12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
anna292 Россия, Пензенская обл., Пенза |
Работа со строками
“Работа со строками”
Описание модуля занятий: | Наставник планомерно настраивает аудиторию на позитивную и активную рабочую атмосферу. Рассказывает историю шифра древнегреческого города Спарта из книги История шифров автора Виктория Журавлева, а ребята помогают ему домыслить как можно в современном обществе заменить какие либо детали, которые использовались раньше для шифрования. Затем ребята пробуют реализовать данный способ шифрования, экспериментируют, решают задачи предложенные наставником, дискутируют. Применяя интернет-ресурсы, получают знания о других методах шифрования. Наставник предлагает рассмотреть цитату, цель которой формулирование новой темы и отображение значимости темы «Строки в Python». Наставник планомерно вводит основные понятия модуля, закрепляя их решением задач на сервисе |
Целевая аудитория: | обучающиеся сущности IT-куб, 14-17 лет, Программирование на Python |
Артефакты: | код програмы |
Soft skills: | Умение определить правдивую информацию от ложной Умение договариваться, в том числе конструктивно Умение использовать имеющиеся ресурсы Умение оценивать ресурсы Способность нести ответственность за свои решения Умение предлагать несколько решений для одной проблемы Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль Навыки активного слушателя Умение формулировать и способность задавать свои вопросы Умение искать информацию с использованием традиционных методов и современных информационных технологий Способность применять знания на практике Способность проявлять инициативу Умение обобщать Способность к самообучению Способность объективно оценивать результаты своей деятельности |
Hard skills: | Умение использовать циклы Умение обрабатывать строки Умение обрабатывать данные в списке Умение обрабатывать данные в кортеже |
Материалы в помощь: | Интерактивный учебник Видеолекция Картинка Доска |
Структура занятий
Занятие | Время, мин | Ход занятия | Вариативность | ||||||||||
1 | 1 мин | Наставник: Добрый день друзья, я очень рада Вас видеть сегодня, я убеждена, что вы полны сил и энергии для того чтобы погрузиться в новую тему, но перед тем как огласить ее, я предлагаю Вам решить задачу, чтобы наш с вами мозг получил сигнал к работе. | |||||||||||
1 | 5 мин | Задание. Дано арифметическое равенство, для того чтобы левая и правая часть соединились в равно необходимо переместить только одну спичку в примере «8+3-4=0» (можно менять и знаки, цифры). Заметьте, что решение не единственное! Наставник: оцените сложность данной задачи по 5 балльной системе (Приложение1 лежит у каждого обучающего на столах) | |||||||||||
1 | 3 мин | Наставник: Ребята мне недавно посоветовали интересную книгу История шифров, автор Виктория Журавлева, я поделюсь с вами информацией, которую я прочитала из этой книги. Систем шифрования очень много, и основаны они были еще в древности. В V веке до н.э в древнегреческом городе Спарта был изобретен наиинтереснейший способ шифрования. Чтобы зашифровать и расшифровать послание использовали два одинаковых объекта (один будет у того, кто зашифровывает, а другой такой объект, кто будет расшифровывать), например две одинаковые палки, в древности это были дорожные посоха - "скитала". В настоящий момент мы можем заменить "скиталу" подручными объектами, двумя одинаковыми. Например, воспользуемся … (друзья подсказывайте мне чем) Предполагаемые ответы: два карандаша, две ручки и т.д.. Наставник: В древности использовали полоску ткани тонкую или полоску кожу. Мы использовать будем (друзья подсказывайте мне что?) Предполагаемые ответы: тонкую ленту бумаги Наставник: По спирали оборачиваем карандаш, пишем фразу в несколько строчек, важно по одной букве вписывать на каждый оборот. Например, пишем девиз, распределяя каждое слово на отдельной строке: мы сила вместе мы мощь | |||||||||||
1 | 5 мин | Наставник: Предлагаю эксперимент, берем карандаши и ленты бумажные, пишем девиз вместе мы сила вместе мы мощь | Если дети малоактивны, то в 5 минутных перерывах посетить параллельные направления в ит-кубе и провести «Творческие пятиминутки», рассказать другим обучающимся о том, как решить представленную задачу. (Заранее договорившись с наставниками, поделив детей на группы) | ||||||||||
1 | 4 мин | Наставник: Я очень довольна вашей работой. Ребята, а может быть такая ситуация, что расшифровка окажется неверной? Предполагаемые ответы: Да, только в том случае, если толщина карандаша у получателя записки не будет такой же как и толщина карандаша отправителя. Наставник: Разгадать шифр можно и без дополнительных средств, спартанские разведчики сразу же уничтожали свои посохи при намеках на опасность. Наставник: Как вы уже догадались, можно было бы восстановить послание и без скиталы, подсказывайте мне как? Предполагаемый ответ: Необходимо было определить, сколько строчек в послании. Если 6 строчек, то мы пишем первую букву сначала, а затем - 7, потом - двенадцатую и т.д. Собираем следующее слово, вторая буква шифровки, а затем - восьмая буква и т.д. Слово третье - с третьей буквы начинается шифровки. Количество знаков между буквами одного слова всегда одинаковое. Наставник: Продолжаем работать в группах по 3 человека. Предлагаю поделиться. (На парте заранее лежат геометрические фигуры — 4 квадрата, 4 треугольника, 4 трапеции, 4 параллелограмма). Выберите понравившуюся фигуру и покажите мне ее. Итак, команда треугольников, квадратов, трапеций, параллелограммов слушаем задание и приступаем к работе. | |||||||||||
1 | 10 мин | Наставник: Дорогие мои, раскрою вас секрет, существует огромное количество способов шифрования, я даю вам ровно 5 минут, для того чтобы каждая команда нашла в интернете современный способ шифрования информации и рассказала все нам о данном способе. Чтобы исключить одинаковые методы, как только метод найден, вы пишите его на доске. | Если ребята в группе усидчивые, то можно заранее сформулировать им домашнее задание «Ознакомится с любым современным интересным методом шифрования» и рассказать его другим на занятии | ||||||||||
1 | 23 мин | Время для выступления каждой команды – 5 мин. Наставник: Благодарю всех за прекрасное выступление. Оцените сложность данной задачи по 5 балльной системе Наставник: Дорогие друзья, мы познакомились с методами шифрования, которые уже есть, а теперь настало время … Ответы: придумать свой метод шифрования, реализованный с помощью Python Наставник: и тут нам понадобятся знания, каких тем? Ответы: циклы, условного оператора, работа со строкой | |||||||||||
1 | 4 мин | Наставник: Ребята, на слайде цитата американского ученого в области информатики Алан Перлис, нам её зачитает имя обучающегося «Строка — это застывшая структура данных, и повсюду, куда она передается, происходит значительное дублирование процесса. Это идеальное средство для сокрытия информации». Объясните, пожалуйста, про что нам говорит Алан Перлис? | Если сложность возникает с определением смысла цитаты, то можно показать ребятам картинку | ||||||||||
1 | 30 мин | Наставник: Сегодня наша тема – дополните ребята Предполагаемые ответы: строка, работа с ней Наставник: основная цель занятия, как вы думаете какая? Предполагаемые ответы: познакомиться с объектом строка, возможностями обработки строк Наставник: Нам с вами необходимо определить важность данной темы. Предполагаемые ответы: так как ни одно приложение не обходится без символов Наставник: какие вы у меня молодцы, и все вы знаете. У меня есть предложение: А давайте перейдем к рассмотрению темы «Работа со строкой в Python». Наставник рассказывает ребятам основные понятия – строка, сравнение строк, конкатенация строк, дублирование строк, срез строк, подстрока, таблица кодировки при помощи ребят. Например, наставник задает вопрос «А как Вы считаете, что в Python является строкой», «Что в Вашем понимание есть дублирование», «Как Вы понимаете слово конкатенация» и тд. В качестве закрепления наставник предлагает решить задачи Наставник: Друзья не забывайте оценивать сложность при решении задач | |||||||||||
1 | 5 мин | Наставник: Ребята, решая задачу «Количество слов» каждый из вас использовал свой способ, давайте поделимся с друзьями, и поможем тем, кто не справился с задачей. Работа в парах (соседи по парте) под руководством наставника. Рефлексия (см.ниже) | |||||||||||
2 | 20 мин | Наставник: Возвращаемся к задаче «Количество слов», нас просили решить эту задачу с использованием метода count(), но как? Рассмотреть все методы нам поможет видеолекция https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17316099684323429072&from=tabbar&reqid=1653900654851979-7262516769868858726-vla1-4704-vla-l7-balancer-8080-BAL-8928&suggest_reqid=576512712157106886026430025995611&text=видеолекция+по+теме+методы+работа+со+строками+в+пайтон. Пожалуйста, внимательно прослушайте видеолекцию, сделайте необходимые записи в тетрадь по образцу, индивидуальная работа. Под руководством наставника. Пример таблицы «Методы строк, если S – строка»
