12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хасянова Эльвира Раифовна18
Россия, Татарстан респ., Казань
1

«Повышение качества обучения в системе дополнительного образования детей с использованием электронных образовательных ресурсов»












Методическая разработка


на тему: «Повышение качества обучения в системе дополнительного образования детей с использованием электронных образовательных ресурсов»




методист по ЭСУ МБУ ДО

«ДШИ» Приволжского района г. Казани

Хасянова Э.Р.





г. Казань, 2021 г.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена необходимостью создания и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе для повышения качества обучения в системе дополнительного образования.

Уже давно не подлежит сомнению тот факт, что электронные образовательные ресурсы дополняют ученый процесс разнообразными возможностями компьютерных технологий, делая его для учащихся более интересным и привлекательным.

Анализ ситуации на рынке программного обеспечения позволяет сделать вывод о наличии компьютерных и интернет-ресурсов, с помощью которых возможно внедрение новых программно-методических разработок, а также современных форм и методов обучения на практике. В настоящее время существует достаточное количество компьютерных образовательных программ, что в принципе, могло бы освободить педагога от необходимости самостоятельного создания электронных образовательных ресурсов. Однако готовые компьютерные программы могут использоваться только для определенных разделов преподаваемого материала. При этом, для различных образовательных общеразвивающих программ требуются различные компьютерные программы, что нарушает их целостность.

Для информатизации образования с целью повышения его качества в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы: приобретается компьютерное оборудование, идет подключение к сети интернет. Успешное технологическое и техническое обеспечение информатизации образовательных организаций актуализирует проблему создания и внедрения электронной составляющей в учебный процесс, не связанный с изучением информатики.

Для решения данной проблемы в системе дополнительного образования все более актуальной является разработка собственных электронных образовательных ресурсов индивидуально для каждой образовательной общеразвивающей программы. Использование этих ресурсов в учебном процессе позволяет воспитаннику получать более широкий спектр информации по изучаемому направлению, увеличивая его образовательный потенциал. Таким образовательным ресурсом являются электронные разработки, содержание которых должно соответствовать целям и задачам образовательной программы, уровню обучающихся, технической оснащенности образовательного процесса и т.д.

Вышеизложенное позволяет определить тему методической разработки, направленной на изучение проблемы применения электронных образовательных ресурсов с целью повышения качества обучения в системе дополнительного образования: с учетом актуальности, практической значимости, недостаточной разработанности обозначенной проблемы название «Повышение качества обучения в системе дополнительного образования детей с использованием электронных образовательных ресурсов»» наиболее полно раскрывает суть представленного далее материала.

Целью исследования в рамках настоящей методической работы является разработка педагогами электронных образовательных ресурсов как условия повышения качества обучения дополнительного образования

Объектом изучения является качество обучения дополнительного образования.

Предмет изучения являются электронные образовательные ресурсы в качестве средств повышения качества обучения дополнительного образования.

Перед началом изучения изложенной проблемы попробуем высказать гипотезу: качество обучения дополнительного образования повысится если:

- проводить обучение учащихся в системе дополнительного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- разработать электронные образовательные ресурсы в соответствии с образовательными программами;

- процесс обучения в системе дополнительного образования с помощью электронных разработок будет доступен любому педагогу, имеющему компьютер и владеющему работой с современными компьютерными программными средствами.

Исходя из положений изложенной гипотезы при изучении изложенной проблемы поставим следующие задачи:

- исследовать и изучить педагогическую и научную литературу по заданной теме;

- рассмотреть электронные образовательные ресурсы в качестве средств повышения качества обучения дополнительного образования;

- проанализировать применение электронных образовательных ресурсов педагогами с целью повышения качества обучения, а также проверить их эффективность.

Для достижения целей изучения проблемы, проверки гипотезы и решения поставленных задач используем следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике;

- сравнительно-сопоставительный анализ использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Электронные образовательные ресурсы – средство повышения качества обучения дополнительного образования. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, которые представлены в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

Электронные образовательные ресурсы являются основным компонентом информационной образовательной среды (ИОС), ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения, таких как:

электронное обучение;

мобильное обучение;

сетевое обучение;

автономное обучение;

смешанное обучение;

совместное обучение.

Структурно электронный образовательный ресурс может быть представлен в виде блоков учебного материала, которые представляют собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы).

Функциональные возможности применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, автоматизация различных видов учебных работ.

