Статья на тему «Новое или хорошо забытое старое? (о домашнем задании по астрономии)»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике» автор учитель физики МБОУ «Средняя школа №30» г. Дзержинск Нижегородской области Борцова Елена Владимировна
Новое или хорошо забытое старое?
( о домашнем задании по астрономии)
.
Урок астрономии в современной школе имеет ряд особенностей, поскольку изучается астрономия в 10 или 11 классах в соответствии с ФГОС среднего общего образования. Дети имеют отрывочные несистематизированные знания, которые получили на уроках физики, естествознания, окружающего мира, из средств массовой информации, интернет ресурсов. Но содержание предмета отличается актуальностью и познавательностью. Современные технические средства, обеспечивающие наглядность и интерактивность с изменением параметров, дают возможность развития метапредметных умений учащихся, работающих на самообразование детей. Поскольку в 10, а еще более в 11 классах, выпускники уже определились с перспективами обучения, есть вероятность потерять интерес учащихся, что ведет к необходимости определения максимума и минимума знаний по астрономии. Все эти особенности необходимо учитывать при построении современного урока астрономии. Это с одной стороны. С другой стороны изменившаяся концепция урока делает ученика активным звеном, а учителя- направляющей силой. А сам урок нацелен на развитие ребенка. Значит он должен содержать ту информацию, которая будет для детей важной и практически значимой, а сам процесс получения знаний- интересным и успешным. Деятельность детей можно построить на клиповости мышления современного поколения выпускников с учетом академичности знаний и умений преподавателей.
Между поколением учеников и учителей есть тот разрыв, который надо сгладить, используя плюсы старшего поколения, вплести их в особенности современных детей, нивелировать их, поставить на службу. А это значит, научить учиться, показать, как надо учиться, указать ценностные ориентиры, снизить конфликтность поколения, модернизировать его. Как эту проблему решить? Развивать мышление с помощью ярких образных формулировок, наглядности, совершенствовать смысловое чтение и учить анализировать прочитанное, составлять когнитивные карты, организовывать дискуссии, дебаты, беседы, направленные на развитие общительности, мозговые штурмы, парады парадоксов, выбирать оптимальный материал для уроков, продумывать групповую, проектную и исследовательскую деятельность ребят на уроке и во внеурочной деятельности.
С одной стороны общеизвестный факт, что современные дети в большинстве не любят делать домашние задания. А значит, надо создать такую ситуацию на уроке и при выполнении домашних заданий, чтобы они захотели его сделать. Это возможно, если , во- первых, создать ситуацию успеха, а , с другой стороны, учесть интересы и увлечения учащихся. В этом могут помочь накопительная система оценки, а также дифференциация заданий.
Учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках и при подготовке домашних заданий такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Можно предложить выпускникам пройти
анкета ДЗ
DOCX / 21.51 Кб
/data/files/s1644258844.docx (анкета ДЗ)анкетирование по видам домашнего задания, предлагаемого на уроках астрономии.
(
итоги анкетирования по ДЗ
DOCX / 21.98 Кб
/data/files/l1644258893.docx (итоги анкетирования по ДЗ)Итоги анкетирования по домашнему заданию).
Проводится данное тестирование с целью определения тех видов и типов заданий, которые будут им интересны в предпочтительной для ребят форме представления.
Использую следующую оценочную шкалу одинаковую для всех домашних заданий, предложенную на КПК « Конструктор уроков астрономии (ФГОС СОО)» автора Алексеевой Е.В.:
4-7 баллов: оценка «3»
8-11 баллов: оценка «4»
12-15 баллов – оценка «5»
16 и более баллов: оценка «5/5»
Задания домашней работы подбираются таким образом, чтобы общее число баллов за все задания домашней работы превышало 16 .
Баллы, выставленные за задание, должны соответствовать сложности задания, потраченному на его выполнение времени, качеству выполнения и представления (например, для творческого задания) Часть выполненного задания тоже оценивается, но неполным количеством баллов.
Ученик не должен решать всё, ему предоставляется выбор из нескольких заданий разного уровня сложности и разного содержания. Главное- набрать достаточное число баллов. Такой формат домашнего задания подходит для учеников с разными уровнем обучения, интересами и возможностями. Ниже привожу пример одного из домашних заданий по теме «Созвездия».
Пример домашнего задания к уроку по теме «Созвездия»:
Звёздный пазл (2 балла): В этом созвездии много горячих и ярких звёзд, а также большое количество переменных звёзд. Самые яркие звёзды
— бело-голубой гигант, название которой переводится как «нога», и красный сверхгигант. Астеризм Сноп (или Бабочка), определяющий
характерную форму созвездия, включает шесть видимых невооружённым взглядом звёзд. В созвездии расположена видимая невооружённым глазом туманность с одноимённым названием. Какое это созвездие?
Созвездие Возничего
Созвездие Большого Пса
Созвездие Льва
Созвездие Тельца
Созвездие Рыси
Созвездие Ориона
Созвездие Близнецов
Созвездие Девы
Луна в созвездии (5 баллов): 2 декабря Луна была в фазе полнолуния, новолуния, солнечного затмения, лунного затмения. С помощью таблицы определите, в каком созвездии находилась Луна. Ответ объясните!
