Урок по ОРКСЭ
в 4 классе на тему:
«Чтобы быть коллективом»
Класс: 4 класс
Дата проведения урока: 22 декабря 2021 г
Тема урока: «Чтобы быть коллективом»
Цель урока: создать условие для формирования у учащихся позиции, что такое коллектив
Задачи:
образовательные:
- развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки
развивающие:
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- учащиеся поняли определение понятия коллектив, виды коллективов, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Чтобы быть коллективом», умение разбираться в своих поступках.
Личностные УУД:
- формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои поступки и слова.
Метапредметные:
- поиск и извлечение значимой информации
Регулятивные УУД:
- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознание качества и уровня усвоения материала, способность определять цель.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группе;
- учащиеся могут согласовывать свои действия с другими участниками; - сформировано умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование ценностного отношения к коллективу, развитие ответственности за свои слова и поступки, способность оценивать свои поступки;
- проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач.
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- учащиеся могут сравнивать понятия коллектив и группа;
- сформировано умение анализировать свое состояние;
- сформировано осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа, дедуктивный.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Основы светской этики» А.И. Шемшурина, 2017 г., толковый словарь С.И. Ожегова
Ход урока.
I этап. Мотивация к деятельности (5 мин)
Приветствие. Учитель приглашает всех сделать большой круг и поиграть игру «Здравствуй, друг».
- Здравствуй, друг!
- Ты милее всех вокруг!
- Пожмите руку другу.
Присаживайтесь за парты. Мне очень интересно, с каким настроением вы пришли на урок. Поэтому урок начнем с выбора настроения.
Смайлик веселый – вы полны энергии, готовы активно работать.
Смайлик с улыбкой – вы спокойны и настроены на работу.
Грустный смайлик – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.
Кто выбрал грустного смайлика, мы поможем течение всего урока приобрести спокойствие и настроиться на урок. Удачи всем.
2.Актуализация знаний
Вы изучаете новый предмет основы светской этики. На уроках вы говорили о различных правилах, законах. Давали характеристики людям и их поступкам и многое узнали. И я предлагаю вам вспомнить некоторые слова, которые являются неотъемлемой частью этого предмета и жизни общества.
-А поможет нам в этом кроссворд. Отгадав его со своим соседом по парте, вы узнаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
1.Это то, к чему человек стремиться и хочет осуществить.( Цель)
4.В школе мы очень должны соблюдать определенные (правила).
2. Качества человека, которые проявляются в его поведении. (Характер).
3.Если тебе доверили что-то или кого то, значит на тебя возложили (ответственность)
3. Искреннее общение, внимательное и уважительное отношение друг к другу. (Понимание или взаимопонимание.)
4. Назови одним словом: отец, мать, дети. (Семья)
5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. (Коллектив).
2. Определение цели и темы урока
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Мы будем говорить о понятиях «коллектив», «одноклассники», «уважение» и «взаимоуважение».
-Какие правила и нормы поведения должны быть в коллективе?
3. Работа по учебнику.
-Давайте откроем учебник на странице 64 и прочитаем определение. (один ученик читает вслух).
Коллективом можно считать группу людей, объединённых совместной деятельностью, решением общих задач.
российский психолог Артур Петровский говорил: «Вся наша жизнь – это хождение по коллективам».
И действительно, жизнь каждого из нас невозможно представить без коллектива. Коллективы бывают разные: спортивные (например, футбольная или хоккейная команда), учебные (например, студенческая группа), семейные (например, вы, мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка) и другие.
А Ваш класс можно назвать коллективом?
Как вы уже поняли, ваш класс — это самый настоящий коллектив. Вы вместе учитесь, общаетесь, живёте общими интересами, участвуете в школьных мероприятиях. Вас объединяет много общего, например, правила поведения и выработанные совместно требования уважения друг к другу. Получается, что вы живёте как бы в одной большой семье, где каждый важен, нужен и не бывает обделён вниманием других.
А теперь подумайте и ответьте на вопрос. Всё ли у вас именно так получается?
Возьмите лист бумаги и положите его перед собой. Разделите лист на две колонки: одну озаглавьте знаком «плюс», а вторую – знаком «минус». Теперь запишите в получившиеся колонки то, что у вас получается во взаимоотношениях с одноклассниками, а что нет.
Ну а теперь внимательно посмотрите на тот список, который у вас получился. Что у вас получается, а что сделать не удаётся? Есть ли чему радоваться или огорчаться?