| Если дети устали после уроков в школе, то наставник демонстрирует видеолекцию, делает акцент на моментах показа, которые нуждаются в комментариях, организует запись в тетрадь | ||||||||||
1 | 5 мин | Рефлексия (см.ниже) | |||||||||||
2 | 5 мин | Наставник: Пришло время решить задачу «Количество слов», используя метод count() . После решения задачи Наставник: Давайте сделаем вывод: Назовем плюсы использования методов, бывают ли минусы использования методов? | |||||||||||
2 | 1 ч. 19 мин | Наставник: Предлагаю, решить еще 8 задачи | Самим моделировать задачи, начинать составлять задачу может наставник. Примерная задача: Дан стих Александра Сергеевича Пушкина: Воды глубокие Замените слово «Тихо» на «Хорошо» | ||||||||||
2 | 6 мин | Наставник: Наконец-то у нас теперь есть возможность придумать свой уникальный метод шифрования. Рефлексия(см.ниже) | |||||||||||
3 | 5 мин | Наставник: Описание проблемы: Всем известно, что тема «Хищение электронного перевода» очень острая. Перевод осуществляется мгновенно, но и мгновенно происходит хищение переведенных средств, из-за того, что преступники могут перехватить данные участника перевода. Надо защитить электронные переводы от краж Почему проблема возникла, так как растет сам рынок безналичных платежей и переводов, низкая финансовая грамотность, доверчивость граждан, невнимательность, преступники хотят легких денег. Кто заинтересован в решении проблемы: человечество Если проблему игнорировать, то произойдет усиление краж и воровства, у преступников будет больше возможности узнать конфидициальную информацию о других пользователях (переписка в социальной сети). | |||||||||||
3 | 1ч.20 мин | Предполагаемые действия ребят: Ребята понимают, что необходимо, чтобы разобраться с данной проблемой, надо ответить на вопросы, используя возможности интернет: Что такое электронный перевод денег? Как сделать электронный перевод? Лучший способ перевода денег? После изучения нужной информации, ребята в команде приходят к выводу, что недостаток электронных переводов – открытость сведений о получателе средств. Задача - реализовать шифрование данных получателя в Python. Обучающиеся продумывают варианты решения проблемы | |||||||||||
3 | 5 мин | Наставник: Настал этап рефлексии «ОСТРОВА» Наставник: На доске о. Все получилось, о. Непонимания, о. Тревоги, о. Класс, о. Недоумения, о. Воодушевления, о. Надо поработать, о. Наслаждения, о. Недоразумения. Большая просьба к вам – отметьте маркером остров на карте, на котором вы сейчас сознательно, нарисуйте кораблик, на котором вы плывете к какому-то острову - душевное и эмоционально-чувственное ваше состояние. |
Приложение1
| ФИ питониста____________________________ | |
| Задание | Сложность (1-5) |
1 |
| |
2 | Работа в команде | |
3 | Решение задачи | |
| Делаем срезы | |
| Количество слов без метода | |
| Количество слов с методом | |
4 | Видеолекция | |
5 | Записи в тетрадь | |
Карта и приложение в конце каждого занятия помогут наставнику выяснить, как изменялось состояние ребят от занятия к занятию.
Потенциально проблемные ситуации
Что может пойти не так | Что с этим можно сделать |
1. В группе будет сложность в понимании, что строка - неизменяемый объект | Вместе с детьми решить задачу: Дана строка, заменить все символы ‘o’ на символ ‘a’, при условии, что символ ‘e’ есть в строке. |
2. При прослушивании видеолекции обучающимся не понятен принцип работы какого-либо метода | Устроить игру снежный ком, когда наставник или обучающийся бросает снежок своим однокурсникам, и задает теоретический вопрос по теме «Строки, методы». Поймал снежок, отвечай на вопрос, тот, кто ответил, теперь может задать свой теоретический вопрос по теме урока и может бросить снежок – вопрос своему однокурснику. Примерные вопросы: Строка – это Срез строки – это … В строке d = ‘Информатика’ необходимо подсчитать количество символа а, какой метод необходимо применить? В строке d = ‘Информатика’ необходимо заменить символ к, на ц, какой метод необходимо применить? |
3. При нахождении информации обнаруживается, что скорость Интернета низкая | Наставник задает детям квест по расшифровки сообщения Примерные вопросы: ребус, темница, лабиринт и др |
4.Обучающийся пришел на занятие после болезни, темы которые были пройдены, он не знает | Наставник направляет ребенка на самостоятельное изучение, сервис http://pythontutor.ru/ под постоянным контролем наставника, в то время, когда ребята начинают самостоятельно прорешивать задачи по теме «Строки» |
5.Обучающийся не желает работать в команде над проектом | Наставник должен рассказать и доказать, насколько значимо, когда ребята осуществляют работу в едином звене |