Статься на тему «Работаем по-новому»
Работаем по-новому
Слово ФГОС постепенно вошло в нашу жизнь и стало привычным. В этом году будет второй выпуск ребят из начальной школы, которые учились по новым стандартам.
В начальном звене нашей школы в основном учителя, которые имеют педагогический стаж более 30 лет. Новый подход к обучению (на первое место выходят субъектно-субъектные отношения, ученик ставится на одну ступень с учителем) заставил нас перестроить себя и стиль своей работы. Поверьте, проработав много лет, очень сложно это было сделать! Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов потребовали от учителя и обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям. Сложность заключалась ещё в том, что оценка образовательных результатов учащихся организуется сегодня по принципу интеграции, когда оцениваются не только и не столько предметные результаты образования, сколько совокупность личностных достижений учащегося, основанных на владении им универсальными учебными действиями (УУД), связанных с его духовно-нравственным развитием.
Сегодня УУД придаётся огромное значение. В широком смысле – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Эти навыки наши учителя в начальных классах закладывают на всех уроках. Чтобы проверить сформированность конкретных УУД проводятся наблюдения и диагностика. Баллы, полученные учеником, для учителя и родителей являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Все результаты фиксируются.
Мои коллеги стараются создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. Наши малыши уже с 1 класса участвуют в различных конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня. География этих конкурсов очень широка и разнообразна. Среди наших выпускников нет ни одного ученика, который не принял бы участие хотя бы в одном из предложенных конкурсов, проектов. Как свидетельство этого – портфолио учащихся, копилка их достижений и успехов. Выпускник начальной школы – это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Поэтому роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.
Сейчас мы работаем в режиме активного анализа результатов, увеличиваем научно-методическую базу. Обязательное условие для хорошего педагога – это постоянное совершенствование, получение нового опыта и новых знаний.
Недавно в нашей школе прошёл семинар по теме: «Учёт личностных достижений учащихся по ФГОС». На нём обсуждались вопросы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта. Опытом работы поделились учителя начальных классов: Волкова Т.П., Кейс Л.П., Левченко Г.П. Это мероприятие, я считаю, имеет огромное значение в период введения ФГОС основной школы. Ведь формирование метапредметных компетенций - процесс длительный. Он не заканчивается в начальной школе, а только начинается. Без сотрудничества с учителями-предметниками сформировать метапредметность будет невозможно. Также огромную роль имеет сотрудничество школы и семьи. Оно является базовой основой для решения проблем связанных с обучением ребёнка. Ведь без эффективного взаимодействия педагогического работника с родителями нельзя говорить об эффективности обучения ребёнка! В нашей школе созданы все условия для демонстрации родителям результатов новых образовательных стандартов. Учителями начальных классов разработан буклет, где родители могут не только познакомиться с нашими достижениями в реализации ФГОС НОО за I полугодие, но и найти нужную информацию и советы.
В своей работе учителя МО начальных классов активно используют утверждение древних греков: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».
Г.П. Левченко, руководитель ШМО начальных классов
МБОУ «Алтайская СОШ»