Статья «Сенсорное развитие ребенка раннего возраста в дидактических играх»

15
0
Материал опубликован 22 March 2023 в группе

t1679462206aa.jpgСтатья на конкурс «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

 

«Сенсорное развитие ребёнка

раннего возраста в

дидактических играх»

Автор: учитель-логопед

Куприянова Светлана Павловна

Введение.

 

Актуальность темы.

В настоящее время факт стремительного роста числа детей с речевыми нарушениями неоспорим. Проблемы детей, рождающихся с отклонениями в развитии речи, являются актуальными не только для России, но и для всего мира. Если ребенку не оказать своевременную коррекционно-педагогическую помощь, то многие речевые нарушения могут привести в дальнейшем к стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации.

По исследованиям нейропсихологов, около 85% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нейропсихологические проблемы, связанные со стволовыми изменениями мозга, первого функционального блока мозга, а 60% детей имеют стойкие нарушения речи (А.В. Семенович, Б.А. Архипов, 2000г.).

 

Ранний дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии человека. Н.М. Щелованов называл ранний возраст «Золотой порой сенсорного воспитания»

 

Для полноценного речевого развития необходимо использовать различные методы коррекционно-развивающего воздействия. В том числе и дидактические игры.

На первом этапе необходимо выявить целесообразность использования различных методов и приемов по формированию сенсорных, моторных и общеречевых навыков в процессе коррекционной работы для полноценного речевого развития детей раннего дошкольного возраста.

Воздействуя на чувства, на моторику с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка, дать мощный толчок для развития всех высших психических функций и, как «вершины», речи и интеллекта детей.

Подобрать и систематизировать методический, дидактический и диагностический материал по развитию сенсомоторных и общеречевых навыков у детей дошкольного возраста;

Создать предметно развивающую среду в группах и кабинетах;

Спланировать систему работы по развитию сенсорных, моторных и общеречевых навыков;

Выстроить работу по взаимодействию с педагогами, узкими специалистами, родителями;

Определить эффективность проведённой коррекционной работы по развитию сенсомоторных и общеречевых навыков у дошкольников.

 

Дидактические игры для детей раннего возраста направлены. Прежде всего на развитие сенсорики. А сенсус – это чувства.

Сенсорное развитие - это развитие чувств, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

Первой ступенью этого познания является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

 

t1679462206ab.jpg Сенсорное воспитание –это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорные эталоны

Сенсорные эталоны цвета 7 цветов спектра и

их оттенки.

Сенсорные эталоны формы –геометрические фигуры.

Сенсорные эталоны величины- метрическая система мер.

Сенсорные эталоны слухового восприятия-это фонемы родногоязыка, звуковысотные отношения.

Существуют эталоны вкусового восприятия, обонятельное восприятие, тактильное восприятие.

Представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева) были разработаны игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

В России так же разработана система сенсорного воспитания. Этот вопрос изучали такие ученые и психологи (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков).

Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания ребенка, осуществляющегося в процессе предметной деятельности – говорила Е. И. Радина.

Для организации полноценного ознакомления ребенка с предметом необходимо привлечение двигательного анализатора (нужно дать ребёнку потрогать, обвести пальцем очертание предмета и т.д.). Формирование любого понятия включает в себя обязательно двигательный момент.

В жизни, практике нет разрыва между сенсорными и моторными сторонами единого процесса познания

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

 

 

Заключение.

В результате правильно организованных и проведенных дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста, с использованием различных методов и приёмов сенсорного развития, направленных на формирование и развитие сенсомоторных и общеречевых навыков, наблюдается положительная динамика в овладении сенсорными, моторными и общеречевыми навыками, что способствует полноценному психоречевому развитию дошкольников .

 

t1679462206ac.jpg


 

Литература:

1. Майорова Л.Т. Методика воспитания коррекционных способностей у детей дошкольного возраста.

2. Ноткина Н.А. Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. 1989г. №10.

3. Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1983г. №1

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации.

5. Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы.// Дефектология. 1981г.№1.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

7. Герасименко Ю.В. Исследование состояния общей моторики у детей// Логопед в детском саду. 2005г. №4.

8. Дель С.В.,Костина А.А. Система работы по развитию невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста// Логопед в детском саду. 2005г. №5-6.

9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации