Конспект открытого урока «Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К. Черни»
Конспект открытого урока
«Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни»
Дата проведения: 15.04.2013
Продолжительность урока: 40 минут
Возраст учащихся: 8,9,10 лет (1-3 классы)
Инструмент: фортепиано
Задачи:
Образовательная: овладеть определёнными техническими навыками.
Воспитательная: расширить музыкальный кругозор, побудить учащегося к самостоятельной работе, привить любовь к инструменту.
Развивающая: обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащегося.
Тип урока: Комбинированный
Систематизация знаний, умений и навыков.
Методы проведения урока:
рассказ
объяснение
беседа
показ
упражнение
Методический материал: ноты, методическая информация на электронном носителе.
Музыкальные произведения:
К. Черни – Этюд C-dur (ред.Г.Гермер)№ 15
К. Черни – Этюд G-dur соч. 261 № 16
К. Черни – Этюд C-dur соч. 599 № 61
Цель урока: Формирование техническо-исполнительских навыков игры на фортепиано через развитие познавательных процессов учащихся.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Цели и задачи: дать теоретические знания, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Объявление темы урока. Краткое знакомство с творчеством К.Черни. Значение жанра этюда. Композиторы, пишущие в жанре этюда.
Тема нашего урока: «Работа над пианистической техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни». Прежде чем начать работу над этюдом, познакомимся с творчеством австрийского пианиста, педагога, композитора (1791-1857). Это один из известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился у Л.Бетховена. Бетховен доверил К.Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции.
Как педагог он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины XIXв. трудно найти пианиста, который не прошел школу Черни. Величайшим из учеников Черни был Ф.Лист.
Самое ценное в его композиторском наследии – педагогические сочинения. Черни писал почти во всех музыкальных жанрах: он – автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров. Он написал также учебник композиции Полное теоретико-практическое учение о композиции (Vollständige theoretisch-praktische Kompositionslehre, 1849), Очерк истории музыки (Umriss der ganzen Musik-Geschichte, 1851) и мемуары.
Такие известные сочинения Черни, как Ежедневные упражнения (40 tägliche Studien, op. 337), Большая фортепианная школа (Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500), Школа беглости (Schule der Geläufigkeit, ор. 299), Школа беглости пальцев (Schule der Fingerfertigkeit, ор. 740), навсегда останутся бесценным материалом для пианистов и фортепианных педагогов, показывая пути решения технических проблем, которые встают в процессе обучения.
Мы будем работать над жанром этюда. Что такое этюд?
–Быстрая пьеса.
– Не только!! Каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для их преодоления. Такие трудности – триоли, пунктирный ритм, различные виды арпеджио, аккордов, гаммаобразные пассажи, хроматические гаммы, октава, скачки и т.д.
Жанр этюда известен с XVII века. Наиболее известные композиторы и педагоги, писавшие в жанре этюда: Анри Лемуан. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал школу игры на фортепиано и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка фортепианного педагога».
Людвиг Шитте – датский композитор и пианист. Большой популярностью пользовались лёгкие пьесы Шитте, широко использовавшиеся в репертуаре музыкальных школ.
Елена Гнесина – русская пианистка и педагог. Автор фортепианных пьес и упражнений.
Герман Беренс – шведский пианист, дирижёр, композитор и педагог. Широко до сегодняшних дней распространён сборник его фортепианных этюдов «Новейшая школа беглости». В основном этюды этих композиторов проходят учащиеся в музыкальной школе.
II. Основная часть
Цели и задачи: доступно и грамотно объяснить учащимся основные этапы работы над этюдом, настроить их на активную работу на уроке, показать на практике и закрепить некоторые технические приёмы.
В ходе урока предстоит сделать:
– определить характер
– определить форму
– взаимосвязь характера и формы
– определить оттенки
– определить штрихи
– определить лад, тональность, размер
– определить основные технические трудности
– провести работу над штрихам
– определить роль каждой руки
Пример: К.Черни, Этюд C-dur, ред.Г.Гермера № 15
Учащаяся исполняет Этюд. Этюд находится на начальной стадии работы. Чтобы иметь более ясное представление об этюде, педагог проигрывает этюд сам.
