Статья «Творческая деятельность как средство интеллектуального развития и социализации ребенка с ОВЗ»
Тема: «Творческая деятельность как средство интеллектуального развития и социализации ребенка с ОВЗ»
В новых социально – экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, их становлении и развитии.
Большую роль в интеллектуальном развитии играет формирование движений мелкой моторики рук. Кроме известных пальчиковых игр и упражнений, в рамках коррекционной и развивающей работы эффективно использование творческих занятий с детьми по лепке, рисованию, планилинографии.
«Источники творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В. А.
Творческая деятельность заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).
Для детей с «особенностями» в развитии характерные проблемы: несформированные движения мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, несформированность навыков саморегуляции, внимания. Данные проблемы с большим успехом решаются путем творческих занятий.
Творческие занятия с детьми являются частью коррекционно-развивающей деятельности, помимо занятий педагогом-психологом, учителем-дефектологом, ребенок посещает занятия по лепке, аппликации или рисованию. Занятия продуктивной деятельностью как продолжение той тематики, которая отрабатывается специалистами коррекционного профиля. Н-р, тема коррекционного занятия «Фрукты», в ходе которого ребенок знакомится с данным понятием, согласно теме занятия подбираются задания способствующие формированию сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитию речевых навыков и высших психических функций. На следующем занятии – творческом – ребенок рисует, либо создает аппликацию, либо с помощью пластилинографии раскрашивает силуэт яблока, тем самым закрепляя знания о яблоке, как о фрукте, его цвете, форме. Таким образом, выстраивается вся коррекционная работа, когда творческая продуктивная деятельность помогает закреплять знания и умения, полученные в ходе тематических занятий со специалистами.
Творческая деятельность с детьми с ОВЗ помогает в решении проблем социализации «особых» детей, их адаптации в коллективе сверстников. Направляя творческую энергию детей на созидание, на проявление себя в благородных поступках, на участие в детских выставках рисунков и поделок, взрослые добиваются оздоровления детского бытия. С этой целью эффективно организовывать «Выставку одного ребенка». Данные выставки направлены на привлечение внимания к успехам ребенка в той или иной области. Материалы для выставок помогают готовить родители, с которыми необходимо обговаривать значимость данной работы и предпочтения ребенка в творчестве.
Также эффективно создание с «особыми» детьми собственных сказок и оформление книжек-малышек. В результате данной деятельности дети не только сочиняют сами сказки и истории, а также оформляют и иллюстрируют свои книги, конечно с помощью своих родителей или педагогов. Результатом такой работы становится «Выставка сказок наших детей».
Такой комплексный подход в решении проблем развития «особого» ребенка позволяет быстрее и эффективнее преодолевать трудности в обучении и социализации.