Выступление на тему «Работа по формированию ключевых компетенций»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Гая Оренбургской области
Выступление на тему:
«Работа по формированию
ключевых компетенций »
Подготовила:
учитель – логопед
Илющенко Т.В.
2024
Слайд 1-2
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования и внедряемые при этом новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали и новых методов обучения. В первую очередь таких, которые бы среди прочего, формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.
Слайд 3
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Раскроем основные элементы понятия «компетенция»:
Знания − это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
Навыки − это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
Способность − врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
Слайд 4
Виды компетентности:
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
жизненные компетенции –это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Слайд 5
Виды ключевых компетенций
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.
Можно сформулировать следующие их существенные признаки:
ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);
ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств;
ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих (универсальных) умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности.
Ценностно-смысловая ориентация личности:
• осознание своей роли и предназначения
• потребность и способность самореализации
• увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности
Общекультурная компетенция:
• знания в области национальной, общечеловеческой культуры;
• умение рефлектировать личностную систему;
• толерантность к разным этнокультурам.
Социально-трудовая компетенция:
• способность взять на себя ответственность;
• проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;
• подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.
Коммуникативная компетенция:
• владение технологиями устного и письменного общения,
включая общение через Интернет
Информационная компетенция:
• умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
• нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;
• владение информационными технологиями
Компетенция личностного самосовершенствовании:
• потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;
• способность к саморазвитию.
Слайд 6
Основная функция учителя - логопеда – изучение процесса использования речи, коррекция устной и письменной речи. Поэтому важная цель учителя - логопеда- это совершенствование коммуникативной компетентности. Эта работа включает в себя развитие таких структурных компонентов, как звуковая сторона речи, экспрессивная и импрессивная стороны речи, грамматический строй речи, а также знание языка, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в группе. Работа по развитию речевой деятельности учащихся проводится по критериям устной речи (умение правильно произносить звуки и слова, пользоваться различными терминами и понятиями, умение составлять простые и сложные предложения, и использовать их в речи, умение грамотно задавать вопросы и отвечать на поставленные, умение выражать свои мысли и др.), и по критериям письменной речи (умение слышать звук и записать его правильной буквой, умение орфографически грамотно записать свои мысли, умение пользоваться средствами художественной выразительности и др.)
Слайд 7
Наиболее распространенные способы формирования речевой грамотности у учащихся: работа со словарем, разгадывание и составление ребусов, кроссвордов, анаграмм, зашифрованных слов, изографов; выступления перед группой и др.
Но работа не ведется изолированно по становлению или развитию одной компетентности. Речь опирается на психологическую базу, поэтому на содержательном материале каждого занятия идет работа над развитием мышления (процессами синтеза и анализа, классификации и сравнения), восприятия и памяти, т.е. работа по развитию компетентности личностного самосовершенствования.
Слайд 8
Сама деятельность по развитию речи ученика на логопедических занятиях приводит к устранению пробелов в знаниях, к пониманию учебного материала, к проявлению интереса к учебе.
Таким образом, идет работа над совершенствованием учебно-познавательной компетентности учащихся.
Слайд 9
Также на логопедических занятиях совершенствуются информационная компетентность (развитие умения составлять план, развитие умения выделять главное).
Слайд 10
Ценностно-смысловая компетентность (развитие умения определить цель своей деятельности, умения отстаивать свое мнение, умения принимать решения)
Слайд 11
Каждый учитель и родитель хочет, чтобы его дети были успешными. Достичь этого можно разными способами, в том числе и при формировании ключевых компетенций или другими словами при использовании системно-деятельностного подхода. Тогда основной путь формирования компетентности через самостоятельность ученика. Данная самостоятельность формируется на логопедических занятиях в большей степени, чем на школьных уроках. Повышенный уровень самостоятельности достигается путем специфики логопедической работы (темп прохождения тем, усложнение учебных задач, иные критерии оценивания работ), и за счет количества учащихся (в группе с дисграфией, обусловленной ОНР до 8 человек, в группе с нарушением звукопроизношения – до 3 человек).
Таким образом, при осуществлении ключевых компетенций на логопедических занятиях происходит развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся, увеличение уровня самостоятельности работ творческого характера, усиление практической направленности школьного обучения, что максимально повышает личностные и метапредметные результаты учащихся с речевыми недоразвитиями.
Литература:
1. Богданов И. и др. «Психология и педагогика. Методические рекомендации» М., УМО, 2003.
2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся», М., 1999
3. Кукушина В.С., М., “Логопедия в школе: Практический опыт” «МарТ», 2005.
4.Меттус Е.В. и др. «Логопедические занятия со школьниками». СПб., «КАРО», 2006.
5.Милостивенко А.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб. 1995.
6. Машарова Т.В. технологий в образовании» ВГПУ, Киров, 2001.
7. . «Использование личностноориентированных Никольская И. Л.,
8. Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума» М., Просвещение, 1997.
9. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» курс РПС, М., Росткнига, 2010.
9