12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боранова Анна Михайловна130
Я работаю педагогом дополнительного образования . Веду занятия в творческом объединении ,, Палитра,, Очень люблю своё дело и своих талантливых детей. Увлекаюсь сухим валянием, ватной игрушкой и работой с эпоксидной смолой.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
3

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ПЛЕНЭРЕ (Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству)

МАУДО ЦДО г.Владикавказа (структурное подразделение «Центр развития творчества детей и юношества “Нарт”»)






РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

НА ПЛЕНЭРЕ

(Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству)





Составитель:

ПДО Боранова А.М.












Владикавказ, 2021г

Работа с обучающимися на пленэре


«...чем больше сделано рисунков с натуры,

тем легче будет изображать и то,

что выдумано, прочитано или услышано»

Д. Митрохин, художник – график


Творческое объединение «Палитра» ЦДО г.Владикавказа(структурное подразделение «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт» ведёт работу с детьми на основе дисциплин: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Декоративно - прикладное искусство».

Обучение в объединении ведётся по двум направлениям:

Рисование с натуры;

Рисование по памяти.

В Центр «Нарт» приходят очень разные дети: у каждого свой характер, свои особенности. Важно понять и выявить художественные наклонности у каждого ребёнка. Помимо общих знаний в рисунке и живописи, нужно каждому ученику дать то, что необходимо лично ему. Сделать это позволяют, в том числе и занятия на пленэре.

Пленэр - это важнейшая практическая часть процесса обучения в системе начального художественного образования. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека способствует приобретению детьми навыков передачи освещения, состояния природы, световоздушной среды, решения пространственных задач, развивает такие качества ребёнка, как воображение, умение осознанно анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительной форме.

Так устроен мир, что человек испытывает эмоциональное потрясение при виде восходящего солнца, цветущего луга с его цветовым разнообразием, мы видим множество различных оттенков от нежных салатовых до лиловых и золотых. Мы любуемся каждой травинкой, каждым цветком, всё хочется изучить, зарисовать, оставить в памяти.

Очень приятно в полуденный зной переместиться к водоему, присесть в тени ветвистых деревьев, и наслаждаться тишиной, покоем, красотой окружающего мира, а потом перенести на бумагу не только то, что видишь, но и то, что чувствуешь. А если отправиться на пленэр к вечеру, то поневоле разыгрывается воображение: красно - розовое заходящее солнце освещает верхушки деревьев, а на траве длинные тени напоминают сказочных персонажей. От красоты дух захватывает!

Очень хорошо влияет на развитие творческих способностей работа с на пленэре. Ребенок, находясь в красоте окружающего, мира воодушевлен, заряжен на успех. Малый формат пленэрных работ позволяет творить, как говориться «на одном дыхании», - сохраняя до конца силу и цельность непосредственного впечатления от открывшегося ребёнку образа природы.

Детские пленэрные этюды и зарисовки получаются живые, непосредственные . Выход на пленэр воспринимается детьми как приключение , в котором они всегда готовы сделать открытия, отлично сплачивает коллектив. Огромное значение имеет правильная подготовка учащихся к занятиям на пленэре. Детям должно быть комфортно рисовать на улице, иначе занятие может быть испорчено . Для этого необходимо иметь раскладной стульчик, легкий планшет не более чем формат А3, разные графические материалы (грифельные и простые карандаши разной мягкости, уголь, сангина) Для живописи подойдет как гуашь, так и акварель. Обязательно взять с собой кисти, палитру, тряпочку, баночку для воды и бутылку с водой для работы и питья.

Работа на пленэре в черте города включает:

Быстрые зарисовки растений, цветов, кустов и деревьев в цвете и графике;

Пейзажные зарисовки (графика, живопись);

Пейзаж с элементом архитектуры;

Пейзаж с присутствием человека.

Архитектурные зарисовки;

Животные;

Натюрморт на траве.

Очень важен выбор места для занятия. Педагог заранее подбирает в ближайших окрестностях участок, где может расположиться группа детей. Желательно, чтобы это был сквер, парк, в котором природа и архитектурные формы составляют живописное единство.

