Исследовательская работа «Работа с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 3 классе как средство формирования информационной культуры младшего школьника»

1
0
Материал опубликован 5 December 2021 в группе





РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА







Выполнила: Дубровина Юлия Олеговна, учитель начальных классов,

МОУ «Средняя школа №62»



Ярославль


Оглавление

Введение……………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования информационной культуры младшего школьника ………………………………………….………………………………………



6

1.1 Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы…………………………………………………………………….


6

1.2 Формирование информационной культуры младшего школьника через работу с лингвистическими словарями……………………………………………….……..…………….



10

Выводы по 1 главе…………………………………………………….

15

Глава 2. Содержание и описание практической работы по теме исследования…………………………….………………………………….


16

2.1 Организация опытно – практической работы по формированию информационной культуры у учащихся 3 «А» класса Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №62» города Ярославля ……………………………………………………………




16

2.2 Описание собственного опыта в рамках преддипломной практики……………………………………………………………………….


20

Выводы по 2 главе…………………………………………..……….

27

Заключение……………………………………………………………

28

Список литературы…………………………………….……………

30

Приложение……………………………………………….…………..

33



Введение



«Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке», так писал известный французский писатель и литературный критик 19 века Анатоль Франс. Но словарь это не только вселенная, но и средство, которое помогает формировать информационную культуру школьника, т. е «область получения, передачи, хранения и использования информации на практике». [3, с. 43 – 45.]

Необходимо заметить, что вопрос о работе со словарями всегда привлекал внимание не только учителей, но и методистов. Так, Ф. И. Буслаев, Российский лингвист 19 века, рекомендовал учителям родного языка и учителям начальных классов «развивать в детях врожденный дар слова». А профессор, который всю жизнь посвятил методике работы со словарями, Измаил Иванович Срезневский, советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Кроме того, работа со словарями является показателем уровня развития общей культуры и просвещённости как общества, так и отдельной личности, а также составляет основу информационной грамотности человека. Исходя из этого, тема исследования «Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры младшего школьника» актуальна и практически значима.

Но знакомство с научно – методической литературой позволило выявить нам следующее противоречие между интересом к данной работе и недостаточным количеством методических разработок по использованию лингвистических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: какие методические приёмы и формы работы обеспечивают формирование информационной культуры на уроках русского языка?

Объект исследования – процесс формирования информационной культуры младшего школьника в ходе работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка.

Предмет исследования виды заданий по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка.

Цель данного исследования: разработать комплекс упражнений и заданий, способствующих развитию информационной культуры учащихся третьего класса через работу с лингвистическими словарями.

Для достижения цели мы ставим перед собой ряд задач:

Рассмотреть теоретические и методические основы формирования информационной культуры младшего школьника;

Уточнить основные понятия в рамках темы: «информационная культура», «лексический запас», «основные виды лингвистических словарей»;

Проверить на практике описанные приёмы и формы работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка;

Собранный материал систематизировать в методическом сборнике «Работа с лингвистическими словарями в начальной школе».

В нашем исследовании использовались методы:

изучение и анализ научно – методической литературы по теме исследования;

классификация изученного материала;

знакомство с опытом работы учителя;

наблюдение за работой учащихся;

индивидуальные беседы с учащимися;

тестирование;

диагностирующие контрольные работы;

Теоретико – методологическая база исследования:

Исследования в области создания методики работы со словарями Измаил Иванович Срезневский;

Исследования в области работы со словарями привлек внимание методиста Ф. И. Буслаева;

Исследования в области работы развития общей культуры и просвещённости К.Д. Ушинского;

Исследования в области развития информационной культуры О. А. Степановой.

Теоретическая значимость состоит в систематизации методических идей о содержании, условиях и формах организации учебного процесса на уроках русского языка, обеспечивающих работу с лингвистическими словарями на уроках русского языка.

Практическая значимость состоит в систематизации материала в методическом сборнике «Словарь как познание мира».

