Работа над активным словарным запасом детей дошкольного возраста (методические рекомендации для педагогов)

1
0
Материал опубликован 15 December 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»








Работа над

активным словарным запасом

детей дошкольного возраста

(методические рекомендации для педагогов)




Составитель –

педагог дополнительного образования

Еналдиева Эмма Семеновна








Владикавказ, 2021г



Работа над

активным словарным запасом

детей дошкольного возраста


Работа по активизации и обогащению словарного запаса тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Язык, как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Актуальность исследования проблемы связана с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе. Обогащение словаря способствует количественному накоплению слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими.

Словарная работа с детьми в раннем возрасте –это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. В процессе этой работы педагог побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словазяре активном и пассивном. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный, представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами. Узкий круг знаний, сниженная потребность к высказыванию, отсутствие интереса к окружающему миру – все это замедляет развитие речи. В целях обогащения словаря необходимо учитывать следующее:

1.Чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством лексико-грамматических ошибок, педагог должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

2.Работу по развитию речи и обогащению словарного запаса вести в процессе учебных занятий, домашних заданий, праздничных мероприятий и др. Например, можно предложить детям заучивать стихи о всех временах года и природных явлениях, о животных, о семье, о дружбе и о друзьях.

3.Систематически контролировать грамматическую правильность речи, следить за произношением слов; исправлять ошибки; учить произносить слова правильно.

Очень важно, чтобы ошибки детей исправлялись педагогом корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания на занятии), замкнутость, отрицательное отношение к педагогу, к обучению в целом. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого – то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, услышав ошибку в речи, педагог предлагает обучающемуся правильный и неправильный варианты ответов, спрашивает о том, как лучше сказать. И только потом просит повторить правильный ответ. Если ошибки встречаются в обращении к педагогу, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Попробуй сказать правильно.»

Во время занятий подход к исправлению ошибок в речи детей иной, так как:

во – первых, ограничено время и долгие выяснения того, как лучше сказать, со стороны педагога неуместны;

во – вторых, внимание детей привлечено к речи отвечающего, незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно;

в – третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

Поэтому ошибки на занятиях должны фиксироваться педагогом моментально: «Верно», «Неверно», «Не так сказал». К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же педагог исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

4.Создавать атмосферу доброжелательности заинтересованности для того:

- чтобы дети не боялись говорить. В этом случае активизируется процесс обогащения словарного запаса за счет редко употребляемых слов. При отсутствии комфортной речевой обстановки они долго остаются пассивным запасом, не применяются детьми в активной речи.

- чтобы дети вынуждены был попросить, сказать что-нибудь, задать вопросы. Воспитателю использовать словесные упражнения, вызвать интерес к ним, задавая вопросы. Желательно придать им дух соревнования: Кто придумает больше слов? Кто точнее скажет слово? Кто быстрее ответит на вопрос?

5.Задаваемые детям вопросы должны быть хорошо продуманными, четкими, ясными, краткими, побуждать к высказыванию. Необходимо предоставлять детям возможность дополнять свои высказывания новыми наблюдениями.

6.Имеющиеся у детей игрушки должны быть интересны, доступны, безопасны, то есть они должны побуждать на различные виды деятельности. Большой интерес вызывают у детей игрушки с шумовыми эффектами.

7.При рассмотрении рисунка или фоторграфии необходимо сосредоточивать внимание ребенка на предметах переднего и заднего плана. На вопросы ребенка надо отвечать полными ответами. Дети лучше усваивают сказанное, если ответы сопровождаются наглядностью.

8.Постоянно читать ребенку литературу различных жанров.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Сочиним сказку». Взрослый начинает сказку, а ребенок продолжает. Постепенно можно усложнить данную игру: ввести персонажа из другой сказки. Игра способствует развитию воображения, речи, привитию чувства юмора. После чтения сказки или рассказа можно попросить ребенка пересказать прочитанное. Эффективным методом развития речи является беседа по прочитанному. Важно следить за тем, чтобы речь ребенка не была бессмысленной. Можно попросить ребенка нарисовать тот сюжет, который им больше всего понравился, а затем побеседовать по рисункам.

9. Использовать большое количество наглядного материала: наборы предметных и сюжетных картинок, разнообразные пособия для дидактических игр, пейзажные картины, наборы игрушек и предметов. Литературу для занятий и чтения желательно систематизировать с учетом лексических тем: «Животные и птицы», «Человек», «Одежда» и т.д.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова.

Список литературы:


1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г. Арушанова. - М., 2005.

2. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н. Бавыкина. - Комсомольск-на Амуре, 1996.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

4. Бугреева М.Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 1955. - №2. - С. 22-26.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации