Статья «Технология уровневой дифференциации в новых условиях обучения»

2
0
Материал опубликован 21 July 2016 в группе

Технология уровневой дифференциации в новых условиях обучения

Для каждого учебного предмета в примерной основной образовательной программе основного общего образования определены дифференцированные предметные результаты. Автор статьи подробно рассказывает о преимуществах технологии уровневой дифференциации: психологический комфорт для учеников, принцип добровольности и др. Технология позволяет учитывать образовательные возможности каждой категории учащихся в условиях разноуровневого класса.

В статье приводятся дифференцированные цели обучения: от учащихся "группы риска" до одаренных детей. Также приведены этапы внедрения технологии. Особое внимание автор уделяет составлению технологических карт, приводит примеры грамотного составления подобных карт при подготовке к зачету по физике.

Уровневая дифференциация в примерной ООП основного общего образования

В период внедрения федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования необходимо обеспечить качественное достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов обучения (далее — технология уровневой дифференциации) относится к педагогическим технологиям эффективного управления и организации образовательного процесса и нацелена прежде всего на достижение предметных результатов обучения. Это персонально ориентированная технология, системное применение которой значительно повышает уровень усвоения учебного материала обучающимися. Технология предполагает два основных уровня освоения программного материала:

    1-й уровень — обязательная общеобразовательная подготовка (уровень, которого должен достичь каждый обучающийся);

    2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка (достижение уровня необходимо обеспечить обучающимся, имеющим высокую учебную мотивацию).

Для каждого учебного предмета в примерной основной образовательной программе (далее — ООП) основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), определены дифференцированные предметные результаты.

Предметные результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится» (1-й уровень — обязательная образовательная подготовка в технологии уровневой дифференциации), включают круг учебных задач, овладение которыми принципиально важно для успешного обучения и социализации. Их могут освоить все обучающиеся.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в т. ч. в форме государственной итоговой аттестации (далее — ГИА).

Блок «Выпускник получит возможность научиться» (2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка в технологии уровневой дифференциации) включает планируемые предметные результаты, достижение которых могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности учебных действий и повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера.

В процессе реализации технологии уровневой дифференциации обучающиеся имеют право выбрать свой уровень освоения содержания учебного материала. Между этими уровнями стоит «лестница деятельности», добровольное продвижение по которой от 1-го до 2-го уровня освоения программного материала способно обеспечить каждому обучающемуся зону ближайшего развития (в соответствии с его возможностями и образовательными потребностями). Важно отметить, что образовательный процесс проходит без дифференциации учащихся по уровню обучаемости, что обеспечивает каждому их них психологический комфорт.

Дифференциация целей обучения

Цели обучения дифференцируются с учетом принципа добровольности, а также с учетом образовательных возможностей учащихся разных категорий (табл. 1).

Таблица 1 Дифференциация целей обучения

Группы учащихся

Категории обучающихся

Уровень обученности

Цели обучения

I

Обучающиеся с низким уровнем способностей.
Учащиеся группы риска.
Учащиеся со средним уровнем способностей (и средним уровнем развития).
Способные обучающиеся, имеющие высокий уровень учебной мотивации.
Одаренные или талантливые обучающиеся

1-й уровень — обязательная образовательная подготовка при уровневой дифференциации (достижение образовательных результатов блока примерной ООП основного общего образования «Выпускник научится»)

Диагностика и ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
Развитие интереса к предмету путем решения посильных учебных задач.
Формирование умения самостоятельно работать по заданному алгоритму (как минимум).
Овладение навыками решения заданий контрольно-измерительных материалов (далее — КИМ) для ГИА по обязательным предметам (русский язык, математика), по индивидуально выбранным предметам

II

Обучающиеся со средним уровнем способностей и средним уровнем развития

1-й уровень — обязательная образовательная подготовка при уровневой дифференциации (достижение образовательных результатов блока примерной ООП основного общего образования «Выпускник научится»).
2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка (достижение образовательных результатов блока «Выпускник получит возможность научиться»)

Развитие устойчивого интереса к предмету.
Активизация, систематизация и обобщение достигнутых образовательных результатов для эффективного усвоения новых.
Формирование умения самостоятельно решать задания 1-го уровня.
Решение заданий ГИА среднего уровня сложности по обязательным предметам (русский язык, математика) и по индивидуально выбранным предметам.
Решение заданий 2-го уровня сложности отдельными учащимися (с учетом их индивидуальных образовательных потребностей)

III

Способные обучающиеся, имеющие высокий уровень учебной мотивации.
Одаренные или талантливые обучающиеся

2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка (достижение образовательных результатов блока «Выпускник получит возможность научиться»)

Развитие устойчивого интереса к предмету.
Формирование новых способов действий, умения решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи.
Решение заданий ГИА среднего, повышенного и высокого уровня сложности (или базового и профильного) по обязательным предметам (русский язык, математика) и по индивидуально выбранным предметам

Основные этапы внедрения технологии уровневой дифференциации

Для внедрения технологии уровневой дифференциации необходима разработка тематических технологических карт и содержания контрольных (зачетных) работ по каждой теме курса, а также критериев их оценки. Основные этапы внедрения представлены в табл. 2.

