12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зеленева Ульяна Сергеевна37
3

Методическая разработка урока основ религиозных культур и светской этики по теме «Монастырь» в 4 классе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока основ религиозных культур и светской этики по теме «Монастырь» в 4 классе

Зеленева Ульяна Сергеевна,

учитель начальных классов

Тамбов

2018г.


 

Тема урока: «Монастырь»

Цель урока: познакомить учащихся с православными монастырями; особенностями монастырской жизни; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

Задачи:

дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его

жителях;

развивать нравственные качества личности;

сформировать навыки поведения в монастыре;

развивать коммуникативные, информационные компетенции;

развивать устную речь;

воспитывать уважение к людям различных взглядов (толерантность).


 

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монах, инок, таинство посвящения в монахи (послушание, обет, постриг), знать о курских монастырях и известных монахах.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст с приведением аргументов, сравнивать понятия, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: строить речевое высказывание, работать в группе, в паре, опираясь на принципы сотрудничества, аргументированно доказывать свою точку зрения, воспринимать и принимать позицию собеседника,

Регулятивные: принимать учебную задачу, ставить перед собой цели и стремиться к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку

Личностные: формирование положительного отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу, принятие нравственного выбора человека, выражение своего отношения в образной форме

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, самостоятельная работа и коллективная работа, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), работа в тетради, участие в диалоге.


 

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, литературное чтение.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран для просмотра слайдов, компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

Диск с материалами урока. (Презентации, видео).

Ключевые понятия урока: монастырь, монах, монахиня, монашеское облачение, обет, паломник, послушание, постриг, призвание, слуга Христу, святыня, труд и молитва.

План урока:

1. Орг. момент. (1 мин)

2. Мотивационный этап. (3 мин)

3. Актуализация знаний учащихся. (2 мин)

4. Самоопределение к деятельности. (3 мин)

5. Изучение нового материала.

Работа в группах по опережающему заданию. (10 мин)

6. Физкультминутка. (1 мин)

7. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику. Запись в тетради. (6 мин)

Работа с притчей. (2 мин)

Чтение жизнеописания Св. Луки Войно-Ясенецкого (с.83). (2 мин)

Работа с притчей «Два весла». (3 мин)

8. Рефлексия. (4 мин.)

9. Итог урока. (2 мин)

Домашнее задание. (1 мин)

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Деятельность учителя. Время

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент (1 мин)

Мотивационный этап (3 мин)

Слайд 2.

Сейчас предлагаю вам просмотреть видеоряд и определить, что изображено на кадрах.

Просмотр видеофрагмента «Монастыри и храмы России» на фоне песни «Аве Мария» в исполнении Анны Герман

Учебный диалог

-Что вы сейчас видели на экране?

 

- Какое настроение у вас возникло при слушании и просмотре? Почему?

Актуализация знаний (2 мин)

Проблема:

Как вы считаете, храм и монастырь – это синонимы?

Давайте вспомним, что мы знаем о храме?

Самоопределение к деятельности

Определение темы и цели урока (3 мин)

Слайд 3

-Как вы считаете, о чём пойдёт разговор на нашем занятии?

( тема)

Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди идут в монахи, от чего они отказываются, уходя в монастырь.

- Как вы понимаете слово монах?

- Подберите синоним к этому слову?

Слайд 4

Что мы можем узнать о монастырях на уроке? (цель и задачи)

Изучение нового материала (10 мин)

Слайд 5

- Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый»

- Чем отличается жизнь монаха от жизни обычного мирского человека?

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким «зовом» - зовом Бога, который указал ему на его призвание.

- Как же становятся монахом?

 

Слайд 6

-Попытаемся разобраться, что же такое монастырь. Для этого я предлагаю вам соотнести два названия одного и того же понятия: монастырь – обитель.

-Как вы считаете, каким должен быть монастырь? Для чего он создавался испокон веку?

Слайд 7

Каково, по-вашему, значение монастырей в истории и культуре нашего государства? Вспомните, что мы знаем об этом из уроков литературного чтения и окружающего мира.

