12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филиппова Наталья Михайловна70
учитель по призванию
Россия, Владимирская обл., Владимир
5

Кейс-технологии как средство формирования информационной культуры обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира

«Городской межшкольный учебный комбинат № 2»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ




ФИЛИППОВА Наталья Михайловна,

учитель трудового обучения

по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»

и «Агент рекламный»








г. Владимир – 2017 г.

АННОТАЦИЯ


В настоящем пособии для учителей трудового обучения Городского межшкольного учебного комбината сделана попытка изложить обобщенный и систематизированный материал по инновационным методам обучения, в частности по активным и интерактивным формам обучения в профессиональной подготовке старшеклассников с использованием кейс-технологий. В методических рекомендациях рассматриваются возможности применения их для обучения, излагаются цели применения выше указанной технологии, формы проведения занятий, типы кейсов, а также этапы подготовки и проведения занятий.

Методические рекомендации могут быть использованы учителями общеобразовательных школ в процессе практико-ориентированного обучения старшеклассников.



СОДЕРЖАНИЕ


АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА 6

I.1. Понятие case-study метода и история его возникновения 6

I.2. Цели и возможности использования кейс-метода в профессиональной подготовке старшеклассников 6

II. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА 8

II.1. Классификация кейсов и этапы его подготовки 8

II.2. Образовательный ресурс кейс-технологий 9

II.3. Технология работы с кейсом в учебном процессе 10

III. ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ 13

III.1. Ситуационные задачи и требования к ним 13

Примеры ситуационных заданий 13

III.2. Образовательный кейс по теме «Правовая охрана информации» 14

III.3. Тема: «Компьютерный червь» 16

III.4. Тема кейса «Обработка данных в электронных таблицах» 18

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

ВВЕДЕНИЕ

«Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя»

Юрий Сурмин

В настоящее время в России идет становление качественно новой системы образования. Процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебного процесса. К учебному процессу предъявляется ряд требований, как в области содержания, так и в области организации и управления. Выполнение этих требований выдвигает задачу повышения качества обучения и оптимизации познавательного процесса путем внедрения методов и технологий, которые обеспечивали бы более полное усвоение предмета всеми обучающимися.

Учителя на современном этапе развития образования сталкиваются с несколькими противоречиями:

Цели традиционной педагогики ориентированы на передачу определённой базы знаний, а цель, поставленная сегодня перед образованием, - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

У многих обучающихся отсутствует мотивация к учению, а программа и стандарты предъявляют высокие требования к выпускнику школы.

Каждая личность стремится к саморазвитию, самореализации, а учителя порой ко всем обучающимся предъявляют единые требования.

Основная проблема профессиональной подготовки обучающихся по рабочим профессиям и должностям служащих определяется необходимостью разрешения противоречий между требованиями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания старшеклассников.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Важно научить старшеклассников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.

Актуальность технологии анализа конкретной ситуации определяется тем, что данная технология предполагает решение конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя примерить на себя особенности выбранной профессии для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

Использование кейс-технологии в изучении учебных дисциплин социально-экономического, правового и технологического циклов является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения старшеклассников к реальным ситуациям и принятию адекватных решений.

При построении процесса обучения в рамках профессиональной подготовки кейс-технологии можно использовать как эффективный способ активизации самостоятельной работы старшеклассников, как основу для создания психолого-дидактических условий развития профессиональной мотивации и направленности личности будущего специалиста.

Проведение занятия в методе кейс-тхнологии меняет всю систему отношений в учебном процессе: «учитель-ученик», «ученик – учебный материал», «ученик - одноклассники». Обучающийся нацелен на конструктивный диалог с учителем и сверстниками, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

1. Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

2. В изучении сложных вопросов преодолевается «сухость» и неэмоциональность урока.

3. Обучающийся получают важный опыт решения проблемных ситуаций, возможность соотносить теорию и практику.

4. У старшеклассников развивается умение слушать и понимать других, работать в команде.

5. Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

6.Учатся формулировать вопрос, логически мыслить, делать собственные выводы, аргументировать ответ, отстаивать свое мнение.

Следовательно, многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы:

- учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и

- образовательные результаты - как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем).

Методическая разработка отражает технологию проведения современных уроков с применением метода кейс-технологии. В разработке представлены краткие теоретические сведения применении на уроке метода ситуационного анализа, краткие теоретические сведения о методе, технология проведения уроков с примене­нием метода кейс-технологии.

Список использованных источников содержит перечень литературы, которая позволит преподавателю изучить метод кейс-технологии, а также теоретические сведения об использовании технологии в учебной деятельности.




ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие case-study метода и история его возникновения

Название кейс-метода произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от учмтеля пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс-метод - это инновационный метод обучения, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод направлен на решение определенной проблемы, однако данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется учителем, исходя из условий реальной учебной ситуации.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая». «Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом. … На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсах обучения аспирантов по программе MBA… Этот метод изучения экономики был предложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук». «В России применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки».


Цели и возможности использования кейс-метода в профессиональной подготовке старшеклассников


К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся активные и интерактивные методы: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций (ситуационные задачи, ситуационные упражнения); метод кейсов, метод «инцидента» др.

