12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена2580
Опыт педагогической деятельности 27 лет. 12 лет работала заместителем директора по учебной работе. Работу свою люблю.Получаю огромное удовольствие от общения с детьми. Считаю физику самым важным и нужным предметом в жизни.
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Опыт применения современных методик и инноваций в психологии и педагогике» автор учитель физики МБОУ «Средняя школа №30» г. Дзержинск Нижегородской области Борцова Елена Владимировна

 

Новое или хорошо забытое старое?

( о домашнем задании по астрономии)

.

Урок астрономии в современной школе имеет ряд особенностей, поскольку изучается астрономия в 10 или 11 классах в соответствии с ФГОС среднего общего образования. Дети имеют отрывочные несистематизированные знания, которые получили на уроках физики, естествознания, окружающего мира, из средств массовой информации, интернет ресурсов. Но содержание предмета отличается актуальностью и познавательностью. Современные технические средства, обеспечивающие наглядность и интерактивность с изменением параметров, дают возможность развития метапредметных умений учащихся, работающих на самообразование детей. Поскольку в 10, а еще более в 11 классах, выпускники уже определились с перспективами обучения, есть вероятность потерять интерес учащихся, что ведет к необходимости определения максимума и минимума знаний по астрономии. Все эти особенности необходимо учитывать при построении современного урока астрономии. Это с одной стороны. С другой стороны изменившаяся концепция урока делает ученика активным звеном, а учителя- направляющей силой. А сам урок нацелен на развитие ребенка. Значит он должен содержать ту информацию, которая будет для детей важной и практически значимой, а сам процесс получения знаний- интересным и успешным. Деятельность детей можно построить на клиповости мышления современного поколения выпускников с учетом академичности знаний и умений преподавателей.

Между поколением учеников и учителей есть тот разрыв, который надо сгладить, используя плюсы старшего поколения, вплести их в особенности современных детей, нивелировать их, поставить на службу. А это значит, научить учиться, показать, как надо учиться, указать ценностные ориентиры, снизить конфликтность поколения, модернизировать его. Как эту проблему решить? Развивать мышление с помощью ярких образных формулировок, наглядности, совершенствовать смысловое чтение и учить анализировать прочитанное, составлять когнитивные карты, организовывать дискуссии, дебаты, беседы, направленные на развитие общительности, мозговые штурмы, парады парадоксов, выбирать оптимальный материал для уроков, продумывать групповую, проектную и исследовательскую деятельность ребят на уроке и во внеурочной деятельности.

С одной стороны общеизвестный факт, что современные дети в большинстве не любят делать домашние задания. А значит, надо создать такую ситуацию на уроке и при выполнении домашних заданий, чтобы они захотели его сделать. Это возможно, если , во- первых, создать ситуацию успеха, а , с другой стороны, учесть интересы и увлечения учащихся. В этом могут помочь накопительная система оценки, а также дифференциация заданий.

Учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках и при подготовке домашних заданий такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Можно предложить выпускникам пройти 


анкета ДЗ
DOCX / 21.51 Кб

/data/files/s1644258844.docx (анкета ДЗ)анкетирование по видам домашнего задания, предлагаемого на уроках астрономии.

(


итоги анкетирования по ДЗ
DOCX / 21.98 Кб

/data/files/l1644258893.docx (итоги анкетирования по ДЗ)Итоги анкетирования по домашнему заданию).

Проводится данное тестирование с целью определения тех видов и типов заданий, которые будут им интересны в предпочтительной для ребят форме представления.

Использую следующую оценочную шкалу одинаковую для всех домашних заданий, предложенную на КПК « Конструктор уроков астрономии (ФГОС СОО)» автора Алексеевой Е.В.:

4-7 баллов: оценка «3»

8-11 баллов: оценка «4»

12-15 баллов – оценка «5»

16 и более баллов: оценка «5/5»

Задания домашней работы подбираются таким образом, чтобы общее число баллов за все задания домашней работы превышало 16 .

Баллы, выставленные за задание, должны соответствовать сложности задания, потраченному на его выполнение времени, качеству выполнения и представления (например, для творческого задания) Часть выполненного задания тоже оценивается, но неполным количеством баллов.

Ученик не должен решать всё, ему предоставляется выбор из нескольких заданий разного уровня сложности и разного содержания. Главное- набрать достаточное число баллов. Такой формат домашнего задания подходит для учеников с разными уровнем обучения, интересами и возможностями. Ниже привожу пример одного из домашних заданий по теме «Созвездия».

Пример домашнего задания к уроку по теме «Созвездия»:

Звёздный пазл (2 балла): В этом созвездии много горячих и ярких звёзд, а также большое количество переменных звёзд. Самые яркие звёзды

бело-голубой гигант, название которой переводится как «нога», и красный сверхгигант. Астеризм Сноп (или Бабочка), определяющий

характерную форму созвездия, включает шесть видимых невооружённым взглядом звёзд. В созвездии расположена видимая невооружённым глазом туманность с одноимённым названием. Какое это созвездие?

Созвездие Возничего

Созвездие Большого Пса

Созвездие Льва

Созвездие Тельца

Созвездие Рыси

Созвездие Ориона

Созвездие Близнецов

Созвездие Девы

Луна в созвездии (5 баллов): 2 декабря Луна была в фазе полнолуния, новолуния, солнечного затмения, лунного затмения. С помощью таблицы определите, в каком созвездии находилась Луна. Ответ объясните!