-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы «-» не было?
Стремиться преодолеть все негативное в вашем коллективе, делать все вместе.
-Правильно! Для этого нужно выделить главное, а в чем оно давайте прочитаем на странице 65. Читаем то, что выделено курсивом.
«В умении понимать других людей, дорожить их доверием, уважать человеческое достоинство, быть заинтересованным участником общих дел."
Перед тем как узнать, что же еще необходимо для того, чтобы стать коллективом, мы с вами немного отдохнем.
Физминутка.
Игра «Дружный класс» Я называю дела, которые можно сделать вместе и дружно. Если вы согласны, то хлопаете в ладоши.
Наш класс может:
Создать классную библиотеку.
Убежать из школы во время урока физкультуры.
Принять участие в спортивных соревнованиях.
Помочь благоустроить школьный двор.
Нарисовать на стенах школы черной краской
Выехать на природу.
Сочинить стихотворение.
Пойти в больницу к заболевшему товарищу.
Баловаться в столовой.
Отвечать у доски.
Произносить плохие слова
Спеть веселую песню.
Всем классом сходить в кино.
Продолжение работы по учебнику. ( определение)
послушайте притчу.
В давние времена жила-была семья. В этой семье было сто человек, в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя государства.
Правитель спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
Глава семьи взял бумагу и написал на ней что-то.
Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз была написана одна и та же фраза: «Понимание – доверие – дружба».
Понимание, доверие, дружба важны не только для семьи, но и для любого коллектива.
- Какими же должны быть отношения в коллективе?
Дорожить, доверять, уважать, понимать.
- Молодцы! Почему эти 4 понятия так важны?
Если вы понимаете своих одноклассников, то важно это понимание сохранить.
Понимание- начало доверия, а «доверие-первое условие дружбы»
-Совершенно верно! Дружба в коллективе помогает идти навстречу друг к другу.
Как видите, путём нехитрых рассуждений мы пришли к важнейшему условию построения отношений в любом коллективе – они должны быть дружескими. Дружба помогает в коллективе идти навстречу друг другу.
А для того, чтобы дружба в вашем классе была по-настоящему крепкой, прежде всего нужно уметь видеть и чувствовать потребности и интересы своих одноклассников, а также учитывать их в совокупности со своими.
А вы готовы к этому? Давайте проверим вашу готовность с помощью следующих ситуаций.
1.Только начался урок, а ваш одноклассник уронил портфель, из которого высыпалось содержимое. Чем вы можете помочь?
2. На переменке две подружки громко ссорятся. Учащиеся проходят мимо. Как повлиять на ситуацию?
3.Ваш одноклассник из-за болезни пропустил уроки математики. Впереди контрольная работа. Как поступить?
4.Предстоит интересная экскурсия. Ваша одноклассница очень хочет принять в ней участие, но не с кем оставить маленькую сестрёнку. Как быть?
Что мы должны помнить?
-Что поддержка и хорошее отношение в классе строятся на взаимопонимании, взаимоуважении, стремлении прийти на помощь. Каждый учащийся может стать верным другом, а это уже много значит!
Помните, что проявлять уважение к людям – значит признавать хорошие и добрые качества. Человека уважают за его достоинства и доброжелательное отношение. Если мы дружный коллектив, то должны быть честными, добрыми и совершать хорошие поступки.
Учитесь чувствовать и понимать, что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чём он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность.
Работа по учебнику:
- Прочитайте правила в учебнике на с. 66
5.Итоговая часть
(9 мин.)
Какие правила и норма поведения должна быть в коллективе?
1. Уважай собеседника
2. Будьте тактичными
3. Не унижайте собеседника
4. Будьте внимательны к собеседнику
5. Умейте слушать и слышать собеседника не перебивайте его
6. Стремитесь к взаимопониманию.
- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая была тема нашего урока?
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели? Почему?
- Какие же бывают коллективы?
-Что необходимо для того, чтобы быть коллективом?
-Сегодня мы еще раз убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив очень сплоченный.
-Я надеюсь, что этот разговор пойдет вам на пользу. Вы будете более внимательными к друзьям, уважать их, будете всегда готовы прийти на помощь.
7.Рефлексия.
8. Работа о смайликами.
9.Д.З.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 67 – практические и и творческие задания № 3.
Спасибо вам за сегодняшний урок. До свидания!