Работа по истории для ликвидации академической задолженности за курс 10 класса
Работа по истории
для ликвидации академической задолженности за курс 10-го класса
Часть 1
В каком из рядов указаны даты борьбы Руси с монголо-татарами?
А) 1478г., 1497г.; В) 1410г., 1478г.
Б) 1237г, 1378г. Г) 1462г., 1550г.
Кто из названных лиц был лидером «нестяжателей» в XVIв?
А) Иосиф Волоцкий; В) Сергий Радонежский;
Б) патриарх Никон; Г) Нил Сорский
Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной
Руси было (а)
А) Рязанское княжество; В) Тверское княжество;
Б) Новгородская земля; Г) Суздальско-Нижегородское княжество.
Кто из перечисленных московских князей правил позже остальных?
А) Дмитрий Иванович; В) Иван Калита;
Б) Семен Гордый; Г) Иван Красный.
Названия и понятия «Вороний камень», «клин», «рыцари» относится к
А) битве на Чудском озере; В) Невской битве;
Б) Битве на реке Калке; Г) битве на реке Сити.
В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был:
А) Отменить медные деньги; В) Отменить рекрутчину;
Б) Ликвидировать «белые слободы»; Г) Ввести подушную подать.
Мастер Дионисий работал над росписями:
А) Троице-Сергиева монастыря; В) Андроникова монастыря в Москве;
Б) Ферапонтова монастыря под Вологдой; Г) Кирилло-Белозерского монастыря.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком сражении идет речь.
«…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь лал».
А) Ледовое побоище; В) Куликовская битва;
Б) Стояние на реке Угре; Г) Битва на реке Калке.
Назовите имя князя, бежавшего , опасаясь опалы и казни , в Литву в XVI веке, известного также как автор «Истории о великом князе Московском»:
А) А.М. Курбский; В) В.С. Старицкий;
Б) А.М, Шуйский; Г) М.И. Воротынский.
Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича?
А) присоединение Крыма к России; В) утверждение России в Средней Азии;
Б) взятие Казани; Г) присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
Прямая мужская линия династии Романовых пресеклась в связи со смертью:
А) Петра I; В) ПетраII;
Б) Ивана Антоновича (ИванаVI); Г) Петра III
Названия «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота городам» связаны с царствованием:
А) Петра I; В) Алексея Михайловича;
Б) Анны Иоанновны; Г) Екатерины II
Какое из приведенных ниже понятий характерно для царствования Павла I?
А) Урочные лета; В) Трехдневная барщина;
Б) Заповедные лета; Г) Вольные хлебопашцы
Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?
А) Появление торговых ярмарок; В) Формирование свободного рынка рабочей силы;
Б) Значительный рост числа мануфактур; Г) Учреждение Вольного экономического общества
Участие России в союзе с Австрией и Францией в войне с Пруссией относится к периоду:
А) 1722-1723гг; В) 1741-1743гг;
Б) 1756-1763гг; Г) 1768-1774гг.
Что из названного относится к XVIII в
А) окончательное закрепощение крестьян; В) разрушение крестьянской общины;
Б) отмена крепостного права; Г) введение подушной подати.
Прочтите отрывок из письма современницы событий и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.
«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что с Москвой сделалось, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, от деревянных, - печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не бывало – вся выгорела…»
А) Русско-шведская война; В) Русско-турецкая война;
Б) Отечественная война; Г) Крымская война
Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Граф имел обширную и непреклонную волю... Деятель он был неутомимый ,и хотя главное его предприятие - военные поселения - общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»
А) М. Сперанский; В) А. Аракчеев;
Б) Д. Милютин; Г) А. Бенкердорф.
Прочтите отрывок из документа и назовите правителя, издавшего этот указ.
«И для того по долгу принадлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир, между империями Всероссийскую и Оттоманскою заключённый, который мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и замену и удовлетворение убытков наших, решились мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону»
А) ПётрI; В) АлександрI;
Б) Елизавета Петровна; Г) Екатерина II/
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является слово(словосочетание) или последовательность цифр (букв)
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Невская битва 4) учреждение Сената
2) реформа Патриарха Никона 5) Крымская война
3) свержение ордынского владычества
Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ПОНЯТИЯ |
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ |
1) смерды |
Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси |
2) холопы |
В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли |
3) закупы |
Г) земледельцы, взявшие ссуду |
4) тиуны |
5) рядовичи |
Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Имена деятелей |
Имена правителей |
А) А.Л. Ордин –Нащёкин; |
1) Пётр I |
Б) Ф. Лефорт; |
2) Алексей Михайлович |
В) Н. Панини; |
3) Екатерина II |
Г) Э. Бирон |
4) Анна Иоановна |
5) Борис Годунов |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
-
-
-
Семилетняя война
Ливонская война
Алексей Михайлович
XVII в.
