Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему «Добро и зло»

6
0
Материал опубликован 7 February 2017

КОНСТРУКТ

Модуль «Основы светской этики»

Тема урочного занятия «Добро и зло» для 4-го класса

Автор:

Федорова Е.А., учитель начальных классов, МКОУ «Унъюганская СОШ№1», ХМАО-Югра

Урок № 5 модуля « Основы светской этики»

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М: «Просвещение», 2012 г;

Тема: «Добро и зло».

Тип урока: комбинированный

Цель: Способствовать формированию у младших школьников осознанного морального поведения, основанного на понимании добра и зла

Задачи:

Образовательные

Познакомить с понятиями «добро» и «зло».

Формировать представление о нравственных ценностях и поступках.

Раскрыть понимание и важность стремления к добру, борьбы со злом в жизни каждого человека.

Развивающие

Развивать умение анализировать, сравнивать и оценивать свои поступки и поступки других людей.

Воспитательные

Пробудить желание поддерживать добрые отношения друг с другом, совершать добрые поступки, предотвращать ссоры и жестокость.

Продолжать воспитание человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения.

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование представлений о нравственных ценностях, моральных и аморальных поступках.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, добре и зле;

- воспитание доброжелательности, отзывчивости, человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные:

- контроль и корректировка своего поведения с учетом установленных моральных правил и норм;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации о добре и зле из учебника, отрывков литературных произведений, смоделированных ситуаций, сюжетных картинок в соответствии с возрастными особенностями, с целями и задачами данного урока. Построение рассуждений, текстов в устной и письменной форме с соблюдением норм этики и этикета.

Предметные:

- Знакомство с понятиями «добро» и «зло»;

- понимание значения добра и зла в выстраивании конструктивных отношений, осознании ценностей нравственных поступков в человеческой жизни.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Основы светской этики», мультимедийный компьютер, иллюстративный материал: рисунки шляп для рефлексии, презентация урока, видеоролик.

Для детей: учебник «Основы светской этики», карточки с заданиями для групп (отрывки из рассказов и сказок, определения), иллюстрации героев: Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Кот Леопольд, Бармалей, Доктор Айболит, Золушка, мачеха, Фея, Герда, Снежная Королева, рабочая тетрадь, рисунки шляп для рефлексии,

Педагогический инструментарий:

Технологии: ТРКМ, интерактивные технологии, ИКТ. Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Приёмы: «сводная (концептуальная) таблица», «шесть шляп мышления», «дерево решений», «займи позицию», «мозговой штурм», анализ, сравнение, оценка, обобщение.

Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке: помощь детям в подготовке домашнего задания при составлении списка добрых дел для «сада доброты» , чтение художественных произведений по данной теме.

Оценка: Речевая оценка, самооценка, взаимооценка.

Этапы

Цели

Содержание

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организа-ционный

(1-2мин.)

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание эмоционального настроя.

Учитель высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи и подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

Обучающиеся, воспринимают информацию, желают друг другу удачи высказывают свое мнение.

Активизация внимания, собранности (л.),

Контроль и корректировка своего поведения с учетом установленных правил (регулятивные: волевая саморег.)

Формирование мотивации к учебному труду (коммуникатив.)

Ориентиро-вочный (5-7 мин.)

Актуализировать к пониманию терминов «добро» и «зло».

Задает вопросы по пройденному материалу.

Предлагает разделить иллюстрации героев сказок на две группы. Подбор однокоренных имен сущ. К словам - добрые и злые. Слайд- появление в таблице слов: добро, зло.

Помогает сформулировать тему, цель с помощью наводящих вопросов

(- Вы встречались в своей жизни с добром и злом?

- Хотелось бы вам лучше разобраться в этих понятиях?

- Что бы вам хотелось узнать, обсудить на уроке о добре и зле?)

Называют определение морали, какие поступки называются моральными.

Обучающиеся, принимают участие в фронтальной беседе,

делят иллюстрации на две группы, работают с помощью интерактивной доски,

объясняют по какому признаку разделили героев на две группы,

формулируют тему и задачи урока, обсуждают пути ее решения, участвуют в проблемном диалоге.

Выделение существенной информации о добре и зле с помощью иллюстраций героев сказок (П.).

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. (Р.)

Включаться в диалог, в коллективное обсуждение с учителем и сверстниками (К)

Исполнительский (26-30)

Познакомить с понятиями «добро» и « зло». Формировать представление о нравственных ценностях и поступках.

Задает наводящие вопросы, что такое добро и что такое зло. Прием «Мозговой штурм».

