Взаимодействие педагогов дополнительного образования «ЦТР «Салют» с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования»
«Взаимодействие педагогов дополнительного образования «ЦТР «Салют» с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования».
Гибадуллина Л.Г., методист
МБОУ ДО «ЦТР «Салют» ГО г.Уфа РБ
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора.
Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом учреждения, которое посещает их ребенок. Почему это так важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении ДО и дома.
Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
- с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
- с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В каком же направлении должен действовать педагог? Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с УДО. Поэтому, в начале учебного года актуально с родителями детей проводить анкетирование на выявление запросов.
Среди педагогов «ЦТР «Салют» был проведен опрос, с целью изучения применяемых форм и методов при работе с родителями, и полученная информация обобщена по отделам.
Социально-педагогический отдел. В работе с родителями педагоги в основном применяют следующие формы работы:
Родительские собрания
Открытые занятия
Участие в КТД Центра совместно с детьми
Совместное посещение кинотеатров, театров, экскурсий
Индивидуальные консультации
В декоративно-прикладном отделе применяют следующие формы работы с родителями:
Участие в КТД Центра совместно с детьми
Индивидуальные консультации
Открытые занятия
Совместное посещение экскурсий
Совместные чаепития перед праздниками
Родительский комитет
Художественный отдел. В связи с тем, что отдел «работает на эстраду», то и формы работы с родителями следующие:
Индивидуальные консультации
Открытые занятия
Отчетные концерты
Чаепития совместно с родителями и детьми
Родительские собрания
Родители обеспечивают финансовую поддержку своим детям при участии в конкурсах
Сопровождение детей в конкурсах
Совместное посещение театра оперы и балета, экскурсий
Участие в КТД Центра
Тренинги и ролевые игры совместно с родителями и детьми
Тестирование
Родительский комитет
В спортивно-оздоровительном отделе формы и методы работы с родителями, применяемые в отделе:
Посещение и проведение родительских собраний
Проведение шашечных турниров среди родителей
Открытые занятия
Сопровождение детей на городские, республиканские и всероссийские конкурсы
Посещение семей
Сформирован родительский комитет
В отделе информационных технологий применяются следующие формы работы с родителями:
Индивидуальные консультации
Родительские собрания (в начале учебного года, с целью ознакомления родителей с планом работы на год)
Открытые занятия
Совместные экскурсии
Подарки для родителей
Родительский комитет
Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации.
Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.
Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
Дни открытых дверей, открытые занятия. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
КТД. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в коллективно-творческих делах. Под основной целью функционирования КТД подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Подводя итоги, можно сказать, что в «ЦТР «Салют» работа с родителями ведется плодотворно. Основные формы работы - индивидуальные консультации, родительские комитеты, открытые занятия и совместные выезды.
3