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать следующие задачи:

организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;

организация индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;

организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Существует следующая классификация электронных образовательных ресурсов: по способу применения в образовательном процессе:

- распределенные ЭОР, размещенные в различных ИОС (порталы, электронные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе Интернет-технологий;

- ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и организаций;

- однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах (для данной группы ресурсов характерно использование CD- и/или DVD-носителей);

по целевому уровню и ступени образования:

- общеобразовательный ЭОР (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование);

- профессиональный ЭОР (профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования), начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование).

Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения. Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронного образовательного ресурса определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных системах.

Электронный образовательный ресурс как средство обучения обладает рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

мультимедийность:

средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения;

интерактивность:

интерактивность в ЭОР обеспечивается:

- множественным выбором из элементов множества;

- вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок;

- активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов;

- перемещением объектов для составления определенных композиций, совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;

- объединением объектов связями с целью организации определенной системы – эти особенности электронного образовательного ресурса обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся;

доступность:

доступность электронного образовательного ресурса обеспечивается их свободным размещением в сети интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время, доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно по причине болезни посещать школу – всем этим достигается необходимость обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ)";

универсальность:

универсальность – качество электронного образовательного ресурса, заключающееся в том, что, позволяя формировать знания и умения, он, при этом, не привязан строго к конкретному учебно-методическому комплексу. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или учебно-методическом комплексе по учебному направлению, а значит, осуществлять отбор электронных образовательных ресурсов и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с целями авторов учебников.

Типы электронных образовательных ресурсов:

информационные – использование этих электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с текстами, иллюстрациями, анимациями, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями;

практические – использование практических электронных образовательных ресурсов предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, выполнение заданий и решению задач с подсказками и без, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажёров с подсказками и без них, с проверкой ответа;

контрольные – использование контрольных электронных образовательных ресурсов предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности;

комплексные ЭОР – к ним относятся тематические подборки, различные ЭОР по предметам, направленностям.

При создании учебных материалов необходимо ставить конкретные педагогические цели, например, достижение высокого качества обучения конкретному курсу при имеющихся материально-технических, кадровых, групповых, временных или других ограничениях. Эти задачи должны опираться на возможности ЭОР. Целью создания ЭОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области поддержки информационно-коммуникационными технологиями образовательного процесса посредством обеспечения свободного доступа к ЭОР.

Задачи создания электронных образовательных ресурсов:

1. Высокий уровень мультимедийности ЭОР.

2. Централизованное хранение, сопровождение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть интернет.

3. Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ, в том числе:

- создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

- возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;

- возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;

- возможность распространения на локальных носителях.

Уровни электронных образовательных ресурсов:

Самые простые электронные образовательные ресурсы – текстографические. Они отличаются от традиционных книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже являются текстографическими, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Третий уровень ЭОР – ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Программные обеспечения, поддерживающие создание ЭОР – Microsoft PowerPoint, AutoPlay и Microsoft Publisher.

PowerPoint – программное обеспечение для создания и проведения презентаций, где презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для лучшего восприятия информации, что очень удобно для реализации функций дидактического процесса. Однако, при этом необходимо учитывать, что без специализированных знаний разработчику будет сложно создать полноценный интерактивный ЭОР.

PowerPoint объединяет в себе два типа программ – графический редактор и инструмент для слайд-шоу. Подобных программ множество, но отличие данного программного обеспечения состоит в том, что его графические возможности ориентированы именно на составление презентации, то есть не только картинок, но и сопроводительного текста и многочисленных дополнений для оживления показа. Кроме того, файл презентации может быть единым, не разбитым на отдельные кадры-картинки. Важное отличие состоит также в том, что PowerPoint формирует очень экономный, малый по объему информации файл, который легко открывать и отправлять по электронной почте.

AutoPlay – программа для визуального создания оболочек (небольшая программа с набором функций для просмотра и работы с содержимым диска) автозапуска дисков. Безусловно, это слишком узкое определение возможностей данной программы. С ее помощью можно создавать электронные учебники, CD/DVD-визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио- и/или видеоплееры, небольшие каталоги товаров или услуг и так далее.

В программе AutoPlay Media Studio собрано большое количество визуальных инструментов и настроек, которые позволяют достаточно быстро и легко включить их использование в образовательную программу. Задача упрощается, если использовать сторонние специализированные программные средства для создания графических, видео, аудио, анимационных и других объектов.