Целью применения метода кейс-технологии является:

развитие навыков анализа и критического мышления;

соединение теории и практики;

представление примеров принимаемых решений;

демонстрация различных позиций и точек зрения;

формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Задачами применения метода кейс-технологии является:

применять верные решения в условиях неопределенности;

овладевать навыками исследования ситуаций;

разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;

разрабатывать алгоритм принятия решения;

применять полученные теоретические знания, для решения практических задач, в том числе при изучении других дисциплин.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. Так, обучающиеся получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки и повышаю информационную грамотность; учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Задачный подход в педагогической деятельности стали использовать сравнительно недавно. Занимаясь исследованием проблемы в 70-е годы ХХ века, педагоги (Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, П.В. Конаныхин, Г.Л. Павличенкова) выявили условия успешного применения педагогических задач в преподавании. Во-первых, решение задач должно являться неотъемлемым компонентом педагогической системы, учитываться во всех видах учебных занятий, как теоретических, так и практических. Во-вторых, успешное применение педагогических задач возможно при наличии учебно-информационного обеспечения данного процесса (УМК: соответствующие пособия, эвристические обучающие программы, методические рекомендации, технологии).

«Задачный» подход интенсивно развивает интеллектуальную сферу сознания, и прежде всего, логическое мышление. Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда обучающийся активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий. При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная.

Для достижения выше перечисленных целей, целесообразным и эффективным считается объединение различных видов задач-ситуаций в педагогические кейсы.

В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций.

Стандартная ситуация - в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер.

Критическая ситуация - нетипична, как правило, неожиданна, т.е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) - уникальна, не имеет в прошлом аналогов; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, физические и нравственные потери; требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины.

По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения. Ситуация- иллюстрация - это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, например: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т. д.


ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА

Классификация кейсов и этапы его подготовки

По типу и направленности кейсы можно разделить на тренировочные, учебные, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические. Они могут быть различными не только по содержанию, но и по структуре.

Типы кейсов по структуре

1. Структурированный кейс. Содержит минимум информации. Всегда имеет оптимальное решение, для решения необходимо знать определённую формулу. Структурированные кейсы включают сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определённое количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в какой-то области знаний.

2. «Очерки». Содержит несколько страниц текста и приложение. Содержит в себе ключевые понятия, при решении необходимо опираться на свои знания.

3. Большие неструктурированные кейсы. Обычно достаточно большие (40–50 страниц текста). Содержат много подробной информации, причём иногда лишней. При решении необходимо очень чётко разобраться с условиями — нужными и ненужными. Неструктурированные кейсы являются материалом с большим количеством данных. Они предназначены для оценивания скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для данного вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов и не делается невозможным нахождение нестандартного решения.

4. Кейсы-«первооткрыватели». При работе с ними учитель должен предложить какое-либо новое решение. Собственное творческое задание. Кейсы-«первооткрыватели» могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса даёт преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведётся в группе, то способен ли ученик подхватить чужую мысль и развить её.

Различаются кейсы также и по объёму. Полные кейсы (в среднем 20–25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3–5 страницы) — для разбора непосредственно на уроке и предполагают общую дискуссию. Мини-кейсы (1–2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе, их часто используют в качестве иллюстрации к тому, о чём идёт речь на уроке.

При подготовке к уроку кейсы желательно составить в письменной форме. На уроке прочитать детям или раздать для самостоятельного изучения. Кейсы представляют основу беседы класса под руководством учителя. Знакомство с кейсом может проходить собственно на уроке или заблаговременно (как домашнее задание).

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.

«1-ый этап. Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).

2-ой этап. Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию или фирму (сектор экономики).

3-ий этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

4-ый этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники, включая контакты с фирмой.

5-ый этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

6-ой этап. Получить разрешение на публикацию CASE, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.

7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE.

8-ой этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE.

Весь процесс подготовки Case основан на навыках и умениях работы с информационными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. Для удобства работы с числовой информацией необходимо представление ее в виде таблиц, графиков и диаграмм. В этом случае электронные таблицы являются наиболее эффективным средством. Далее перед студентами встает вопрос о форме представления Case, в зависимости от которой, можно использовать или средства создания электронных мультимедийных презентаций или настольные издательские системы». 


Образовательный ресурс кейс-технологий


«Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации».

«Хороший "кейс", как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам". 

Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».

Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

«Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь… Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать четко поставленной цели создания;

иметь соответствующий уровень трудности ;

иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни; 

не устаревать слишком быстро;

иметь национальную окраску;

быть актуальным на сегодняшний день;

иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе; 

развивать аналитическое мышление;

провоцировать дискуссию;

иметь несколько решений.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время». 


Технология работы с кейсом в учебном процессе


Работа с кейсом имеет свою специфику и предполагает разнообразие технологических подходов. Конкретный способ создания проблемной ситуации и организация самостоятельной работы зависит от ряда факторов: степени сложности учебного материала, располагаемого времени, особенности конкретного контингента студентов и др.

Особенности разбора кейса: выявление ключевой проблемы, отбор необходимой информации (общее правило работы с "кейсами" – запрет на использование информации, которая находится "за рамками"), выбор метода работы (применение понятий, математических методов, оценка альтернативного образа действий и т.п.). «В первую очередь следует выявить ключевые проблемы "кейса" и понять, какая именно информация из представленной важна для их решения. Иногда бывает так, что намеренно дана избыточная информация, которую нужно выявить и отсечь. Нужно войти в ситуационный контекст "кейса", определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, требуемые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.

Приступая к анализу "кейса", необходимо обращать внимание не только на сам текст, но и на его приложения. Они могут включать финансовый баланс, организационную диаграмму, отчеты о прибылях и убытках и т. д.

Уяснив задание, постарайтесь выбрать метод для своей работы. Зачастую это зависит от тематики "кейса". Например, маркетинговые "кейсы" потребуют применения понятий и концепций из этой сферы. Некоторые задачи могут быть решены с помощью специализированных математических формул линейного программирования. В этом случае следует сосредоточиться на выборе адекватной математической модели и на объяснении полученных результатов.