Учащаяся характеризует этюд: светлый, мелодичный, похожий на весенний ручеек. Сравниваем мелодию с тихим весенним дождиком, который становится тише в среднем разделе, ярче и активнее в конце.
Определяем на слух форму этюда – период, где первая и вторая часть разделены репризой. Находим эти части в нотном тексте. Учащаяся сама быстро их находит и уточняет, что в этюде основные оттенки: p, mF и F.
Педагог спрашивает:
– Что создаёт иллюзию дождя?
– Стаккато в конце музыкальной фразы и пассажи из мелких длительностей.
– Как называется штрих в этих пассажах ты знаешь?
– Легато.
– Какой штрих играется несвязно, но не отрывисто?
– Нон легато.
– Покажи, где он применяется в Этюде?
– В аккордах, в левой.
Важно выдержать весь этюд в одном штрихе. (Надо постараться не переходить на штрих нонлегато – исходим из характера этюда – лёгкий дождик {стаккато}, не превращающийся в тяжёлые «градинки» [нонлегато])
Определяем с учащейся, что пьеса написана в мажорном ладе. Определяем основную тональность C-dur. Уточняем по тексту: 1 и 3 части написаны в C-dur. Смотрим вместе, в какой тональности написана 2 часть: G-dur (находим фа#, определяем границы тональности, затем обращаем внимание на знаки альтерации, интервал ми бемоль – фа #, который звучит немного с грустью и разрешается в светлый тонический аккорд G-dur.)
Закрепляем тональности – проигрываем гаммы C-dur и G-dur, аккорды – T, T6, T64, S, S6, S64. Следим за правильностью аппликатуры в аккордах.
Определяем размер – 6/8 (танцевальный характер учащийся определил в самом начале урока). Сравниваем размер 3/4 и 6/8 (более мелкие длительности и отсюда более подвижный темп, на танцевальную первую долю приходится 6 нот, а не 3).
В самом начале мы говорили, что каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для её преодоления.
– Какая техническая трудность в этом этюде?
– Игра аккордами.
– Давай с тобой определим, к какому виду техники относятся аккорды?
– К крупной технике.
Перечисляем, что относится к крупной технике, здесь же уточняем, что относится к мелкой технике.
Играем аккорды в правой руке (определяем – звучат 2 вида аккордов – T и S.). Тоническое трезвучие – в последовательности T-T64, субдоминантовое трезвучие в последовательности – S64-S6.
В конце первой части – ломанные аккорды.
Главное в аккордах – полная одновременность звучания, ровность всех звуков. Прошу учащуюся сыграть начальные аккорды медленно, всей рукой. Следим, чтобы рука не зажималась, снимаем аккорд свободным локтём.
Чтобы полностью слышать аккорд, играем поочередно: два крайних звука, два верхних звука и т.д.
Группируем аккорды по 2. Второй аккорд как бы исходит из 1 аккорда, первый аккорд берётся с большим весом руки, второй – с меньшим.
Чтобы запомнить комбинацию из 2 аккордов, проигрываем их в разных октавах. Пробуем играть их разными оттенками. Замечаем что аппликатура в аккордах такая же, какую мы играли в гаммах.
Прошу учащуюся спеть основную мелодию этюда. Учащаяся поёт мелодию верхнего звука аккорда. Уточняем, что аккорд содержит мелодию в верхнем голосе. Проигрываем эту мелодию отдельно, затем играем эту мелодию пятым пальцем (т.е. тем пальцем, который в аккорде). Теперь играем аккорды, прислушиваясь и контролируя мелодию в верхнем голосе. Верхний голос должен звучать ярче, два других более матово. Пятый палец прижимает более плотно клавишу, а другие с меньшей силой.
Определяем с учащейся ещё одну трудность – игра аккордов штрихом стаккато. Существует два приёма стаккато: по принципу ударных и по принципу щипковых. Показываю эти варианты, прошу учащуюся повторить.
– Как ты считаешь, какой вариант больше подходит к нашему этюду?
– К 1 и 3 части – второй вариант (щипковый), ко второй части – 1 вариант (ударный)
(Опять же исходим из характера этюда).