Сейчас предлагаю поработать в группах и познакомить нас с монастырями Тамбовской области.

Слайд 8

Работа в группах

Задание: в группах обобщить информацию о монастырях нашего региона (было дано задание опережающего характера на дом)

Давайте послушаем сообщения ребят о монастырях нашего края. Не забываем придерживаться регламента – 2 минуты на выступление (слайды 8-9-10-11-12)

Обобщение по первому вопросу.

Вернёмся к нашей первой проблеме: Чем монастырь отличается от храма?

Физминутка для глаз «Как хорошо» (1 мин)

(зрение, плечевой пояс)

Слайд 13

Закрепление изученного материала (13 мин)

Перейдём ко второй проблеме, поставленной в начале урока.:

Кто такие монахи? Являются ли слова монах и священник – синонимами?

Слайд 14

Учебник на с.80-81

Работа в группах по учебнику (6 мин).

1 группа – найти и записать в тетради, что такое послушание.

2 группа – найти и записать в тетради, что такое монашеские обеты.

3 группа – найти и записать, что такое постриг монаха.

4 группа - прочитать о монашеском облачении.

Выступление групп.

Слайд 15-16-17-18-19-20-21

- Трудно ли стать монахом?

-Что ожидает человека, желающего стать иноком?

-Что такое послушание?

-Что совершается над этим человеком, когда он готов стать монахом?

- Во что облачается инок? Что символизируют эти вещи?


 

Подведём небольшой итог.

Кто такой монах?

 

Слайд 22-23

Христианское монашество появилось достаточно давно, ещё в 3 веке от Рождества Христова, сначала это были монахи-отшельники, или пустынники, затем люди, видя благодать, исходящую от монахов, стали приглашать их к себе поближе – в города, монахи стали селиться в городах и объединяться в монастыри

- Как вы считаете, почему монахи уходят от мирской жизни, а некоторые даже отказываются от общения с другими людьми?

Слайд 24

Работа с притчей (2 мин).

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

- Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

Старец спросил:

- Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

- Нет.

- Бесчестие – как похвала?

- Нет.

- Враги – как друзья?

- Нет.

- Тогда, - сказал старец, - иди трудись дальше, ты пока не готов.

- Скажите, о чем притча?

-Какое послушание нес человек?

-С каким вопросом он пришел к старцу?

-Как старец решил проверить послушника?

- Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

- Кого из святых вы знаете, чей путь был монашеским?

Слайд 25

Чтение жизнеописания Св. Луки Войно-Ясенецкого (2 мин).

Слайд 26

-Что вы узнали об этом святом?

-Как он стал монахом?

Слайд 17

Перейдём, наконец, к третьей проблеме: Трудно ли стать монахом?

Что по-вашему, означает главное правило монашеской жизни «трудись и молись»?

Слайд27

Притча «Два весла» (3 мин)

Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.
-Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?
Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.

Слайд 28

- Почему без молитвы труд не приносит удовлетворения, успеха?

Рефлексия (4 мин)

 

- Ребята мы с вами не раз говорили, о том, что для тех, кто верит в Бога и желает помолиться ему в благодарность или прося о помощи, можно это делать и в храме Господнем, и дома перед иконами.

-Сейчас идет Великий пост и молитвы к Богу особенно важны.

- Исполнение песни-молитвы «Покаяние» (Иерей Роман в исполнении Ж.Бической).

Слайд-шоу «Храмы Первомайского района»

Слайд 29

ИГРА «Комплимент»

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

Перед вами СМАЙЛИКИ, предлагаю оставить себе один из них, а два отдать товарищам, НО предварительно, честно оценив вклад каждого из вас в урок; подумайте и скажите:

-За что можно похвалить соседа по парте?

-За что можно похвалить себя?

- За что можно похвалить учителя?

Слайд 30

IX. Итог урока (2 мин).

- Объясните значения слов «монах», «инок».

- Как становятся монахами?

-Хотели бы вы найти свое призвание?

-Каково главное правило монашеской жизни?

-Почему монахи ценят послушание?

-Монахи считают себя воинами. Почему? С кем или чем они ведут борьбу?

- Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

Слайд 31

Домашнее задание (1 мин).

Я считаю, что по этой теме ещё много можно говорить, многие вопросы мы не затронули. Для домашней работы предлагаю подготовить сообщения о святых старцах, о монахах и монахинях России, земли Тамбовской (по желанию)

Слайд 32

Спасибо за работу на уроке. Всех благ.

Проверка готовности к уроку. Дети сидят в 4-ех группах.

На видео изображены монастыри и храмы нашей России.

Музыка настраивает на спокойный просмотр, изображения говорят о величии и необъятности нашей бескрайней Родины.

Повторение изученного ранее материала

Храм – это особое здание, где проходят богослужения, куда люди приходят помолиться, пообщаться с Богом с помощью молитвы

Тема: Монастыри.

Монах – тот, кто живет в монастыре, оставив мирскую жизнь. Синонимы: инок, пустынник

Цель и задачи:

Предположения обучающихся

По итогу рассуждений на слайдах появляется список задач

-Узнать, что такое монастырь?

-Чем монастырь отличается от храма?

-Каково их значение в истории и культуре нашей Родины?

-Кто живёт в монастыре?

-Кто такие монахи? Монахи и священники - это синонимы?

-Почему некоторые люди становятся монахами?

-Каким должен быть монах?

Монах живет в монастыре, трудится, много молится, у него нет ничего своего собственного.

Монахом становятся по призванию.

Обсуждение.

Анализ предложенных слов, соотнесение и понятий, поиск характерных признаков, объяснение одного понятия через другое

Монастырь - место, где обитают или живут люди – монахи, с определёнными правилами общежития

Тихое, спокойное место, куда приходят люди, чтобы помолиться, спросить совета, попросить о помощи, об исцелении…

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают.

Духовный центр (служение богу)

Защита от нападения

Центр культуры и искусства (иконопись, переписывание книг, ведение летописи)

Социальный центр (больницы, приюты, школы)

Ремесленный центр

Работа в группах:

1 группа - Вознесенский женский монастырь

2 группа - Казанский мужской монастырь г. Тамбова

3 группа - Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь

4 группа - Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Выступление обучающихся

Подведение промежуточного итога

Гимнастика для глаз

Работа с учебником. Поиск ответа на вопросы, рассуждения на предложенную тему (работа в группах)

(Монах принял обет безбрачия, а священник может иметь семью)

Работа в группах.

Выступление групп.

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей». Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей («нестяжание»).

После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос.

На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой. Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.

Рассуждение

Чтение притчи.

О послушнике, который желает стать монахом.

Он соблюдал строгий пост, ежедневно читал Ветхий и Новый завет.

Он пришел спросить, готов ли стать иноком.

Старец проверил его душу, готова ли она дать монашеские обеты.

Кроме выполнения послушания человеку нужно исполнять заповеди, быть простым, нестяжательным, скромным, довольствоваться малым.

прп. Сергий Радонежский,

прп. Серафим Саровский ,

прп. Макарий Желтоводский .

Ответы детей.

Чтение, рассуждение

Ответы детей

Покаяние

Страх Господень - авва воздержания,

Воздержанье дарит исцеление.

Лучшая поэзия - молчание, | 2 раза

Лучшее молчание - моление. |

Лучшая молитва - покаяние,

Покаянье - тщетно без прощения.

Лучшее пред Богом предстояние -|2 раз

В глубине высокого смирения. |

Я забудусь в таинстве молчания,

Пред иконой чудной - "Умиление".

Да очистят слёзы покаяния, | 2 раза

Высшую поэзию - моление.

Самооценка

Подведение итогов

регулятивные

коммуникативные личностные

коммуникативные

регулятивные познавательные

познавательные

коммуникативные

регулятивные коммуникативные

познавательные

коммуникативные регулятивные познавательные личностные

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные

познавательные регулятивные коммуникативные личностные

познавательные коммуникативные

коммуникативные личностные

коммуникативные личностные

познавательные

коммуникативные

Познавательные

коммуникативные личностные

регулятивные


Презентация к уроку "Монастырь"
PPTX / 44.77 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.