Знакомство с научными терминами добро и зло и представлениями о добре и зле в разные исторические эпохи.

Предлагает работу с учебником с.12. Презентация. Появление в таблице (1 столбик) слова – понятия, определения.

- задает вопрос, что значит делать добро и зло

- предлагает выбрать поступки, которые можно отнести к Д., З.. (прием «Дерево решений»)

- показ слов на презентации

- предлагает записать слова в тетрадь.

- задает (?) Почему одну группу слов отнесли к добрым, а др. к злым?

- какие ещё поступки можно совершить, чтобы быть добрым?

Отвечают на вопросы учителя, осуществляют поиск информации в учебнике, записывают в тетрадь определения новых терминов, подводят их под общее понятие.

Отвечают на вопрос.

- работают в группах по карточкам, выбирают, обмениваются мнением.

- делают вывод ( проверка с помощью ИКТ)

- запись слов (о добре и зле) в таблицу в тетради.

- приводят примеры из жизни

Коммуникативные (формирование мыслей в устной и письменной форме, умение работать в группе и выполнять свои роли)

Личностные (развитие навыков сотрудничества)

Познавательные (решение проблем поискового характера)

Регулятивные (уметь высказывать свою точку зрения)

Физкультминутка ((1-2 мин.)

   

-Предлагает новый приём работы «Займи позицию»

- Зачитывает ситуации и задаёт вопрос: Это добро?

- После проигрывания ситуаций задаёт проблемный вопрос: Всегда легко оценить жизненные ситуации? П.?

-Предлагает работу с учебником и просит найти отрывки, в которых говорится о добрых поступках

- Какие чувства вызывают добрые поступки?

- Какое слово наиболее ярко выражает добрые чувства? (слово появляется в таблице на интерактивной доске)

- Предлагает привести примеры «злых» поступков, найти в учебнике отрывок о них с.13 после определения, ответить на вопрос: - К чему приводят злые поступки? (слово появляется в таблице на интерактивной доске)

Групповая работа

Обучающиеся делятся на группы и объясняют свой выбор.

Фронтальная работа

-дают ответы на ?

- ищут, зачитывают (самост. раб.)

-дают ответы на вопросы (тепло, восхищение, радость, удовлетворение)

-запись слова в таблицу в рабочей тетради

- ищут, зачитывают (самост. раб.)

-дают ответы на вопросы (страдание, беда)

-запись слова в таблицу в рабочей тетради

Познавательные (построение рассуждений, доказательств, общеучебные(анализ, синтез, классификация)

Регулятивные (построение рассуждений, доказательств, обобщений)

Коммуникативные

Познавательные (поиск и выделение информации, подведение под понятие, выведение следствий)

Регулятивные (волевая саморегуляция)

Контрольный (3)

Проверить правильность решения поставленной учебной задачи и оценить степень достижения цели.

Учитель побуждает детей сделать с помощью таблицы вывод о понимании значения добра. Задаёт вопрос.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? – Вам хотелось бы, чтобы вас окружали только добрые люди?

Обучающиеся работают фронтально, обобщают полученные знания, делают вывод, оценивают результаты своей деятельности и своих одноклассников, прогнозируют, что и как нужно сделать , чтобы стать добрее

Коммуникативные (оформление мыслей в устной форме)

Регулятивные (осознание, что нужно усвоить и что усвоено по данной теме)

Рефлексивный (5)

Анализировать свою деятельность, критически относиться к себе и чужому мнению

Учитель организует обсуждение, оценивание учащимися собственной деятельности с помощью приёма «шесть шляп мышления».

Обучающиеся делятся на 6 групп; определяют значение полученных знаний для себя и для окружающих.

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Желтая шляпа-

позитивное мышление. Черная шляпа -противоположность желтой шляпе.

Красная шляпа - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными Зеленая шляпа - творческое мышление. Синяя шляпа -философская, обобщающая шляпа.

Личностные (осмысление собственных представлений о «д.» и «з.» с учетом вновь приобретенных знаний, формирует личностное отношение к поступкам с помощью своей позиции в дискуссии.)

Регулятивные (оценка и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить?)

Познавательные (структура знаний, понимание)

Домашнее задание (1-2 мин)

Применение изученных знаний в повседневной жизни

Объяснение, уточнение

Составление списка добрых дел для «сада доброты» Добрые дела записывают на вырезанных листочках. Помощь родителей. Чтение художественных произведений по данной теме.

Слушать и понимать речь других (К), Уметь самостоятельно находить решение проблемного характера (П) Уметь применять знания при самостоятельной работе

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.