Работа с шерстью и тканью, ка средство всестороннего развития ребенка раннего возраста
Работа с шерстью и тканью, ка средство всестороннего развития ребенка раннего возраста.
«Любопытство — важное условие познание мира и совершенно необходимо ребенку для его умственного и интеллектуального развития». Масару Ибука
Ранний возраст – это время чудес и неожиданных открытий, ведь характерной особенностью этого периода жизни является высокая познавательная активность, развитие инициативных предметных действий. Каждый предмет обладает для ребенка огромной притягательной силой. Ребенок активно познает не только разнообразные предметы, но и их основные свойства – форму, цвет, величину, фактуру, вес, назначение, способы использования и др.
Л.С. Выготский разработал теорию, показывающую, как «через других мы становимся самими собой» , и сформулировал чрезвычайно важный тезис о том, что развитие ребенка направляет не «сила вещей», а «связь людей». Людей связывает деятельность, в недрах которой формируются отношения. При этом в деятельности важна не столько внешняя сторона процесса, сколько внутреннее содержание. По мысли Л.С. Выготского, содержанием образовательной деятельности является создание или преобразование материального объекта, в котором отражены все «страсти» деятельности (отношения между людьми) и «сгустки» культуры, воплощенные в объекте – амплификаторе развития. (Лыкова И.А., Кожевникова В. )
Именно таким амплификатором развития в нашем случае послужила шерсть и разнообразные кусочки ткани разных фактур.
Почему мы остановились на этих материалах?
Во первых – это природные, экологически чистые материалы, общаясь с которыми детки получают тактильное удовольствие. У шерсти благоприятная энергетика. Она похожа на энергетику матери. Шерсть лечит человека. Шерсть – это практически единственный материал, который люди берут от природы, не нарушая при этом тонкой гармонии с ней, то есть, никого не убивая, и ничего не разрушая.
А еще, создавая из шерсти и ткани различные игрушки, картинки, перебирая и ощупывая их, мы обогащаем тактильные ощущения, развиваем мелкую моторику, будим творческое начало в каждом ребенке.
Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о мире малыш получает от прикосновений своей мамы. Он трогает предметы, ощущая их фактуру, температуру. Накапливается опыт тактильной чувствительности, развивается тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность .
Процесс знакомства с тканью мы начали с технологии «Textile-fun» («Досуг с тканью») разработанной Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер. Ткань — это мягкий, пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности, обладающий такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность, что позволяет создавать множество игровых и дидактических пособий. Сначала играли с малышами в прятки с платочками, показывали, насколько шифон прозрачен и легок, учились «летать» как птички, развивая ткань вместо крыльев. На втором этапе стали выкладывать из ткани простые сюжеты и их обыгрывать. Это была речка и мостик через нее, лужица с листочками, по которым прыгали лягушки, нарядная елка, веселые птички. Но мы замечали, что «лепить» из шелковых тканей маленьким детям сложно, они постоянно меняют форму, их трудно зафиксировать в одном положении, мышление ребенка не успевает осознавать, какой предмет был создан его руками. И потом, шелковые ткани скользкие и играть на полу с ними опасно, ведь детки раннего возраста включаются в обыгрывание истории сами ходят и прыгают по ткани. Поэтому мы дополнили коллекцию шелковых тканей хлопковыми, фетровыми и флисовыми. Это приятные материалы на ощупь, легко трансформируются, но в то же время сохраняют созданную из них форму и имеют разнообразную расцветку. С ними мы придумали игры: «Чья дорожка длиннее?», «Собери все красное, синее и т.д.» «Собери одеяло для Зайки», «Куколка на пальчик», «Сохрани последовательность», «Узнай на ощупь». Создавали сюжетики «Солнышко и дождик», «Грибочки в лесу» и др.
Еще один материал, который на наш взгляд является амплификатором развития детей раннего возраста – шерсть. Все началось с осознания того, что педагогика раннего возраста построена на удивлении ребенка. Удивлять, это не значит, каждый день показывать новые предметы и игрушки, удивлять - это находить вместе с детьми в обычном что-то новое и необычное. И тогда пришла идея о создании «открыток» из трафарета, это когда на пустой фетр малыш рвет и накладывает разноцветные волокна шерсти, взрослый сверху накрывает трафаретом и…….готов зайка мышка, листок и все, что угодно. Продолжали с малышками рвать шерсть, делить ее на волокна, играть, дуя на нее «ветерком», выкладывать разные узоры. Так рождались и осенний лес, и цветочная полянка, и деревья, покрытые снегом. Мы видели радостные эмоции, огромное желание заниматься шерстью, прикасаться к ней, прикладывать к щеке. Эти занятия находили отклик в душе ребенка и тогда, мы пошли дальше. Стали осваивать технику валяния по-мокрому –фелтинг.
На сегодняшний день мы проводим по 1 занятию в месяц с подгруппой детей от 2 до 3 лет. Темами занятий были: «Угощение для птички», «Мячик для куклы Кати», «Рябинка», «Снеговик». В планах изготовить «Воробья», «Солнышко», «Гусеницу и жучка»
Основной прием – катание шариков, «колбасок» и соединение их в предметы. Еще один приятный бонус для ребенка в этой технике – возможность повозиться в воде, а ведь это любят все дети. Захватывающим моментов для детей является соединение взрослым частей, которые они сделали в одну фигуру, используя сухое валяние, специальные иголки. Всего несколько движений и на глазах детей возникает из «снежных» комков, которые они скатали сами снеговик или из шариков и «лепешек» - птица.
Но нам и этого показалось мало, и мы замахнулись на картины, нарисованные шерстью. Получились чудесные изображения! Вот опять чудо – 2-3 летние дети не могут нарисовать зимний или осенний лес красками или карандашами, а шерстью – легко.
Родители малышей тоже открыли для себя эту технику и дома с детьми выполнили поделки.
Используя в работе с детьми раннего возраста такие непривычные для детского сада материалы как ткань и шерсть, мы способствует не только развитию мелкой моторики, обогащению тактильных ощущений, оздоровлению, развиваем все психические процессы, но что немаловажно – повышаем уверенность в себе, создаем ситуацию успеха. А все вместе – доставляем радость ребенку, учим открывать неизведанное и верить в себя.
«Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки». Масару Ибука