AutoPlay Media Studio в качестве программы для создания презентаций, возможно, по сравнению с Microsoft PowerPoint будет не очень удобна и слишком сложна, но очень удобна в качестве программы для создания меню диска.

Microsoft Publisher – это программа, предназначенная для оформления профессиональных рекламно-маркетинговых материалов. Данное приложение позволяет создавать любые текстовые и графические материалы для печати, публикаций в интернете и отправки созданных документов при помощи рассылок или почтовых служб. С помощью Publisher 2019 пользователь может создавать визитки, буклеты, листовки, плакаты и другую печатную продукцию, необходимую в любой сфере деятельности.

Вышеперечисленные программные обеспечения позволюят применять их не только в образовательной, но и в других сферах деятельности,

II. Применение электронных образовательных ресурсов педагогами в повышении качества обучения, их эффективность.

Применение электронных образовательных ресурсов в качестве дополнительного инструмента обучения должно привести к повышению интереса обучающегося к изучаемому направлению, повышению качества усвоения учебного материала, получению расширенных знаний по тематикам направлений, повышению качества обученности. Применение ЭОР и соответствующих программных средств позволяет индивидуализировать процесс обучения, а учащимся более рационально планировать свободное от учебных занятий время и повысить качественный уровень проведения практических занятий за счет предварительной самостоятельной подготовки обучающихся к ним. Также применение ЭОР позволит обучающимся самокритично и объективно оценить свои знания и умения при подготовке к промежуточной аттестации. Важную роль при этом играют не традиционные бумажные носители знаний – учебники, справочники, энциклопедии – а электронные ресурсы.

Чаще всего преподаватели в своей деятельности используют презентационный материал. Использовать его можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентации можно вставить рисунки, схемы, тесты, видео, ссылки на другой ЭОР.

Анимации и иллюстрации могут быть использованы при объяснении нового материала, т.к. эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы.

На занятиях, где обобщают и повторяют материал, целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы: они помогают систематизировать изученный материал. Также их можно использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц воспитанники учатся анализировать, делать выводы и обобщения, схематично представлять материал.

Также на этапах повторения и закрепления материала педагоги могут использовать интерактивные тесты: тесты из коллекций ЭОР, самостоятельно разработанные в программном обеспечении AutoPlay Media Studio 8.0, тесты, содержащиеся на дисках.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), анализировать результаты наблюдений, выявлять сходство и различия объектов, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Кроме того, ЭОР развивают и регулятивные учебные действия: умение планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), осуществлять итоговый контроль деятельности.

Показатели результативности. Практический опыт показывает, что использование ЭОР позволяет достичь положительных результатов, а именно:

повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого направления;

создание положительной мотивации обучения (по результатам диагностик);

формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков;

повышение профессиональной компетентности педагога в области новых педагогических технологий.

Личный опыт педагогов, полученный при использовании различных ЭОР в их профессиональной деятельности, высокое качество и доступность ЭОР для освоения педагогами позволяет на занятиях обеспечить:

- повышение качества обучения и эффективности подготовки воспитанников за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;

- дополнительную мотивацию обучающихся и стимулирование их интереса к обучению;

- мотивацию педагогов к использованию на занятиях современные электронные образовательные ресурсы;

- снижение временных затрат педагогов при подготовке к занятию и во время занятия;

- реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в дополнительном образовании.

Чтобы обогатить содержание занятия, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для объяснения нового материала, закрепления темы, контроля над усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий, нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками занятий с использованием ИКТ, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого существует достаточное количество образовательных порталов, где каждый педагог может выбрать для себя тот, который ему необходим. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.

Таким образом использование электронно-образовательных ресурсов вносит в образовательную деятельность дополнительного образования положительные коррективы: обучение становится для обучающихся увлеченным и интересным, что дополнительно способствует их всеобщему развитию. Использование электронно-образовательных ресурсов призвано облегчить и усовершенствовать творческую деятельность и педагогов, и обучающихся. Реализация информационно-образовательной среды в сфере дополнительного образования детей определяется ее качественными характеристиками и обеспеченностью учебного процесса соответствующим типом средств обучения. В электронных образовательных ресурсах применяется множество различных материалов, которые призваны сделать обучение более эффективным и занимательным, повысить эффективность учебной деятельности обучающихся, расширить зону индивидуальной активности каждого из них, а также предоставляет возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

























Список использованной литературы


1. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. – 12 с.

2. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.

3. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

4. https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-kak-instrument-obucheniya

5. https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view


17



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.