Распространенным методом разбора многих "кейсов" служит выявление и оценка альтернативного образа действий. Для эффективности анализа свое мнение хорошо подкреплять фактами из "кейса", примерами из личного опыта и т. д. Помните, что альтернатива даже самому правильному на ваш взгляд решению есть всегда.

Общее правило работы с "кейсами" - нельзя использовать информацию, которая находится "за рамками". Например, если вы прочитали в газете статью о той самой компании, проблемы которой описаны в задании, факты из нее брать запрещено. И это вполне логично, ведь менеджер, принимающий решение (а моделируется ситуация, когда вы находитесь на его месте), известной вам информацией в тот момент не обладал. Бывает и так, что студентам, наоборот, представляется возможность добавить факты из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени. В таких случаях как раз принимается во внимание эрудиция и степень владения материалом. [3]

Один из возможных эффективных подходов к анализу: определение ключевых проблем кейса, выбор общего подхода к анализу, определение фокусировки кейса, определения типа анализа, который будет непосредственно использоваться.

1. Определить, есть ли “необозначенные” вопросы, которые имеют отношение к ключевым вопросам кейса. Чтобы выявить такие вопросы, надо принять в расчет природу курса и тему кейса. Другой путь: что бы вы спросили у одноклассников на месте преподавателя.

2. Общий аналитический подход к анализу кейса. Подходов много. Вы выбираете его сами, основываясь частично на виде кейса. Например, маркетинговые кейсы потребуют применения маркетинговых понятий и маркетинговых концептуальных основ. Распространенным подходом для большинства кейсов является идентификация и оценка альтернативного образа действий. Не забывайте, что эффективный анализ подразумевает, что вы будете подкреплять свое мнение фактами кейса, примерами из личного опыта и т. д.

3. Определить, как сфокусировать ваш анализ (выбрать инструменты и факты, необходимые для логической поддержки ваших рекомендаций). Хороший кейс обычно содержит огромное количество информации и деталей конкретной деловой ситуации, поэтому важно выделить главные факты.

4. Определить специфический уровень или тип анализа, который вы представите в классе.

Обобщая вышеизложенное можно выделить пять этапов по решению кейсов:

Первый этап — знакомство с ситуацией, её особенностями.

Второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально влиять.

Третий этап — предложение концепций, или «мозговой штурм».

Четвёртый этап — анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать "активную" или "пассивную" роль. Иногда он "дирижирует" разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие. «Разбирая "кейс" в классе, я обычно рассказываю, какое решение считаю правильным, а потом прошу студентов найти в моей точке зрения слабую сторону. Это помогает им выработать собственный взгляд на проблему», – говорит Питер Экман.


Структура урока с использованием технологии «кейс»

1. Подготовительный этап. Педагог готовит ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.

2. Ознакомительный этап.

Привлечение участников к живому обсуждению реальной ситуации. Введение в ситуацию. Описание ситуации.

Выполнение индивидуального задания. Поиск необходимого информационного материала.

Глоссарий.

3. Основной (аналитический) этап. Технология работы с кейсом.

Осознание и формулировка проблемы на основе интерпретации ситуации.

Выявление причин возникновения данной проблемы.

Выработка различных способов действия (вариантов решения проблемы) в заданной ситуации (альтернатив).

Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ позитивных и негативных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления.

Составление программы деятельности с ориентацией на первичные цели и реальность их реализации (с определением конкретных шагов и наполнением их содержимого).

Итак, применение учителем кейс-технологии, с одной стороны, стимулирует индивидуальную активность учащихся, формирует позитивную мотивацию к обучению, уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе учеников, обеспечивает высокую эффективность обучения и развития будущих специалистов, формирует определённые личностные качества и компетенции, а с другой — даёт возможность учителю самосовершенствоваться, по-другому мыслить и действовать и обновлять собственный творческий потенциал. Таким образом, технология «кейс» придерживается общих целей обучения: усвоение содержания и отработка навыков на необходимом уровне, личностное развитие ученика, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способности выслушать и понять альтернативную точку зрения, умения принимать обобщающее решение с учётом альтернатив, планировать свои действия и предусматривать их последствия.




ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ

Ситуационные задачи и требования к ним


Самым распространённым на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему, то есть анализ конкретных ситуаций — глубокое исследование реальной или имитируемой ситуации. Цель метода — совместными усилиями группы учащихся проанализировать возникшую ситуацию, разработать практическое решение, окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главным заданием будет определить (путём анализа) их целесообразность.

При использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые они должны найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, технологии кейса предусматривают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и работать в команде.

Деятельность учителя при использовании технологии «кейс» предполагает два этапа:

первый этап является сложной творческой работой по созданию кейса и вопросам для его анализа. Такой вид работы осуществляется за пределами класса. Это научно-исследовательская, методическая, сложная работа. Ведь хорошо подготовленного кейса не всегда хватает для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо тщательным образом подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения урока;

второй этап предполагает деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию, поддерживает деловое настроение в классе, оценивает работу учеников и анализ ситуации.

Требования к созданию кейсов (проблемных ситуаций):

учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом;

проблемы должны иметь познавательную значимость;

проблемные вопросы должны опираться на полученный опыт и знания учеников;

основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление к её решению.

Кейсы могут быть приведены в бумажном виде (напечатаны: могут содержать графику, таблицы, иллюстрации, диаграммы), мультимедиа кейс и видеокейс (может содержать фильм, видео- или аудиоматериалы).

Примеры ситуационных заданий

Тема. Поисковые системы интернет

Цель: способствовать усвоению и систематизации знаний и умений пользоваться поисковыми системами; закрепить умение работать с браузерами; формировать у учащихся элементы культуры работы в сети интернет.

