Урок музыки на тему «Работа над техникой» (3 класс)
Тема урока: Работа над техникой
Цели урока:
Способствовать формированию технических качеств и пианистических способностей у ученицы
Научить ученицу нести руку на клавиатуру, занимать правильную позицию, собрав все пальцы.
Задачи урока:
Закрепить навыки технического исполнения.
Научить ученика слушая – слушать, развивать способность слушать внимательно, активно.
Формировать устойчивый интерес к фортепианной и исполнительской деятельности.
Учитель: Здравствуйте, сегодня мы поработаем над техникой. Для технического развития необходима работа над видами техники, которые нужны каждому ученику – это гаммы, аккорды, арпеджио. Поэтому мы начинаем наш урок с гаммы До мажор.
Ученица играет гамму на 4 октавы, вверх, вниз.
Учитель: Постарайся сыграть гамму певучим звуком, ровным звуком, постарайся что бы движение рук и пальцев были мягкие и спокойные. (Чтобы добиться ритмически ровного звучания легато, учитель просит сыграть гаммо-образный пассаж отдельными руками, затем двумя руками).
Далее учитель просит сыграть аккорды. Важно проследить, чтобы ученик не бросал а мягко и свободно опускал руку, погружая пальцы до самого дна, а так же следить за плавным переносом руки.
Далее учитель просит сыграть арпеджио. Сначала каждой рукой отдельно, плавно переходя с пальца на палец, помогать себе мягким поворотом кисти. Нужно постараться, что бы было певучее легато, что бы не было толчков рукой. И конечно сделать крещендо к вершинке.
Далее учитель дает дополнительное задание. Нужно исполнить гамму с различными динамическими оттенками:
От пианиссимо к форте
От форте к пианиссимо
Пианиссимо форте пианиссимо
И в конце показать технику – сыграть гамму в быстром темпе. Пальцы у ученицы устали, учитель предлагает немного отдохнуть, а в это время совместно решить кроссворд.
Учитель: благозвучный интервал?
Ученица: консонанс. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учитель: первая ступень лада?
Ученица: тоника.
Учитель: быстрый темп?
Ученица: аллегро
Учитель: количество ступеней в гамме?
Ученица: 7
Учитель: часть мелодии?
Ученица: фраза.
Учитель: знак усиление звука?
Ученица: крещендо.
Учитель: одноголосный напев?
Ученица: мелодия.
Учитель: медленный темп?
Ученица: адажио.
Учитель: знак удлинения длительности?
Ученица: лига.
Учитель: разные окончания мелодии?
Ученица: вольта.
Учитель: молодец! Все ответы правильные.
Учитель: а теперь пойдем дальше. Тебе было задано доучить этюд.
Ученик играет этюд по нотам.
Учитель: не плохо, но восьмые пока недостаточно ровные. Чтобы справиться с этой задачей, мы должны играть больше упражнений на восьмые ноты.
Сейчас мы поучим несколько из них.
Ученик играет упражнение отдельными руками:
Учитель: хорошо, а теперь давай еще раз сыграем этюд, но теперь наизусть, считая про себя.
Ученик играет этюд.
Учитель: вот теперь лучше, и восьмые ровные. Молодец.
Ну и в конце урока я хочу познакомить тебя с формой, которая называется «Рондо». В ее основе лежит принцип симметрии и повторности. В ней как бы соединяются куплетность и трехчастность. Родиной «Рондо» считается Франция. Здесь, в старину, был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «Рондо», что и означает «круг», и «хорошое». В Рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами. Причем рефрен в «Рондо» должен повториться не меньше 3 раз. За формой «Рондо» закрепилась и определенная сфера музыки.
Учитель: как ты думаешь, какая?
Ученик: жизнерадостная, подвижная, напоминающая танец.
Учитель: правильно. А сейчас сыграй «Рондо» и покажи повторяющуюся тему- рефрен.
Ученик выполняет задание правильно.
Учитель: эту тему мы продолжим на следующем уроке. На сегодня наш урок закончен. Оценка за урок 5.