12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарандина Валентина Владимировна3479
Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.
Россия, Ханты-Мансийский АО, с. Тюли
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Работа по истории

для ликвидации академической задолженности за курс 10-го класса

Часть 1

В каком из рядов указаны даты борьбы Руси с монголо-татарами?
А) 1478г., 1497г.; В) 1410г., 1478г.
Б) 1237г, 1378г. Г) 1462г., 1550г.
 

Кто из названных лиц был лидером «нестяжателей» в XVIв?
А) Иосиф Волоцкий; В) Сергий Радонежский;
Б) патриарх Никон; Г) Нил Сорский
 

Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной
Руси было (а)
А) Рязанское княжество; В) Тверское княжество;
Б) Новгородская земля; Г) Суздальско-Нижегородское княжество.
 

Кто из перечисленных московских князей правил позже остальных?
А) Дмитрий Иванович; В) Иван Калита;
Б) Семен Гордый; Г) Иван Красный.
 

Названия и понятия «Вороний камень», «клин», «рыцари» относится к
А) битве на Чудском озере; В) Невской битве;
Б) Битве на реке Калке; Г) битве на реке Сити.
 

В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:
А) Отменить медные деньги; В) Отменить рекрутчину;
Б) Ликвидировать «белые слободы»; Г) Ввести подушную подать.
 

Мастер Дионисий работал над росписями:
А) Троице-Сергиева монастыря; В) Андроникова монастыря в Москве;
Б) Ферапонтова монастыря под Вологдой; Г) Кирилло-Белозерского монастыря.
 

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком сражении идет речь.
«…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь лал».
А) Ледовое побоище; В) Куликовская битва;
Б) Стояние на реке Угре; Г) Битва на реке Калке.
 

Назовите имя князя, бежавшего , опасаясь опалы и казни , в Литву в XVI веке, известного также как автор «Истории о великом князе Московском»:
А) А.М. Курбский; В) В.С. Старицкий;
Б) А.М, Шуйский; Г) М.И. Воротынский.
 

Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича?
А) присоединение Крыма к России; В) утверждение России в Средней Азии;
Б) взятие Казани; Г) присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
 

Прямая мужская линия династии Романовых пресеклась в связи со смертью:
А) Петра I; В) ПетраII;
Б) Ивана Антоновича (ИванаVI); Г) Петра III
 

Названия «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота городам» связаны с царствованием:
А) Петра I; В) Алексея Михайловича;
Б) Анны Иоанновны; Г) Екатерины II
 

Какое из приведенных ниже понятий характерно для царствования Павла I?
А) Урочные лета; В) Трехдневная барщина;
Б) Заповедные лета; Г) Вольные хлебопашцы
 

Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?
А) Появление торговых ярмарок; В) Формирование свободного рынка рабочей силы;
Б) Значительный рост числа мануфактур; Г) Учреждение Вольного экономического общества
 

Участие России в союзе с Австрией и Францией в войне с Пруссией относится к периоду:
А) 1722-1723гг; В) 1741-1743гг;
Б) 1756-1763гг; Г) 1768-1774гг.
 

Что из названного относится к XVIII в
А) окончательное закрепощение крестьян; В) разрушение крестьянской общины;
Б) отмена крепостного права; Г) введение подушной подати.
 

Прочтите отрывок из письма современницы событий и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.
«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что с Москвой сделалось, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, от деревянных, - печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не бывало – вся выгорела…»
А) Русско-шведская война; В) Русско-турецкая война;
Б) Отечественная война; Г) Крымская война
 

Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Граф имел обширную и непреклонную волю... Деятель он был неутомимый ,и хотя главное его предприятие - военные поселения - общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»
А) М. Сперанский; В) А. Аракчеев;
Б) Д. Милютин; Г) А. Бенкердорф.