Название зодиакального созвездия

Даты пребывания Солнца в созвездии

Овен

19 апреля — 13 мая

Телец

14 мая — 19 июня

Близнецы

20 июня — 20 июля

Рак

21 июля — 9 августа

Лев

10 августа — 15 сентября

Дева

16 сентября — 30 октября

Весы

31 октября — 22 ноября

Скорпион

23 ноября — 29 ноября

Змееносец

30 ноября — 17 декабря

Стрелец

18 декабря — 19 января

Козерог

20 января — 15 февраля

Водолей

16 февраля — 11 марта

Рыбы

12 марта — 18 апреля


 

Рассказать про созвездия, где есть люди (герои мифов), мифические существа , предметы/устройства :

Изложить историю названия созвездия; Определить координаты границ и площадь созвездия;

Перечислить объекты в созвездии (звёзды, туманности, галактики, метеорные потоки, навигационные звёзды);

Назвать число звёзд, видимых невооружённым глазом (если есть);

Назвать ярчайшие звёзды (если нет, определить звезду с максимальным блеском), охарактеризовать одну звезду (расстояние до неё, размер, масса, температура, спектральный класс, светимость, особенности); Охарактеризовать интересные /особенные объекты созвездия. Задание можно делать по группам (2-3 человека), тогда итогом работы должен быть продукт (презентация, инфографика, плакат, видеоролик). Полностью выполненное задание оценивается в 12 баллов (по 2 балла за каждый пункт).

Найти несколько созвездий с историями «перекраивания неба», с анахронизмами. Написать краткую историю про одно из таких созвездий. Задание оценивается в 5 баллов.

Пример ответа ученика:

t1644258739aa.gif

Астеризм ( 4 балла) . Какие звезды каких созвездий составляют астеризм Зимний треугольник? Каковы условия видимости этого астеризма?

Звёздный пазл (8/12 баллов): Придумайте задание, подобное вопросу «Звездный пазл»:

Задание выполняется индивидуально!

Опишите созвездие, не называя его и указывая его особенные характеристики. Следите за тем, чтобы ответ был однозначен и не так прост, но достаточно очевидным.

Напишите ответ и объяснение по каждому пункту описания.

Прикрепите к заданию изображения реального участка неба с этим созвездием и фрагмента звёздной карты с ним с выделенным астеризмом.

По желанию можно создать интерактивное задание на сайте https://learningapps.org/ (используйте общий аккаунт, пришлите ссылку учителю). В этом случае за задание – 12 баллов

Пример ответа ученика: https://learningapps.org/21607397

Работа со звездной картой (задание оценивается в 6 баллов (по 2 балла каждое задание)

Найдите на звёздной карте самое большое и самое маленькое по площади созвездие. Видны ли они на широте вашего населённого пункта?

Найдите на звёздной карте созвездие с самым большим числом ярких звёзд и самым большим числом звёзд, доступных невооружённому глазу (до 5,5 звёздной величины).

Какое из зодиакальных созвездий содержит наибольшее число ярких звёзд (вариант: наибольшее число слабых звёзд)? Когда в нём бывает Солнце?

В каком из перечисленных ниже созвездий слабые звёзды расположены «теснее» всего, то есть их число в расчёте на один квадратный градус площади неба наиболее высокое?

Контурные карты звездного неба. Используя контурные карты (блог Ф. Шарова), нанести на них максимально возможное количество созвездий осеннего неба. Задание оценивается в 10 баллов.

http://blog.astronomypage.ru/category/astronomiya/karty-atlasy/konturnye-karty/ - контурные карты (блог Ф. Шарова)

Многообразие домашних заданий зависит не только от заинтересованности учащихся, но и от фантазии учителя. Даже традиционные задания можно придать такую форму, которая будет интересна выпускникам. Например, при изучении темы «Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел» предложить придумать способ определения остроты зрения для глухонемых, используя метод параллакса. Или при изучении темы «Годичное движение Солнца. Эклиптика» сформулировать здание следующим образом:

t1644258739ab.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, среди навыков, получаемых учащимися, можно отметить осознанное чтение и анализ текста, анализирование табличных данных и их использование для решения вычислительных задач, практические работы с применением симуляторов явлений и реальных данных астрономических наблюдений, высказывание собственных мнений и оценок астрономических открытий, нахождение астрономических ошибок, решение тестовых заданий в оценкой результатов и без, нахождение информации в интернет- ресурсах и умение их оценивать, поиск связи астрономических явлений с жизненными ситуациями и т.д. Многое из предложенного и ранее использовалось домашних заданиях. Поменялась лишь форма подачи материала, способы представления результатов деятельности, появилась многозадачность и другие «фишки» современного образования.

Так что же это: новое или хорошо забытое старое?

Кроме указанных выше ссылок была использована литература:

https://rosuchebnik.ru/material/astronomiya-11-klass-rabochaya-programma/ рабочая программа по астрономии Страут Е.К.

Кондакова Е.В. Поурочные методические рекомендации:

http://spheres.prosv.ru/physics/method/astronomiya_PMR_10-11.pdf

Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова- Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»-М.: Дрофа, 2018

Засов, А. В. Астрономия. 10—11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 47

Материалы КПК «Конструктор уроков астрономии» (Фоксфорд) автор Алексеева Е.В.

https://db.chgk.info/ - вопросы игры Что? Где? Когда?


 


 


 


 

 

6

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Панов Егор Игоревич, 08.02.22 в 03:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный опыт, особенно понравилось задание для любителей фотографий, попробую дать своим студентам, как раз сейчас с 1 курсом изучаем Астрономию!
Елена, 08.02.22 в 14:11 0Ответить Пожаловаться
Благодарю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.