Детям интересно рисовать то, что их увлекает, и вызывает желание взять в руки кисть, карандаш, поэтому начинать занятие на пленэре лучше всего с наблюдений. Например, можно обратить внимание детей на разнообразие красок земли и предложить им сравнить, каковы они у влажной земли, и каков цвет земли на сухой тропинке. Очень интересно детям наблюдать за игрой света и тени (собственной и падающей от деревьев) на траве и на воде. Можно поиграть с детьми в игры на развитие внимательности, наблюдательности. Например, кто назовёт больше цветовых оттенков на траве, в кронах деревьев, на песке, в тени или на свету; или, к примеру, кто увидит больше геометрических фигур в архитектурной постройке (доме, храме, павильоне, беседке и т. д.).

Далее делается предварительная прорисовка. Она может быть выполнена как карандашом, так и краской. После этого начинается более тщательная работа с учётом переднего плана и дальнего, тоновых отношений, цвета, общего колорита. Очень важно научить детей вести работу параллельно, то есть изображать предметы в цвете не последовательно один за другим, а в комплексе написания всех предметов по отношению друг к другу. Один этюд желательно выполнять за один сеанс, не оставлять на другой день. Необходимо объяснить детям, что работу надо стараться делать быстро, но при этом стремиться не упустить интересных деталей первого плана, поскольку может произойти перемена состояния природы. Например, день сменил вечер, или после солнечной погоды устанавливается дождливая, пасмурная.

Надо обратить внимание детей на то, что их работа станет более интересной, если какой-либо фрагмент, например ветки деревьев, будет выполнен несколько раз различными материалами (карандаш, тушь, акварель). При этом следует рассказать детям о специфике работы с различными материалами, например, о том, что при выполнении зарисовок простым карандашом или цветными мелками по акварельной бумаге получается интересный фактурный узор. Учащийся хорошо запомнит, как рисуется тот или иной предмет, и сможет применить свои знания в дальнейших занятиях и в графике, и в живописи.

Таким образом, от работы к работе живописная техника ученика на пленэре будет совершенствоваться, благодаря многократному выполнению этюдов в различных техниках. Затем, при работе в студии, дети как бы заново осваивают приёмы выполнения заданий в различной манере, различными материалами, на разных уровнях относительно линии горизонта.

Собранный в процессе пленэрной практики художественный материал является основой для создания новых композиций. Если ребёнку предложена тема: «Как я провёл лето?», то он смело может выложить все свои пленэрные зарисовки и, выбирая самые интересные, скомпоновать их, превратив в сложную композицию на заданную тему. Пленэрные этюды могут быть использованы при построении композиций на любую тему: иллюстрация к прочитанной книге, к услышанной песне или стихотворению, в других тематических работах. Летние пленэрные зарисовки необходимо сложить в папку с файлами или оформить любым другим способом, чтобы у ребёнка получились наглядные пособия, выполненные им самим. Таким образом, за несколько лет занятий по пленэру, у ребят будет собрана целая коллекция собственных зарисовок.

Полученный комплект может использоваться ими для работы над более глобальными темами по композиции, живописи и графике.

После занятий на пленэре с детьми могут происходить удивительные вещи: в течение учебного года они занимались на довольно среднем уровне, и вдруг на пленэре раскрылись в полной мере. Их рисунки становятся интересными, разнообразными, насыщенными красивыми образами. Ребята не только приобретают знания, умения и навыки, они начинают лучше относиться к окружающему миру, к людям, друг к другу.

Многие дети отмечают, что если раньше рисование натюрмортов казалось им рутинной работой, теперь они сами с удовольствием ставят натюрморт, подбирают драпировки и предметы по колориту, подсмотренному в природе. А если для натюрморта они целое лето собирали цветы, ветки, колосья, камушки, ракушки, то написание натюрморта становится делом совсем не скучным, а напротив, занимательным и полезным. В процессе занятий на пленэре развиваются художественно - творческие способности детей и такие важные качества личности, как:

Способность к художественно - образному выражению;

Художественное восприятие натуры;

Владение техническими приёмами живописи;

Последовательность выполнения задания и его объяснение;

Воображение, развитие зрительной памяти;

Тоновое и колористическое видение;

Точность выбора изобразительных средств, владение живописным языком;

Предвидение результата.

Занятия на пленэре учат ребёнка видеть мир вокруг себя, открывать необычное обыденном, создавать собственные художественные миры.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.