Доклад на тему «Происхождение и развитие осетинской гармоники»
Центр развития творчества и юношества «Нарт»
|
|
(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Составитель: Баскаева Маргарита Витальевна,
педагог дополнительного
образования
Владикавказ 2021г
Во второй половине XIX века в силу расширения торгово-экономических отношений северокавказских народов с Россией развивались и культурные связи. Одним из проявлений этих связей послужило широкое распространение гармоники среди северокавказских народов. Кустарное производство гармоники, например, в Вятке (нынешнем Кирове) существовало до последнего времени и снабжало горские народы гармониками привычного для них строя по специальным, индивидуальным заказам.
Сильное и звонкое звучание гармоники привлекло внимание северокавказских народов, и за короткое время она прочно вошла в их музыкальный быт, став, собственно, национальным инструментом, вытеснив из широкого употребления традиционные, мало изученные и примитивные музыкальные инструменты.
К. Вертков считал, что «Признание народом инструмента-пришельца своим является совершенно закономерным, поскольку он занимает в музыкальной культуре этого народа равное положение с исконно национальными, а иногда играет в ней роль более значительную, чем другие инструменты».
Исполнительское мастерство гармонистов отличается виртуозностью. Музыканты подняли искусство игры на этом инструменте на высочайший уровень. Это привело к возвышению роли исполнителей на гармонике в музыкальном быту кавказских народов. Естественно, что остальные традиционные музыкальные инструменты не могли соперничать с мобильной и динамичной гармоникой.
Впервые этот инструмент стали производить тульские оружейники.
Во второй половине 19 века гармоника начинает входить в быт многих восточных народов, населяющих нашу многонациональную страну. Еще в 1840-е годы отдельные образцы примитивных тульских гармоник массового производства начинали проникать в Среднюю Азию и на Кавказ. Путь их проходил из Тулы в Нижний Новгород, затем по Волге в Астрахань, откуда расходились они морскими и сухопутными путями по южным областям страны. На местах (в Киргизии, Казахстане, а также у горных народов Кавказа) они воспринимались, первое время, как новые музыкальные забавы. Однако со временем, так или иначе, гармоника стала приспосабливаться к восточной национальной музыке.
Надо заметить, что в ряде случаев главным является не факт установления, какой инструмент, от какого произошел и приоритет его создания, а та роль, которую он выполнял и продолжает выполнять в развитии музыкального искусства данного народа, расширении и улучшении национального репертуара, в выявлении и развитии лучших его традиций. И в этом отношении роль разновидностей восточных гармоник весьма существенна, хотя их делалось значительно меньше, чем гармоник, бытовавших в центральной России. Такое их ограниченное количественное распространение кроется отнюдь не в музыкально-художественных причинах, а в этнографических, исторических, социальных.
В силу особого уклада жизни, племенного разобщения, специфики национальных ремесел создание гармоник на местах не мог производиться. Вместе с тем, отдельные мастера, используя основные составные части попадавших к ним гармоник или копируя их, делали попытки создания национальных местных гармоник и весьма удачно.
Как уже было выше сказано, впервые гармоника появилась в Туле (30-е годы 19 в.).
В Вятской губернии в середине XIX века стало возникать крупное кустарное производство гармоник – второе по величине после тульского.
В начале кустари делали точно такие же гармоники, как тульские, затем инструменты с одинаковыми звуками при смене движения меха на правой клавиатуре, оригинальные по внешней форме. Такие гармоники стали называться «вятскими».
Вятская гармоника Схема расположения звуков на
клавиатурах вятской гармоники
Музыкальные данные гармоники невелики, исполнение мелодии возможно лишь в одной тональности, в которой настроен инструмент состоящей из звуков натурального мажора. В аккомпанементе звуки при смене движении меха разные (на разжим звучит Т (тоника), на сжим — D (доминанта). Поэтому удобно исполнять мелодии с равномерным чередованием гармонических функций. Звуки правой клавиатуры не изменяются при смене движения меха, что является большим удобством. Гармоника имеет мягкий, своеобразный тембр звука.
Рояльные гармоники называемые иногда «вражескими гармониками», возникли в начале XX века на основе вятской. Первые голоса их (два ряда), чаще всего строились в унисон с разливом, позже делались и такие (трехголосные), в которых один ряд голосов звучал на октаву ниже. На левой стороне аккомпанемент (8, 12, 16 кнопок) состоял из басов, мажорных и минорных аккордов.
