Тренировочная работа по русскому языку «Выявления сложных предложений с разными группами союзов и без союзов» (9 класс)
Задание: списать предложения, подчеркнув в них грамматические основы – 1. сложные предложения с сочинительными союзами, 2. сложные предложения с подчинительными союзами, 3. сложные предложения без союзов.
1. На улице завывала метель, мокрый снег налипал на оконные стекла.
2. Туман ушел из сада, и все кругом озарилось весенним светом.
3. Капитан заходил по мостику, поминутно останавливаясь, чтобы взглянуть на приближавшийся баркас.
4. Последний день перед Рождеством прошел, и наступила зимняя ясная ночь.
5. Прошла осень, за ней пришла зима.
6. Существует много мифов, которые окружают имя М.В. Ломоносова.
7. Старший офицер дал команду, и матросы стали исполнять её с какою-то лихорадочною порывистостью.
8. Теперь эта фотография, вытертая и пожелтевшая с годами, висит под стеклом на почетной стене музейного зала, в дворянском красивом доме в Москве.
9. На рассвете выл фабричный гудок, Андрей наскоро пил чай и уходил.
10. Дождь прошел стороной, и опять показалось солнце, а вскоре и на картофельном поле закипела работа.
11. Звенел звонок, свистел паровоз, сияющий поезд отходил от станции.
12. Елка стояла в лесу, ее грело солнце, над ней пели птицы.
13. Мальчика тотчас же отнесли в лазарет, вытерли насухо, уложили на койку, покрыли одеялами, и доктор начал его отхаживать.
14. Глянули звезды, и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.
15. Осенью дятел постукивал о кору ели, а зимой она спала под мягким снегом.
16. Морозило сильнее, но было тихо.
17. По компасу мы заметили все-таки направление, в котором должна была находиться лодка.
18. Подходят к картине экскурсанты, постоят минутку, поглядят с любопытством и спешат дальше по залам, отражаясь в стеклах витрин и расчищенных паркетов.