Описание ситуации

Ученику 10 класса Николаю на урок истории нужно подготовить проект «Великие князья Киевской Руси». Проект должен содержать биографические данные, портреты и сведения о князьях.

Вопрос кейса: Какие действия нужно произвести Николаю для того, чтобы подготовить проект по истории, учитывая требования, предъявленные к нему? Какие ключевые слова нужно ввести ученику и какие браузеры использовать, чтобы быстро найти нужную информацию? Что влияет на поиск нужной информации?



Тема. Электронная почта

Цель: способствовать усвоению и систематизации знаний об организации электронной почты; закрепить знания об основных функциях и интерфейсе почтовой программы, основные принципы работы с адресной книгой; формировать понимание основных процессов, которые являются основой функционирования электронной почты и использования её в профессиональной деятельности.

Описание ситуации

Фирма «Уют», которая специализируется на изготовлении изделий, делающих жилище уютным, комфортным, открывает свой новый магазин. На открытие магазина нужно пригласить более 100 гостей, среди которых есть как частные лица, так и другие фирмы-друзья. Приглашение нужно послать за короткое время (1 рабочий день). Секретарь фирмы «Уют» смогла за рабочий день подготовить и отправить только половину приглашений.

Вопрос кейса: Почему, по вашему мнению, секретарь фирмы не смогла выполнить поставленную перед ней задачу? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Тема. Текстовый редактор. Вставка символов, которых нет на клавиатуре

Цель: систематизировать и усовершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре.

Описание ситуации

Работник типографии должен набрать текст статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определённых временных затрат на поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения?

Вопрос кейса: Какая специальная таблица предусмотрена в офисных программах для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре?

Можно ли символы в Word вставить, используя кодировку Unicode? в каких текстовых редакторах возможно использовать кодировку Unicode?

Тема. Как отличить лицензионный диск от пиратского

Цель: Систематизировать знания в технологии изготовления дисков; усвоить понятие дифракции дисков.

Описание ситуации

Испанские исследователи продемонстрировали простой и недорогой способ проверки подлинности товаров на оптических носителях. Установить происхождение компакт-дисков помогло понимание технологии их изготовления и простая лазерная указка. Отличить пиратский CD от лицензионного по внешнему виду невозможно, ведь имитация фабричной упаковки и голографических наклеек весьма качественна. Само явление дифракции и помогло учёным признать разницу между дисками.

Вопрос кейса: Представьте себя испанскими учёными и объясните характерные отличия между этими двумя дисками.


Образовательный кейс по теме «Правовая охрана информации»

Цель:

сформировать представления о существующих преступлениях в сфере компьютерной информации;

сформировать умение анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Можно ли квалифицировать действия лица (группы лиц) в ниже описанных ситуациях как противоправные? Обоснуйте свой ответ, указанием соответствующего нормативного документа, статьи и пункта на которые вы опираетесь. Текст нормативного документа прилагается.

Сотрудник химико-биологического предприятия вместе со своим приятелем-программистом скопировали конфиденциальную информацию: состав ингредиентов, их пропорции и формулу нового лекарственного препарата, с целью продажи этой информации конкурирующей организации.

Андреев Роман, сотрудник Омского филиала ИТ-банка внедрил в банковскую систему компьютерный вирус, уничтожающий исполняемые файлы (файлы с расширением *.ехе). В результате внедрения этого вируса было уничтожено 40% банковских программных приложений и принесло Омскому филиалу ИТ-банка материальный ущерб в размере 750 000 рублей.

Сотрудник научно-исследовательского института приборостроения превысил свои служебные полномочия: скопировал схемы, чертежи и графики прибора, с целью продажи этой информации зарубежной фирме-производителю.

Двадцатилетний гражданин РФ Бикяшев Андрей взломал систему защиты Нью-Йоркского банка и неоднократно переводил на свой банковский счет денежные средства на общую сумму 550 000 $. Кроме того, действия выше упомянутого гражданина привели к блокированию информационной системы Нью-Йоркского банка в результате чего банк потерпел огромные финансовые убытки.

ПРИЛОЖЕНИЕ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

Выдержки из уголовного кодекса Российской Федерации

Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

Действия лиц в данной ситуации квалифицируются как противоправные, на основании статьи 272 п.2 уголовного кодекса РФ, т.к очевиден неправомерный доступ к компьютерной информации группы лиц по предварительному сговору.

Действия Андреев Романа в данной ситуации квалифицируются как противоправные, на основании статьи 273 п.2 уголовного кодекса РФ, т.к на лицо распространение вредоносных программ для ЭВМ, которое привело к тяжким последствиям.

Действия данного лица в данной ситуации квалифицируются как противоправные, на основании статьи 272 п.2 уголовного кодекса РФ, т.к очевиден факт превышения служебных полномочий и неправомерный доступ к компьютерной информации.

Действия гражданина РФ Бикяшева Андрея в данной ситуации квалифицируются как противоправные, на основании статьи 272 п.1 уголовного кодекса РФ, т.к очевиден неправомерный доступ к компьютерной информации, который привел к блокированию информации.


Тема: «Компьютерный червь»

Цель игры: формирование умения вырабатывать критерии отбора информации в соответствии с потребностью.

Время проведения игры 5 минут.

