Статья на тему «Работать по-новому в новых условиях»
Работать по-новому в новых условиях
(из опыта работы школы)
Выступление заместителя директора
по учебно – воспитательной работе
Руководителю школы недостаточно быть «просвещенным правителем», чтобы обеспечить положительные изменения в коллективе педагогов и, следовательно, среди учащихся. Необходимо предпринимать определенные действия, чтобы педагоги школы захотели работать по-новому. Появлению жажды способствует съеденная соль. Как пробудить эту жажду в коллективе учителей, учащихся и родителей? Сначала следует выяснить, что являет собой положение дел в школе. Как она выглядит на фоне города, региона, страны? Что стоит изменить? Какими будут последствия этих изменений?
Как же управлять учреждением образования, чтобы оно стало успешным и востребованным? Какую порцию соли надо съесть коллективу, чтобы наступило ясное понимание своих возможностей и как заставить людей добиться невозможного?
2014 год коренным образом изменил всю нашу жизнь, всю систему образования.
Как организовать работу в новых условиях? Главное –сформировать позитивный имидж школы.
ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ РЕШИТЬ РЯД ЗАДАЧ:
повышать привлекательность ОУ, первую очередь, для родителей,
учащихся и педагогов;
повышать уровень организационной культуры;
способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе.
Мы начали с анализа наших оставшихся ресурсов и оценки наших способностей и возможностей.
До 2014 года в школе обучалось более 300 учащихся, 1 октября 2014 года мы начали с 80 учащимися.
На конец 2014 года качество составляло 48%, на конец первого семестра 2014-15 учебного года составило 35%.
Количество отличников сократилось с 22 до одного.
Вся работа была направлена на организацию экономического профиля, в таком же направлении велась и допрофильная подготовка. Отсюда и довольно высокие показатели по предмету «Экономика», победы в олимпиадах не только городских, но и областных этапов, поступление выпускников в вузы экономического направления, распределение часов из вариативной части с приоритетом на математику, информатику. И это позволило создать определённое мнение о школе. Но с уходом учителя экономики встал вопрос о профилизации, изменении учебного плана, изменении акцентов и направлений деятельности школы. Как и на что делать акцент в работе? Как сохранить лицо школы? Администрация совместно с педагогическим коллективом проанализировала все факторы: образовательный уровень оставшихся учащихся ниже среднего, уровень внимания и заинтересованности родителей в его повышении крайне низкий, оставшиеся дети живут в неполных или асоциальных семьях – следовательно, рассчитывать на получение положительных результатов в направлении качественных результатов обучения нам не приходилось. Администрация школы пришла к выводу, что это полный провал. Начали искать ресурсы, определять наши возможности. Во –первых, и это самое главное, в школе остался сплочённый педагогический коллектив, готовый и способный работать, не изменилось руководство школы.
Поэтому, учтя все факторы, перед педагогическим коллективом были поставлены задачи, где залогом успеха мог стать только сплочённый коллектив:
1 задача - Повышение качества образования
2- рост профессионального мастерства
3 - Успешное продвижение инноваций
4. Популяризация образовательных услуг
5. Повышение в рейтинге привлекательности
Для их реализации была разработана ПРОГРАММА развития школы, где определены направления работы, по которым мы можем добиться результатов : совершенствование учебно – воспитательного процесса через реализация подпрограмм: «Познайка»(адаптация первоклассников к школе), «Одарённые дети»(создание системы интеллектуального развития обучающихся), «Успех ученика – успех учителя»(повышение качества образования), «Методическая лаборатория»(повышение уровня профессиональной компетентности педагогов), «Патриот»(воспитание патриота, защитника Отечества). Итак, повышение профессионализма учителей, организации исследовательской работы и организации военно – патриотической работы - это те направления, которые могли нам принести положительные результаты и создать новый образ школы в новых исторических условиях.
. Исходя из задач, принятых программ определили миссию школы: «Все дети умеют учиться, если школа умеет учить!»
В чём мы видим путь к успеху?
1. Создание комфортной психологической среды в целом.
2. Демократизация взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса.
3. Приобщение участников учебно-воспитательного процесса к управлению. 4. Проектирование управленческой деятельности.
5. Гибкое взаимодействие в педагогическом коллективе.
6. Оптимальное решение педагогических противоречий.
7. Интегрированность школьной среды.
Первое, и самое главное в работе администрации по повышению качества образования , заключается в повышении качества работы педагогов. Администрация чётко должна понимать и заботиться о том, чтобы учитель, требующий от детей любить знание, и сам не был в стороне от этого требования, стремился к самообразованию, творческому росту. В школе не должно быть равнодушных людей. Педагогический труд не терпит шаблона, требует от учителя постоянного поиска и неординарного мышления. Профессионализм руководителя и администрации в том и заключается, чтобы предложить такие формы и содержание деятельности по повышению профессионализма, которые будут приняты педагогами. В нашей школе мы сделали упор на организацию методической работы, т.к. надо было дать методическую поддержку педагогам в условиях формирования новых Государственных стандартов образования, новых программ и учебников. И это напрямую влияло на качество образования и результаты всего учебного – воспитательного процесса. Современное управление методической работой – это процесс целенаправленного управленческого взаимодействия сторон, где каждый выступает как в роли субъекта, так и в роли объекта. Виды управленческого взаимодействия: распорядительно - организующий, исполнительно-регулирующий, взаимосогласованный. Такое взаимодействие, когда каждый участник учебно – воспитательного процесса становится и объектом, и субъектом, даёт положительные результаты. Часть полномочий мы делегировали учителям: руководство семинарами, творческими группами, организация работы МАН, проведение предметных месячников, взаимоконтроль базовых знаний, документации.
Значительная часть наших учителей постоянно приобщается к новейшим достижениям педагогической науки, ведет активный поиск эффективных форм и методов обучения. Это способствует укреплению их имиджа, росту педагогического мастерства. А администрация школы только личным примером, по моему мнению, может добиться успеха в коллективе. За прошлый и нынешний учебный год замдиректора. – 49 вебинаров, 26 публикаций, победы в конкурсах : победитель 1 степени Международного уровня в номинации "Межпредметные связи в построении современного урока", победитель 1 степени Международного уровня в номинации "Требования ФГОС к уроку в школе", Диплом Лауреата 1 степени Всероссийского педагогического конкурса "Учебная программа педагога в соответствии с ФГОС".
Замдиректора по ВР – 85 вебинаров, 2 публикации, Диплом лауреата Всероссийского педагогического конкурса "Педагогический секреты", приняла участие в международных исследованиях "Интерактивные инструменты в работе учителя", "Идеальный урок", "Профессиональные потребности школьных учителей", прошла тестирование по теме: «Воспитательная работа в школе».
Мы добились определённых результатов, но т.к. школа работает в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг, встал вопрос о грамотном продвижении своего результата работы. С 2010 года в школе создана и работает система эффективной коммуникации с общественными организациями, что значительно помогает повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.
Desteni