Работа с ручными электрическими инструментами и машинами

0
0
Материал опубликован 12 June

Методические рекомендации для учителей технологии на тему:

 Работа с ручными электрическими инструментами и машинами.

Цель: оснастить учителей технологии знаниями и методическими подходами для безопасного и эффективного обучения школьников работе с ручными электроинструментами и машинами, а также методиками и мотивационными приемами для эффективного и безопасного обучения работе с инструментами и оборудованием, преодолевая возможные стереотипы и страхи.

Целевая аудитория: Учителя технологии и обучающиеся 5-9 классов (с учетом возрастных особенностей и допусков по ФГОС).

Ключевые аспекты:

1. Безопасность – абсолютный приоритет.

2. Грамотная организация рабочего места и процесса.

3. Осознанный выбор и применение инструмента под задачу.

4. Формирование культуры бережного обращения с инструментом.

5. Поэтапное формирование навыков (от простого к сложному).

6. Создание поддерживающей и вдохновляющей среды.



Структура лекции:

I. Введение: Значение и место электроинструментов в школьной мастерской, важность навыков и вызовы

1. Актуальность темы:

Жизненные навыки: Ремонт, создание, модернизация вещей в быту.

Профессиональные перспективы: Широкий спектр профессий (дизайн, архитектура, инженерия, ремесла, сервис).

Развитие личности: Уверенность в себе, самостоятельность, пространственное мышление, логика, решение практических задач, креативность.

Преодоление гендерных стереотипов: Инструменты и технологии – это нейтрально, это навыки для всех.

Современные технологии обработки материалов немыслимы без электромеханизации.

Формирование практических навыков, востребованных в жизни и профессиях.

Развитие технологической грамотности, понимания принципов работы механизмов.

2. Возможные барьеры (и как их преодолевать):

Страх ("Я не справлюсь", "Это опасно", "Это не для девочек").

Недостаток опыта и уверенности.

Влияние стереотипов (родители, сверстники, медиа).

Педагогический подход:

Нормализация страха, демонстрация успешных примеров (женщины-мастера, дизайнеры, инженеры), создание атмосферы поддержки и "права на ошибку".

Цели обучения школьников:

Знание видов, назначения и устройства основных ручных электроинструментов.

Освоение безопасных приемов работы.

Формирование умений настройки, обслуживания и грамотного применения инструмента.

Воспитание ответственности, аккуратности и культуры труда.



II. Фундамент: Безопасность превыше всего!

1. Общие правила безопасности в мастерской:

Организация рабочего места (порядок, освещение, доступность).

Правильная рабочая одежда (халат, фартук, обязательно собранные волосы, запрет свисающих украшений, шарфов, обувь с закрытым носком и нескользящей подошвой).

Знание плана эвакуации, расположения аптечки, огнетушителя.

Культура поведения в мастерской (нет беготне, толканию, отвлечению работающих).



2. Безопасность при работе с любым инструментом:

Проверка исправности перед использованием.

Правильный хват и положение тела.

Концентрация на задаче.

Знание зоны реза и обработки.

Четкие инструкции по передаче инструментов.

Уборка рабочего места после работы.



II. Классификация и основные виды ручных электроинструментов (РЭИ)



1. По источнику питания:

а) Сетевые (220В): Основной парк в мастерской. Требуют особого внимания к целостности кабеля, заземлению, защите от влаги.

(Обратить внимание обучающихся на опасность поражения током!)

б) Аккумуляторные: Мобильность, безопаснее в плане поражения током. Ограничения по мощности, времени работы, необходимость зарядки. Идеальны для мелких операций, работы вне мастерской.

2. По назначению и принципу действия (основные группы для школы):

а) Для сверления и ударных операций:

Дрель: Основной инструмент. Виды: безударные, ударные. Патроны (ключевой, быстрозажимной). Регулятор скорости, реверс.

Перфоратор: для работы с бетоном, камнем (удар с отбоем). Не заменяет дрель полностью! Специальные патроны SDS.

