РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Садыкова Айсылу Шамилевна,
учитель начальных классов
МАОУ с углубленным изучением
математики и английского языка
«Школа дизайна «Точка» г. Перми
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом* (см. Приложение)
Будучи учителем начальных классов в МАОУ с углубленным изучением математики и английского языка «Школа дизайна «Точка» г. Перми, неоднократно сталкиваюсь с проблемами адаптации детей – инофонов. Из-за большого потока детей - мигрантов в российские регионы, считаю необходимым проводить работу по выявлению проблем с обучением, адаптацией к культурным ценностям и традициям. Именно школа является базой успешности перехода таких детей в социум.
Школа должна стать базой адаптации детей – инофонов, чтобы дети могли получить социализацию в образовательном учреждении.
Родителям детей – инофонов кроме материальной, социальной помощи необходима помощь со стороны администрации школы, учителей. Именно администрация школы, учителя, где проходит обучение ребенок – инофон, организовывают поддержку, участие, доброе отношение, внимание к жизни и судьбе семьям мигрантов. Именно школа является базой успешности перехода таких детей в социум.
Одной из проблем детей - инофонов является адаптация к культурной среде, традициям региона. Другая, немаловажная проблема, незнание или слабое знание русского языка. Оно приводит к снижению успеваемости по разным предметам, к языковому барьеру между учителями и одноклассниками.
Ребенок-мигрант – инофон нуждается в помощи, адаптации к новой среде, языку, психологической помощи. Все это ему может предоставить образовательное учреждение.
Необходима работа с родителями таких детей.
Самая главная цель родителей детей – инофонов: обеспечение условий для освоения русского языка.
Первое, на что необходимо обратить внимание – это обучение русскому языку, для облегчения коммуникации, для понимания русской культуры, для облегчения процесса адаптации.
Далее, необходимо наладить позитивную первую встречу с родителями таких детей. От того, как эта встреча будет происходить, будет зависеть результат адаптации ребенка в образовательном учреждении. Родители ребенка почти всегда обеспокоены больше самого ребенка взаимоотношением с учителями, одноклассниками и т.п.
До встречи с родителями для учителя или администрации школы необходима уверенность в недопущении ошибки в труднопроизносимых именах.
Встреча с родителями может быть как с одним родителем или с двумя (групповая форма работы). При первой встрече должно быть взаимоуважение и взаимопонимание, доверие. Необходимо обсудить особенности поведения, черты характера ребенка, возможные проблемы, трудности, склонности.
Необходимо в школах создать обучение для родителей на тему: «Адаптация детей – инофонов к русской общеобразовательной школе», проводить в начале и в конце года консультации специалистов, учителей – предметников по вопросу уровня знаний и адаптации ребенка. Также необходимо, чтобы ребенок посещал внеурочные мероприятия: кружки, секции, группу продленного дня, бассейн, занятия спортом и т.п.
В процессе обучения в школе необходимо, чтобы учитель ежедневно информировал родителей о том, как ребенок ведет себя на уроках, перемене, взаимодействует с одноклассниками, учителями. В классе можно провести урок, на котором ребенок – инофон рассказал бы о своей родине, традициях, национальных блюдах, музыке, культуре.
Необходимо, кроме классного руководителя и родителей подключить в работу с детьми – инофонами учителей – словесников, психолога, социального педагога, так как в период обучения возможны не только языковые барьеры, но и возникновение на этом фоне комплексов, непонимание со стороны сверстников.
Таким образом, можно прийти к выводу, что школа является организацией для создания благоприятных условий для адаптации детей – инофонов, их творческого, психологического и духовного развития. А качественно проделанная работа с родителями таких детей – залог успешного обучения и взаимодействия с учителями и одноклассниками.
*Приложение:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/