Полный сценарий. Вы готовите оперативную справку (достоверную и фактическую информацию) о защите от компьютерного вируса. Вы подписчик почтовых сервисов Hotmail и MSN в течение некоторого времени не имеете возможности получать электронную корреспонденцию от клиентов компании и пользователей услуг ряда других Интернет-провайдеров. Трудности с доставкой почты вызваны значительным увеличением объемов корреспонденции, в котором частично виновен компьютерный вирус Sober. Вам известно, что каждое 22-е письмо, посылаемое сегодня по электронной почте, содержит последнюю версию "червя" Sober! В частности, для распространения он использует два вида писем: первое - сообщение на английском языке с темой "Ваш новый пароль". Письмо замаскировано под уведомление об изменении пароля, содержащее во вложенном файле данные для ознакомления - pword_change.zip . Во втором случае это письмо на немецком, якобы с фотографиями старых школьных друзей в файле KlassenFoto.zip. Оба сжатых файла включают в себя исполняемый файл PW_Klass.Pic.packed-bitmap.exe, который и является копией самого червя.

Вы должны учесть эту информацию при подготовке справки.

После прочтения сценария ученик переходит к следующему экрану, состоящему из двух частей: «Краткий сценарий» и «Рабочее поле».

Краткий сценарий. На ленте новостей вы видите 4 информационных сообщения, описывающих ситуацию с компьютерным вирусом Sober. Выберите несколько сообщений, которые вы включите в свою справку.

Рабочее поле. (на новостной ленте выбор нужного сообщения осуществляется кликом мыши в окошке около этого сообщения)

Журнал «Антивирус»

Настоятельно рекомендуем устанавливать на рабочие станции персональные межсетевые экраны, а также специальное ПО для обнаружения программ, которые проникают на компьютер с рекламными (adware) или шпионскими целями (spyware), По нашим данным, червь Sober проникает в компьютер, используя методы социальной инженерии, затрудняя, а точнее говоря, парализуя работу электронной корреспонденции вашей компании.

Пресс-служба журнала «Компьютерик».

Перехват червя был осуществлен с помощью превентивной технологии TruPreventTM. И теперь, в связи с резким увеличением числа инцидентов, вызванных новым Sober, компания Pasanda Software информирует пользователей, что он полезен, необходимо запустить зараженные файлы, т.к. вирус может сам уничтожать вирусы с модификацией Sober в любом зараженном компьютере.

Если Вы затрудняетесь сами правильно запустить программу и защиту своего компьютера, то наши специалисты всегда готовы Вам помочь, как советом по телефону, так и лично все, сделав у Вас на рабочем месте!

Федеральная служба компьютерной безопасности.

Новый вирус: 40 стран за 4 дня.

Топ-пятерка вирусов, вызвавших наибольшее количество инфекций в этом году, выглядит следующим образом:

1. Червь W32/Sober. 1,65% 
2. Червь W32/Bagle.HX. 1,39% 
3. Червь W32/Netsky.Q. 1,16% 
4. Червь W32/Netsky.Q 1,15% 
5. Червь W32/Nurech.A. 1,14%

Советуем, как можно чаще обновлять свои антивирусные базы и проводить полную проверку компьютера на наличие ВИРУСОВ. Помните, что завтра может быть поздно, не откладывайте!

Агентство « Quitss.ru ».

Все черви Sober, зафиксированные в антивирусных базах с начала года, ориентированы на Microsoft Windows.

Настоятельно рекомендуется не пользоваться электронной почтой в течение 3-5 месяцев. Создайте карантин! И червь Sober сам умрет от голода.

Журнал «Антивирус».

Настоятельно рекомендуем устанавливать на рабочие станции персональные межсетевые экраны, а также специальное ПО для обнаружения программ, которые проникают на компьютер с рекламными (adware) или шпионскими целями (spyware), По нашим данным, червь Sober проникает в компьютер, используя методы социальной инженерии, затрудняя, а точнее говоря, парализуя работу электронной корреспонденции вашей компании.

Пресс-служба журнала «Компьютерик».

Перехват червя был осуществлен с помощью превентивной технологии TruPreventTM. И теперь, в связи с резким увеличением числа инцидентов, вызванных новым Sober, компания Pasanda Software информирует пользователей, что он полезен, необходимо запустить зараженные файлы, т.к. вирус может сам уничтожать вирусы с модификацией Sober в любом зараженном компьютере.

Если Вы затрудняетесь сами правильно запустить программу и защиту своего компьютера, то наши специалисты всегда готовы Вам помочь, как советом по телефону, так и лично все, сделав у Вас на рабочем месте!

Федеральная служба компьютерной безопасности.

Новый вирус: 40 стран за 4 дня.

Топ-пятерка вирусов, вызвавших наибольшее количество инфекций в этом году, выглядит следующим образом:

1. Червь W32/Sober. 1,65% 
2. Червь W32/Bagle.HX. 1,39% 
3. Червь W32/Netsky.Q. 1,16% 
4. Червь W32/Netsky.Q 1,15% 
5. Червь W32/Nurech.A. 1,14%

Советуем, как можно чаще обновлять свои антивирусные базы и проводить полную проверку компьютера на наличие ВИРУСОВ. Помните, что завтра может быть поздно, не откладывайте!

Агентство « Quitss.ru »

Все черви Sober, зафиксированные в антивирусных базах с начала года, ориентированы на Microsoft Windows.

Настоятельно рекомендуется не пользоваться электронной почтой в течение 3-5 месяцев. Создайте карантин! И червь Sober сам умрет от голода.

Критерии оценивания этого задания

Уровень.

Выполненные действия.

Высокий.

Выбраны 1-й и 3-й источник.

Средний.

Выбраны или 1-й, или 3-й источник.

Низкий.

Выбраны источники 2 или 4 по раздельности или вместе, или в любой комбинации с источниками 1 и 3.

Замечание. Учащийся должен выработать критерии оценки информации в соответствии с заданной целью. Его цель – составить оперативную справку о защите от компьютерного вируса. Критериями выбора информации являются: независимость, достоверность и фактическая ценность информации.

