Работа на Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов «Презентация к уроку» Тема работы: Использование презентации на уроке обобщения материала по истории в 5 классе на тему: «Древний Восток»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №12» г. Магнитогорска
Тема работы: Использование презентации на уроке обобщения материала по истории в 5 классе на тему: «Древний Восток».
Работу выполнила: Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
2024год
Обобщающий урок по истории — это урок, на котором учитель обобщает основные понятия, даты, исторические факты и события, и объединяет их в общую картину. Уроки обобщения позволяют ученикам сделать выводы и проанализировать изученный материал. Важно понимать, что обобщающий урок может проводиться как после обучения определенных разделов истории, так и в конце учебного года, когда ученики заканчивают знакомиться с программным материалом за учебный период. Без уроков обобщения, систематизации знаний или уроков обобщающего повторения нельзя считать завершённым процесс усвоения обучащимися учебного материала.
Уроки обобщения по истории становятся более эффективными при условии применения учителем презентации. Эффективность подобных уроков проявляет себя в следующих аспектах:
- у обучающихся усиливается образное восприятие материала;
- активизируется познавательная деятельность обучающихся;
- развивается мышление, память, интерес к предмету история;
- появляется возможность уйти от абстрактных образов и понятий к конкретным;
- обучающиеся могут работать с исторической интерактивной/мультимедийной картой;
- систематизация знаний становится у обучающихся более четкой и основательной и т.д.
На этапе закрепления и контроля педагог может включить в презентацию тестовые задания разного уровня сложности, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим. Для тех обучающихся, которые желают знать больше учитель может приготовить современную учебную презентацию - не просто набор слайдов с иллюстрациями и текстом, а интерактивная презентация, с использование многочисленных технических средств (триггеры, вопросы, гиперссылки, анимированные указки и т.п.).
Благодаря использованию презентации на уроках обобщения по истории, появляется возможность повторить большие объемы информации в любой форме (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.). Учитель может успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, портретным рядом, иллюстрацией, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередовать можно не только виды деятельности, но и способы подачи информации, что позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке.
С целью проведения уроков обобщения с применением презентаций можно использовать различные типы уроков:
уроки коррекции, проблемного характера,
лекции,
урок - зачет,
урок-игра,
урок- практическая работа,
урок создания таблицы,
урок – исторический диктант,
урок создания виртуального музея и т.д.
Тип урока определяется с учетом возрастной дифференциации обучающихся.
Систематизация и обобщение знаний с применением презентаций на уроках истории, помогают не только в подготовке к ВПР, контрольным работам, итоговым тестам, а в большей степени они способствуют повышению мотивации к изучению предмета. Такие уроки дают учащимся мотивацию, зачем им необходимо изучение истории, как знание предмета может быть им полезно в жизни. Учащиеся попадают в ситуацию, когда им нужны их знания для ответа на более сложные вопросы, для выявления причинно-следственных связей, для оценки событий. Использование мультимедийных технологий облегчает процесс усвоения и запоминания больших объемов информации при обобщении материала.
Презентация на уроке обобщения позволяет сделать урок более динамичным и интересным, "погрузить" ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Презентация позволяет стимулировать познавательный интерес к предмету – история. Учитель, используя на уроке обобщения презентацию, может придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.
Список литературы
Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
Нафонова М.М. Использование современных технологий обучения на уроках истории. - http://podelise.ru/docs/14271/index-5766.html
Список интернет - источников.
https://pandia.ru/text/77/489/47092.php
На всероссийский конкурс представлена работа урок-презентация: Обобщение материала по истории 5 класс «Древний Восток». Урок апробирован в 2023 учебном году на учениках 5 класса. На предварительную подготовку урока у учителя (высшая категория) ушло 1ч.30 мин. Презентация является основой для обобщения материала по теме «Древний Восток» и может быть дополнена, изменена, на усмотрение любого учителя. Технологическая карта урока и презентация составлена с учетом требований ФГОС.
Технологическая карта обобщающего урока истории 5 класс (урок создания виртуального музея).
