Статья «Работа по профориентации несовершеннолетних находящихся в СРЦ»

0
0
Материал опубликован 20 November 2018

Государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения Ростовской области

«Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних

сл. Большая Мартыновка»

Работа по профориентации несовершеннолетних, находящихся в СРЦ

Воспитатель: Вдовиченко Л В .


 

Работа по профориентации несовершеннолетних, находящихся в СРЦ

 

Еще в недалеком прошлом Мартыновский район Ростовской области был богатым и экономически развитым. В каждом населённом пункте был совхоз, в нашем посёлке было множество производственных предприятий: пищекомбинат, маслозавод, предприятия сельскохозяйственной химии и техники, кирпичный завод и другие. На сегодняшний день экономика района пришла в упадок. Многие организации и предприятия закрылись, а соответственно сократились рабочие места. Трудоустроиться сегодня очень трудно, в связи с чем упал уровень социального благополучия населения, увеличилось число социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, и есть наш контингент. Наше отделение социальной реабилитации (социальный приют) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних (от трёх шести и более месяцев), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организует поэтапное выполнение разработанной комплексной программы реабилитации.

Наши дети - это дети, которые лишены доверительного общения в семье, с близкими людьми, часто перенёсшие жесткое обращение, социально неадаптированные. Для них характерны:

-поведенческие отклонения: агрессивность, замкнутость, безразличие, неуверенность, неадекватность реакции;

- отсутствие культурных навыков, представление о себе, как о члене социума;

- отсутствие мотивации к образованию и развитию, а также положительной «Я»-концепции.

В современных условиях профессиональное самоопределение несовершеннолетних усложнено рядом новых обстоятельств, затрудняющих социализацию и, соответственно, профессиональное самоопределение. Изменилась престижность некоторых профессий в обществе, так как перестали снимать фильмы и телепередачи на производственную тематику, изменилось содержание даже давно существующих профессий, кроме того запросы несовершеннолетних не всегда соответствуют их интеллектуальным возможностям.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы свою педагогическую деятельность ориентируем не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовностью к самостоятельной жизни, развитие у подростков социальной компетентностью, социальной активности, умение принять на себя ответственность за собственное будущее, готовность к трудовому образу жизни.

Существенные сложности в современной профориентационной работе связаны с тем, что в ней сегодня широко используются в основном вербальные, декларативные методы без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избираемой.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является работа по профессиональному становлению несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сотрудникам центра разработана дифференцированная по возрастам программа «Я и моя будущая профессия». Считаем, что данная программа поможет выбрать профессию, спланировать своё будущее, сформировать представление об общественной значимости труда взрослых. Цель данной программы: обеспечение необходимой информированности несовершеннолетних о мире профессий. Задачи программы: выявление уровня представлений несовершеннолетних о разных видах профессий; оказание консультативной помощи в выборе профессий; формирование представлений об общественной значимости труда взрослых. Программа включает в себя 12 занятий, по 2 занятия в месяц, длительность по 30-40 мин. Темы занятий самые разнообразные: «Почему данную профессию надо выбирать и как это сделать?», «Почему люди работают?», «Куда пойти учится?», «Как закрепиться на рабочем месте?» и др.

Освоение программы помогает несовершеннолетним определится с выбором, которая отвечала бы трём главным требованиям: профессия должна быть интересной; востребованной на рынке труда, соответствующем собственным возможностям.

В учреждение проходил конкурс на лучший проект «Неделя профориентаций». По итогам конкурса был признан победителям проект «Землю красит солнце. А человека труд». Занятия по программе проходили на осенних каникулах, чтобы занять досуг детей. Работа по реализации проекта проводилась в три этапа: диагностический, развивающий, итоговый. Темы мероприятия были самые разнообразные: беседы с элементами игры, анкетирование, викторины, экскурсия на производство, изотерапия, час загадок и другие. В заключение недели профориентации мы сделали вывод, что правильно проведённая с детьми профориентационная работа должна стать основной, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намеренья детей в будущем.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.