12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коршунова Наталья Павловна60
Россия, Санкт-Петербург
0

Статья на тему «Педагогический профессионализм в условиях модернизации образования»

 

Коршунова Наталья Павловна

Педагог высшей категории

Воспитатель ГБДОУ д/с 83, Санкт-Петербург

 

Педагогический профессионализм в условиях модернизации образования

Перед образовательными учреждениями на сегодняшний день стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного учреждения в отдельности. Современное общество меняется, меняются и его приоритеты.

Дошкольный возраст – время закладывания и формирования навыков и умений, переходящих в фундаментальные навыки, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. В современном обществе происходит гуманизация педагогического процесса, который предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям. Источник этого процесса-воспитания ценностного отношения ребенка к самому себе, людям других национальностей и конфессий, родному дому, к малой родине, стране, государству [2].

Патриотическое воспитание в ДОУ можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном обществе, недостаток теоретических и методических разработок.

В русле требований ФГТ духовно-нравственному воспитанию необходимо уделять самое пристальное внимание и опираясь на Концепцию Федеральных государственных образовательных стандартов этот социальный заказ должен реализовываться на начальных ступенях дошкольного образования.

В своей работе я сталкиваюсь с тем, что у детей слабо сформирована способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, к малой родине, государству.

Организация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, осуществляется в основном через систему занятий, игнорируя игровую форму организации деятельности дошкольников. А ведь игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он развивается, познает окружающий мир, взаимоотношения между людьми [7].

В рамках учебной модели воспитатели проводят занятия, которые представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки. Включение игровых методов и приемов, более свободной организации детей сущность учебной модели не меняет.

Повышаются требования, предъявляемые к квалификации воспитателя. В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог – психолог, педагог – исследователь, педагог – технолог.

Не достаточно используются в дошкольных учреждениях информационно - коммуникативные технологии в учебно-образовательном процессе. Часто сами педагоги слабо владеют качественно новыми подходами, формами и средствами, что в современных условиях развития общества не идет на опережающее развитие образовательной системы.

Объективность требует отметить не достаточное обеспечение самих ДОУ современными техническими средствами (интерактивные доски, компьютеры и т. д., которые использовались бы воспитателями работе с детьми.

Реформированием современного образования предъявляются новые требования к педагогическим кадрам. Только квалифицированный профессионал – педагог оказывает положительное влияние на формирование творческих способностей у учеников, добивается лучших результатов в своей деятельности, постоянно обогащает свой интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, творческий потенциал [5].

Педагог – это основной субъект, который призван решать задачи развития образования, выдвигающиеся современными условиями, занимает ключевую позицию в педагогическом процессе.

Современной образовательной ситуацией выдвигаются требования к успешному разрешению многих проблем, среди которых остро стоит проблема развития профессионализма педагога как фактора повышения качества образования.

Специфика теоретико-познавательной ситуации, которая связана с исследованием профессионализма, включает в себя, с одной стороны, профессионализм который является сложным и многофункциональным феноменом, это обуславливается сложностью и многоаспектностью самого феномена профессии, в том числе педагогической; с другой стороны, является предметной спецификой тех научных дисциплин, в рамках которых происходит изучение профессионализма [4].

В связи с чем, сам термин «профессионализм» для одних сфер деятельности – это достаточно устоявшийся термин (например, для рабочих профессий), а для других, является спорным как в понятийном смысле, так и в содержательном.

В рамках педагогической науки термин «профессионализм» - это относительно новое понятие, в связи, с чем является еще не устоявшимся термином.

Таким образом, исходя из анализа учебных пособий по теории и истории педагогики 1960-70-х гг. можно отметить, что термин «профессионализм» не упоминается ни в одной из работ. В связи с чем, следует отметить то, что понятие «профессионализм» в то время не было общепринятым. Основными понятиями были те, которые связаны с раскрытием профессиональных знаний и умений педагога, качеств его личности, выполнением профессиональных функций, в последствии как самостоятельное стало рассматриваться понятие «профессиональное мастерство». В 1980-х гг. ввелись такие понятия, как: «профессиональная направленность», «профессиональная компетентность», «профессиональные качества», «профессиональные ценности».