Диапазон на правой клавиатуре – 16–20 клавиш, строй диатонический. При смене движения меха, звуки на правой клавиатуре одинаковые, на левой – разные.
Рояльная однорядная гармоника Рояльная двухрядная гармоника
Впоследствии стали делать рояльные гармоники двухрядные (с полутонами). Кнопочная клавиатура на правой стороне имела то же расположение звуков, что и на фортепиано. На левой – басы, мажор и минорные аккорды.
На этих гармониках играли, надев на правое плечо плечевой ремень. Правая рука охватывала клавиатуру: четыре пальца лежали на клавишах (или кнопках), а большой находился за грифом. На левой стороне, продев руку под кистевой ремень, также играли четырьмя пальцами, а большим пальцем при надобности нажимали воздушный клапан. Возможности этой гармоники, особенно двухрядной хроматической, были сравнительно большие. Но игра четырьмя пальцами на правой клавиатуре и неудобный аккомпанемент на левой, из-за разного звучания при смене движения меха, создавали неудобство при игре.
Тульская гармоника завоевала прочное место не только в русском быту, но и в северокавказском регионе. В связи с большой популярностью гармоники ее производство быстро освоили и в других местностях, но каждый раз немного переделывая инструмент на свой лад. В результате появилось множество разновидностей гармоники: тульская, саратовская, ливенская, касимовская, вятская и другие. Среди адыгов и других северокавказских народов имели большое распространение так называемые – «лабэпщынэ» (лабинские гармоники). От обычной русской гармоники она отличается тем, что в ней несколько изменена аппликатура, особенно для левой руки. По устройству они сходны с гармониками, известными под названиями «восточная» или «азиатская», распространенными в Абхазии (амырзакан), в Адыгее (пщынэ), у абазин («кобыз» (къвабыз)), в Дагестане (комуз), в Кабарде и Черкессии (пщынэ), у балкаро-карачаевцев (кобуз), в Осетии (ирон-кандзал-фандыр), в Чечне и Ингушетии (комуз, кехат-пондыр), у ногайцев (шангкъобыз), а затем просто къобыз.
У дагестанского комуза 12 или 18 клавиш на правой клавиатуре, звукозаряд его диатонический. При сжатии и растяжении меха высота не меняется. На левой стороне клавиатуры 12 басовых кнопок, расположенных парами в два ряда. В каждой паре одна кнопка дает основной звук, а другая соответствующее ему трезвучие. Таким образом, одновременное нажатие обеих кнопок дает полный аккорд с удвоенным основным тоном.
Особую популярность приобрела гармоника (кехат-пондыр, комуз) в Чечне и Ингушетии с двенадцатью, шестнадцатью и восемнадцатью клавишами на правом грифе, восемью и двенадцатью – на левом.
Не менее популярной становится в народе осетинская гармонь иронкандзалфандыр, ставшая неотъемлемой частью осетинского музыкального инструментария. В соответствии с ладотональными особенностями осетинской музыки, народные мастера постепенно стали приближать к ней звукоряд гармоники, и уже к началу XX века на Кавказе бытовало несколько ее разновидностей. Характерными приемами игры осетинских гармонистов становится экономичное растяжение меха с подчеркиванием характерной для осетинской музыки ритмической основы. Ни одно торжество, ни одно веселье не проходило и не проходит без традиционной гармоники. В прошлом гармонь считалась «женским» сольным инструментом. «Девочек начинали учить на этом инструменте с ранних лет, и они уже 7-8 летнего возраста импровизировали плясовые наигрыши, вариации на темы танцевальных мелодий. Был установлен обычай – жених должен был наряду с другими свадебными подарками обязательно дарить невесте и гармонь (ирон-кандзал-фандыр)».
Если прежде инструментальная игра была привилегией мужчин, (сказители:Кола Плиев, БимболатСланов, ГахаСланов и др.) то с появлением мелодичной и красиво оформленной гармоники, которая стала украшением и принадлежностью девичьей комнаты, основными исполнителями на ней стали женщины, хотя, в настоящее время на ней играют и мужчины.
Из народной среды выдвигаются таланты – самородки, появляются одарённые музыканты–исполнители, посвящающие всю свою жизнь усовершенствованию и реконструированию осетинской гармоники.
Большая заслуга в этом основоположника осетинской гармоники КъайсинаМерденова – старейшего исполнителя, сказителя, самодеятельного композитора. Он великолепно владел двухрядной рояльной гармоникой, которая описывается выше, виртуозно исполнял сложные мелодии народов Кавказа. В целях увековечивания памяти основоположника осетинской гармоники К. Мерденова в доме, где он проживал, создан дом – музей, в котором хранятся его личные вещи, а главное – гармошка на которой он играл. А в настоящее время проводится ставший уже традиционным Межрегиональный конкурс юных гармонистов им. К. Мерденова.
К началу XX века появилась блестящая плеяда музыкантов-гармонистов. К ним относятся виртуозные мастера игры на осетинской гармонике: Надежда Ходова, Серафима Икаева, Земфира Калманова, ЗамираМамиева, Венера Дзеранова, Сима Ревазова, Булат Газданов, Ирина Мистулова.
Творческая деятельность этих музыкантов играла и ныне играет значительную роль в становлении и развитии репертуара для осетинской гармоники. Благодаря их усилиям, улучшилась конструкция инструмента – от незатейливых первых образцов до готово-выборных моделей.
В традиционных культурах других народов восточной Европы для обозначения нового музыкального орудия нередко использовались древнейшие понятия, в прежние времена, обозначающие реликтовые аэрофоны или более поздние хордофоны. Когда древнее музыкальное орудие исчезало из широкого бытования, его название, сохраняясь в языке и народной памяти, могло быть «перенесено» на новый материальный объект. При этом само название приобретало новое смысловое значение, сублимируя в обозначение обобщенного понятия «музыкальный инструмент» и одновременно, как второе значение, определяя новое музыкальное орудие- гармонику. Так произошло у коми с термином «сигудок», у ногайцев – «кобыз», абазин – «къвабыз», кумыков – «комуз», осетин – «фандыр», чеченцев – «пондыр», адыгов – «пщынэ» и др.
Для более точного соотнесения с гармоникой к старинному термину зачастую добавляется какое-либо новое определение. Карачаевцы и балкарцы гармонику называют «терскъобуз» – «неправильным музыкальным инструментом», кумыки – «терскъомуз» – тоже «неправильной гармоникой», вайнахи – «кехатпондыр» – музыкальным инструментом из бумаги, осетины – «иронфандыр» или «кандзалфандыр» – осетинским или казанским музыкальным инструментом.
За многовековую историю своего развития осетинский народ создал немало культурных ценностей. Осетинские мелодии, песни, нартские сказания слагавшиеся певцами-сказителями, свидетельствуют о богатстве народной фантазии и представляют собой прекрасные образцы народного творчества.
В Нартских сказаниях не раз встречается упоминание о первом музыкальном инструменте – фандыре, а в сказании о нарте Сырдоне говорится, о том, как появился фандыр. Нарт Сырдон, потерявший своих сыновей, под воздействием трагедии сделал музыкальный инструмент – фандыр, дыууадастанон-фандыр (двенадцатиструнная арфа). Сырдон подарил свое сокровище нартовскому обществу. В благодарность нарты сказали: «Если всем нам суждено погибнуть, то навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас». И так, благодаря сказителям, мы узнали о нартах, быте, культуре осетин. Народные певцы-сказители слагали свои песни и сказания под аккомпанемент хъисын-фандыра или дала-фандыра. Название fændyr(фандыр), как указывает профессор В.И. Абаев – это древнее малоазиатско-греческое слово, распространившееся по Кавказу и Южной России (армянское – pander, грузинское – panduri, чеченское – pander, украинское – бандура). Слово fændyr могло попасть в осетинский язык еще в скифскую эпоху. У народов Кавказа, объединенных общностью происхождения и многовековой дружбой, общностью их исторических судеб, наблюдаются и культурные взаимосвязи, которые проявляются в, частности, и в сходстве музыкальных инструментов (осетины, абхазцы, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши и др.).В сопровождении этого волшебного инструмента рождались разные по содержанию сказания, песни воспевающие героев, шуточные, успешно исполнялись также танцевальные мелодии.
Интересно, что этот народный термин – фандыр оказался очень устойчивым, и в настоящее время применяется по отношению к нескольким струнным инструментам: щипковым и смычковым – дыууадœстазнон-фандыр (род арфы); дала-фандыр (род балалайки); хъисын-фандыр (род скрипки).