Тема урока | «Древний Восток» | ||
Учебник | Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свен циц кая ; под ред. А. А. Искендерова.— 11-е изд. — М. : Просвещение, 2023. | ||
Класс | 5 класс | ||
Время урока | 45 мин. | ||
ФИО учителя /ОУ | Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска | ||
Тип урока | Повторение, обобщение и коррекция знаний | ||
Цель урока/задачи урока | Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник, презентация, интерактивная доска. | ||
План урока | Оргмомент /мотивация на урок/. Определение темы урока Определение целей/плана урока Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу. Государства Древнего Востока на карте. Личность в истории Древнего Востока . Артефакты Древнего Востока. Древне-восточные религии /Боги Древнего Востока. Рефлексия Домашнее задание | ||
Основные понятия темы | Музей, Древний Восток, язычество, артефакты: шадуф, праща, папирус, бамбуковая книга, иероглифы. | ||
Образовательная технология | Информационно-коммуникативная технология (использование презентации на уроках истории) | ||
Методы обучения | Методы: наглядный, эвристический, практический. | ||
Планируемые результаты: Учащиеся должны характеризовать особенности расположения государств Древнего Востока на исторической карте, соотносить особенности исторического развития древнего государства Востока во взаимосвязи занятий населения, соотносить артефакты, выясняя их принадлежность к государству, определять понятия темы. Определять условия для осознания вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. Владеть принципом работы с учебником, в котором встречается текст, аргументированно отвечать на вопросы учителя , при повторении и обобщении материала, составлять план по теме урока, анализировать вопросы по теме, перекладывать теоретическое знание на практику при выполнении заданий. | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторической информации; формулирование представления о Древнем Востоке как об одном из этапов Всемирной истории; раскрытие особенностей развития Древнего Востока; освоение умения соотносить историческое время и пространство; Определять значение личности в истории. | 1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность; 2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок; 3) познавательные: осуществлять поиск информации в учебнике; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий. | сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре других народов. |
Организационная структура урока.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ РАБОТАЮТ С МАТЕРИАЛАМИ ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКУ
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты /задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | № слайда презентации |
Мотивационно - целевой этап. | 5-мин. | Эмоциональное и психологическое побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу. | Создает условия у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель предлагает ученикам создать виртуальный музей. Учитель предлагает ученикам вспомнить, что такое музей. Учитель предлагает записать определение понятия в тетрадь. | Вспоминают и определяют понятие музей. Записывают определение понятия в тетрадь. | Сдайд №1 Сдайд №2 |
Определение темы урока | 1 мин | Определение темы урока. | Учитель уточняет формулировку и постановку темы урока. Чтобы определить тему урока предлагает обучающимся познакомимся с иллюстративным рядом к уроку и придумать название виртуального музея. Запишите название музея (тему) в тетрадь. | Смотрят на иллюстрации и определяют названия известных музеев мира. Обсуждают и формулируют название виртуального музея (тема урока). Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Записывают в тетрадь название музея (тему урока). | Сдайд №3,4
|
Определение целей/плана урока | 3 мин | Формулирование плана урока. | Учитель уточняет формулировку и постановку темы урока. Обозначает круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы. Какие же залы могут быть в нашем музее (план урока)? План можно предложить вначале урока или по ходу урока (в моменты открытия слайдов) на усмотрение учителя. | Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Предлагают названия залов (пункты плана) виртуального музея: *Государства Древнего Востока на карте. *Личность в истории Древнего Востока . *Артефакты Древнего Востока. *Древне-восточные религии /Боги Древнего Востока. | Сдайд №5,6 |
3.Работа по теме урока. | 20 мин. | Обобщение материала по теме урока. Систематизация знаний. Подтверждение теоретического знания конкретными примерами. Применение базовых знаний на практике. Коррекция знаний. | Предлагает начать работу у доски и на местах: Вызывает ученика к доске. Учитель: Запишите название зала №1 и выберите лишнюю иллюстрацию. Ответ поясните. Учитель предлагает поработать с контурной картой на интерактивной доске: Размести на карте «Древний Восток» названия рек: Нил, Иордан, Евфрат, Инд, Хуанхэ. Вызывает ученика к доске. Учитель: Запишите название зала №2 и выберите лишнюю иллюстрацию. Ответ поясните. Соотнесите имя и иллюстрацию, страну Древнего Востока. Вызывает ученика к доске. Учитель: Запишите название зала №3 и выберите лишнюю иллюстрацию. Ответ поясните. Запишите названия артефактов и страну. Вызывает ученика к доске. Учитель: Запишите название зала №4 и выберите лишнюю иллюстрацию. Ответ поясните. Запишите имена богов и разделите их на группы. Какие группы у Вас получились? | Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Называет зал №1: Государства Древнего Востока. Лишняя карта по центру, т.к. это карта «Славянские племена в Древности» Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Ученик работает с контурной картой, распределяя названия рек на экране интерактивной доски. Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Называет зал №2: Личность в истории Древнего Востока Лишняя иллюстрация с изображением Александра Невского – русский князь. Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Называет зал №3: Артефакты Древний Восток. Лишняя иллюстрация с изображением русской печи. Артефакты: шадуф (Египет), стеклянные маски (Финикия), праща (Палестина), фарфоровая ваза (Китай), бамбуковая книга (Китай), папирус (Египет). Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Называет зал №4: Боги Древнего Востока 1 группа: Боги Древнего Египта: Ра, Сет, Анубис. 2 группа: Боги Др. Индии: Шива, Брахма, Ганеша. | Сдайд №7,8 Сдайд №9 Сдайд № 10,11 Сдайд №12,13 Сдайд №14,15 |
4.Подведение итогов урока/ Первичное закрепление и осмысление материала/коррекция | 5 | Формулируют выводы по теме урока. | Учитель предлагает заполнить пропуски в тексе по теме урока. | Дети работают в тетради и у интерактивной доски. Допускается вариант использования учебника (Вводная статья по теме «Древний Восток»). | Сдайд №16 |
5.Рефлексия | 5 мин. | На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Ученик заканчивает предложение, делится ответами вслух. | - На уроке мне было сегодня… - Мы разобрались с понятиями… - Я сегодня понял, что… - Самым важным на уроке было… - Я хочу похвалить на уроке работу… | Дети работают устно. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, определяет объем выполненных заданий, степень их сложности. | Сдайд №17 |
6.Домашнее задание. | 5 мин. | Закрепление знания полученного на уроке дома: П.6-23 повторение. Подготовка к тесту по теме: «Древний Восток». . | Конкретизирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание |
ямалочка