Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему «Добро и зло»
КОНСТРУКТ
Модуль «Основы светской этики»
Тема урочного занятия «Добро и зло» для 4-го класса
Автор:
Федорова Е.А., учитель начальных классов, МКОУ «Унъюганская СОШ№1», ХМАО-Югра
Урок № 5 модуля « Основы светской этики»
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М: «Просвещение», 2012 г;
Тема: «Добро и зло».
Тип урока: комбинированный
Цель: Способствовать формированию у младших школьников осознанного морального поведения, основанного на понимании добра и зла
Задачи:
Образовательные
Познакомить с понятиями «добро» и «зло».
Формировать представление о нравственных ценностях и поступках.
Раскрыть понимание и важность стремления к добру, борьбы со злом в жизни каждого человека.
Развивающие
Развивать умение анализировать, сравнивать и оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитательные
Пробудить желание поддерживать добрые отношения друг с другом, совершать добрые поступки, предотвращать ссоры и жестокость.
Продолжать воспитание человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование представлений о нравственных ценностях, моральных и аморальных поступках.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, добре и зле;
- воспитание доброжелательности, отзывчивости, человеколюбия, взаимопонимания, взаимоуважения; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Метапредметные:
- контроль и корректировка своего поведения с учетом установленных моральных правил и норм;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации о добре и зле из учебника, отрывков литературных произведений, смоделированных ситуаций, сюжетных картинок в соответствии с возрастными особенностями, с целями и задачами данного урока. Построение рассуждений, текстов в устной и письменной форме с соблюдением норм этики и этикета.
Предметные:
- Знакомство с понятиями «добро» и «зло»;
- понимание значения добра и зла в выстраивании конструктивных отношений, осознании ценностей нравственных поступков в человеческой жизни.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Основы светской этики», мультимедийный компьютер, иллюстративный материал: рисунки шляп для рефлексии, презентация урока, видеоролик.
Для детей: учебник «Основы светской этики», карточки с заданиями для групп (отрывки из рассказов и сказок, определения), иллюстрации героев: Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Кот Леопольд, Бармалей, Доктор Айболит, Золушка, мачеха, Фея, Герда, Снежная Королева, рабочая тетрадь, рисунки шляп для рефлексии,
Педагогический инструментарий:
Технологии: ТРКМ, интерактивные технологии, ИКТ. Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Приёмы: «сводная (концептуальная) таблица», «шесть шляп мышления», «дерево решений», «займи позицию», «мозговой штурм», анализ, сравнение, оценка, обобщение.
Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке: помощь детям в подготовке домашнего задания при составлении списка добрых дел для «сада доброты» , чтение художественных произведений по данной теме.
Оценка: Речевая оценка, самооценка, взаимооценка.
Этапы |
Цели |
Содержание |
УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Организа-ционный (1-2мин.) |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создание эмоционального настроя. |
Учитель высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи и подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. |
Обучающиеся, воспринимают информацию, желают друг другу удачи высказывают свое мнение. |
Активизация внимания, собранности (л.), Контроль и корректировка своего поведения с учетом установленных правил (регулятивные: волевая саморег.) Формирование мотивации к учебному труду (коммуникатив.) |
Ориентиро-вочный (5-7 мин.) |
Актуализировать к пониманию терминов «добро» и «зло». |
Задает вопросы по пройденному материалу. Предлагает разделить иллюстрации героев сказок на две группы. Подбор однокоренных имен сущ. К словам - добрые и злые. Слайд- появление в таблице слов: добро, зло. Помогает сформулировать тему, цель с помощью наводящих вопросов (- Вы встречались в своей жизни с добром и злом? - Хотелось бы вам лучше разобраться в этих понятиях? - Что бы вам хотелось узнать, обсудить на уроке о добре и зле?) |
Называют определение морали, какие поступки называются моральными. Обучающиеся, принимают участие в фронтальной беседе, делят иллюстрации на две группы, работают с помощью интерактивной доски, объясняют по какому признаку разделили героев на две группы, формулируют тему и задачи урока, обсуждают пути ее решения, участвуют в проблемном диалоге. |
Выделение существенной информации о добре и зле с помощью иллюстраций героев сказок (П.). Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. (Р.) Включаться в диалог, в коллективное обсуждение с учителем и сверстниками (К) |
