Работа с текстом: учимся задавать вопросы

0
0
Материал опубликован 19 June


Работа с текстом: учимся задавать вопросы


Умный вопрос – это уже добрая половина знаний.

Френсис Бэкон

          В современном мире, где информация становится всё более доступной и разнообразной, умение задавать правильные вопросы является ключевым навыком для успешного обучения.

          В своих исследованиях психологи пришли к выводу, что лучший способ понимания – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Распространенные в школе приемы проверки понимания учебного материала (такие как пересказ и постановка вопросов учителем) является менее надежным критерием, чем сама постановка вопросов, которая ставит ученика в позиции активного творца своих знаний, способствует его умственному развитии.

         Настоящая интеллектуальная активность выражается прежде всего в постановке вопросов самому себе и в самостоятельных поисках ответов на них. Умению работать с вопросами школьников нужно обучать.

         С этой цель Граник Г. с коллективом единомышленников создали систему заданий направленную на формирование разных форм работы с вопросами:


1. Задания, которые требуют от обучающихся ответа на поставленные вопросы.

Задание: Прочитай текст и ответь на вопросы.

Наступила весна. Солнышко светит ярче. Снег тает. Бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Скоро появятся первые листочки.

Вопросы:

Какое время года наступило?

Что происходит со снегом?

Что появляется на деревьях?


2. Задания, требующие самостоятельной подготовки вопросов к тексту.

Задание:

Подготовить 3 вопроса к тексту, которые помогут вам лучше понять его содержание и основную мысль.

В тексте рассказывается о жизни и приключениях маленького медвежонка по имени Умка. Он живёт в Арктике со своей мамой и учится выживать в суровых условиях. Однажды Умка встречает мальчика по имени Чилли Вилли, который рассказывает ему о людях и их жизни. Умка удивляется всему, что слышит от Чилли Вилли и решает отправиться в путешествие, чтобы узнать больше о мире людей. В конце концов, он возвращается домой, где его ждёт мама.

Возможные вопросы:

Где живёт Умка?

Кто такой Чилли Вилли?

Что удивило Умку в рассказе Чилли Вилли о людях?

Куда отправился Умка после встречи с Чилли Вилли?

Чем закончилось путешествие Умки?

3. Комбинированные задания, требующие, как ответов на поставленные вопросы, так и самостоятельной постановки вопросов.

Тема: «Сказки»

Вопросы:

Что такое сказка?

Какие сказки ты знаешь?

Кто является главным героем сказок?

Самостоятельные вопросы:

Почему сказки важны для детей?

Как сказки помогают нам учиться?


4. Задания, стимулирующие возникновение вопросов по ходу чтения.

Примеры вопросов.

При чтении рассказа:

- Герои рассказа продолжат свои приключения и найдут новых друзей?

- Герои столкнутся с новыми опасностями и трудностями, но преодолеют их благодаря своей дружбе и поддержке друг друга?

При чтении сказки:

- В сказке появится новый персонаж, который поможет главным героям победить злодея?

- Сказка закончится тем, что герои найдут волшебный предмет, который принесёт им счастье и удачу?

При изучении стихотворения:

- Автор стихотворения напишет продолжение, в котором расскажет о дальнейшей судьбе героев?

- Стихотворение будет положено на музыку, и по нему снимут мультфильм?


5. Задания, рассчитанные на возникновение вопросов по ходу чтения.

Тема урока: «Вода в природе»

Вода — это самое распространённое вещество на нашей планете. Она покрывает большую часть поверхности Земли и является жизненно важным ресурсом для всех живых организмов. Вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд) и газообразном (пар).

Вопрос:

- В каком состоянии вода встречается чаще всего?

Чаще всего вода встречается в жидком состоянии.

Вопрос:

- В каком виде еще может быть вода в природе?

Вода может существовать в твёрдой форме в виде снега и льда. Это происходит в условиях низких температур, например, в горах или на полюсах.


6. Задания на самостоятельное ведение диалога с текстом.


При обучении вопросам, я применяю игровые техники:

Игра «Вопрос-ответ»:

Цель игры: Научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Правила игры: Дети делятся на две команды. Одна команда задаёт вопрос, а другая отвечает на него. Затем команды меняются ролями.

Варианты вопросов: Можно задавать вопросы о фактах, событиях, людях, животных и т. д. Можно также задавать вопросы, требующие логического мышления или творческого подхода.

Игра «Да-нетка»:

Цель игры: Развивать умение задавать вопросы, которые позволяют сузить область поиска ответа.

Правила игры: Обучающиеся на листочке пишут один вопрос по изученной теме урока, на который можно ответить только «да» или «нет». Затем листочки складываются в коробку. Обучающиеся вытягивают вопрос из коробки , читают вопрос, который достался и отвечают.

Вот пример игры «Да-нетка» по мотивам сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»:

Иван-дурак был третьим сыном? (да).

Отец отправил сыновей сторожить пшеницу в полночь? (нет)

 Конёк-горбунок — это волшебный конь, который помогает Ивану? (да)

Царь сварился в котле, пытаясь обрести молодость? (нет)

Братья украли у Ивана златогривых коней? (нет).

Царь обещал выдать свою дочь за того, кто достанет Жар-птицу? (да).

Иван поймал Жар-птицу голыми руками? (нет).

Конёк-горбунок мог говорить человеческим голосом? (да).

Игра «Загадочный предмет»:

Цель игры: Учить детей формулировать вопросы, направленные на выявление свойств предмета.

Правила игры: На столе лежит неизвестный предмет. Дети по очереди задают вопросы учителю, пытаясь выяснить, что это за предмет. Учитель может отвечать только «да», «нет» или «не имеет значения».

Кубик Блума — это методика, которая позволяет формулировать вопросы разных типов к одному и тому же тексту.

Вот какие вопросы можно задать к летописи «И вспомнил Олег коня своего»:

Простые вопросы: Что произошло с Олегом в летописи? Какие детали в рассказе вас заинтересовали?

Уточняющие вопросы: Верно ли я понимаю, что Олег не поверил жрецу? Почему вы так думаете?

Интерпретационные вопросы: Как вы думаете, почему Олег решил посетить место смерти коня?

Творческие вопросы: Что бы вы сделали на месте Олега, если бы предсказание оказалось правдой?

Оценочные вопросы: Правильно ли поступил Олег, поверив предсказанию? Почему?

Практические вопросы: Если бы вам пришлось писать продолжение летописи, как бы вы развили сюжет?


Систематическое обучение умении ставить вопросы не только путь к глубокому пониманию текста, это пут к развитию интеллектуальных способностей, необходимым для всей дальнейшей жизни.


Литература:

1. Граник Г. Г. Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит.-2-е изд. , доп.-М.:Педагогика, 1991.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.