Базой исследования стало муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №62» города Ярославля.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Во введении основывается актуальность темы, предмет и объект, цели и задачи исследования. В первой главе мы поговорим о теоретических основах формирования информационной культуры младшего школьника через работу с лингвистическими словарями в третьем классе на уроках русского языка. Во второй главе рассматривается содержание и описание практической работы по теме исследования и представлены все результаты данной работы. В заключении мы сделаем выводы о проделанной работе. В приложении будут вставлены все работы, проводившиеся в ходе практики: диагностики, анализы, технологические карты, таблицы результатов.


Глава 1. Теоретические и методические основы формирования информационной культуры младшего

1.1.Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы


Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии младшего школьника. Остановимся кратко на характеристике младшего школьника.

Младший школьный возраст – это возраст от 6, 7 лет до 10, 11 лет, что соответствует возрасту учащихся. Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. В младшем школьном возрасте серьезно изменяются психологические условия жизни и деятельности младшего школьника, что приводит к перестройке психики, кризису социального «Я». В начальной школе школьники переходят к систематическому изучению предметов. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий.

Кроме того, в младшем школьном возрасте существенно перестраиваются психические процессы: в этот период происходит переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению, неустойчивое, недостаточно зрелое внимание, хорошо развита производственная память и фиксируются яркие события для ребёнка, обладают достаточным уровнем развития воображения. Расширение связей с окружающим миром, широкое общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также снижают непосредственный интерес детей к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. [12, с. 98.]

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения учащихся к учению играет научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, являющимися предпосылкой для достижения успеха. Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация - совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Положительные мотивы учения выражаются в постоянном внимании на уроках, устойчивом интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

Внимание учащихся - обязательное условие успешной учебной работы. Причины невнимательности школьников - усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания учащихся: динамическое ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, разнообразие методов и приёмов учения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей, а также постепенное формирование способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре или на улице, наличие в классе не имеющих отношения к уроку новых для учеников предметов, экспонатов, присутствие новых людей и т.д.). Иначе образуется, избалованное внимание, то есть привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях. Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение научных понятий. [6, с. 237.]

Усвоение    как   организационная познавательная деятельность   ученика включает деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения. Выделяют четыре основных звена процесса усвоения:

Непроизвольное восприятие, наблюдение (получение информации);

Осмысление материала, мыслительная его обработка (переработка полученной информации); [26, с. 366].

Запоминание  и  сохранение  материала  (хранение  полученной  и обработанной информации);

Применение знаний на практике (применение информации).

Каждый учитель начальной школы должен предъявлять требования к знаниям, умениям и навыкам младшего школьника при обучении русскому языку такие как:

Иметь знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка;

владеть читательскими умениями;

уметь передавать содержание прочитанного текста с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;

производить анализ художественных текстов;

уметь составлять планы, тезисы, конспекты текстов;

уметь писать эссе, изложения и сочинения;

уметь составлять результаты;

уметь участвовать в диспуте, дискуссии. [22, с. 22 – 24]

Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить на практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной игровой и учебной деятельности с изучаемым материалом. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать условия, соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что - навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять. [6, с. 387 – 391.]

Широкий кругозор, достаточно высокий уровень эрудиции – это несомненные преимущества современных детей. Поэтому на первой ступени обучения в системе начального общего образования по мере усвоения детьми элементарных знаний, умений и навыков по основным учебным предметам учителю необходимо обратить внимание на формирование у детей умения работать с информацией, а так же обучения их рациональным приёмам работы с информацией. Только при таком условии можно добиться выполнения требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В результате обучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретают первичные навыки работы с информацией.

Формирование информационной культуры школьников является одной из важнейших задач современного образования. Само понятие «информация» обладает свойством как духовного, так и материального мира человека. Это важно для понимания сущности информационного общества. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Современные концепции формирования информационной культуры личности исходят из того положения, что обладание такой культурой предусматривает наличие у человека информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Формирование информационной культуры школьников является приоритетной задачею современного образования. [2, с. 288.].

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.

Таким образом, знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста, их мотивов учения – необходимое условие продуктивной учебной работы с ними, в том числе работы со словарями формирует информационную культуру личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.


Формирования информационной культуры младшего школьника через работу с лингвистическими словарями


Термин «информационная культура» сейчас широко используется как в библиотечной литературе, так и многими авторами. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений, но мы ссылаемся на определение Степановой Оксаны Александровны, что информационная культура – это область получения, передачи, хранения и использование информации. [2].

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален. Чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме. Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе. [16].

Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности младшего школьника является формирования умения пользоваться словарями в учебном процессе как источником знания и саморазвития. В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности как необходимого метода информационной культуры. [4, 477 - 483]. Современным школьникам требуются специальные информационные знания и умения, которые приобретают в процессе изучения предметных дисциплин при работе с различной информацией. [11, 28 – 35].

Культура работы со словарём является одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как своего общества, так и отдельной личности, а также составляет основу информационной грамотности человека. В связи с этой важнейшей задачей начального общего образования на современном этапе развития общества являются формирования потребности у школьников обращаться к словарям и выработка навыков работы с ними, а также развития способности извлекать из словарей нужную им информацию, необходимую для решения учебных задач по разным предметным дисциплинам.

Обозначенную задачу невозможно реализовать без специальной системы знаний, умений, навыков (предметных и метопредметных компетенций), необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, её обработке и использование её в практических целях. Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято называть с понятием «информационная культура». В настоящее время все больше и больше младшие школьники ощущают потребность заглядывать в различные справочники, энциклопедии, словари во время урока. Формирование культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего периода обучения в школе. В начальных классах закладывается потребность обращения к словарям и формируются общеучебные умения пользования ими в образовательном процессе.

В целях развития информационной культуры учащихся был разработан перечень учебно – информационных умений, необходимых для работы со словарями на уроках русского языка:

Умение обращаться к словарю на уроках русского языка.

Умение выбрать тип словаря для работы со словом.

Умение работать с условными обозначениями, используемые в учебных словарях.

Умение использовать словарь при изучении грамматико – орфографического правила.

Умение пользоваться алфавитным указателем словарей.

Умение ориентироваться в разделе словаря.

Для формирования вышеперечисленных учебно – информационных умений, можно предложить учащимся разнообразные упражнения направленные на развития информационной культуры на уроках русского языка:

Упражнения, основанные на работе с толковыми словарями;

Упражнения, основанные на работе со словарями синонимов;

Упражнения, основанные на работе со словарями антонимов;

Упражнения, основанные на работе со словарями омонимов;

Упражнения с использованием орфографического, орфоэпического словарей;

Упражнения, основанные на использование нескольких видов словарей одновременно. [3, с. 43 – 45.]

Особенности словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно – воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Сама словарная работа складывается из четырёх направлений:

1. Обогащение словаря – углубление понимания слов, которых школьники ранее не знали вовсе;

2. Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами и антонимами и. т. д.

3. Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами.

4. Устранение нелитературных слов – исправление слов, произносящих с неправильным ударением.

Работа со словарём – прекрасное воспитательное средство, она неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Это обеспечивает глубокое понимание значения слов и уместности их употребления в данном тексте. Готовясь к уроку, учитель отбирает слова, над которыми будет проведена работа, и определяет, какая именно. Словарная работа планируется так, чтобы в словарь учащиеся на одном уроке вводилось не более 3 – 5 новых слов и ещё с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выяснению их оттенков. Многие слова, встречающиеся в рассказах, стихотворениях, не являются общеупотребительными, а используются лишь в одной местности. [3, 42].

Объясняя значение слова через его словообразовательный анализ, дети приучаются проникать в структуру слова и самостоятельно овладевать знаниями о работе со словарём. [11, 28 – 35].

Значит, чтобы запоминать слова и работу над словом, нужно определить средство использование для запоминания работы. [12, с. 41 – 45]. Например, на уроках в 1 классе в период обучения грамоте целесообразно используется упражнения такие как: «Придумай свои картинки, на что похожа буква, нарисуйте или опишите словами». Психологи утверждают, что информация, подкреплённая эмоциями, фиксируется в памяти лучше. В этом случаи ученики привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон, и начинают самостоятельно решать умственные задачи. [17, с. 98] Уроки тогда станут интереснее и эффективнее. Затраченные на это энергия и время не пройдут даром: во – первых, то, что человек придумывает сам, остаётся в его памяти надолго; во – вторых, совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия – основа любой творческой деятельности.

В результате систематической и целенаправленной работы со словарями на уроках русского языка активизируется познавательная деятельность младших школьников. [7]. Учащиеся начинают внимательнее относиться к слову, повышается орфографическая грамотность, значительно обогащается их словарный запас. Многие учащиеся приучаются обращаться к словарю не только по заданию учителя непосредственно на уроках русского языка, но и в самостоятельной деятельности: при выполнении домашних заданий, при подготовке написанию сочинений, при составлении кроссвордов и многое другое. Работа со словарями различных типов расширяет кругозор младших школьников, обеспечивает формирование информационной культуры и способствует выработке самого главного умения – учиться. [3, с. 43 – 45.]

При таком подходе в работе со словарём решаются умственные задачи, ученики легко запоминают их, грамотно пишут, начинают правильно использовать в речи, расширяю свой словарный запас, развивают ассоциативное мышление, творческие и познавательные способности. Кроме того, учащиеся получают удовлетворённость от проделанной работе.

Поэтому работа по формированию информационной культуры должна проводиться не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках русского языка. Необходимо отметить, что в образовательных программах по русскому языку для начальной школы представлены разделы, предполагающие работу с информацией и работу с лингвистическими словарями. Именно поэтому «знакомство с основами информационной культуры, формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребёнка в начальной школе». (ФГОС НОО) [1]

Таким образом, информационная культура на уроках русского языка многоаспектна, многогранна. В теоретической части исследования мы попыталась дать психолого-педагогическое и методическое обоснование рассматриваемой проблемы. Практическая часть работы - ее логическое продолжение.


Выводы по 1 главе


Формирование информационной культуры школьников является одной из важнейших задач современного образования. Само понятие «информация» обладает свойством как духовного, так и материального мира человека. Это важно для понимания сущности информационного общества.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Современные концепции формирования информационной культуры личности исходят из того положения, что обладание такой культурой предусматривает наличие у человека информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Формирование информационной культуры школьников является приоритетной задачей современного образования.

Культура работы со словарём является одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как общества, так и отдельной личности, а также составляет основу информационной грамотности человека.

В связи с этой важнейшей задачей начального общего образования на современном этапе развития общества являются формирование потребности у школьников обращаться к словарям и выработка навыков работы с ними, а также развитие способности извлекать из словарей нужную им информацию, необходимую для решения учебных задач по разным предметным дисциплинам.


Глава 2. Содержание и описание практической работы по теме исследования

2.1. Организация опытно – практической работы по формированию информационной культуры у учащихся 3 «А» класса Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №62» города Ярославля


В работе со словарём решаются умственные задачи, ученики легко запоминают их, грамотно пишут, начинают правильно использовать в речи, расширяют свой словарный запас, развивают ассоциативное мышление, творческие и познавательные способности. Работа с лингвистическими словарями дает возможность формировать активный словарный запас учащихся, уточнять их знания о значении слова, правильно употреблять слово в новом контексте, повышать грамотность. Система работы со словарями воспитывает живой интерес к слову, к предмету русский язык, в значительной степени повышает информационную культуру речи, способствует повышению грамотности школьников.

На протяжении всей второй главы мы рассмотрим содержание и описание практической работы по теме исследования. Цель исследования: разработать комплекс упражнений и заданий, способствующих развитию информационной культуре учащихся третьего класса через работу с лингвистическими словарями.

Этапы исследования:

Подготовительный. На этом этапе предполагается описание предстоящей работы.

Опытно – практический. На этом этапе предполагается тестирование, проведение уроков с использованием комплекса упражнений и заданий, способствующих развитию информационной культуры учащихся третьего класса через работу с лингвистическими словарями.

Аналитический. На данном этапе анализируются полученные результаты, даётся описание продукта исследования (Методический сборник ««Работа с лингвистическими словарями в начальной школе»).

Опытно – практической базой стал 3»А» класс МОУ «Средняя школа № 62» города Ярославля. В классе 30 человек из них 17 девочек и 13 мальчиков в возрасте 9 – 10 лет. Класс находится на стадии развития, стремящийся стать единым коллективом с общими целями, идеями и интересами. Сплоченность класса на среднем уровне. В классе у большинства детей развиты такие качества как ответственность за общее дело, самодисциплина, умение преодолевать возникшие сложности.

Культура поведения у большинства детей на достаточно хорошем уровне, но есть и дети с низкой культурой поведения и общения. У девочек развиты такие качества как аккуратность и ответственность, а у мальчиков – самостоятельность. Семьи детей благополучные, но у многих не заинтересованы в воспитании детей как будущих граждан. Родители интересуются и учебой и жизнью класса в целом. Активность детей во время мероприятий хорошая, задействованы в организации самоуправления практически все дети, ответственно относятся к любому делу. В целом класс достаточно активный и дружный. Словарный запас учащихся 3 класса не велик, многие дети при выражении своих мыслей используют только простые синтаксические конструкции. В написании изложений и сочинений у ребят возникают трудности с написанием слов. Они обращаются к мини – словарикам в конце учебника, но только тогда, когда им об этом попросишь. Некоторые учащиеся затрудняются при проведении диалога с ними.

Перед началом работы, мы проанализировали программу УМК «Планета Знаний». Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским. УМК по русскому языку состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий для всех классов начальной школы: с первого по четвёртый класс – автор Желтовская Л. Я. Учебники по русскому языку комплекта «Планета Знаний» прошли государственную экспертизу по новой форме и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе.

В структуре УМК «Планета знаний» учебный материал как по русскому языку так и других предметах группируется по крупным разделам. Каждый раздел начинается с маршрутного листа — графического отображения логики его изучения. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Анализ программы показал, что данный УМК включает работу со словарями и обогащает словарный запас. В конце учебника по русскому языку представлены пять различных словариков, к которым учащиеся могут обратиться за помощью: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарик синонимов. [Приложение 1].

Также мы составили список лингвистических словарей, с которыми учащиеся работают как на уроках русского языка в течение всех лет обучении начальной школе. [Приложение 2].

Для того чтобы выявить уровень информационной культуры младшего школьника, мы разработали тесты «входной, промежуточный и итоговый» на основе Кашкаровой Т. Н. «Словарная работа на уроках русского языка». [15]. Тест состоит из 10 вопросов, в каждом вопросе по три варианта ответа, который ребёнок должен выбрать самостоятельно. За определённый вариант ответа ставятся количество баллов, а затем подсчитывается сумма. Результат диагностики – методики вы сможете увидеть на диаграмме в разделе 2.2. [Приложение 4].

Для выявления опыта учителя по работе использования лингвистических словарей в третьем классе на уроках русского нами разработана опрос – анкета. Анкета состоит из 8 открытых вопросов, на которые учитель должен ответить письменным и развёрнутым ответом. Проанализировав ответы учителя можно сделать вывод, что программа УМК «Планета Знаний» предполагает работу с лингвистическими словарями, что позволяет разнообразить уроки русского языка с учащимися третьего класса, используя приёмы работы такие как: беседа, наглядные пособия, иллюстрации, работа с учебником, творческие работы, занимательные и интеллектуальные игры и многое другое. Детям нравится работа с лингвистическими словарями, такими как: толковый, орфографический, орфоэпический, этимологический и словарь синонимов, антонимов. Это активизирует работу на уроке, вызывая интерес.

В ходе опрос – анкеты учитель также написала, что удаётся увидеть результат работы со словарями через словарные диктанты и устные ответы, а так же познание учащимися много нового и интересного о происхождении, значении слов самостоятельно, развивают речь при правильном произношении и написании слов. [Приложение 3].

Следовательно, работа с лингвистическими словарями на уроках русского языка не только обогащает словарный запас учащихся, но и развивает информационную культуру школьника.

Безусловно, формировать информационную культуру учащихся помогут и посещение выставок. Во время преддипломной практики с учащимися мы посетили развернутую в выставочном зале экспозиции «Слово о полку Игореве» в Ярославском музее-заповеднике выставку «Словарный запас». Главный герой выставки – словарь. Как известно, различают словари энциклопедические и лингвистические. А с развитием компьютерной техники на первое место вышли электронные словари и онлайн – словари.

В собрании Ярославского музея-заповедника хранятся тысячи самых различных словарей. Более 150 экспонатов: самый древний, из которых датирован началом XVIII века, — был представлен на выставке. Однако история словарей, которую наглядно проиллюстрировали экспонаты – книги, начинается еще в древнюю эпоху, когда только начинались создаваться книги.

Выставка «Словарный запас» удивила нас своими «интеллектуальными заданиями», которые не ожидали в конце выставки, попав в окружение книг. Организаторы предложили нам различные задания и ребусы, разгадать которые возможно, обратившись к экспонатам выставки. Также в компьютерной зоне можно было пройти тест на определение своего словарного запаса. Всего на выставке было представлено более ста словарей из фондов Ярославского музея – заповедника и Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова. Фотоотчёт с выставки «Словарный запас» смотрите в приложении. [Приложение 5].

Таким образом, этапы опытно – практической работы подтверждают, как во время преддипломной практики проходила данная работа.


2.2 Описание собственного опыта в рамках преддипломной практики


В ходе преддипломной практики в третьем классе была проведена методика Кашкаровой Т.Н для выявления информационной культуры у младшего школьника.

В начале практики мы провели входной тест с целью проверить уровень знаний, которым дети обладают до проведения уроков. По данной диаграмме мы можем наблюдать следующее (рис.1). В начале входного контроля не было учащихся, которые бы обладали высоким уровнем информационной культуры. Зато десять человек обладали средним уровнем информационной культуры, ниже среднего – пятнадцать человек и низким – пять.



Диаграмма результатов входного теста Кашкаровой Т. Н

t1638697887aa.gif

Рис. 1 «Выявление информационной культуры у младшего школьника»


Затем мы начали проводить уроки с использованием комплекса упражнений и заданий, способствующих развитию информационной культуры учащихся третьего класса через работу с лингвистическими словарями. Нами было проведено десять уроков:

Словари – наши друзья и помощники.

Орфографический словарик.

Урок-КВН: «Занимательная этимология.

Толковый словарь.

Словари антонимов.

Урок – игра Антонимы и синонимы.

Фразеологические словари.

Говори правильно.

Словарик вежливых слов.

Дорогой словарик.

После проведения пяти уроков провели промежуточный контроль с целью узнать и проанализировать результат данной работы, повысился ли уровень информационной культуры у младших школьников. (рис.2).


Диаграмма результатов промежуточного теста Кашкаровой Т.Н

t1638697887ab.gif

Рис. 2 «Выявление информационной культуры у младшего школьника»


После проведения промежуточного контроля уровень информационной культуры возрос на четыре человека, которые обладали высоким уровнем. Тринадцать человек обладали средним уровнем информационной культуры, ниже среднего – восемь человек и низким – пять.

Можно сделать вывод, что учащиеся третьего класса в целом, обладают средним уровнем информационной культуры.

И третий тест – итоговый с целью обеспечение объективной оценки результатов обучения за весь период практики. После проведения итогового тестирования можно наблюдать повышение высокого и среднего уровня информационной культуры и спад ниже среднего и низкого уровня. Четыре человека повысили свой уровень информационной культуры, семнадцать человек обладают средним уровнем информационной культуры, ниже среднего – три человека и низким – четыре.

Все обработанные результаты занесены в диаграмму. (рис.3).


Диаграмма результатов итогового теста Кашкаровой Т.Н t1638697887ac.gif

Рис. 3 «Выявление информационной культуры у младшего школьника»


Таким образом, учащиеся заинтересовались видом работы, словарный запас учащихся третьего класса намного возрос, многие дети научились выражать свои мысли, грамотно строить предложения. В написании изложений и сочинений у ребят ещё возникают некие трудности с написанием слов. Но они лично обращаются к мини – словарикам не только в конце учебника, но и к своим собственным, которые сделали своими руками в ходе уроков русского языка. Неуверенные в себе дети раскрепостились и с лёгкостью идут на диалог не только с учащимися, но и учителями – предметниками.

На основе вышеописанного, подведём итоги работы по методике Кашкаровой Т.Н. «Словарная работа на уроках русского языка»:

Высокий уровень информационной культуры возрос от 0 до 6 человек;

средний уровень информационной культуры возрос от 10 до 17;

уровень информационной культуры ниже среднего упал от 15 до 3;

низкий уровень информационной культуры упал от 5 до 4 человек. (рис.4).


