Урок на тему «Работа над пьесой кантиленного характера в 7 классе ДМШ»
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка урока
специального фортепиано по теме:
«Работа над пьесой кантиленного
характера в 7 классе ДМШ»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Козыревская Екатерина Андреевна , Вуктыл 2020 г.
Урок проводится с обучающейся 7-го класса МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла Истоминой Дианой.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: воспитание исполнительных качеств.
Задачи урока:
1. Образовательные
- освоить динамику в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), усвоить градации в звучании музыкального материала;
–продолжить формирование практических навыков (работа с динамическими оттенками, игра штрихами non legato, legato, staccato; тембрами, исполнение пьесы в едином темпе)
-закрепить изученные теоретические знания (динамика, средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, темп, ритм, тембр, мелодия);
2. Развивающие
– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
–развивать творческую активность обучающейся через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.
3. Воспитывающие
–воспитывать эстетический вкус;
–воспитывать любовь к музыке;
–воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Структура урока:
- Организационный момент
- Работа над музыкальным материалом
- Итог урока
- Домашнее задание
- Литература
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео)
-практические (пьеса)
Средства обучения: рояль, стул, пюпитр, ноты
Оснащение урока: Аудиозаписи и видеозаписи пьесы
Ход урока
I. Орг. момент – приветствие, сообщение цели и задачи
Здравствуте. Мы начинаем наш урок с обучающейся 7 класса Дианой Истоминой.
Тема нашего урока: ««Работа над пьесой кантиленного характера в 7 классе ДМШ».
Кантилена происходит от итальянского слова канта – пение (умение «петь» на инструменте).
В кантилене самое главное — это работа над мелодией, звуком. Очень важно, чтобы обучающаяся слышала интонационность музыкальной речи, её смысл, выразительность, характер. От умения передать этот смысл музыкальной речи зависит содержательность исполнения.
II. Работа над музыкальным материалом
Прежде, чем мы приступим к работе над пьесой, я хотела бы поговорить о композиторе.
Юрий Весняк -уроженец Донецкой области. Творчество этого музыканта достаточно обширно. Юрий Андреевич начал сочинять музыку с 70-х годов прошлого века и занимается активной композиторской деятельностью по сей день. Ю.Весняк известен как автор пьес, доступных для исполнения в старших классах музыкальных школ. Периодически в печать выходят его фортепианные нотные сборники, знакомящие старшеклассников и просто любителей музыки с прекрасными композициями, в которых композитор выражает свои впечатления, чувства, чаще всего связанные с его душевными терзаниями и лирическими переживаниями. творчество композитора не ограничивается только фортепианными произведениями. Поскольку Ю.Весняк окончил Ростовскую консерваторию по классу баяна, много места в его творчестве отведено созданию произведений для этого инструмента и вообще для народного оркестра. Есть в копилке композитора и произведения крупной формы: симфонии, сонаты, концерты. Много пишет Юрий Андреевич для музыкального театра. Спектакли с его музыкой пользуются у публики неизменным успехом, а многие песни из постановок становятся настоящими хитами.
Музыку Ю. Весняка слушают с удовольствием, его аудио- и видеозаписи в Интернете насчитывают тысячи просмотров людей из разных городов России. Вместе с тем, творчество Весняка пока еще не было изучено, да и вообще мало, кому известен этот композитор.
Итак, Юрий Весняк «Элегия» e-moll, вошедшая в сборник «Благодарение», который вышел в 2003 году. Всего в сборнике 16 пьес. Наша «Элегия» написана в простой трехчастной форме.
Диана начинает проигрывание пьесы Ю.Весняка «Элегия». Пьеса в спокойном темпе (andante).
Элегия начинается со вступления (с аккордов на пиано). Небольшое развитие динамической линии (буквально на 4 такта) и внезапное пиано.
После вступления идет Тема в высоком регистре в тональности ми-минор. Мелодия должна звучать очень певуче, на legato. Сложность нашей мелодии составляет триольный ритм, в котором 5 нот нужно «умудриться» сыграть за время, отведённое четырем нотам, и при этом очень четко просчитать половинную, после которой идут эти триоли.
Очень важно следить за левой рукой. В ней идет аккомпанирующая партия из восьмых нот. Важно выделять бас, но при этом не заглушать мелодию в правой руке. Я рекомендую поиграть левую руку отдельно. Все должно быть очень гибко и пластично.
Подходим ко 2 части пьесы.
Мы видим изменение темпа: piu mosso (более подвижно). Композитор меняет тональность: из e-moll мы переходим в cis-moll. Меняется регистр. Мелодия перешла на октаву выше. Длится это недолго-8 тактов.
Опять происходит смена тональности: из cis-moll в h-moll -4 такта;
далее d-moll-2 такта…
Возвращение в тональность «Элегии» e-moll. Сложность такого рода исполнения заключается в том, что обучающаяся должна понимать смену тональностей, знать количество знаков всех встречающихся тональностей, уметь грамотно переходить, владеть всеми аппликатурными навыками. Такие места нужно проигрывать отдельно от пьесы, отрабатывать каждый момент при переходи из одной тональности в другую. Аккорды…и реприза (andante).
Большое значение в работе над кантиленой имеет педаль. Обучающаяся должна научиться умело ей пользоваться! В нашей «Элегии» присутствует запаздывающая педаль для создания гармонического фона. Это трудная, кропотливая работа, требующая большой организованности, настроенности слуха и мобилизации внимания на мышечных ощущениях.
Крайние части «Элегии» Ю.Весняка одинаковые, а середина отличается фактурой, динамикой, настроением, сменой тональностей. Подведем итог урока исполнением произведения от начала до конца.
III. Итог урока
Работа над кантиленой предполагает максимальное обострение творческих музыкальных способностей и эмоциональное отношение к исполняемому музыкальному материалу. Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Чем раньше учащийся осмыслит и представит себе образное содержание произведения, пути и приёмы работы над овладением звуковыми и техническими трудностями, тем плодотворнее будет развиваться его художественная и исполнительская самостоятельность. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов исполнения известных и выдающихся пианистов способствуют более полному представлению ребенка об исполнении музыки кантиленного характера. Преподавателю необходимо объяснять находить исполнителей, которые умеют использовать в своей игре прикосновение к звуку, его насыщенности, тембра, протяженности; применяют грамотную артикуляцию.
IV. Домашнее задание
Закрепление пройденного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Весняк Ю. «Благодарение». Пьесы для фортепиано. Старшие классы.
2. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании детей/А. Гольденвейзер. – М., 2003
3. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика/В. В. Крюкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
4. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста/Б. Е. Милич. – М.: Владос, 2001
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001
6. Потехина О. Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы/О. Потехина. – М., 2010
7. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста/Е. М. Тимакин. – М.: Советский композитор, 1989
9