Гармоника, появившаяся во второй половине 19 века, также получила название «фандыр».
Время появления гармоники у осетин в большинстве источников указывается приблизительно. По А. Ф. Гребневу горские народы познакомились с гармоникой в середине Х1Х века с распространением русского влияния на народы Северного Кавказа.
По мнению Ф. Алборова, в осетинский быт гармоника вошла в середине Х1Х века. Исследователь считает, что проводниками ее проникновения были русские (казачьи) музыканты. Не вступая с Ф. Алборовым в дискуссию, другой автор – К. Цхурбаева полагает, что гармоника среди осетин получила распространение во второй половине Х1Х века. Инструмент, по ее мнению, был заимствован у казаков и видоизменен местными мастерами. Между тем, в названии осетинской гармоники нередко присутствует слово «кандзал» («кандзалиронфандыр» – осетинский инструмент), указывающее, вероятно, на татарский тип гармоники или татарское происхождение.
В этнографических исследованиях прошлого века упоминается, что в 1869-1870-х годах гармоника звучала на свадьбе у северных осетин и сопровождала веселье по случаю рождения сына: «… веселье длилось почти до самой полночи. Вот и теперь слышны звуки разбитной гармоники, хлопанье в ладоши и звон таза, который играет роль барабана». Примечательно, что исследователи осетинского быта И. Кануков и Дж. Шанаев выделили ансамблевую природу традиционного инструментального музицирования.
Итак, о времени и путях появления гармоник Северного Кавказа существуют разные и порой противоречивые точки зрения. Пределы колебания – 1850-1890-е годы, источники импорта – Крым, Дагестан, Татарстан, Россия. Механизмы проникновения гармоники в национальную среду в существующей литературе не исследовались.
Суммируя все известные нам из литературных источников и волевых материалов версии, можно выделить три пути проникновения гармоники в осетинскую среду. 1-ый путь – через тесные бытовые и хозяйственные контакты с русскими, украинцами и татарами, проживающими в ближайших от аулов станциях и хуторах. 2-й путь – через базары и ярмарки, приобретающие в второй половине Х1Х века все большее значение. Гармоники покупались в, основном, в качестве диковинной игрушки в подарок для жены или детей. 3-й путь – через посредство странствующих музыкантов. Их становилось все меньше, но они постоянно функционировали: одни заезжали в гости к своим соплеменникам, другие – специально приглашались играть на свадьбах. Среди них могли быть адыги, татары, русские.
Гармоника у всех северокавказских народов с необыкновенной быстротой заняла господствующее положение, вытеснив традиционные музыкальные инструменты.
Рассматривая технику исполнительства на осетинской гармонике, нетрудно заметить, что путь, который проделал инструмент от своей простейшей конструкции до современного вида, занял немного времени.
Простейшую осетинскую гармонику от современного концертно-промышленного инструмента отделяет лишь несколько десятилетий.
Совершенствуясь с каждым годом в руках мастеров – реконструкторов гармоника, подняла народное инструментальное исполнительство. Из реконструированного иронкандзалфœндыр, который создавался по технологии вятской гармоники, создан инструмент известными мастерами Александром Филатовым, Виктором Панасенко. Ими была изготовлена осетинская гармоника с диатоническим звукорядом от 14 до 21 клавиши в правой руке, которые при сжиме и растяжении издают звуки одной и той же высоты. В левой руке 8-9 кнопок, при нажиме которых, звучат не аккорды, а басы, при сжиме и растяжении меха звучащие одинаково.
Гармоника получила широкое распространение как народный музыкальный инструмент. В 1958 г. была открыта фабрика музыкальных инструментов, где изготавливались диатонические гармоники.
Татарская гармоника 12x3 образовалась на базе вятской (см. схемы правой и левой клавиатур вятской гармоники). Отличительная ее черта – характерный тембр, который получился в результате звучания в октаву трех голосов: один на октаву выше, другой на октаву ниже основного.
Татарская гармоника 12х3 Татарская гармоника 16х12
Изготовляется серийно на фабрике в Казани (уже около 30 лет). Гармоника приобрела современные формы, стала отделываться целлулоидом различных цветов, характерный звук ее сохранился, а тембр улучшается с каждой новой моделью.