Анализируем источники:

Источник - Журнал «Антивирус» представлена достоверная информация. Данный источник следует выбрать.

Пресс-служба журнала «Компьютерик»- скорее всего это заинтересованный источник. Если прочитать информацию, то убеждаешься, что данный источник выбирать не следует.

Федеральная служба компьютерной безопасности – это не заинтересованный источнику информации, во вторых есть конкретные цифры. Данный источник информации следует выбрать.

Агентство « Quitss.ru » - в представленной им информации нет ни одного факта, кроме того, информация о том, что «червь Sober сам умрет от голода» - это полнейшая глупость. Этот источник информации не стоит выбирать.

Тема кейса «Обработка данных в электронных таблицах»

Цель кейса: опираясь на жизненные ситуации научить студентов решать прикладные задачи в электронных таблицах. Поиск решения выполняется самостоятельно, по мере необходимости консультируясь с преподавателем.

Место кейса в учебном плане: кейс применяется на практическом занятии при изучении темы «Возможности электронных таблиц» и предполагает выполнение группового творческого практического задания.

На этапе работы с кейсом студенты ознакомлены с теоретическим материалом по теме «Возможности электронных таблиц».

Работа с кейсом предполагает актуализацию сформированных знаний по теме «Возможности электронных таблиц» и применение этих знаний на практике. Выполнение заданий кейса осуществляется по командам. Каждая команда должна представить проект решения проблемной ситуации и доказать его целесообразность, оптимальность и возможность применения в реальной ситуации. При выполнении заданий данного кейса удобно провести занятие в форме деловой игры.

План выполнения кейса

Знакомство с задачей кейса.

Выявление основной проблемы.

Рассмотрение альтернативных путей решения

Распределение обязанностей в группах.

Коллективное обсуждение и принятие решения.

Реализация решения.

Предоставление отчета.

Обзор кейса

В городе работают две конкурирующие фирмы по продаже автомобилей. Фирмы состоят из следующих сотрудников: директор, бухгалтер, менеджеры по продажам, представитель банка.

Покупатель желает приобрести автомобиль со следующими характеристиками: тип кузова – седан, тип двигателя – бензиновый, с механической коробкой передач, объёмом двигателя 1,6 л. У покупателя имеется 200 тысяч рублей. Так как в городе две фирмы по продаже автомобилей покупатель может сделать выбор покупки в пользу той или иной фирмы.

Постановка задачи

Подобрать автомобиль в соответствии с требованиями покупателя.

Оформить бланк заказа на приобретение автомобиля.

Предложить покупателю кредит, рассчитав, ежемесячный взнос денежных средств, а так же переплату по кредиту.

Бухгалтеру фирмы рассчитать зарплату сотрудникам фирмы при заключении сделки.

Уточнение задания

Продумать все возможные варианты моделей автомобилей, удовлетворяющие требованиям покупателя.

Предложить покупателю выгодные условия кредита, чтобы сделка на покупку автомобиля состоялась.

Контекст задания

Задания для директора фирмы

Вместе с членами команды организовать автосалон (распределить должностные обязанности сотрудников фирмы), и дать ему название.

Оценить работу сотрудников, согласно оценочному листу.

Распечатать отчет о работе сотрудников фирмы на основе полученных данных по локальной сети.


Задание для менеджера по продажам

Оформить бланк заказа на покупку автомобиля в программе MSExcel.

Полученные данные представить директору по локальной сети в виде отчёта.

Задание для представителя банка

Известно, что при покупке автомобиля покупатель может внести первоначальную сумму в размере 200000 рублей. На оставшуюся сумму покупки автомобиля покупатель желает взять кредит в банке.

Рассчитать в программе MSExcel:

Сколько покупателю необходимо вносить денежных средств в банк ежемесячно.

Сколько рублей покупатель переплатит.

Условия предоставления кредита. Срок кредита -12 мес.Процентная ставка 24 % , 22 % , 18 % годовых (выбрать наиболее выгодную).

Предоставить отчёт о выполненной работе в виде таблицы.

Задание для бухгалтера

В программе MSExcel рассчитать зарплату работникам фирмы.

Предоставить отчёт о выполненной работе в виде таблицы.

Требования по оформлению результатов работы с кейсом (анализ кейса)

Подобрать оптимальные пути решения поставленной задачи.

Точно и аккуратно составить отчёт.

Не допустить ошибки в расчётах.

Грамотно презентовать выполненное задание.

Пример кейса: почему бистро не растут как грибы?

Про взлет кафе "Русское бистро" уже никто не вспоминает. А ведь когда-то на открытии очередного фаст-фуда мелькали фигуры не только мэра, но и президента. Реализовалась здравая идея ответить на гамбургеры McDonalds нашими расстегаями!

Идея создания чисто русского фаст-фуда появилась в далеком 1995 году. Тогда вывески ресторанов еще не сияли на каждом шагу, киосков "шаурма" в помине не было, а кооперативные пельменные и шашлычные с демократичными ценами уже позакрывались. Ресторанов "Макдональдс" в Москве было тогда всего три - на Пушкинской, на Арбате и на улице Огарева.

Идея ответить на американскую экспансию сетью русских закусочных родилась в светлых головах чиновников из московского правительства. Высокий статус ее авторов обеспечил новому предприятию быстрый и красивый расцвет. Рецепты расстегаев и кулебяк изучались академическим Институтом питания и Департаментом торговли московской мэрии. На открытии первого бистро ленточку перерезал Юрий Лужков.

