Работа с текстом: учимся задавать вопросы
Работа с текстом: учимся задавать вопросы
Умный вопрос – это уже добрая половина знаний.
Френсис Бэкон
В современном мире, где информация становится всё более доступной и разнообразной, умение задавать правильные вопросы является ключевым навыком для успешного обучения.
В своих исследованиях психологи пришли к выводу, что лучший способ понимания – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Распространенные в школе приемы проверки понимания учебного материала (такие как пересказ и постановка вопросов учителем) является менее надежным критерием, чем сама постановка вопросов, которая ставит ученика в позиции активного творца своих знаний, способствует его умственному развитии.
Настоящая интеллектуальная активность выражается прежде всего в постановке вопросов самому себе и в самостоятельных поисках ответов на них. Умению работать с вопросами школьников нужно обучать.
С этой цель Граник Г. с коллективом единомышленников создали систему заданий направленную на формирование разных форм работы с вопросами:
1. Задания, которые требуют от обучающихся ответа на поставленные вопросы.
Задание: Прочитай текст и ответь на вопросы.
Наступила весна. Солнышко светит ярче. Снег тает. Бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Скоро появятся первые листочки.
Вопросы:
Какое время года наступило?
Что происходит со снегом?
Что появляется на деревьях?
2. Задания, требующие самостоятельной подготовки вопросов к тексту.
Задание:
Подготовить 3 вопроса к тексту, которые помогут вам лучше понять его содержание и основную мысль.
В тексте рассказывается о жизни и приключениях маленького медвежонка по имени Умка. Он живёт в Арктике со своей мамой и учится выживать в суровых условиях. Однажды Умка встречает мальчика по имени Чилли Вилли, который рассказывает ему о людях и их жизни. Умка удивляется всему, что слышит от Чилли Вилли и решает отправиться в путешествие, чтобы узнать больше о мире людей. В конце концов, он возвращается домой, где его ждёт мама.
Возможные вопросы:
Где живёт Умка?
Кто такой Чилли Вилли?
Что удивило Умку в рассказе Чилли Вилли о людях?
Куда отправился Умка после встречи с Чилли Вилли?
Чем закончилось путешествие Умки?
3. Комбинированные задания, требующие, как ответов на поставленные вопросы, так и самостоятельной постановки вопросов.
Тема: «Сказки»
Вопросы:
Что такое сказка?
Какие сказки ты знаешь?
Кто является главным героем сказок?
Самостоятельные вопросы:
Почему сказки важны для детей?
Как сказки помогают нам учиться?
4. Задания, стимулирующие возникновение вопросов по ходу чтения.
Примеры вопросов.
При чтении рассказа:
- Герои рассказа продолжат свои приключения и найдут новых друзей?
- Герои столкнутся с новыми опасностями и трудностями, но преодолеют их благодаря своей дружбе и поддержке друг друга?
При чтении сказки:
- В сказке появится новый персонаж, который поможет главным героям победить злодея?
- Сказка закончится тем, что герои найдут волшебный предмет, который принесёт им счастье и удачу?
При изучении стихотворения:
- Автор стихотворения напишет продолжение, в котором расскажет о дальнейшей судьбе героев?
- Стихотворение будет положено на музыку, и по нему снимут мультфильм?
5. Задания, рассчитанные на возникновение вопросов по ходу чтения.
Тема урока: «Вода в природе»
Вода — это самое распространённое вещество на нашей планете. Она покрывает большую часть поверхности Земли и является жизненно важным ресурсом для всех живых организмов. Вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд) и газообразном (пар).
Вопрос:
- В каком состоянии вода встречается чаще всего?
Чаще всего вода встречается в жидком состоянии.
Вопрос:
- В каком виде еще может быть вода в природе?
Вода может существовать в твёрдой форме в виде снега и льда. Это происходит в условиях низких температур, например, в горах или на полюсах.
6. Задания на самостоятельное ведение диалога с текстом.
При обучении вопросам, я применяю игровые техники:
Игра «Вопрос-ответ»:
Цель игры: Научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Правила игры: Дети делятся на две команды. Одна команда задаёт вопрос, а другая отвечает на него. Затем команды меняются ролями.
Варианты вопросов: Можно задавать вопросы о фактах, событиях, людях, животных и т. д. Можно также задавать вопросы, требующие логического мышления или творческого подхода.
Игра «Да-нетка»:
Цель игры: Развивать умение задавать вопросы, которые позволяют сузить область поиска ответа.
Правила игры: Обучающиеся на листочке пишут один вопрос по изученной теме урока, на который можно ответить только «да» или «нет». Затем листочки складываются в коробку. Обучающиеся вытягивают вопрос из коробки , читают вопрос, который достался и отвечают.
Вот пример игры «Да-нетка» по мотивам сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»:
Иван-дурак был третьим сыном? (да).
Отец отправил сыновей сторожить пшеницу в полночь? (нет)
Конёк-горбунок — это волшебный конь, который помогает Ивану? (да)
Царь сварился в котле, пытаясь обрести молодость? (нет)
Братья украли у Ивана златогривых коней? (нет).
Царь обещал выдать свою дочь за того, кто достанет Жар-птицу? (да).
Иван поймал Жар-птицу голыми руками? (нет).
Конёк-горбунок мог говорить человеческим голосом? (да).
Игра «Загадочный предмет»:
Цель игры: Учить детей формулировать вопросы, направленные на выявление свойств предмета.
Правила игры: На столе лежит неизвестный предмет. Дети по очереди задают вопросы учителю, пытаясь выяснить, что это за предмет. Учитель может отвечать только «да», «нет» или «не имеет значения».
Кубик Блума — это методика, которая позволяет формулировать вопросы разных типов к одному и тому же тексту.
Вот какие вопросы можно задать к летописи «И вспомнил Олег коня своего»:
Простые вопросы: Что произошло с Олегом в летописи? Какие детали в рассказе вас заинтересовали?
Уточняющие вопросы: Верно ли я понимаю, что Олег не поверил жрецу? Почему вы так думаете?
Интерпретационные вопросы: Как вы думаете, почему Олег решил посетить место смерти коня?
Творческие вопросы: Что бы вы сделали на месте Олега, если бы предсказание оказалось правдой?
Оценочные вопросы: Правильно ли поступил Олег, поверив предсказанию? Почему?
Практические вопросы: Если бы вам пришлось писать продолжение летописи, как бы вы развили сюжет?
Систематическое обучение умении ставить вопросы не только путь к глубокому пониманию текста, это пут к развитию интеллектуальных способностей, необходимым для всей дальнейшей жизни.
Литература:
1. Граник Г. Г. Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит.-2-е изд. , доп.-М.:Педагогика, 1991.