Дальнейшее развитие татарской гармоники 12x3 видно на примере модели 16X12. В ней увеличен диапазон правой клавиатуры и расширены возможности аккомпанемента левой. В этоймодели звучат четыре ряда голосовых планок: один — основной, два — на октаву выше, один — на октаву ниже. Татарская гармоника 16X12 начала выпускаться фабрикой почти одновременно с гармоникой 12x3. На протяжении трех десятилетний она также совершенствовалась, и ее внешний вид отвечает современным требованиям.
Схема расположения звуков на правой и левой клавиатурах татарской гармоники 16X12
Казанские гармоники имели распространение с 60-х годов 20 века. Они продавались через торговые центры, каждая семья могла приобрести их по доступной цене. С 80-х годов 20 века казанскую гармошку стали вытеснять более совершенные образцы, к концу 90-х годов они вышли из употребления. Сегодня казанские гармошки сохранились, как и осетинские старинные музыкальные инструменты.
Первая хроматическая гармоника была создана русским музыкантом Н.И. Белобородовым в городе Туле в 1870г. на 20 лет раньше, чем на западе.
Восточный баян, который с 1936 года стала выпускать фабрика в Казани, – первая восточная гармоника с хроматическим звукорядом на правой cторонe и с аккомпанементом в левой руке современных аккордеонов и баянов. Диапазон правой клавиатуры – от фамалой до сольвторой октавы. Звучат три голоса: два в унисон и один на октаву выше, что придает гармонике специфический тембр. На левой стороне клавиатура делалась в 24 и 32 кнопки: первый ряд – басы, второй – мажорные аккорды, третий – минорные аккорды, четвертый – септаккорды. Хотя правая клавиатура на восточном баяне была такая же, как на современном аккордеоне, на ней играли только 4-мя пальцами, так как на гармонике был один плечевой ремень. Восточная выборная гармоника является результатом дальнейших поисков конструкции гармоники.
Хроматическая гармоника производится серийно фабрикой музыкальных инструментов в Казани с 1961 года.
Р асположение клавиш на правой клавиатуре и кнопок на левой сделано по принципу фортепиано. На левой стороне – низкие звуки, на правой – высокие звуки. Диапазон той и другой клавиатуры – две с половиной октавы.
Восточный баян 27х24 Восточная выборная гармоника 30х30
В восточно-выборной гармонике на правой клавиатуре при игре на основных клавишах звучат 4голоса: 2 основных, 1 на октаву ниже и 1 на квинту выше. При игре на черных клавишах звучат 3 голоса: 2 основных и 1 на октаву выше. На левой клавиатуре при нажиме на кнопки звучат 3 голоса: 2 основных и 1 на октаву выше. Эти гармоники звучат на полтона ниже (дона клавиатуре звучит как си).
Фабрика стала выпускать эту модель восточно-выборной гармоники по заказу торговых организаций Азербайджанской ССР.
В Осетии первые хроматические гармоники была изготовлена в 1964 г. мастером Виктором Панасенко для Заслуженных артистов РФ Булата Газданова и Венеры Дзерановой.
Корпус хроматической гармоники состоит из двух частей. На правой части корпуса клавиатура состоит из белых и черных клавиш с хроматическим звукорядом, на левой части – несколько вертикальных рядов кнопок. Обе части соединены складчатым мехом. К правой части вверху и внизу прикреплены два плечевых ремня, один из них одевается на правое, а другой на левое плечо. К левой части корпуса прикреплен широкий короткий ремень, который служит упором для руки при разжиме меха. Гармоника прошла свой многофазовый путь развития, превратившись за полтора столетия из примитивной детской игрушки-пищалки в современный концертный инструмент.
Сегодня функционирует акционерное общество «Фандыр», которое изготавливает хроматические гармошки не только Северной Осетии, но и других соседних республиках Северного Кавказа. Благодаря широкому распространению хроматической гармоники открыты народные отделения при высших учебных заведениях в таких городах, как Нальчик, Краснодар, и Ростов-на-Дону.
К настоящему времени у гармонистов накопился довольно солидный оригинальный репертуар. Среди пьес написанных специально для осетинской гармоники, имеется много сочинений крупной формы: сюиты, концерты с оркестром народных инструментов и симфоническим оркестром, создано большое количество обработок народной музыки, эстрадных миниатюр. Многие сочинения были представлены на Международных, Всероссийских конкурсах, ведущими мастерами осетинской гармоники.
14