Статья на тему «Групповая работа на уроках»
РАБОТА В ГРУППЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Метод "Мозгового штурма"
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
– возрастает сплочённость класса;
– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Одной из методик групповой работы является «Метод мозгового штурма»:
Изобретателем метода мозгового штурма является Алекс Осборн, автор нескольких книг, посвящ.нных рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где впервые описал принцип мозгового штурма. Технология мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Сущность мозгового штурма заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов". Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.
Мозговой штурм - это:
• новаторский метод решения проблем;
• максимум идей за короткий отрезок времени;
• расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
• отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
Разновидности метода «Мозговой штурм»
1. Синектика – объединение разнородных элементов.
Синектика предусматривает применение четырех приемов:
• Прямая аналогия –«Подумайте ,как решается задача, похожая на данную».
• Личная симпатия или эмпатия –
«Попробуйте войти в образ данного в задаче
объекта и рассуждайте с его точки зрения».
• Символическая аналогия-
«Дайте в двух словах образное определение сути задачи»
• Прием фантазирования – «Представьте, как бы вы эту задачу решили,
если бы были сказочными героями»
2. Метод фокального объекта
• признаки несколько случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания) объект, в результате получается необычное сочетание.
3. Морфологический анализ
• выявление всех возможных вариантов решения данной проблемы, которые могут быть упущены при простом переборе вариантов.
4. Системный анализ- (системное мышление ,или многоэкранное мышление –
автор Г.С.Альтшуллер). Творческое мышление многоэкранно, оно не замыкается на
рассматриваемых объектах.
Методика проведения мозгового штурма содержит всего четыре шага:
1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
Выводы (рефлексия).
Метод мозгового штурма эффективен:
• при решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные.
• когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
• везде, где нужно получить много идей за короткое время.
Методика мозгового штурма универсальна. Данная технология, направленная на генерирование идей по решению проблемы, основана на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность учащихся.