Урок в 7 классе на тему: «Умножение многочленов»
МБОУ «Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа № 4»
Урок в 7 классе на тему:
«Умножение многочленов»,
с применением технологий уровневой
дифференциации обучения (В.В.Фирсова),
компьютерных (новых информационных) и игровых
технологий обучения.
Разработал учитель математики
МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ № 4»
Вакина Лидия Николаевна
Цель: формирование коммуникативных, личностных, регулятивных УУД.
Задачи:
- формировать знания о правилах сложения и вычитания многочленов и умения применять их в простейших ситуациях;
- развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование: таблица «Раскрытие скобок»; набор карточек для самостоятельного изучения темы; оценочные листы; карточки с кроссвордами; портреты математиков; карточки для устной работы; плакат с правилом заключения в скобки.
Структура урока:
Оргмомент. Постановка цели урока (2 мин.)
Подготовка к изучению нового материала. (10 мин.)
Ознакомление с новым материалом (15 - 20 мин.)
Первичное осмысление и применение изученного (10 - 5 мин.)
Подведение итогов урока(6 мин.)
Постановка домашнего задания (2 мин.)
Ход урока
Постановка цели урока.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Сегодня мы продолжим изучать тему «Многочлены». Пока, вы только знаете определение многочлена, умеете, приводить многочлен к стандартному виду, и умеете определять степень многочлена. Далее нам предстоит рассмотреть вопрос о том, как складывать и вычитать многочлены. Запишите тему урока: «Сложение и вычитание многочленов».
Подготовка к изучению нового материала.
I. Для того чтобы вы могли успешно работать далее, повторим некоторые вопросы теории в ходе разгадывания кроссворда.
1. Сумма одночленов.
2. Знак разности.
3. Слагаемые многочлена, в которых коэффициенты
различные, а буквенная часть одинаковая.
4. Знак суммы.
5. …многочлена стандартного вида – это
наибольшая из степеней входящих в него одночленов.
Взаимопроверка, выставление оценок.
------------------------------------------------------------------------
6.Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?
7. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»?
II. А теперь сосредоточьтесь и покажите, как вы владеете практическими навыками. Работаем устно.
Устные упражнения:
1. Раскройте скобки: а) (х - у) + (- а + b);
б) (а - b) – (с - d).
2. Приведите подобные члены многочлена:
а) 45а – 12b + 16а;
б) а3 – 3а + b + 2b – 2а3;
в) аb – 3с + 1,5аb +5с.
3. Ученик в процессе приведения подобных членов многочлена получил следующие
результаты:
а) |
15 |
- 3х3 |
+ 5х2 |
- 9х |
|
б) |
-2m4 |
+ 1 |
– m2 |
– m5 |
– m3 |
в) |
2х |
+ 3 |
– 4х2 |
+ 5 х4 |
– х3 |
Учитель подчеркнул ответ и поставил знак вопроса, хотя подобные были приведены правильно.
Почему был подчёркнут ответ? В каком виде его следует записать?
Ознакомление с новым материалом
Ребята, сейчас перед вами лежит огромная ответственность. Вам предстоит изучить новую тему, и от того, как вы поработаете, будут зависеть ваши дальнейшие успехи и успехи ваших товарищей.
Внимательно изучите содержание лежащей перед вами карточки и выполните по образцу предложенное вам задание. Кому будет трудно, поднимите руку, я подойду и мы разберёмся вместе. После окончания работы над карточкой представитель от каждой группы выйдет к доске и объяснит остальным содержание своей карточки, а остальные учащиеся должны сделать соответствующие записи в тетради и по ходу объяснения задать вопросы, если возникнет необходимость.
(учащиеся работают в группах по карточкам; учитель по необходимости помогает детям)
Обучающая карточка №1
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Сложение многочленов
Алгоритм действий:
составить сумму многочленов;
раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»;
привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример. Сложите многочлены 5х2 + 7х – 9 и – 3х2 – 6х + 8.
(5х2 + 7х – 9) + (– 3х2 – 6х + 8) =5х2 + 7х – 9 – 3х2 – 6х + 8 = 2х2 + х – 1.