Название зодиакального созвездия |
Даты пребывания Солнца в созвездии |
Овен |
19 апреля — 13 мая |
Телец |
14 мая — 19 июня |
Близнецы |
20 июня — 20 июля |
Рак |
21 июля — 9 августа |
Лев |
10 августа — 15 сентября |
Дева |
16 сентября — 30 октября |
Весы |
31 октября — 22 ноября |
Скорпион |
23 ноября — 29 ноября |
Змееносец |
30 ноября — 17 декабря |
Стрелец |
18 декабря — 19 января |
Козерог |
20 января — 15 февраля |
Водолей |
16 февраля — 11 марта |
Рыбы |
12 марта — 18 апреля |
Рассказать про созвездия, где есть люди (герои мифов), мифические существа , предметы/устройства :
Изложить историю названия созвездия; Определить координаты границ и площадь созвездия;
Перечислить объекты в созвездии (звёзды, туманности, галактики, метеорные потоки, навигационные звёзды);
Назвать число звёзд, видимых невооружённым глазом (если есть);
Назвать ярчайшие звёзды (если нет, определить звезду с максимальным блеском), охарактеризовать одну звезду (расстояние до неё, размер, масса, температура, спектральный класс, светимость, особенности); Охарактеризовать интересные /особенные объекты созвездия. Задание можно делать по группам (2-3 человека), тогда итогом работы должен быть продукт (презентация, инфографика, плакат, видеоролик). Полностью выполненное задание оценивается в 12 баллов (по 2 балла за каждый пункт).
Найти несколько созвездий с историями «перекраивания неба», с анахронизмами. Написать краткую историю про одно из таких созвездий. Задание оценивается в 5 баллов.
Пример ответа ученика:
Астеризм ( 4 балла) . Какие звезды каких созвездий составляют астеризм Зимний треугольник? Каковы условия видимости этого астеризма?
Звёздный пазл (8/12 баллов): Придумайте задание, подобное вопросу «Звездный пазл»:
Задание выполняется индивидуально!
Опишите созвездие, не называя его и указывая его особенные характеристики. Следите за тем, чтобы ответ был однозначен и не так прост, но достаточно очевидным.
Напишите ответ и объяснение по каждому пункту описания.
Прикрепите к заданию изображения реального участка неба с этим созвездием и фрагмента звёздной карты с ним с выделенным астеризмом.
По желанию можно создать интерактивное задание на сайте https://learningapps.org/ (используйте общий аккаунт, пришлите ссылку учителю). В этом случае за задание – 12 баллов
Пример ответа ученика: https://learningapps.org/21607397
Работа со звездной картой (задание оценивается в 6 баллов (по 2 балла каждое задание)
Найдите на звёздной карте самое большое и самое маленькое по площади созвездие. Видны ли они на широте вашего населённого пункта?
• Найдите на звёздной карте созвездие с самым большим числом ярких звёзд и самым большим числом звёзд, доступных невооружённому глазу (до 5,5 звёздной величины).
• Какое из зодиакальных созвездий содержит наибольшее число ярких звёзд (вариант: наибольшее число слабых звёзд)? Когда в нём бывает Солнце?
• В каком из перечисленных ниже созвездий слабые звёзды расположены «теснее» всего, то есть их число в расчёте на один квадратный градус площади неба наиболее высокое?
Контурные карты звездного неба. Используя контурные карты (блог Ф. Шарова), нанести на них максимально возможное количество созвездий осеннего неба. Задание оценивается в 10 баллов.
http://blog.astronomypage.ru/category/astronomiya/karty-atlasy/konturnye-karty/ - контурные карты (блог Ф. Шарова)
Многообразие домашних заданий зависит не только от заинтересованности учащихся, но и от фантазии учителя. Даже традиционные задания можно придать такую форму, которая будет интересна выпускникам. Например, при изучении темы «Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел» предложить придумать способ определения остроты зрения для глухонемых, используя метод параллакса. Или при изучении темы «Годичное движение Солнца. Эклиптика» сформулировать здание следующим образом:
Таким образом, среди навыков, получаемых учащимися, можно отметить осознанное чтение и анализ текста, анализирование табличных данных и их использование для решения вычислительных задач, практические работы с применением симуляторов явлений и реальных данных астрономических наблюдений, высказывание собственных мнений и оценок астрономических открытий, нахождение астрономических ошибок, решение тестовых заданий в оценкой результатов и без, нахождение информации в интернет- ресурсах и умение их оценивать, поиск связи астрономических явлений с жизненными ситуациями и т.д. Многое из предложенного и ранее использовалось домашних заданиях. Поменялась лишь форма подачи материала, способы представления результатов деятельности, появилась многозадачность и другие «фишки» современного образования.
Так что же это: новое или хорошо забытое старое?
Кроме указанных выше ссылок была использована литература:
https://rosuchebnik.ru/material/astronomiya-11-klass-rabochaya-programma/ рабочая программа по астрономии Страут Е.К.
Кондакова Е.В. Поурочные методические рекомендации:
http://spheres.prosv.ru/physics/method/astronomiya_PMR_10-11.pdf
Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова- Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»-М.: Дрофа, 2018
Засов, А. В. Астрономия. 10—11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 47
Материалы КПК «Конструктор уроков астрономии» (Фоксфорд) автор Алексеева Е.В.
https://db.chgk.info/ - вопросы игры Что? Где? Когда?
6
Панов Егор Игоревич
Елена