Исполнительский (26-30) |
Познакомить с понятиями «добро» и « зло». Формировать представление о нравственных ценностях и поступках. |
Задает наводящие вопросы, что такое добро и что такое зло. Прием «Мозговой штурм». Знакомство с научными терминами добро и зло и представлениями о добре и зле в разные исторические эпохи. Предлагает работу с учебником с.12. Презентация. Появление в таблице (1 столбик) слова – понятия, определения. - задает вопрос, что значит делать добро и зло - предлагает выбрать поступки, которые можно отнести к Д., З.. (прием «Дерево решений») - показ слов на презентации - предлагает записать слова в тетрадь. - задает (?) Почему одну группу слов отнесли к добрым, а др. к злым? - какие ещё поступки можно совершить, чтобы быть добрым? |
Отвечают на вопросы учителя, осуществляют поиск информации в учебнике, записывают в тетрадь определения новых терминов, подводят их под общее понятие. Отвечают на вопрос. - работают в группах по карточкам, выбирают, обмениваются мнением. - делают вывод ( проверка с помощью ИКТ) - запись слов (о добре и зле) в таблицу в тетради. - приводят примеры из жизни |
Коммуникативные (формирование мыслей в устной и письменной форме, умение работать в группе и выполнять свои роли) Личностные (развитие навыков сотрудничества) Познавательные (решение проблем поискового характера) Регулятивные (уметь высказывать свою точку зрения) |
Физкультминутка ((1-2 мин.) |
||||
-Предлагает новый приём работы «Займи позицию» - Зачитывает ситуации и задаёт вопрос: Это добро? - После проигрывания ситуаций задаёт проблемный вопрос: Всегда легко оценить жизненные ситуации? П.? -Предлагает работу с учебником и просит найти отрывки, в которых говорится о добрых поступках - Какие чувства вызывают добрые поступки? - Какое слово наиболее ярко выражает добрые чувства? (слово появляется в таблице на интерактивной доске) - Предлагает привести примеры «злых» поступков, найти в учебнике отрывок о них с.13 после определения, ответить на вопрос: - К чему приводят злые поступки? (слово появляется в таблице на интерактивной доске) |
Групповая работа Обучающиеся делятся на группы и объясняют свой выбор. Фронтальная работа -дают ответы на ? - ищут, зачитывают (самост. раб.) -дают ответы на вопросы (тепло, восхищение, радость, удовлетворение) -запись слова в таблицу в рабочей тетради - ищут, зачитывают (самост. раб.) -дают ответы на вопросы (страдание, беда) -запись слова в таблицу в рабочей тетради |
Познавательные (построение рассуждений, доказательств, общеучебные(анализ, синтез, классификация) Регулятивные (построение рассуждений, доказательств, обобщений) Коммуникативные Познавательные (поиск и выделение информации, подведение под понятие, выведение следствий) Регулятивные (волевая саморегуляция) |
||
Контрольный (3) |
Проверить правильность решения поставленной учебной задачи и оценить степень достижения цели. |
Учитель побуждает детей сделать с помощью таблицы вывод о понимании значения добра. Задаёт вопрос. – Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? – Вам хотелось бы, чтобы вас окружали только добрые люди? |
Обучающиеся работают фронтально, обобщают полученные знания, делают вывод, оценивают результаты своей деятельности и своих одноклассников, прогнозируют, что и как нужно сделать , чтобы стать добрее |
Коммуникативные (оформление мыслей в устной форме) Регулятивные (осознание, что нужно усвоить и что усвоено по данной теме) |
Рефлексивный (5) |
Анализировать свою деятельность, критически относиться к себе и чужому мнению |
Учитель организует обсуждение, оценивание учащимися собственной деятельности с помощью приёма «шесть шляп мышления». |
Обучающиеся делятся на 6 групп; определяют значение полученных знаний для себя и для окружающих. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Желтая шляпа- позитивное мышление. Черная шляпа -противоположность желтой шляпе. Красная шляпа - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными Зеленая шляпа - творческое мышление. Синяя шляпа -философская, обобщающая шляпа. |
Личностные (осмысление собственных представлений о «д.» и «з.» с учетом вновь приобретенных знаний, формирует личностное отношение к поступкам с помощью своей позиции в дискуссии.) Регулятивные (оценка и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить?) Познавательные (структура знаний, понимание) |
Домашнее задание (1-2 мин) |
Применение изученных знаний в повседневной жизни |
Объяснение, уточнение |
Составление списка добрых дел для «сада доброты» Добрые дела записывают на вырезанных листочках. Помощь родителей. Чтение художественных произведений по данной теме. |
Слушать и понимать речь других (К), Уметь самостоятельно находить решение проблемного характера (П) Уметь применять знания при самостоятельной работе |