Исходя из анализа учебных пособий по педагогике 1990-х гг. (Б.Т. Лихачева (1993 г.), П.И. Пидкасистого (1995 г.)) следует отметить, что в них используется термин «профессионализм», но его определение не дается. В учебном пособии «Педагогика» под редакцией В.А. Сластенина (1997 г.) понятие «педагогический профессионализм» становится основополагающим, и рассматриваются такие компоненты профессионализма как профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональное творчество, профессиональные умения, профессиональное мастерство [3].

Исходя из анализа вышеупомянутых источников можно отметить, что, этимология понятия «профессионализм» не нашла своего объяснения в педагогической науке. Понятие «профессионализм» отсутствовал так же и в словарях и справочно-энциклопедических изданиях, в том числе и педагогических. В то время, использовались близкие по смыслу термины: «профессия», «профессиональный», «профессионал». Только в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова давалось определение «профессионализма» как «хорошего владения своей профессией», но данная трактовка, не давала полного представления о сути этого понятия [2].

Анализ психолого-педагогической литературы, исследований по проблеме профессионализма показал [1]:

1. Учеными выделяются 2 понятия: педагогический профессионализм и профессионализм учителя (Л.К. Гребенкина, В.Я. Синенко), но основополагающая масса исследователей чаще всего не различает эти 2 понятия, в связи, с чем отражается на определении сущностных характеристик профессионализма;

2. На сегодняшний день, есть разные точки зрения на вопрос о компонентах профессионализма, в связи, с чем можно выделить 3 подхода: психологический, технологический (процессуальный), комплексный (интегрированный).

Психологическая концепция профессионализма, включает в себя: модели, структуры, компоненты профессионализма, в основу которых положены психологические основания деятельности педагога, которые обеспечивают ее эффективность и оптимальность.

Технологический (деятельностный, процессуальный) подход, является основой профессионализма, он составляет такие аспекты педагогической деятельности, как: уровень владения профессиональными знаниями, умениями, навыками, квалификация, профессиональное мастерство, владение техниками и технологиями, где личностные характеристики, качества, в свою очередь, играют роль сопровождения деятельности.

Комплексный (интегративный) подход – объединяет элементы деятельности и личности педагога как равнозначные компоненты профессионализма.

3. Происходит доминирование акмеологического подхода направленного на определение профессионализма, который включает в себя профессионализм деятельности и профессионализм личности, находящиеся в диалектическом единстве.

4. Профессионализм рассматривается как динамическая структура, который выделяет различные уровни профессионализма (до профессионализм, профессионализм и супер профессионализм и т.д.)

5. Подходы, направленные на определение критериев и показателей профессионализма, являются неоднозначными.

6. Используются как равнозначные, синонимичные понятия: «профессионализм», «компетентность», «мастерство», «квалификация».

В современных условиях развития образования и общества в целом важным значением для педагога является профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к решению профессиональных задач в новых условиях.

Одним из условий повышения эффективности образования многими ученными рассматривается личность профессионала – педагога. В связи с усложнением задач образования придается особая значимость изучению роли имиджа как одного из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности.

Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса.

Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект-субъектных отношений в рамках реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, следует отметить, что на сегодняшний день присутствует недостаточная разработанность вопроса формирования позитивного отношения к имиджу педагога.

Индивидуальный имидж, является целенаправленно сформированным, интегральным, целостным, динамичным феноменом, который обусловлен соответствием, взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, который призван обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой (В.Н. Черпанова)[4].

Проведенный анализ литературы по данной проблеме, показал, что существуют такие компоненты имиджа, как [5]:

вербальный имидж. Вербальный имидж – мнение о человеке, которое складывается на основании доступной информации о нем. Подобное мнение формируется через письменную или устную речь.