Прочтите отрывок из документа и назовите правителя, издавшего этот указ.
«И для того по долгу принадлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскую и Оттоманскою заключённый, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и замену и удовлетворение убытков наших, решились мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону»
А) ПётрI; В) АлександрI;
Б) Елизавета Петровна; Г) Екатерина II/

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является слово(словосочетание) или последовательность цифр (букв)

Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Невская битва 4) учреждение Сената
2) реформа Патриарха Никона 5) Крымская война
3) свержение ордынского владычества
 

Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

1) смерды

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

2) холопы

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

3) закупы

Г) земледельцы, взявшие ссуду

4) тиуны

 

5) рядовичи

Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Имена деятелей

Имена правителей

А) А.Л. Ордин –Нащёкин;

1) Пётр I

Б) Ф. Лефорт;

2) Алексей Михайлович

В) Н. Панини;

3) Екатерина II

Г) Э. Бирон

4) Анна Иоановна

 

5) Борис Годунов

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

      1. Семилетняя война

        Ливонская война

        Алексей Михайлович

        XVII в.

        Крымская война

        Петр I

        XIX в.

        Елизавета Петровна

        XVIII в.

ПРАВИТЕЛЬ 

СОБЫТИЕ

 ВЕК 

  Иван Грозный

____________(А)

XVI в.

____________(Б)

Церковный раскол 

____________(В)

____________(Г)

Прутский поход 

  XVIII в

Екатерина II 

Восстание Е. Пугачева 

____________(Д

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С3) необходимо дать развёрнутый ответ.

С-1. Известно, что в XVII в. в России всё большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими в тот период.

С-2. Ниже указаны две точки зрения на наличие государства в Древней Руси.
1) Древнюю Русь X – начала XII в. можно назвать централизованным государством.
2) Древнюю Русь X – начала XII в. нельзя назвать централизованным государством.
Какая из точек зрения представляется Вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.
 

С-3. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох.

Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Владимир Святославович 2) Иван IV 3) Александр I
Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).

Ответы на задания работы

задания части А (1)

верный ответ

 

Б

 

Г

 

В

 

А

 

А

 

А

 

А

 

В

 

А

 

Г

 

В

 

Г

 

В

 

Б

 

Б

 

Г

 

Б

 

В

 

Г

Максимальный балл 19

задания части В (2)

баллы

 

13245

2

 

5123

2

 

2134

2

 

23469

3

Максимальный балл 9

С-1 В правильном ответе должны быть названы языки и даны причины, например:

1) польский (владение польским языком было связано с

интенсивностью экономических, военно-политических и

культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.);

2) латинский (латинский язык был языком западноевропейской

науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России

Могут быть названы другие языки, указаны другие причины

 

Названы 2 языка, указаны 2 причины.

3

Названы 1–2 языка, указана 1 причина.

ИЛИ Назван 1 язык, указаны 2 причины

2

Языки в явном виде не названы, указаны 1–2 причины

1

Назван только 1 язык. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

 

С-2 Ученик может выбрать одну из названных точек зрения (позиция выпускника может быть сформулирована иначе), но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

в Древней Руси существовал административный центр – Киев;

в Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно-управленческая верхушка – князья и дружина;

в Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в «Русской Правде», «Правде Ярославичей» и других документах;

При выборе второй точки зрения:

Русь X – начала XII в. не имела выраженных внешних границ,

особенно на Юге и Востоке;

на Руси в X – начале XII в. существовала практика занятия «столов» в зависимости от места князя внутри всего рода Рюриковичей, что уменьшало значение единого политического центра, поскольку наиболее родовитый князь мог княжить не в Киеве (пример: Андрей Боголюбский);

вече нередко выступало против конкретных князей.

Могут быть приведены другие аргументы

 

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 3 аргумента, ее подтверждающих

3

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 2 аргумента, ее подтверждающих

2

Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведен 1 подтверждающий ее аргумент. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведены не менее 2 исторических фактов

1

Выражена только позиция выпускника.

ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведен 1 исторический факт, иллюстрирующий события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С-3 В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).

 

Максимальный балл

5

Максимальный балл: 11

всего за работу: 39 баллов

НОРМЫ ОЦЕНОК: 39-33 – ОЦЕНКА «;
32-26 – ОЦЕНКА «;

25-19 – ОЦЕНКА «;
18 И МЕНЬШЕ – ОЦЕНКА «2»

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.