Работа с лингвистическими словарями как средство достижения метапредметных результатов на уроках русского языка
Кузнецова Т.Н.
Учитель русского языка и литературы
первой квалиф. категории
Работа с лингвистическими словарями как средство достижения метапредметных результатов на уроках русского языка
Известно, что метапредметные результаты достигаются через освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, далее УУД). Считаю, что эффективным средством достижения метапредметных результатов на уроках русского языка является систематическая работа с лингвистическими словарями. Приведу некоторые примеры возможных заданий и упражнений для словарной работы на уроках.
Орфографический словарь
найди и выпиши 10 слов, начинающихся с не, в которых не была приставкой, а со временем стала частью корня.
найди и выпиши 10 наречий с приставкой по, которая пишется через дефис.
со стр. №. выпиши слова, в которых 1 (2) слог ударный
найди и запиши слова, в которых потерялись гласные буквы (в.тч.н., гл.д..л.с, и пр.).
выпиши слова (можно на определённую букву) из 3 слогов, в которых 1 гласная непроверяемая.
выпиши слова с удвоенными согласными, составь с ними словосочетания (предложения)
Словообразовательный словарь
выпиши из орфографического словаря 5 слов (на заданную букву, тему и пр.), разбери их по составу, проверь себя по словообразовательному словарику.
образуй однокоренные слова от корня свет, составь словосочетания.
сколько слов можно образовать от корня цвет? Образуй. Проверь себя по словарю.
изучи словарную статью слова куп-и-ть, покажи при помощи словообразовательной цепочки, как образовалось слово покупательница, составь словосочетание с каждым словом из цепочки.
выпиши по 5 слов, образованных разными способами связи.
от глагола жить образуй 2 (3, 1) словарное гнездо. Проверь себя по словарю
выясни, чем является конечный - ий в словах лисий, санаторий, рыбачий, солярий.
найди суффикс в словах аптекарь (лекарь). Определи, как образовалось слово. Запиши слово, образованное по такой же модели.
Фразеологический словарь
выпиши 10 фразеологизмов, подбери к ним синонимы-фразеологизмы (антонимы).
выбери (из предложенных) понравившийся фразеологизм, сделай по нему рисунок (проект «Альбом «Фразеологизмы в картинках»)
напиши сказку, используя предложенные фразеологизмы (Плевать в потолок, Спустя рукава, Гонять лодыря, Через пень колоду, Горит в руках, Золотые руки, Не покладая рук, Семь потов сошло, Хоть шаром покати, Хоть караул кричи,Хоть головой об стену бейся).
подготовь сообщение по фразеологизмам, с которыми познакомился на уроках истории (5 класс)
Толковый словарь
Слово «грёзы». Дай толкование. Подбери синонимы. Образуй однокоренные слова. Составь словосочетания.
В рамках Проекта «Составление электронного словарика толкования значений морально-нравственных качеств» подготовь слайд к словам Добро, доброта, дружба, жизненные ценности и пр. (в соответствии с материалами ФИПИ).
Определи разницу в значении слов БОЛОТНЫЙ – БОЛОТИСТЫЙ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ – ГЕНЕРАЛЬСКИЙ). Составь предложения. (Также используется словарь паронимов)
Рассмотри репродукцию картины М. Шибанова «Празднество свадебного договора» (или другая). Найди в словаре названия предметов крестьянской одежды. Составь текст – описание картины.
Этимологический словарь
Объясни, от каких слов образованы наречия ВНУТРЬ, НАХРАПОМ, ДОТЛА, НАБЕКРЕНЬ. Составь предложения.
приведи по 5 названий грибов и ягод, объясни, почему они так называются. Образуй прилагательные от существительных.
Что обозначает слово ПАДЧЕРИЦА? Как оно образовано? Подбери другие слова с исторической приставкой ПА-.
Формат статьи позволяет рассказать о работе с лишь с некоторыми словарями. На уроках используются также словари синонимов, антонимов, словарь иностранных слов, орфоэпический словарь, словарь эпитетов и другие. Обучающимся не запрещается использовать словари, размещённые в интернет-источниках. Словарная работа проводится во всех классах на уроках, факультативах и во внеурочной деятельности. Именно работа со словарями позволяет осуществлять системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС, и достигать как предметных, так и метапредметных результатов.
Список литературы
Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – Москва: «Просвещение» , 1987
ФГОС ООО - СПС «Гарант»