Шуруповерт: Низкие скорости, высокий крутящий момент. Реверс, регулировка момента затяжки. Аккумуляторные модели – самые востребованные.

б) Для резания:

Дисковая пила (Циркулярная пила): Продольный и поперечный раскрой древесины, ДСП. Глубина и угол пропила. ОЧЕНЬ ВАЖНА БЕЗОПАСНОСТЬ: кожух, толкатель, устойчивое положение заготовки.

Лобзик: Криволинейный рез древесины, пластика, тонкого металла. Типы полотен. Направляющая. Фиксация заготовки.

Электролобзик (ручной): Аналогичен стационарному, но мобильный. Требует еще большей фиксации заготовки и внимания к движению полотна.

Электроножовка (сабельная пила): Универсальный рез (демонтаж, трубы, ветки). Разные полотна.

в) Для обработки поверхности:

Шлифовальные машины:

Ленточная: Быстрое снятие материала, грубая шлифовка больших плоскостей. Опасность отдачи!

Эксцентриковая (орбитальная): Финишная шлифовка без рисок.

Вибрационная (плоскошлифовальная): Шлифовка плоских поверхностей.

Углошлифовальная машина (УШМ, "Болгарка"): ОСОБАЯ ОПАСНОСТЬ! Резка и шлифовка металла, камня, бетона. Требует исключительного соблюдения ТБ: защитный кожух, правильный диск (без трещин!), СИЗ (очки, перчатки, респиратор), устойчивая стойка, отсутствие легковоспламеняющихся материалов рядом.

Внимание: не использовать для обработки дерева дисками по металлу!

Рубанок электрический: Строгание древесины. Регулировка глубины. Защита ножей.

Прочие (по возможности оснащения): Фрезер ручной, Термоклеевой пистолет, Паяльник, Пылесос строительный (система пылеудаления).

III. Основы безопасности при работе с Релейно-электрическими инструментами (РЭИ) (Ключевой Раздел!)

1. Общие требования:

Допуск: работают только прошедшие инструктаж и не имеющие медицинских противопоказаний.

СИЗ (Средства Индивидуальной Защиты) ОБЯЗАТЕЛЬНЫ:

Защитные очки (или прозрачный щиток) – ВСЕГДА!

Плотная одежда (заправлена, без свисающих частей), головной убор (длинные волосы убраны).

Перчатки (при работе с металлом, грубой обработке дерева) –

НО: запрещены при работе на вращающихся инструментах (дрель, УШМ, дисковая пила) из-за риска намотки!

Респиратор (при шлифовке, резке материалов, образующих пыль).

Наушники (при длительной работе с шумным инструментом).

Рабочее место: Чистота, порядок, хорошее освещение, отсутствие посторонних, свободные проходы. Надежная фиксация заготовки. Устойчивое положение оператора.

Инструмент: перед работой – проверка на видимые повреждения (корпус, кабель, вилка, защитные кожухи), холостой ход. Исправность режущего, рабочего органа (острые, без дефектов, правильно установлены и закреплены). Запрет работы неисправным инструментом!

Кабели: не допускать натяжения, перегибов, пересечения с острыми кромками или зоной реза. Не носить инструмент за провод. Сетевые инструменты – проверка заземления.

Концентрация: не отвлекаться, не разговаривать во время работы. Не подпускать посторонних к зоне работы.



IV. Организация учебного процесса

1. Этапы обучения:

Теоретическая подготовка: Устройство, назначение, ТБ, принцип работы. Использование плакатов, схем, видео.

Демонстрация учителем: Показ правильных приемов работы, настройки, акценты на безопасности. Медленный показ сложных операций.

Освоение приемов на холостом ходу, на отходах: Ученики тренируются без включенного инструмента или на ненужных обрезках.

Выполнение простых операций под контролем: Закрепление базовых навыков на учебных заданиях (сверление отверстий в заданных точках, распил по прямой линии, шлифовка поверхности).

Самостоятельная работа над проектами: Применение навыков в изготовлении изделий, с постоянным контролем учителя и напоминанием о ТБ.



2. Методы контроля:

Устный опрос по ТБ и устройству.

Проверка умения настраивать инструмент.

Наблюдение за практической работой (соблюдение ТБ, правильность приемов).

Оценка качества выполнения операций (точность, чистота обработки).

Тестовые задания (особенно по ТБ).

3. Хранение и обслуживание:

Специальное место (стеллажи, ящики) с защитой от пыли и влаги.

Регулярный осмотр (перед выдачей, после сдачи).

Своевременная замена расходников (сверла, диски, полотна, шлифовальные ленты, листы).

Обслуживание (очистка от пыли, смазка согласно инструкции) – это делает только учитель или техническим персонал!

Ведение журнала осмотра и ремонта.



V. Методические рекомендации для учителя



1. Личный пример: Строжайшее соблюдение ТБ учителем – лучшая мотивация для учеников.

2. Повторение – мать учения: Инструктаж по ТБ перед каждым занятием с инструментом, напоминание ключевых правил.

3. Визуализация: Плакаты с правилами ТБ, схемами устройства инструментов, инструкциями по работе – всегда на видном месте.

4. Четкие инструкции: Формулировки заданий должны быть однозначны и понятны. Алгоритмы выполнения операций.

5. Дозированная сложность: от простых операций к сложным. Не допускать перегрузки учеников.

6. Индивидуальный подход: учитывать физические возможности, темперамент, уровень развития моторики. Более пристальный контроль за "рисковыми" учениками.

7. Культура труда: прививать уважение к инструменту, порядку на рабочем месте, аккуратности.

8. Мотивация: Связь практических навыков с реальными жизненными и проектными задачами. Похвала за успехи и соблюдение правил.

9. Документация: Тщательное ведение журналов инструктажей по ТБ (с подписями).

10. Чек-листы безопасности: Краткие памятки для каждого вида оборудования и для каждого вида операции.

11. Система допуска: Четкий алгоритм, когда обучающийся допускается к работе с электроинструментом (пройден инструктаж, сдан устный опрос по ТБ, показали навыки на ручном инструменте).

12. Рефлексия: после работы обсуждать не только изделие, но и процесс: Что было сложно? Что получилось лучше всего? Какой навык освоили? Как чувствовали себя при работе с инструментами?



VI. Действия в аварийной ситуации



1. Немедленно обесточить инструмент! (Выдернуть вилку из розетки).

2. Оказать первую помощь пострадавшему (остановка кровотечения, обработка ран, при ожогах - охлаждение водой, при поражении током - освободить от контакта, при отсутствии дыхания - СЛР). Знать аптечку и уметь ею пользоваться!

3. Сообщить медицинскому работнику и администрации.

4. Сохранить обстановку места происшествия (если это не угрожает другим) для расследования.

5. Зафиксировать происшествие в журнале.



Заключение:

Обучение школьников работе с ручными электроинструментами – ответственная и важная часть курса технологии. Успех зависит от глубокого знания учителем предмета, неукоснительного следования правилам безопасности, грамотной организации процесса и постоянного внимания к формированию у учащихся культуры безопасного и осознанного труда. Помните: безопасность детей – наша главная задача.

Желаю вам удачи в проведении этой важной и вдохновляющей работы! Помните, что вы закладываете фундамент не только для практических навыков, но и для уверенности в своих силах у обучающихся.



Рекомендуемые ресурсы для учителя:

1. Инструкции по эксплуатации конкретных моделей инструментов в мастерской.

2. Официальные правила по охране труда при работе с электроинструментом (для учебных заведений).

3. Видеоматериалы по безопасной работе с различными релейно-электрическими инструментами (РЭИ) (от производителей, учебные).

4. Плакаты и наглядные пособия по ТБ и устройству инструментов.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.