Таблица 2 Основные этапы внедрения технологии уровневой дифференциации

Название этапа

Особенности этапа

Разработка рабочей программы по предмету

Определение планируемых предметных результатов освоения учебного предмета.
Проектирование содержания учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Подготовка календарно-тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы: распределение времени освоения материала с учетом блочной подачи материала; выделения времени на подготовку, проведение и анализ контрольных мероприятий, доработку зачета

Формирование банка КИМ по всем темам

Задания разного уровня в каждом варианте (ориентир — КИМ для ГИА учащихся 9-х и 11-х классов)

Составление технологических карт по всем темам

Выделение образовательных результатов 1-го уровня — обязательной образовательной подготовки (или образовательных результатов в соответствии с блоком «Выпускник научится»).
Примерные задания различного уровня, соответствующие номерам заданий в КИМ по каждой теме

Представление технологических карт учащимся

Обзор всех вопросов темы.
Рекомендации по освоению учебного материала и подготовке к контрольной (зачетной) работе

Изучение темы

Блочная подача материала.
Представление заданий, выполнение которых необходимо для достижения образовательных результатов 1-го уровня — обязательной образовательной подготовки (или образовательных результатов в соответствии с блоком «Выпускник научится»), всем учащимся.
Представление 2-го уровня — повышенной общеобразовательной подготовки (достижение образовательных результатов в соответствии с блоком «Выпускник получит возможность научиться») в соответствии с образовательными потребностями отдельных учащихся

Текущий контроль успеваемости обучающихся (например, в форме контрольной и/или зачетной работы)

Акцент на закрепление и обобщение достигнутых образовательных результатов.
Выбор учащимся уровня контрольной работы.
Предъявление учащимся критериев оценки до начала выполнения работы.
Организация индивидуальной работы для достижения положительной оценки всеми учащимися

Технологическая карта

Основное условие уровневой дифференциации — достижение положительного результата каждым учащимся путем систематической работы по предупреждению и ликвидации пробелов. Каждый учащийся имеет возможность пересдать зачет. Именно поэтому отметка «2» не предусмотрена в критериях оценивания (приложение). Дифференциация осуществляется не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала. Обучающийся сам выбирает уровень усвоения материала, исходя из обозначенных критериев.

Учитель разрабатывает технологическую карту, содержащую:

    Основные вопросы, изучаемые в данной теме (в соответствии с требованиями ФГОС по уровням общего образования).

    Задания, решение которых в процессе изучения темы обеспечит обучающимся дальнейшее успешное выполнение контрольной (зачетной) работы.

В технологической карте учитель выделяет вопросы и задания, аналогичные которым включаются в контрольную (зачетную) работу. В технологической карте он указывает соответствующие номера заданий в контрольной (зачетной) работе и обозначает уровень освоения программного материала (уровень сложности заданий). В карте учителю необходимо определить сроки изучения темы и дату контрольной (зачетной) работы.

Целесообразно заранее ознакомить обучающихся с критериями оценки выполнения контрольной (зачетной) работы. Это позволит в дальнейшем снять вопрос субъективности отметки учителя и даст возможность обучающимся примерно оценить результат выполнения своей работы. Технологическая карта выдается каждому ученику перед началом изучения темы.

Технологическая карта

В качестве примера в приложении приведена технологическая карта для изучения заключительного раздела курса физики 9-го класса по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Технология уровневой дифференциации позволяет учителю организовать процесс изучения темы на высоком уровне, предоставляет ученику возможность на протяжении всей темы видеть спектр изучаемых вопросов и постепенно осваивать их. Многолетняя практика работы автора по технологии уровневой дифференциации выявила потребность самих обучающихся в получении технологической карты перед началом изучения темы. Технологическая карта служит им своеобразным компасом, по которому они ориентируются в процессе изучения раздела курса. Предоставление обучающимся возможности решения задач разной степени сложности способствует развитию их самооценки.

Положительные отзывы родителей свидетельствуют о том, что им удобно контролировать усвоение программного материала детьми, т. к. в технологической карте представлены все вопросы темы и уровень освоения учебных единиц. Анализ выполнения контрольной (зачетной) работы является важным материалом в предметном мониторинге учителя и позволяет оценить уровень успешности ученика и класса, сформулировать цели и задачи дальнейшей работы с обучающимися в классе и индивидуально.

Приложение Технологическая карта подготовки к тематическому зачету по теме: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

Учебно-методический комплект:

    Физика. 9 кл.: Учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа. 2014. (Электронный ресурс: magicld.ru).

    Сборник задач по физике 7–9 классы: Пособ. для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М.: Просвещение. 2011. (Электронный ресурс: magicld.ru).

    Дополнительные информационные источники (class-fizika.narod.ru).

    Учебные видеоролики (class-fizika.narod.ru).

Примечание. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в требования к уровню подготовки выпускников.

Уровень сложности и критерии оценки заданий тематического зачета по теме: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» Распределение заданий по уровню сложности

Критерии оценивания

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации