12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сребницкая Валентина Валентиновна27
Россия, Донецкая Народная Респ., Донецк
0

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»










ТВОРЧЕСКА РАБОТА

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»










Автор:

Сребницкая В.В.



























ДОНЕЦК

Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Усвоение информации об окружающем мире зависит от того, насколько у человека развит познавательный интерес. Л. С. Выготский считал, что интерес - это определенная форма проявления инстинкта, а под «инстинктами» он подразумевал потребности, так как, являясь подвижными, динамичными и социально обусловленными, они приобретают новые формы под воздействием социальной среды.

Цель: Формировать познавательный интерес в различных видах деятельности.

Задачи: Развить познавательную активность у детей дошкольного возраста, используя различные формы и методы.

Развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы организации различных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации познакомят педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими и методическими основами развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. В основу методических рекомендаций вошли исследования Б. Г. Ананьева, Е. А. Богословской, Л. И. Божович, В. Б. Бондаревского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. С. Денисенковой, А. К. Дусавицкого, Е. Л. Ильина, А. Г. Ковалева, А. И. Кондратюка, С. И. Кудинова, Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, М. Ф. Морозова, Н. Г. Морозовой, В. Н. Мясищева, Е. А. Обуховой, А. Б. Орлова, Л. Б. Проскуряковой, С. Л. Рубинштейна, И. А. Свиридовой, Г. И. Щукиной, В. С. Юркевича, П. Я. Якобсон Благодаря методическим рекомендациям педагоги смогут создать систему условий, обеспечивающую развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.















































СОДЕРЖАНИЕ



Аннотация…………………………………………………………………….....2

Раздел 1. Проблемы формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка дошкольного возраст…………………...5

Понятия познавательного интереса…………….…………………...….5

Историческая справка изучения проблемы развития

познавательного интереса у детей дошкольного возраста….……….5

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного

возраста в различных видах деятельно………………………………...8

Раздел 2. Проблемы формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка дошкольного возраста ………….……..11

Выводы…………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………26

























Раздел 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятие познавательного интереса.

Современные исследования, посвященные развитию детей дошкольного возраста, все чаще затрагивают проблему развития познавательного интереса у ребенка (Д. Б. Годовикова, Л. М. Маневцева, Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова). Сам термин «познавательный интерес» стал очень популярен и используется многими авторами. Познавательный интерес является важнейшей составляющей развития личности человека. В интеллектуальной деятельности, которая протекает под влиянием познавательного интереса, можно выделить: активный поиск информации, догадку, исследовательский подход, готовность к решению задачи. Существует также эмоциональное проявление познавательного интереса: эмоции, удивление, чувство ожидания нового, чувство радости от достижения, чувство успеха и др. С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [7., с.38]. Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов ребенка, т. е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение ребенка. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает ребенка, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность ребенка носит избирательный характер. В каждом дошкольном периоде исследователи отмечают изменение интереса к источникам познания и изменение познавательных действий для изучения того или иного источника. Это связано с уровнем развития мышления ребенка, так как изучение объектов носит интеллектуальный, поисковый характер. Развитие познавательного интереса непрерывно побуждается вопросами, задачами, активные поиски ответов на которые и составляют проникновение вглубь предмета. Слово побуждает человека к необходимым действиям, к целенаправленному поведению в связи с его интересом, углубляет его в процесс познания. Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности. Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Во ГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. [4., с.69] При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.



