12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Владыкина Елена Николаевна1105
Россия, Пермский край, Пермь

Особенности работы по профориентации в начальной школе

Владыкина Елена Николаевна

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «СОШ № 135 г. Перми»

Заниматься любимым и интересным делом — счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Путь к самоопределению личности начинается уже в начальной школе.

Задачи профориентационной работы:

Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями

Понимание значения труда в жизни человека

Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы

Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках математики проводим короткие беседы о профессиях, о которых говорится в условии задачи. На уроках окружающего мира можно представить профессии пищевой промышленности, лесной отрасли, сельского хозяйства. На уроках русского языка используем слова, предложения, тексты, связанные с разными профессиями, для словарной и орфографической работы, диктантов и списывания.  На уроках развития речи ученики выступают в роли журналистов, редакторов, корректоров. Уроки литературного чтения позволяют обсуждать произведения, в которых прославляется труд и высмеивается леность, говорится о том, как хорошо любить свою работу, творить добрые дела и честно выполнять свои обязанности. Уроки ИЗО и технологии используем для ознакомления с творческими профессиями: художник, актёр, дизайнер, модельер. Сделать урок насыщенным, разнообразным и эмоциональным позволяют стихи, ребусы, загадки, игры и кроссворды.

Новой формой учебного занятия является решение проектной задачи, где дети получают возможность проявить себя в той или иной роли, проявить самостоятельность, творческое воображение.

Часто профориентационная работа выходит за рамки урока. Целью курса «Мир профессий» для учащихся 1-4 классов является развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

формировать представления о существенных сторонах профессии;

развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;

воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы – это умелая организация общественно-полезного труда. Классный руководитель приобщает школьников к участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы: разведение цветов, уход за клумбами, уборка школьных территорий.

В вопросе оказания помощи ученику при выборе профессии главная задача классного руководителя - формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому реализовывать свои способности. Педагог соотносит преобладающие у детей интересы с одним из типов профессиональной деятельности, рекомендует нужный кружок.

Информация о профессиях подаётся в разнообразных интересных формах:

Встречи с людьми разных профессий.

Для формирования практических представлений о профессиях важное значение для детей приобретают профессиональные встречи, где ребята получают объективную информацию от людей разных профессий. Особенно интересными для детей стали встречи с пермскими писателями – А. Зелениным, А. Гребёнкиным, Ф. Востриковым. Подобные встречи проходят в интерактивной форме: ребята отгадывают загадки, пробуют свои силы в сочинении стихов, рисуют иллюстрации к книгам. Секретами своего мастерства с ребятами делятся известные спортсмены Пермского края, пропагандируют те виды спорта, в которых добились успеха, приглашают на свои выступления. О сложностях военной службы рассказывают офицеры и ветераны, приглашённые на мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

Экскурсии на предприятия города и учебные заведения.

Благодаря экскурсиям учащиеся знакомятся не только с новыми профессиями, но и с технологией производства, оборудованием, техникой безопасности на производстве. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать учащимся задание. Это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии. Особой популярностью пользуются экскурсии на хлебокомбинат, кондитерскую фабрику, книжное издательство, пожарную часть, фабрику по производству кукурузных палочек, кадетскую школу, театр, военный аэродром, конезавод и ферму по разведению страусов.

Сочинения, конкурсы, защита проектов.

Традиционными стали школьные конкурсы сочинений и рисунков на тему «Кем я мечтаю стать?», «Профессии моих родителей». Победители школьного тура участвуют в краевом конкурсе «Выбор», занимая призовые места в разных номинациях: сочинение, конкурс творческих работ, «Династии Пермского края», слёт юных инженеров.

Неоднократно учащиеся нашей школы участвовали в конкурсах разного уровня по правилам дорожного движения, где также знакомились с профессией инспектора ДПС.

В последние годы наиболее эффективной формой профориентационной работы в школе являются коллективные творческие дела. КТД - результат сотрудничества учителей-предметников, классных руководителей, родителей и учащихся. КТД — это итог большой работы, ведущейся на протяжении четверти. Мероприятия проходят ярко, красочно.

Ежегодно проводится общешкольное мероприятие «Фестиваль профессий», на котором каждый класс представляет какую-либо профессию, в занимательной форме знакомя с её особенностями.

Классные часы по профориентации.

Учащиеся старшей школы проводят классные часы, конкурсы, викторины и профориентационные игры в начальной школе, где знакомят младших школьников с новыми профессиями в игровой форме. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых профилях, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе.

Широкое распространение получили изготовленные ребятами совместно с родителями альбомы на тему «Профессия от А до Я», которые дети дарят школьной библиотеке.

Родительские собрания по профориентационной тематике.

Сотрудничество семьи и школы – одно из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы. Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям:
- подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;

- привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
Формы и методы могут быть самые разнообразные:
- классные родительские собрания;
- индивидуальные и групповые беседы;

- помощь родителей в проведении классных часов, конкурсов.

Первые профессиональные пробы.

Немаловажное значение в профориентационной работе с учащимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности.

Также детям предоставляется возможность попробовать свои силы в отдельных профессиях. Например, мастер-класс «Шоколатье» по созданию собственных сладостей или занятия по развитию речи с актёрами пермских театров.

Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой будет пронизан любой урок. Именно поэтому организация внеучебной и учебной профориентационной работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.

Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

Литература:

Багрова О. Е. Введение в мир профессий. – Волгоград: Учитель, 2009.

Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. – М.: Локус, 2002.

Профессии. Энциклопедия для детей. – М: Эгмонт, 2002

Харенко Г., Ткаченко К. Мамины и папины профессии. – М.: АСТ-Пресс книга, 2008.

Энциклопедия для детей. Том 6: Выбор профессии – М: Аванта, 2009.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.