Диаграмма результатов методики Кашкаровой Т.Н

t1638697887ad.gif

Рис. 4 «Выявление информационной культуры у младшего школьника»


Таким образом, в начале данной работы не все учащиеся обладали информационной культурой. На диаграммах мы можем наблюдать подъём высокого и среднего уровня и спад ниже среднего и низкого уровня. Следовательно, к концу работы со словарями учащиеся заинтересовались таким видом работы, а это, на наш взгляд, способствовало и развитию информационной культуры школьника.

За ведь период преддипломной практики с учащимися третьего класса были проведены вышеуказанные уроки, на которых велась творческая и игровая работа. После каждого урока у учащихся оставались знания, которыми они будут пользоваться на протяжении всей своей учебной деятельности. В ходе уроков учащиеся создавали свои продукты – мини – словарики, которыми очень удобно пользоваться на уроках русского языка. На обобщающих уроках младшие школьники пользовались своими словариками, выполняя различные задания.

Кроме того, в результате опытно – практической работы нами создан методический сборник «Работа с лингвистическими словарями в начальной школе». Сам продукт имеет такое содержание:

Раздел 1. О словарях русского языка

Из истории вопроса

Виды лингвистических словарей

Раздел 2. Учимся играя

Виды упражнений к разделам школьного курса русского языка

Примерная рабочая программа лингвистического кружка «Словари – наши друзья и помощники»

Образец технологической карты занятия «Урок – игра антонимы и синонимы»

Раздел 3. Выставка «Словарный запас»

Раздел 4. Советуем прочитать

Материалами данного сборника могут пользоваться как учителя начальных классов, так и студенты специальности Преподавания в начальных классах. [Приложение 9].

Данный методический сборник стал участником фестиваля профессионального мастерства студентов, в номинации «Авторские методические материалы». [Приложение 8].

Кроме того, о данном методическом сборнике имеется отзыв учителя школы №62. [Приложение 7].

Таким образом, опытно – практическая работа в рамках преддипломной практики показала, что словари могут являться не только средством обогащения словаря учащихся, но и средством формирования информационной культуры младшего школьника.


Вывод по 2 главе


Проанализировав практическую работу по данной теме, можно сделать выводы, что программа УМК «Планета Знаний» предполагает работу с лингвистическими словарями, что позволяет разнообразить уроки русского языка с учащимися 3 класса, используя приёмы работы такие как беседа, наглядные пособия, иллюстрации, работа с учебником, творческие работы, занимательные и интеллектуальные игры и многое другое. Детям нравится работа с лингвистическими словарями.

При использовании на уроках словарей различных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысив уровень их речевого развития. Проведя работу с лингвистическими словарями на уроках русского языка, доказали, что работа заинтересовала учащихся и повлияла на дальнейшее формирование их информационной культуры.

Методический сборник «Работа с лингвистическими словарями в начальной школе» предназначен для учителей начальной школы и студентов специальности Преподавание в начальных классах.

Материалы сборника успешно можно использовать на уроках русского языка разных типов.


Заключение


Осуществляя цель и решая задачи исследования, пришли к таким выводам.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на расширение лингвистического кругозора учащихся. Неоценимую роль в этом играют различные лингвистические словари. Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отражённые в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию информационной культуре младшего школьник о представлении системы языка.

Наиболее полно система языка, особенно её лексический уровень, представлена в академических словарях общего типа. Иные задачи стоят перед учебными словарями. Они ориентированы на процесс обучения. Информация о слове, содержащаяся в учебных словарях, определённой степени минимизирована. В процессе работы со справочной лингвистической литературой (словарями), школьники усваивают орфоэпические нормы, обогащают свой лексикон, развивают орфографическую зоркость, овладевают сложным умением работать со словарями и со всей справочной литературой.

Опытно – практическая работа показала, что сформировать информационную культуру школьника можно и через работу с лингвистическими словарями.

При проведении уроков учащимся предлагалась такая последовательность рассмотрения словарей: орфографический, этимологический, толковый, словарь антонимов, фразеологический.

Каждый словарь, безусловно, имеет значение для каждого современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.

Опыт учителей начальной школы и практика показали, что работа со словарями на уроках русского языка должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. А работа со словарями – это одна из технологий при обучении русскому языку. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень информационной культуры. Цель исследования достигнута, задачи, способствующие выполнению цели решены.

Кроме того, богатейший материал словарей стимулирует интерес учеников к предмету «Русский язык», прививает любовь к родному языку, развивает языковое чутьё, повышает культуру речи. Словарь должен стать настольной книгой для каждого учащегося, помогающей добывать знания.



Список используемой литературы и источников


Источники

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 02.11.2017 года 18:06).

Литература

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. // Методика преподавания русского языка; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - с. 237.

Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1. – С. 42.

Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки // "Культура как предмет междисциплинарных исследований": материалы конференции / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009. - С.477 - 483.

Гендина Н.И, Колкова Н.И, Скипор И.Л, Стародубова Г.А //Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно, метод. пособие. — М.: Школьная библиотека, 2002. — с. 288.

Горецкий В. Г., Степанова С. В. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования культуры школьников // Начальная школа, М. 2008 год, №4, с. 43 – 45.

Горецкий В. Г., Степанова С. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов // Начальная школа, М. 2015 год, №5, с. 41 – 45.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. // Психология; Под ред. И.В. Дубровина. - М.:ACADEMA 2003, - с. 237, 387 – 391.

Збаровская, Н. Информационная культура личности. Проблемы формирования // Библиотечное дело. - 2005. - №1. - С.7-8.

Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык//Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология. В 2-х ч. Ч. 1; Под ред. В. В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

Иванов В.В Современный русский язык//Важнейшие словари русского языка. Под ред. Н.М Шанский, В.В Иванов. – 2-е изд., испр. и допл. – М.: Просвещение, 1987, с 95 – 97.

Иванов С. В Русский язык 2 класс: Учебник для учащихся общеобразоватеьных учреждений; В 2 ч. Ч 2/ С.В Иванов, А.О Евдокимова, М.И Кузнецова и др. под ред. С.В Иванова. М., 2011 год.

Касаткина Л.Л Русский язык//Лексикография. Под ред. Л.Л Касаткина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, с 247 – 250, 279 – 286.

Кацнельсон С.Д. Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - 415 с.

Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - №2. - С.41-44.

Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования / С.М. Конюшенко. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – 248 с.

Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников// Усвоение новых слов, М., 1985 год, с. 28 – 35.

Медведева, Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) / Е.А. Медведева // Социс. – 1994. – № 11. – С. 59.

Петровский А. В Общая психология. М., 2000 с. 98.

Рождественская Р.Л Подготовка будущего учителя к развитию информационной культуры младших школьников на уроках литературного чтения // Актуальные вопросы психологии и педагогики (сб. ст. Междунар. науч. – практ. конференция (29 июня 2016 года), Пенза, 2016 год, с 21 – 26.

Рождественская Р.Л, Пахомова Е.С использование словарей и развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка// Новая наука: современное состояние и пути развития (09мая 2016 года, г. Оренбург): В 3 ч. Ч 2. Стерлитамак, 2016 г. С 116 – 118.

Рыбченкова Л.М Программно – методические материалы: Русский язык/4 – е изд., дораб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. С 22 – 24, 174 – 176.

Соколова Т.Е Информационная культура младшего школьника. Самара, 2010 год. Вып. №1, с 8 – 17.

Тема Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей. Режим доступа http://psihdocs.ru/obogashenie-leksicheskogo-zapasa-mladshih-shkolenikov-na-osnov.html (дата обращения: 23.11.2017 год).

Чулкина Г. Опять урок!: программа «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам» // Библиотека в школе. – 2000. - №5. – С.12-13

Щукин А.Н / Методика преподавания русского языка; Под ред. Баранова Т.А. - М.: Просвещение, 2017. - 366 с.

Справочные издания

Грушникова. П.А. Орфографический словарик/ М., 1987

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.

Лапатухин М. С. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1971 год.

Протченко И. Ф. Словари русского языка: Краткий очерк. - М., 1996.

Щербин В.К. Вселенная в алфавитном порядке. – Минск, 2000.


34


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.