Историческая справка изучения проблемы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Проблема познавательного интереса освещена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы познавательного интереса внесли Б. Г. Ананьев, Е. А. Богословская, Л. И. Божович, В. Б. Бондаревский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. С. Денисенкова, А. К. Дусавицкий, Е. Л. Ильин, А. Г. Ковалев, А. И. Кондратюк, С. И. Кудинов, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, М. Ф. Морозов, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Е. А. Обухова, А. Б. Орлов, Л. Б. Проскурякова, С. Л. Рубинштейн, И. А. Свиридова, Г. И. Щукина, В. С. Юркевич, П. Я. Якобсон и другие. В этих работах познавательный интерес рассматривается как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспекте. Познавательные интересы исследователи изучают с различных сторон, но как часть общей проблемы воспитания и развития. Познавательный интерес во многих исследованиях рассматривается как интегральное образование ребенка. Он как общий феномен интереса имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выражаемые в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив. Ряд исследователей понимает познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения. Д. Б. Годовикова, Л. М. Маневцева, Г. И. Щукина отмечают в своих работах, что познавательная активность является подготовительной ступенью самостоятельности. Самостоятельность связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательной задачи без участия взрослых. От становления самостоятельности с ранних лет зависит и активность ребенка, его ориентировка в окружающей действительности. Н. Г. Морозова определяет познавательный интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционального-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности», или как «эмоционально познавательное отношение человека к интеллектуальной деятельности, возникающее из эмоционально- познавательного переживания и переходящее при благоприятных условиях в направленность личности, отношение, выражающееся в стремлении к всестороннему, глубокому изучению предметов и явлений, познанию их свойств» [5., с. 108 ]. Данные исследователи доказывают, что поддержание познавательного интереса у детей возможно через организацию различных видов детской деятельности.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ГОС ДО). ГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область. Содержание познавательного развития детей предполагает: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; - формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); - формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: - технология проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - технология социального партнерства. [ 6., с. 5]

Технология проектной деятельности. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Она способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть и реализовать способности детей. Цель технологии исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология включает в себя: - опыты; - наблюдения; - экспериментирование; - постановку и решение вопросов проблемного характера. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность; раскрывает причину наблюдаемого явления, подводят детей к суждениям и умозаключениям; имеет большое значение для осознания детьми причинно–следственных связей. [2., стр. 58] Метод экспериментирования направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Н.Н. Поддьяков говорил: «Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Метод экспериментирования даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; в процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения), необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие; осуществляется положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие его творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Опытно-экспериментальной деятельность охватывает следующие направления: - живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, наблюдение за растениями, животными); - неживая природа (вода, воздух, почва, солнце). При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:

1. Постановка проблемы

2.Поиск путей решения проблемы

3. Проверка гипотез, предположений.

4. Обсуждение увиденных и полученных результатов.

5. Выводы.

Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Таким образом, средствами развития познавательного интереса в области развития речи можно считать: чтение и анализ литературных и фольклорных произведений, рассказывание и заучивание стихотворений, инсценировки любимых произведений, организацию театрализованной игры, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми на различные темы, в том числе по прочитанным произведениям, речевые игры, отгадывание и сочинение описательных загадок, придумывание эпизодов рассказов, сказок, стихотворений или сочинение оригинальных небольших по объему произведений, знакомство с биографией писателей, анализ информации из различных источников. [5., с.180 ] Познавательный интерес детей в области художественно-эстетического развития в первоначальном виде проявляется в исследовании предметов, позволяющих оставлять след на различных материалах. Первоначальные каракули постепенно становятся узнаваемыми объектами. Ребенок осваивает геометрические формы, с помощью которых передает различные изображения знакомых ему объектов. Он рано проявляет живой интерес к музыке, литературе. В среднем дошкольном возрасте ребенок способен определять причинно-следственные связи, самостоятельно формулирует и высказывает свое отношение к различным произведениям искусства. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен создавать выразительные образы в изобразительной, музыкальной деятельности, элементарном литературном творчестве. В подготовительной к школе группе ребенок способен понимать значение всех видов искусства в жизни человека. Познавательный интерес детей в области физического развития в младшем дошкольном возрасте определяется изучением возможностей своего организма и его строения. В среднем возрасте - самостоятельная произвольная двигательная деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен понимать и выполнять элементарные правила здорового образа жизни. В подготовительной к школе группе ребенок интересуется своими физическими возможностями и различными видами спорта. В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого-педагогические условия поддержания познавательной активности детей: опора на природную детскую любознательность; поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; обогащение предметно-пространственной среды.















Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Усвоение информации об окружающем мире зависит от того, насколько у человека развит познавательный интерес. Л.С. Выготский считал, что интерес- это определенная форма проявления инстинкта, а под «инстинктами» он подразумевал потребности, так как являясь подвижными, динамичными и социально обусловленными, они приобретают новые формы под воздействием социальной среды. Ж. Пиаже изучал операционную сторону интеллектуального развития детей, Н.А. Менчинская выделила шесть групп наиболее типичных детских вопросов; С.Я. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина и другие рассматривали познавательный процесс как самый сильный мотив учения. Г.И. Щукина определила, что познавательный интерес фигурирует среди других мотивов и является центральным, а также вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения. Проблема познавательного интереса освещена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы познавательного интереса внесли Б.Г.Ананьев; Е.А. Богословская; Л.И. Божович; В.Б. Бондаревский; П.Я. Гальперин; В.В. Давыдов; Н.С. Денисенкова; А.К. Дусавицкий; ЕЛ. Ильин; А.Г. Ковалев; А.И. Кондратюк; С.И. Кудинов; Ю.Н. Кулюткин; А.Н. Леонтьев; А.К. Маркова; М.В. Матюхина; М.Ф. Морозов; Н. Г. Морозова; В.Н. Мясищев; Е.А. Обухова; А.Б. Орлов; Л.Б. Проскурякова; С.Л. Рубинштейн; И.А. Свиридова; Г.И. Щукина; B.C. Юркевич; П.Я. Якобсон и другие. В этих работах познавательный интерес рассматривается как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Познавательные интересы, исследователи изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Познавательный интерес во многих исследованиях рассматривается как интегральное образование ребенка. Он как общий феномен интереса имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выражаемые в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив. Ряд исследователей понимает познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения. Д.Б. Годовикова, Л.М. Маневцева, Г.И. Щукина отмечают в своих работах, что познавательная активность является подготовительной ступенью самостоятельности. [7., с.63] Самой сложной ступенью познавательной активности является познавательный интерес, в основе которого лежит потребность ребёнка в ориентировке в окружающем. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что только в познавательной деятельности возможно развитие познавательной активности, которая в соответствии с возрастными и особыми возможностями здоровья может проявляться по-разному. Исследователи выделяют различные проявления познавательной активности. Д.Б. Годовикова определяет следующие показатели познавательной активности: внимание и особый интерес к предмету; эмоциональное отношение к предмету (разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом); действия, направленные на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения; постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет. В.Б. Голицин и Е.И. Щербакова выделяют следующие показатели познавательной активности детей: увлечённость изучением материала; стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания; проявление самостоятельности в выборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля; обращение к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательные интересы. Обобщив все показатели познавательной активности, Д.Б. Годовикова выделила уровни познавательной активности у детей дошкольного возраста: Первый уровень: дети стремятся к предметам похожим перцептивными свойствами, а также к тем, которые им знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом). Этот уровень характерен для детей 3-4 лет, но может быть характерен и для детей 4-5 лет. Второй уровень: суть является содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами имеющими определённые функции. Их привлекает возможность использования предметов, опробование функциональных свойств, стремление проникать в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция определяется с помощью взрослого. Этот уровень характерен для детей 4-5 лет. Третий уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета. Активность направляется целью – достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Уровень интереса к внутренним свойствам предмета, понятиям и опосредованности поиска, что является самоорганизацией детей старшего дошкольного возраста. Также автор отмечает, что формирование познавательной активности от одной ступени к другой обеспечивает создание условий при которых у детей создаётся такое отношение к предмету, которое отвечает содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня; при которых детям необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулирование не предметами, а его собственными намерениями. Так как в основе познавательной активности лежит сама активность, нами вёлся поиск его содержания. Г.