габитарный имидж. Габитарный имидж – это внешность педагога. Габитарный имидж всегда сознателен и направлен, его главная цель – произвести нужное впечатление;

кинетический имидж. К этому виду имиджа относятся жесты, движения и положение тела. При формировании положительного имиджа важно научиться сдерживать свои действия или поведение. Основным аспектом кинетического имиджа является осанка педагога.

Многими исследователями педагогического мастерства и педагогической компетентности выделяются в качестве их составляющей личностные качества педагогов.

Под профессионально-значимыми качествами необходимо рассмотреть их интегрирующую функцию, то, что, по сути, составляет «ядро» и мастерства, и компетентности, и имиджа педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога – это качества, которые обеспечивают успешность реализации личности в профессии.

Существует 3 группы качеств:

природные качества (коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность);

качества как следствие образования и воспитания (толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм);

качества как следствие профессиональной деятельности (требовательность, справедливость, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию, саморегуляция).

Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что профессионализм педагога нужно рассматривать как системную интегральную характеристику личности, которая представляет взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих неповторимую индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности.

Составляющие профессионализма, это [6]:

педагогическая компетентность, которая является единством теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая включает уровень овладения предметными, методическими (технологическими) и психолого-педагогическими знаниями и умениями;

педагогическое мастерство, включает в себя владение современными методиками, техниками и технологиями передачи знаний, умением формировать развивающую среду, создает комфортные условия для взаимодействия субъектов образовательной среды, техники и культуры невербального общения, техники и культуры вербального общения (вербальную выразительность), эмоционально-волевую саморегуляцию;

профессионально-значимые качества личности педагога (ядро имиджа и профессионализма в целом), являются теми качествами, которые обеспечивают успешность реализации личности в профессии;

индивидуальный имидж педагога как интегрированное понятие, которое определяет единство психологических, вербальных и невербальных характеристик, которые позволяют наиболее компетентно реализовать свою профессиональную деятельность через формирование позитивного мнения (вербальный имидж, габитарный имидж, кинетический имидж).

Данный подход, направленный на определение сущности профессионализма педагога, обеспечивает целостность представлений о труде педагога и о результатах его деятельности и в свою очередь, может стать основой совершенствования профессионализма педагога, как одной из задач современного образования.

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что, одна из важнейших задач в решении проблемы становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов – психологов - это создание эффективной модели повышения квалификации педагогов – психологов в Санкт - Петербурге.

Список литературы

Бобрышева, И.В. Профессионализм современного учителя с позиции разных моделей педагогической деятельности [Текст] / И.В. Бобрышева // Инновации в образовании. - 2009. - № 2. - С. 11 – 17

Бордовский, Г. А. Мониторинг качества педагогического образования: состояние и проблемы / Г. А. Бордовский, С. Ю. Трапицын, О. А. Граничина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 6. - С. 28-34.

Год учителя: шаг вперед или два - назад? // Аккредитация в образовании. - 2010. - № 44. - С. 46-49.

Гордовский, Г. А. Особенности развития современного педагогического образования / Г. А. Бордовский // Педагогика. - 2010. - № 5. – С. – 65-66

Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: дис. докт. пед. наук / Л.К. Гребенкина. – М., 2010. – 441 с.

Кипина, О.А. Профессиональная мобильность педагога [Текст] / О.А. Кипина // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 81 - 84

Пономарева, Г. Имидж современного педагога: «серая мышка» или обаятельный человек [Текст] / Г.Пономарева // Директор школы. - 2009. - № 7. – С. 30- 34

Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст / В.А.Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №4. – С. 4-9.

Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В.А. Сластенин // Управление современной школой. Завуч. – 2009. - № 6. - С. 79 – 9/

Тряпицына, А.П.Современный учитель: информация к размышлению [Текст] / А.П. Тряпицына // Вестник Герценовского университета. - № 2010. - № 1. - С. 3 - 11

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.