12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пислегина Ольга Юрьевна30
5

Работа с пластилином. Конспект урока "Изготовление маски индейца из пластилина".









Методический материал.

"Работа с пластилином. Конспект урока "Изготовление маски индейца из пластилина".



















Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Пислегина Ольга Юрьевна,

МБОУ СОШ №1 им. А.С. Попова,

Тверская область, г.Удомля.



2023.

Работа с пластилином.

Лепка - занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений .

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной. Этот период является наиболее позитивным для развития творческих способностей детей.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

Способы лепки.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 – 3 года – и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 – 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Технология работы.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев.Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры.

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образов – шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает – искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской» впервые, охотно выполняют эту работу.

Варианты ведения работы:

1) Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе – четко, ярко, загораживает, дальше – нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративных рельефных панно, изразцов.

2) На картоне намечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилином необходимого цвета - внутри контура, а цветом фона – снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. При изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.



Конспект урока . "Изготовление маски индейца из пластилина".

Тип занятия: обобщающее. Методы: словесный, наглядный, практический.

Цель: создать условия для творческого восприятия действительности, знакомство с обрядом и видами масок индейцев через изготовление маски индейца из пластилина на плоскости конструктивным способом лепки.

Задачи:

Предметные:

закреплять навыки работы с пластилином, развивать воображение, творческие способности, развивать моторику мышц рук, воспитывать интерес к традициям других народов.

Личностные:

развивать личностные качества (мотивацию к обучению, личную самооценку, доброжелательность), испытать гордость за хорошо выполненную работу.

Межпредметные (УУД):

планировать и прогнозировать свою работу (регулятивные);

учить самостоятельно добывать информацию, логически мыслить, сравнивать, строить алгоритм действий, оценивать свою работу и её результат (познавательные).

договариваться об общих правилах работы, выполнять задания творческого и поискового характера (коммуникативные).

Материалы и инструменты к занятию: цветной пластилин, дощечки для лепки, фартуки, салфетки, стеки или деревянные палочки .

Мультимедийное оборудование: проекционный экран, слайд- проектор, компьютер.

Маска - порождение древних религиозных представлений человека. Маска является символом тайны, защиты, маскировки, иллюзии и обмана.

    Индейцы — это коренные жители Америки. Название им дал Христофор Колумб, который, приплыв в Америку, думал, что открыл Индию. Жили индейцы большими дружными семьями, которые объединялись в  племена. Селились возле рек, для передвижения по которым  мастерили лодки – пироги. Одежду шили из шкур животных, а голову украшали перьями птиц.  Индейцы были хорошими охотниками и рыболовами. Они пахали землю, выращивали растения и разводили животных.

Занимались индейцы плетением, ткачеством, вышивкой, изготавливали украшения из перьев

24 июня в некоторых странах Латинской Америки отмечают “День Индейцев”. Это очень весёлый праздник, с красивыми костюмами и интересными народными традициями.

t1684359384aa.jpg



 t1684359384ab.jpg

     Как же и для чего индейцы раскрашивали свои лица?   Очень много информации об особенностях раскраска индейцев мы нашли в книге Юрия Котенко «Индейцы Великих равнин», который писал: «Раскраска считается частью костюма, и мало кто из индейцев покажется утром, не просидев целого часа или более за своим туалетом, не намазав и не расчесав волосы, не раскрасив лицо и члены».

     При помощи раскраски индейцы пустынь защищали свою кожу от солнца. Запах краски отгонял от них докучливых мух. А еще раскраска лица позволяла понять, к какому племени принадлежит индеец, и какие подвиги он совершил.

     Индейцы верили, что узоры на коже  помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными. Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу.

t1684359384ac.jpg

Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя.

Горизонтальные волнистые цветные линии, нарисованные на запястьях воина, означали, что он был захвачен врагами в плен, но ему удалось спастись. Красные пятна на любой части тела – ранения от стрел и копий.

Раскраска означает скорость и силу. Полукруг - сияющий небесный свод, молнии - скорость, зелёный цвет - земля.

Красные горизонтальные линии на руках или теле, а так же красные вертикальные линии на шее - воин бывал в битвах. Каждая линия означала участие в одной битве.

t1684359384ad.jpg

Черные круги вокруг глаз давали воину магическую возможность победить врага ночью или неожиданно напасть на него и победить. Черные горизонтальные линии на одной щеке свидетельствовали о том, что воин убил врага.

 Позже индейцы стали использовать раскраску не только для устрашения, но и в качестве камуфляжа — подбирали цвета раскраски в соответствии с условиями. Цветами «лечили», защищали, готовили к «новой жизни», выражали внутреннее состояние и социальный статус, и, конечно же, раскраску лица и тела наносили в качестве декоративных элементов.

  Индейцы верили, что  узоры на коже дают магическую защиту; поэтому раскрашивали  и своих коней, наделяя тем самым их  магическими способностями (например, быть незаметными в бою);

t1684359384ae.jpg

Основными используемыми цветами являются: черный, красный (часто используются сочетание именно этих двух цветов), зеленый, синий, желтый, белый.

Индейцы носили головной убор из перьев (венец из перьев). Это была шапочка или повязка с закрепленными по кругу перьями. Наиболее дорогим головным убором были из перьев орла. Перья орла обладали великой духовной и защитной силой.

И мужчины и женщины носили большие серьги в ушах и всевозможные разноцветные бусы на шее.

Технология работы выполняется конструктивным способом лепки.

Можно выбрать следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

Вся работа выполняется на картонной заготовке. Можно предварительно наметить контуры будущей маски индейца: нарисовать форму лица и размер шапочки с перьями. Затем приступить к заполнению пластилином нужного цвета. Не забывайте о базовых формах деталей. Все детали маски похожи на геометрические фигуры; лицо - на большой овал, повязка на голове - жгутик, нос - небольшая форма капельки, перья - длинные овальные лепешки и т. д.

Все детали маски тщательно примазываются (прикрепляются) к основе и между собой.

Выбор цветовой гаммы в работе ребенок выбирает самостоятельно. Изображении мимики и узора на лице маски тоже ребенок (учащийся) на свой художественный вкус, но непременно под наблюдением педагога.

t1684359384af.jpg t1684359384ag.jpg

t1684359384ah.jpg t1684359384ai.jpg

t1684359384aj.jpg t1684359384ak.jpg





Используемая литература:


1.В. Шпаковский  «Индейцы» - Балтийская компания, 2012

2.Ю. Котенко «Индейцы великих времен» – Москва: Техника – молодежи, 1997

3.Большая советская энциклопедия. Индейцы. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

4. Всё обо всем. Индейцы.

5. Источник :  https://vk.com/club39920007 ?w=wall-39920007_10972

6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с., - (Б-ка учителя изобразительной деятельности).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.