Здравствуйте, меня зовут Чадова Анастасия Олеговна.
Профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с основными направлениями работы педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционная и развивающая работа, консультирование, профилактическая и просветительская работа, экспертная деятельность и организационно-методическая работа.
Работа психолога направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.
В 2020 – 2021 учебном году в МКДОУ было 2 подготовительные группы, общее количество детей составляло 31 человек.
Психологическая диагностика
Диагностика проводится в форме разнообразных тестовых заданий, а также наблюдения за детьми в процессе занятий, игр и других видов деятельности. В качестве инструментария мной использовались: стандартизированная беседа для выявления степени психосоциальной зрелости, комплекс экспресс-методик Павлова Н.Н., Руденко Л.Г., практически все дети подготовительных групп успешно подошли к школьному обучению. С детьми, показавшими низкие результаты, проводилась работа по развитию ВПФ.
Диагностика эмоциональных и личностных особенностей детей. Всего обследован 31 ребенок.
Используемые методики: проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Лесенка», наблюдение, анкетирование воспитателей. Диагностировались такие особенности, как тревожность, агрессивность. Показатель считался выявленным, если прослеживался в большинстве используемых методик и подтверждался наблюдением воспитателей.
Дети с выраженными проблемами в эмоционально-личностном развитии: тревожностью, агрессивностью, взаимодействии были взяты под мой контроль, и контроль воспитателей. Кроме того, дети с высокими показателями эмоционального неблагополучия посещали специальные коррекционные занятия.
Коррекционно-развивающая работа
Развивающая и психокоррекционная работа направлена на активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие и становление личности дошкольников.
Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы - коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.
В течение полугода раз в неделю в подготовительных группах мною проводились подгрупповые и индивидуальные развивающие занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению, организована сопровождающая работа по снижению тревожности и профилактике страха, на основе программы «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6- 7 лет» Н.Ю. Куражевой, И.А. Козловой. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем). В подгруппы включаются дети со сходными трудностями и проблемами развития. В таком случае коррекция осуществляется более прицельно за счет подбора специализированных упражнений. Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, а также положительной мотивации к школьному обучению.
Консультирование
Это помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у детей в различных ситуациях. Часто родители интересовались вопросами поведенческих проблем ребёнка (упрямство, агрессивность, робость, зажатость). С помощью совместных усилий мы старались найти выход из сложившейся проблемной ситуации.
Профилактическая и просветительская работа
Профилактическая и просветительская работа направлена на формирование у родителей и педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии детей.
Работа с родителями
Проводились индивидуальные консультации родителей. Это были консультации после диагностики, а также по проблемам детей.
Наиболее характерным запросом со стороны родителей был вопрос по проблемам поведения, эмоционально-волевой сферы, очень редко - по обучению.
Работа с детьми «группы риска»
Семьям группы риска уделяется особое внимание, так как именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям, в ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли и закладываются основные ценности жизни.
К семьям группы риска (СОП) относятся: семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет; опекунские семьи; семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т.д.); семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты.