое повторение по теме “Алгоритмизация”».
Тип урока: обобщение и проверка знаний.
Цели: учащиеся должны знать виды алгоритмов, уметь составлять блок схемы основных алгоритмических конструкций.
Этап урока: проверка знаний.
Методический прием: создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски.
Задание. Класс делится на три группы, каждой группе раздаются по три задачи на составление блок-схем линейного алгоритма, алгоритма с ветвлением и циклического алгоритма. Ученики должны в тетрадях записать блок-схемы полученных задач. После этого, к интерактивной доске вызываются три ученика (по одному от каждой группы), которые по очереди с помощью фигур составляют блок-схему одной из задач (рисунок 4). Проверяется правильность записи блок-схем.
Рис.4.Задание на составление блок-схем
Использование интерактивной доски на уроках по теме «Основы алгоритмизации» позволяет сделать учебный процесс более интересным, учебный материал более наглядным, что положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся.
Литература
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса.-4-е изд., испр. и доп.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 215с.: ил.
2. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. и др. Теория и методика обучения информатике: учебник – Под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592с.