И. Щукина выделила следующие уровни активности: репродуктивно-подражательная активность (особенность заключается в том, что при её помощи опыт детей накапливается через опыт духовного. [7., с. 64] В сотрудничестве со взрослыми происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других); поисково-исполнительская активность (на этом уровне ребёнок имеет большую самостоятельность. На этом уровне он должен принять задачу и самостоятельно отыскать средства её выполнения); творческая активность представляет собой высший уровень (задача ставится ребёнком, пути её решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные). В свою очередь Г.И. Щукина отмечает, что активность не является спонтанным проявлением личности и эти уровни активности не изолированы друг от друга и в деятельности могут сосуществовать. Таким образом, мы видим, что познавательный интерес напрямую связан с познавательными действиями ребёнка, в которых в зависимости от его возраста, способностей и развития познавательных процессов и волевых усилий по-разному проявляется познавательная активность, которая также имеет определённые уровни. Эти уровни не только зависят от возраста ребёнка и его познавательных способностей, но и от действий взрослого, его готовности предоставить детям свободу познания, создавать условия для развития данной активности. В педагогических исследованиях о развитии познавательной активности у младших школьников отмечается ведущая роль обучения и воспитания. В науке рассматриваются попытки развития познавательного интереса у детей через введение особого содержания, в частности через увеличение количества естественно - научных знаний, а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на уроке свободной и творческой атмосферы. В. Штерн определил, что сначала у детей развивается созерцание, затем представление, а затем мышление, то есть от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего. К. Бюлер считал, что акт мышления ребенка заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Ж. Пиаже изучал операционную сторону интеллектуального развития детей и показал, что интеллект включает стадию сенсомоторного интеллекта и стадию формальных операций. При этом в каждой стадии он выделил два этапа – появление необратимой операции данного уровня и затем развитие её обратимости. Он считал, что операция приобретает обратимый характер, переходя во внутренний план. Вопросы, которые задает ребенок, можно рассматривать как форму проявления познавательных интересов. Исследования данной области убедительно доказывают, что первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов у детей меняется. Ребенок начинает задавать вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы, как для детей раннего и младшего дошкольного возраста (Что это? Кто это?), а их цепочки (Зачем? Почему? Как?). Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов, например: почему он (кузнечик) так высоко прыгает? Почему у муравья тоже длинные ножки, а он прыгать вверх не умеет? Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов. В ходе своих наблюдений Н.А. Менчинская сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Она выделила 6 групп детских вопросов: - вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков знакомого предмета или явления; - вопросы, направленные на раскрытие причин явлений; - вопросы типа «Почему?»; - вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и явления окружающей действительности; - вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов; - вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых) [1, c. 36]. У старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Познавательный интерес возникает как эпизодический, временный под влиянием непосредственного воздействия предмета или ситуации и исчерпывается вместе с удовлетворением данного возникшего интереса или с выходом за пределы непосредственного влияния заинтересовавшего. Наиболее быстро развивается познавательная активность и интересы у старших дошкольников. Этому способствует образовательная среда, а также устойчивый интерес детей к предметам живой и неживой природы, рукотворного мира человека. Взрослому в этот период необходимо побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы; обращать внимание на новые, необычные черты объекта, строить догадки, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым, экспериментировать, рассуждать, строить предположения. Все эти умения способствуют познавательному развитию ребёнка. Познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста предполагает:

1. Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе.

2. Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией, формирование основ логического мышления.

3.Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.

4. Развитие восприятия.

При организации образования, основанного на познавательном интересе, последний может выступать как средство образования (как средство активизации мышления, как побудитель познавательной деятельности, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы), и как мотив учебной деятельности. Только то, что ребенку представляется необходимым, ценным, закрепляется в мотиве, заставляя интересоваться чем-либо не только в рамках занятий, но и за их пределами [3., с. 24]. Н.Н. Подъяков считает, что пока побуждение к деятельности ребенка будет исходить от воспитателя, а деятельность самого дошкольника не будет опираться на его потребности, интерес остается ситуативным, а это значит, что у взрослого, контактирующего с ребёнком, необходимо формировать готовность определять потребности детей и предоставлять необходимую свободу в действиях. Однако, ключевым здесь остаётся – создавать условия, при которых у ребёнка будет формироваться познавательный интерес. Примером для ребёнка может быть взрослый, который сам проявляет интерес к окружающему миру и демонстрирует способы его познания. Когда ребенок становится субъектом познания, он принимает поставленную задачу как эмоционально значимую, а цель деятельности становится актуальной, то он видит возможность применения полученных знаний в жизни. Чтобы стремление к познанию стало потребностью, необходимо в каждом ребенке укреплять веру в свои силы, развивать чувство собственного достоинства. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность дошкольника, которая строится на основе познавательного интереса и обобщённых познавательных действий, в естественной форме проявляется в детском экспериментировании с предметами или вербальном исследовании – вопросах, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как?). При отборе содержания для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимо учитывать её общие задачи, охватывать множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание привлекательным для ребенка. Субъектом познания ребёнок может стать только в старшем дошкольном возрасте, так как в более младшем возрасте у него недостаточно знаний об окружающем их мире и умений в организации безопасной познавательной деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте развивается исследовательская позиция ребенка, определяющая его исследовательское поведение. Исследовательское поведение, по мнению Н.Н.Поддьякова - это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта, в развитии личности [4., с.96]. Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда, прежде всего, относится познавательная активность как интегральное личностное качество, которое характеризует отношение, степень включенности ребенка в процесс познания, овладение способами познавательной деятельности [4., с.23]. Т.А. Серебрякова определяет педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов ребёнка старшего дошкольного возраста: - опора на природную детскую любознательность; - поощрение познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; - опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; - организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; - обогащение сознания ребенка новыми познавательными содержаниями посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев). Автор отмечает, что организованные соответствующим образом условия, в свою очередь обеспечат содержание дошкольного образования в рамках познавательных интересов, а именно: - формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; - развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных и растений (земля, воздух, вода); - ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением; - формирование представлений о себе, о ближайшем социальном окружении; - формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде, о деятельности людей, явлениях общественной жизни; - формирование позитивного отношения к окружающему миру на основе эмоционально-чувственного опыта. Автор также отмечает важность организации предметной развивающей среды, в которой необходимо учитывать следующие параметры: - во-первых, целеполагание, ориентирующее педагога на понимание развивающей среды как пространства оптимального саморазвития, предоставляющего каждому включенному в нее субъекту широкий простор для адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности; - во-вторых, построение развивающей среды как средства формирования познавательной активности личности которая связана с анализом позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность ребенка в процессе совместного с ним деятельностного общения, что с необходимостью требует ориентации на педагогическую поддержку как особую, скрытую от глаз воспитанника позицию воспитателя; - в-третьих, отбор методов, приемов и средств, позволяющих в условиях образовательного учреждения моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие развитию и саморазвитию личности, формированию исследовательского поведения. Этим задачам в наибольшей степени соответствуют методы, стимулирующие познавательные интересы и вопросы дошкольников. Все это в свою очередь будет способствовать развитию познавательных интересов ребенка как необходимого условия бес стрессового перехода на ступень начального общего образования. Таким образом, процесс развития познавательных интересов дошкольников в рамках дошкольного образования требует обеспечения благоприятных условий для становления ребенка как субъекта индивидуальной деятельности, содействуя развитию его познавательной активности, направленной на поиск, осмысление, реализацию и развитие разнообразных познавательных интересов, любознательности, исследовательского поведения. Обобщая вышеизложенное мы, опираясь на исследования Г.И. Щукиной, понимаем познавательный интерес как избирательную направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность, познавательные возможности. Познавательный интерес является важным новообразованием личности, которое не даётся от рождения, а формируется в социальных условиях. Познавательный интерес проявляется в познавательной деятельности и является его внутренним побудителем.









ВЫВОДЫ

Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. Познавательное развитие - это именно то направление, определенное в ГОС ДО, которое в большей степени раскрывает формирование познавательного интереса и познавательных действий детей. Это направление предполагает формирование представлений у детей из различных областей знаний: математики, географии, экологии и т. д. Именно поэтому для систематизации и обобщения этих знаний ребенку необходимо создать условия для активного его включения в разнообразные виды деятельности. В этих видах деятельности дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов.

















ЛИТЕРАТУРА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 287 от 04 апреля 2018 г. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики.

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. 2009. № 5. -С.36-39.

Годовикова Д. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. 2006. -№ 1. - С. 42-58.

Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г. Гризик Т.И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: Основные формы [Текст]: пособие для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение 2013.

Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования [Текст] / А.В. Боровлева// Управление ДОУ. – 2006. - №7.

7 Диагностика развития познавательной сферы детей шестилетнего возраста: Методические разработки для воспитателей, методистов, консультантов/ВГПИ: Сост. Ильчива Н.И., Колмогорова Л.С. -В.: 2008. 31с.

8. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления детей с произведениями художественной литературы): Дис. .канд.пед.наук. Тбилиси, 2008.- 121 с.

9. Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7 лет): Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., - 2006. - 23 с.

10 . Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 2006.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.