Задание. Сложите многочлены: 2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2.
Обучающая карточка №2
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Вычитание многочленов
Алгоритм действий:
1) составить разность многочленов;
раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»;
привести подобные члены в полученном многочлене.
Пример. Выполните вычитание многочленов 5х2 - х +8 и 2х2 – 7х -1.
(5х2 - х +8) - (2х2 – 7х -1) = 5х2 - х +8 - 2х2 + 7х +1 = 3х2 + 6х + 9.
Задание. Выполните вычитание многочленов: 2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2.
Обучающая карточка №3
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Представление многочлена в виде суммы многочленов (обратная задача)
Правило: Чтобы заключить выражение в скобки, перед которыми требуется поставить знак «+», надо записать внутри скобок все члены выражения с теми же знаками.
Пример. Представьте многочлен 5х3 – х2 – 7х + 2 в виде суммы, каких – ни будь двух двучленов.
1 сп. 5х3 – х2 – 7х + 2 = (5х3 – х2 ) + ( – 7х + 2).
2 сп. 5х3 – х2 – 7х + 2 = (– х2 – 7х) + (5х3 + 2).
Задание. Представьте многочлен в виде суммы, каких – ни будь двух двучленов (любым, одним способом): х3 – 2х2 – 3х + 5.
Обучающая карточка №4
Тема: «Сложение и вычитание многочленов»
Представление многочлена в виде разности многочленов (обратная задача)
Правило: Чтобы заключить выражение в скобки, перед которыми требуется поставить знак «-», надо записать внутри скобок все члены выражения с противоположными знаками.
Пример. Представьте многочлен 5х3 – х2 – 7х + 2 в виде разности, каких – ни будь двух двучленов.
1 сп. 5х3 – х2 – 7х + 2 = (5х3 – х2 ) - ( 7х - 2).
2 сп. 5х3 – х2 – 7х + 2 = (– х2 + 2) - ( - 5х3 + 7х).
Задание. Представьте многочлен в виде суммы, каких – ни будь двух двучленов (любым, одним способом): х3 – 2х2 – 3х + 5.
Четыре ученика готовят необходимые записи на доске для объяснения нового материала и объясняют его.
Самооценка. Выставление оценок.
Первичное осмысление и применение изученного
I. А сейчас я хочу проверить, как остальные ребята поняли своих товарищей. Четверо учащихся по очереди на доске выполняют задания: (остальные решают вместе с ними в тетради)
Сложите многочлены: 2х2 + 3х и – х + 4.
Выполните вычитание многочленов: 2х2 +3х и – х + 4.
Представьте многочлен в виде суммы двух двучленов: 3а4 +2а3 + 5а2 – 4.
Представьте многочлен в виде разности двух двучленов: – 5у4 +4у3 +3у2 – 2у.
(остальные решают вместе с ними в тетради)
II. Самостоятельная работа с самопроверкой. Выставление оценок.
Вариант 1 - № 637 б); г). № 656 а). № 657 б).
Вариант 2 - № 637 в); е). № 656 б). № 657 а).
Подведение итогов урока
I. Велика роль многочленов в математике. Многочлены являются довольно простыми функциями, которые легко дифференцировать и интегрировать. Теперь задумайтесь над таким фактом. Сложение, вычитание, умножение (умножение многочленов мы будем рассматривать несколько позже) всегда возможно, и результатом выполнения этих операций всегда будет многочлен. То есть, многочлены ведут себя как целые числа.
В области многочленов работали такие известные математики как К.Ф.Гаусс – немецкий математик, Э.Безу – французский математик, П.Л.Чебышев.
II. Выставление оценок из оценочного листа
Кроссворд (от 0 до 5 баллов) |
Работа с обучающей карточкой (от 0 до 3 баллов) |
Самостоятельная работа (от 0 до 4 баллов) |
Итого: |
Оценка за урок: «5» - от 11 и выше баллов «4» - от 8 до 10 баллов «3» - от 5 до 7 баллов
|
6. Постановка домашнего задания
Учитель комментирует домашнее задание:
п.24. № 639 – на «3»; № 635 – на «4»; № 799 – на «5»