Статья «Индивидуализация обучения киокусинкай на этапе начальной подотовки»
Индивидуализация обучения киокусинкай
на этапе начальной подготовки
А.И. Айриян,
МАУ ДО ДЮСШ №1
Восточные единоборства сегодня весьма популярны и востребованы. Число мальчишек и девчонок, с удовольствием занимающихся, например, киокусинкай, растет с каждым годом.
Традиционная система начального обучения в киокусинкай строится на основе зрительных образов выполняемых двигательных действий. Однако усвоение учащимися правил эталонного выполнения действий только на основе их многократной демонстрации, отражающей пространственно-временные параметры действий, оказывается невозможным, так как смысл (двигательная задача) и динамические характеристики движений остаются не в полной мере осознанными. Уделяя основное внимание физической подготовке юных спортсменов, ядром которой является развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, мы упускаем из виду важность технической подготовки и сложность обучения технике коикусинкай. В методической литературе часто представлено подробное описание исходных положений и траекторий движений, воспроизведение которых в реальных условиях занятий не представляется возможным. Налицо разрыв между существующими представлениями об образовательных технологиях, основанных на активизации познавательной деятельности самих учеников, и традиционной методикой обучения двигательным действиям в киокусинкай, построенной на копировании эталонного выполнения фронтальным способом; между существующей теорией обучения двигательным действиям, базирующейся на освоении ориентировочной основы действий (М. М. Боген) и отсутствием методик в киокусинкай, основанных на этой теории.
В этой связи целью современного тренера-преподавателя должна стать разработка и апробация такой образовательной технологии, которая на этапе начальной подготовки позволила бы активизировать познавательную деятельность при обучении двигательным действиям.
В частности может быть предложена технология, внедряемая А. А. Ковалем, который при обучении ударным действиям предлагает более осознанное освоение правил техники (основных опорных точек по М. М. Богену) с использованием словесно-логических образов, воспроизводимых при проговаривании; в активизации самоконтроля за выполнением правил техники, в изменении характера взаимодействий учеников с педагогом и детьми между собой при работе в парах.
Большое внимание при этом уделяется индивидуальному подходу к каждому начинающему спортсмену. Переход к освоению нового материала для каждого учащегося осуществляется по индивидуальному плану, в зависимости от уровня усвоения предшествующего материала.
В качестве инструментария оценки эффективности разработанной технологии использовался протокол оценки качества владения ударными действиями, отражающий освоение правил техники каждым учеником. Регулярное ведение протокола позволяет увидеть уровень обученности основам техники карате отдельными учениками, отследить «слабые места» – элементы, осваиваемые медленнее других.
Кроме того, данная методика позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества: учение без принуждения, идея трудной цели, идея опоры, идея крупных блоков, идея самоанализа и самоконтроля.
Итак, эффективное освоение техники киокусинкай на этапе начальной подготовки во многом сопряжено с индивидуализацией обучения, активизацией познавательной деятельности юных спортсменов и выстраиванием отношений взаимодействия и сотрудничества между тренером-преподавателем и учащимся.