В 1997 году по распоряжению мэра к развитию муниципальной сети предприятий быстрого обслуживания "Русское бистро" был привлечен "Мосресторансервис". На развитие проекта, предусматривавшего создание пяти ресторанов и семи кафе в метро в течение года, и еще десятка кафе "Русское бистро - Метро" в 1998-1999 годах, требовалось 415.569 млн. руб. Заявителем проекта - фирмой "Мосресторансервис" - было внесено 76,9% требуемых средств. Еще 15% - внесло правительство Москвы, 8,1% - приглашенные инвесторы.

В том же 1997 году на Москворецком пивоваренном заводе открылся цех по производству квасов и медовух компании "Русского бистро" (в дальнейшем - Компании). Линии по розливу напитков, приготовленных из натурального сырья, были закуплены при поддержке московского правительства. Ленточки при открытии снова перерезал Лужков.

Сто явно лишних граммов

В 1995 году по инициативе зам. генерального директора Компании г-на Пивоварова в меню было введено спиртное. По словам г-на Пивоварова, "русская закусочная – это, прежде всего, пирожки и водка". Кафе предложили посетителям настойки и горькую. Посетители стали выпивать. Итак, ставка была сделана на пирожки, расстегаи, кулебяки и водку. Эти продукты не всегда могли насытить клиентов, и чуть позже в меню были введены пельмени и порошковые супы-навары.

Очень строгое меню

Компания "Русское бистро" разработала и организовала сеть филиалов в Москве по принципу продажи франчайзинговых договоров (франшиз) предусматривающих передачу лицензий на использование торговой марки и технологии. Владельцы дочерних предприятий (франчайзи) закупают продукты у самой компании (франчайзора). Замороженные пирожки на местах только разогреваются. Подобная схема обеспечивает контроль качества со стороны головной организации.

Для повышения привлекательности бизнеса в 1999 году ассортиментный ряд был увеличен втрое. Количество наименований выпечных изделий выросло до 43. Однако франчайзи этому не очень-то обрадовались. Почему?

"Я понимаю, почему пирожки я должен покупать у концессии, – говорит владелец одного из кафе. - Это их разработка. Но у меня почти не идут навары, а заменить их своими супами я не могу. И пельмени мне было бы проще покупать на стороне. Да и салаты шли бы лучше, если бы моя повариха резала бы их сама. А то, что мне привозят в пластиковых коробочках, особым спросом не пользуется. Но, к сожалению, я ничего не могу изменить в договоре концессии. А сама Компания ничего в этом отношении не предпринимает".

Опека московского правительства позволяла Компании выделиться на фоне конкурентов. Однако ни налоговые льготы, ни постоянные упоминания успехов сети закусочных не спасли проект от провала. Уже закрылись два кафе, владельцы которых после кризиса перестали справляться с возросшей арендной платой. В остальных признаки упадка видны невооруженным взглядом. Прежде всего об этом свидетельствует отсутствие посетителей в некогда забитых залах.

Проблемы роста

По состоянию дел на осень 1999 года в сети "Русское бистро" насчитывалось 40 кафе. Посетители некоторых из них жалуются на непропеченные пирожки и наличие тараканов.

Недавно "Русское бистро" объявило о планах продажи франшиз в регионы. По информации одного из менеджеров компании, сейчас со всеми желающими ведутся переговоры, но заключенных договоров пока нет. Удастся ли развернуть сеть "Русское бистро", традиционно воспринимаемую как проект московской мэрии, в регионах?

Вопросы и задания

Проанализируйте причины неудачи реализации этого проекта. Для этого:

1. Сформулируйте миссию кафе-ресторана "Русское бистро".

2. Какие цели и задачи были у проекта "Русское бистро?"

3. На каких сегментах рынка предполагалось вести работу? Дайте характеристику этих сегментов.

4. Определите модель работы с новыми рынками (регионы).

5. Проведите SWOT-анализ и анализ STEP-факторов Компании.

6. Определите концепцию качества Компании. Какие есть альтернативы?

Методические указания преподавателю (Примерные ответы на вопросы)

Миссию Компании можно бы определить следующим образом: "Качественное обслуживание блюдами русской национальной кухни на основе концепции фаст-фуд".

Из такой формулировки миссии видна концепция проекта:

- оригинальный нестандартный продукт, известный в России, но полузабытый;

- следование традициям русской кухни (кулебяки, расстегаи, квасы, медовухи);

- возможно, оформление, музыкальное сопровождение в русских традициях.

Концепция фаст-фуд предполагает доступные цены (возможно, эквивалентные принятым в ресторанах McDonalds) за счет большого оборота. Он, в свою очередь, достигается за счет сменяемости посетителей. Она повышается за счет быстрого обслуживания и потребления. Таким образом, получается, что по сравнению с традиционными ресторанами, где долгое сидение клиента лишь увеличивает выручку (там совсем другие наценки), в бистро оно ее уменьшает.

Рынок охватывает всех тех, кому надо быстро, недорого и вкусно перекусить: это все работающие (в обеденный перерыв), отдыхающие, командировочные, родители и семьи с детьми в выходные дни и т.д.

Непроработанная концепция товара и товарно-рыночной политики.

Сама идея возродить традиции русской национальной кухни - замечательная. Но для ее реализации нет проработанного продукта. У "Макдональдс" это гамбургеры, у "Ростик`с" - курица, у ресторана "Елки-палки" - овощи. Пирожки, кулебяки, расстегаи "Русского бистро" не стали хитами, так как не могли насытить клиента. А с введением пельменей меню потеряло концептуальность. Пельмени, как известно, не относятся к оригинальной пище, и люди не пойдут специально в ресторан есть пельмени, которые можно купить в любом киоске и отварить дома.