Играем аккорды легкими, «пружинистыми» движениями, пальцы при этом должны быть активными и словно схватывать аккорд. Это придаёт большую точность звукоизвлечения и отчётливость звучания.
Обращаем внимание учащейся на штрих-акцент, который нужно играть подчёркнуто (ставим крепко палец, с замахом сверху).
Определяем с учащейся темп allegretto (чуть медленнее чем allegro). Отмечаю, что стаккато единственный вид артикуляции, который имеет темповый потолок. Обращаем внимание на замедление – poco rall – в конце второй части.
Теперь рассмотрим партию левой руки:
– Из чего состоит партия левой руки?
– Из баса и аккорда.
– Левая рука выполняет роль аккомпанемента.
– Сыграй, пожалуйста, мелодию баса.
Учащаяся играет мелодию баса (5 пальцем). Педагог играет аккорды. Затем учащаяся играет бас левой рукой, аккорды правой. Затем учащаяся играет бас и аккорды одной левой рукой. Бас – более глубоким звуком, погружаясь до глубины клавиши, аккорды – лёгкими пальцами, на «кистевом снятии».
Чтобы быстрее находить скачок между басом и аккордом, пробуем, как вариант проиграть с закрытыми глазами.
Чтобы углубить бас, пробуем взять на него «прямую» педаль. Сравниваем варианты с педалью и без неё. Учащаяся отмечает, что бас с педалью звучит ярче, насыщеннее, легче подготовить руку к аккорду.
Пробуем играть этюд двумя руками. Это трудно! Учащаяся ещё пока не охватывает и не может выполнить все требования сегодняшнего урока.
Отмечаем, что прежде чем соединить обе руки, учащаяся должна хорошо знать партии обеих рук и уметь выполнять все требования, предъявляемые к каждой партии. Определяем роль каждой руки: левая рука – опорная, как бы лежащая всё время на клавиатуре, выполняет роль фундамента, правая – более подвижная, лёгкая, ведущая основную мелодическую линию.
III. Заключительная часть
Цели и задачи: закрепить пройденный на уроке материал, настроить учащуюся на полноценную домашнюю работу.
– Отметить положительные моменты урока.
– Обратить внимание учащейся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе.
– Оценить урок. Высказать пожелания. Перечислить все основные моменты урока (над чем конкретно работали)
– Сделать запись в дневнике.
Самоанализ открытого урока
Открытый урок по теме «Работа над техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни» проводилось с учащимися 1-3 классов: Амелиной Ириной, Ревой Полиной, Дуровой Ангелиной. Тип урока комбинированный: а) традиционный урок; б) повторение пройденного материала.
Форма проведения урока – занятие-мастерская.
Выбор данной темы считаю актуальной т.к. для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно работать над интересным, художественным нотным материалом и делали это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить техническо-исполнительскую базу (гаммы, этюды, технические упражнения, музыкальную терминологию и др.).
В связи с этим, учащиеся фортепианного отделения один раз в год сдают технические зачеты, совершенствуя раз от раза свое исполнительское мастерство.
Соответственно заявленной теме была поставлена цель: работа над техникой в младших классах на примере этюдов К.Черни через развитие познавательных процессов учащегося. Решалась данная проблема через следующие задачи:
Образовательные:
Научить учащегося детально анализировать музыкальное произведение (Этюд).
Изучить виды техники.
Научить применять различные приемы и способы игры в наиболее технически сложных тактах.
Развивающая:
Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.
Создать атмосферу доброжелательности между учащимся и преподавателем.
Использовались следующие методы обучения:
музыкально-иллюстративный;
метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации (к открытому уроку учащемуся было задано проблемное задание);
исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливал истину, новую только для него. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).
Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащегося.
Цели и задачи урока достигнуты.
Литература:
Агарёва Г. Работа над фортепианной техникой. Каталог статей.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Муз. 1978 .
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве Л. Муз 1985.
Коган Г. У врат мастерства М. Классика – XXI. 2004 г.
Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей.
Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М. 1965.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой изд. М.: «Классика» – XXI. 2003.
Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. М.: Муз. 1991.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика XXI. 1999.