Крымская война
Петр I
XIX в.
Елизавета Петровна
XVIII в.
-
-
ПРАВИТЕЛЬ |
СОБЫТИЕ |
ВЕК |
Иван Грозный |
____________(А) |
XVI в. |
____________(Б) |
Церковный раскол |
____________(В) |
____________(Г) |
Прутский поход |
XVIII в |
Екатерина II |
Восстание Е. Пугачева |
____________(Д) |
ЧАСТЬ 3
Для записи ответов на задания этой части (С1–С3) необходимо дать развёрнутый ответ.
С-1. Известно, что в XVII в. в России всё большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими в тот период.
С-2. Ниже указаны две точки зрения на наличие государства в Древней Руси.
1) Древнюю Русь X – начала XII в. можно назвать централизованным государством.
2) Древнюю Русь X – начала XII в. нельзя назвать централизованным государством.
Какая из точек зрения представляется Вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.
С-3. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох.
Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Владимир Святославович 2) Иван IV 3) Александр I
Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.).
Ответы на задания работы
задания части А (1) |
верный ответ |
||
|
Б |
||
|
Г |
||
|
В |
||
|
А |
||
|
А |
||
|
А |
||
|
А |
||
|
В |
||
|
А |
||
|
Г |
||
|
В |
||
|
Г |
||
|
В |
||
|
Б |
||
|
Б |
||
|
Г |
||
|
Б |
||
|
В |
||
|
Г |
||
Максимальный балл 19 |
|||
задания части В (2) |
баллы |
||
|
13245 |
2 |
|
|
5123 |
2 |
|
|
2134 |
2 |
|
|
23469 |
3 |
|
Максимальный балл 9 |
|||
С-1 В правильном ответе должны быть названы языки и даны причины, например: 1) польский (владение польским языком было связано с интенсивностью экономических, военно-политических и культурных контактов России и Речи Посполитой в XVII в.); 2) латинский (латинский язык был языком западноевропейской науки и ученых, чьи труды все чаще появлялись в России Могут быть названы другие языки, указаны другие причины |
|||
Названы 2 языка, указаны 2 причины. |
3 |
||
Названы 1–2 языка, указана 1 причина. ИЛИ Назван 1 язык, указаны 2 причины |
2 |
||
Языки в явном виде не названы, указаны 1–2 причины |
1 |
||
Назван только 1 язык. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
||
Максимальный балл |
3 |
||
С-2 Ученик может выбрать одну из названных точек зрения (позиция выпускника может быть сформулирована иначе), но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например: При выборе первой точки зрения: − в Древней Руси существовал административный центр – Киев; − в Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно-управленческая верхушка – князья и дружина; − в Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в «Русской Правде», «Правде Ярославичей» и других документах; При выборе второй точки зрения: − Русь X – начала XII в. не имела выраженных внешних границ, особенно на Юге и Востоке; − на Руси в X – начале XII в. существовала практика занятия «столов» в зависимости от места князя внутри всего рода Рюриковичей, что уменьшало значение единого политического центра, поскольку наиболее родовитый князь мог княжить не в Киеве (пример: Андрей Боголюбский); − вече нередко выступало против конкретных князей. Могут быть приведены другие аргументы |
|||
Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 3 аргумента, ее подтверждающих |
3 |
||
Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведены 2 аргумента, ее подтверждающих |
2 |
||
Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, приведен 1 подтверждающий ее аргумент. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведены не менее 2 исторических фактов |
1 |
||
Выражена только позиция выпускника. ИЛИ Выражена или понятна из контекста позиция выпускника, аргументы не сформулированы, но без ошибок приведен 1 исторический факт, иллюстрирующий события (явления, процессы), различные оценки которых даны в условии задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
||
Максимальный балл |
3 |
||
С-3 В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов). |
|||
Максимальный балл |
5 |
||
Максимальный балл: 11 |
|||
всего за работу: 39 баллов |
НОРМЫ ОЦЕНОК: 39-33 – ОЦЕНКА «5»;
32-26 – ОЦЕНКА «4»;
25-19 – ОЦЕНКА «3»;
18 И МЕНЬШЕ – ОЦЕНКА «2»