Введение в меню спиртного. В свое время менеджеры высказали сомнение в правомерности этого шага. Посетители стали распивать в кафе, долго засиживаться за столиками, вследствие чего была извращена сама идея фаст-фуда. В бистро стали меньше ходить не только из-за того, что они оказались неспособны накормить клиентов, но и потому, что большинству посетителей перспектива оказаться в окружении выпивающих людей показалась непривлекательной

Проблема распределения Количество точек. Перед тем как идти по пути интенсивного распределения и выходить в регионы, увеличивать количество мест распределения, следовало бы отработать продукт и его концепцию, а также наладить строгую систему контроля деятельности предпринимателей, купивших франшизу. Получилось, что стратегия роста по Ансоффу реализовалась за счет потери качества и основной концепции проекта.

Проблема качества

Идея реализации системы контроля качества за счет обязанности закупать замороженные продукты у Компании – неправильна. Это несвежий продукт. У ресторанов "Макдональдс" она реализована по-другому. Возможность закупать продукты на стороне и поиск альтернативных поставщиков или организации производства в регионах – альтернатива замороженным продуктам. Забота менеджеров – лишь расширить ассортимент (довели количество наименований до 43), правильно ли это?

Нельзя было продавать франшизы кому попало, как это стали делать ради быстрого роста. Стратегия максимизации прибыли за счет разрушения концепции неграмотна. Какой должна быть форма ответственности, какие есть законодательные акты?

Ценовая политика

Кулебяки и расстегаи сейчас уже не выглядят привлекательными по цене. У владельцев кафе (франчайзи) есть желание изменить ассортимент, тогда как при правильной постановке дела у них и в мыслях не должно быть что-то менять. В "Макдональдсе", например, множество умов работают в области исследования рынка, и то, что они предлагают рядовому владельцу закусочной, - оптимально.

Следует ли инвестировать в разработку франчайзинговой сети в регионах?

Например, "Патио-пицца" и "Ростик`с" приостановили продажу франшиз в регионы. Там затруднен контроль, и есть опасения, что франчайзи нанесут вред марке, которую впоследствии будет трудно восстановить.

Русское бистро погубил "совок". Важно было бы создать жесткую машину контроля из профессионалов ресторанного бизнеса. Появились конкуренты и по продукту, и по организации сети обслуживания. Инвестиции в проект, даже в форме поддержки и содействия московского правительства, не оправдали ожиданий. Необходим был профессиональный менеджмент и знание принципов и стратегий маркетинга[4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении отметим, что учебный процесс в рамках профессиональной подготовки старшеклассников по рабочим профессиям и должностям служащих требует от современного учителя применения новых, интерактивных форм и методов в обучении. Одна из таких образовательных технологий это – метод кейс-стади, который позволяет значительно повысить эффективность обучения, максимально активизировать мысль обучающихся, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний.

Особенно важно научить сегодняшнего старшеклассника использовать свои знания на практике – связать теоретические знания по предмету и реальную профессиональную деятельность. Метод кейс-стади помогает сформировать у обучающихся ключевые профессиональные умения и навыки. Суть данной технологии в том, что учебный материал подаётся в виде задач, составленных с учётом реальных производственных ситуаций, а знания приобретаются в ходе активной исследовательской и творческой деятельности, направленной на поиск решения.

Задачами занятия с использованием кейс-технологий являются систематизация и обобщение теоретического материала по теме, формирование навыков решения профессионально- ориентированных задач.

В ходе занятия обучающиеся учатся работать в команде, приобретают навыки простейших обобщений, осознания и обоснования знаний. Обучающиеся тренируются всесторонне анализировать информацию, а затем принимать на её основе оптимальные решения и формировать программы действия.

Эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя максимально эффективно организовать деятельность обучающихся. Поэтому метод кейс-стади включает в себя одновременно и особый вид подачи учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Из всего многообразия методов, форм и приемов организации деятельности обучающихся для занятия с использованием кейса, как метода поиска решений профессионально-ориентированных задач, нужно выделить наиболее эффективные для развития познавательной активности.

Учитывая сложность и многоэтапность кейса, наиболее благоприятные условия для учебного процесса создает смена активных и пассивных, вербальных и невербальных, индивидуальных и коллективных методов и форм работы обучающихся на основе личностно-ориентированной, информационно- коммуникативной и проектной технологии. Для реализации возможностей учебного продвижения каждого обучающегося, а также дифференцированного подхода к использованию различных методов и приемов включения в поисковый процесс, необходимо подбирать задачи с учетом уровневой профессиональной подготовленность обучающихся.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Даутова, О.Б., Современные педагогические технологии в профильном обучении [Текст] / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова и др. // учеб.-метод. пособие для учителей под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. –176 с.

Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Электронный ресурс] / В. Давиденко// Ведущий портал о кадровом менеджменте. – Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/A66F6D9836463A49C3256AAB004BAA00/print/1/category.html

Желизняк, Л.Д. Кейс-технология: сборник кейсов по информатике [Текст]/ Л.Д. Желизняк – Журнал № 4 «Методический ориентир» / «Информатика. Все для учителя» – апрель 2013. – с. 2 – 7.

Калинина, М. В. Статистическая обработка данных в электронных таблицах М. В.Калинина //Текст подготовлен на основе материалов журнала "Компания" № 43, 1998. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/106-ict/1236

Смольникова, Т.Г. Современный урок с применением метода кейс-технологии: методическая разработка [Текст]/ Сост. Т.Г. Смольникова – Глазов, 2014. – 36 с.

Сурмин. Ю. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода [Текст] / Ю. Сурмин и др. – Киев: Центр инноваций и развития. – 2002. – 286 с.

Чеберяк, И.Н. Применение кейс-технологии на уроках информатики [Электронный ресурс] / И.Н. Черебяк. – Дата запроса 23.01.2016. – Источник: http://festival.1september.ru/articles/505465/


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.