Технология уровневой дифференциации в новых условиях обучения
Для каждого учебного предмета в примерной основной образовательной программе основного общего образования определены дифференцированные предметные результаты. Автор статьи подробно рассказывает о преимуществах технологии уровневой дифференциации: психологический комфорт для учеников, принцип добровольности и др. Технология позволяет учитывать образовательные возможности каждой категории учащихся в условиях разноуровневого класса.
В статье приводятся дифференцированные цели обучения: от учащихся "группы риска" до одаренных детей. Также приведены этапы внедрения технологии. Особое внимание автор уделяет составлению технологических карт, приводит примеры грамотного составления подобных карт при подготовке к зачету по физике.
Уровневая дифференциация в примерной ООП основного общего образованияВ период внедрения федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования необходимо обеспечить качественное достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов обучения (далее — технология уровневой дифференциации) относится к педагогическим технологиям эффективного управления и организации образовательного процесса и нацелена прежде всего на достижение предметных результатов обучения. Это персонально ориентированная технология, системное применение которой значительно повышает уровень усвоения учебного материала обучающимися. Технология предполагает два основных уровня освоения программного материала:
1-й уровень — обязательная общеобразовательная подготовка (уровень, которого должен достичь каждый обучающийся);
2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка (достижение уровня необходимо обеспечить обучающимся, имеющим высокую учебную мотивацию).
Для каждого учебного предмета в примерной основной образовательной программе (далее — ООП) основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), определены дифференцированные предметные результаты.
Предметные результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится» (1-й уровень — обязательная образовательная подготовка в технологии уровневой дифференциации), включают круг учебных задач, овладение которыми принципиально важно для успешного обучения и социализации. Их могут освоить все обучающиеся.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в т. ч. в форме государственной итоговой аттестации (далее — ГИА).
Блок «Выпускник получит возможность научиться» (2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка в технологии уровневой дифференциации) включает планируемые предметные результаты, достижение которых могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности учебных действий и повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера.
В процессе реализации технологии уровневой дифференциации обучающиеся имеют право выбрать свой уровень освоения содержания учебного материала. Между этими уровнями стоит «лестница деятельности», добровольное продвижение по которой от 1-го до 2-го уровня освоения программного материала способно обеспечить каждому обучающемуся зону ближайшего развития (в соответствии с его возможностями и образовательными потребностями). Важно отметить, что образовательный процесс проходит без дифференциации учащихся по уровню обучаемости, что обеспечивает каждому их них психологический комфорт.
Дифференциация целей обученияЦели обучения дифференцируются с учетом принципа добровольности, а также с учетом образовательных возможностей учащихся разных категорий (табл. 1).
Таблица 1 Дифференциация целей обучения Группы учащихся | Категории обучающихся | Уровень обученности | Цели обучения |
I | Обучающиеся с низким уровнем способностей. | 1-й уровень — обязательная образовательная подготовка при уровневой дифференциации (достижение образовательных результатов блока примерной ООП основного общего образования «Выпускник научится») | Диагностика и ликвидация пробелов в знаниях и умениях. |
II | Обучающиеся со средним уровнем способностей и средним уровнем развития | 1-й уровень — обязательная образовательная подготовка при уровневой дифференциации (достижение образовательных результатов блока примерной ООП основного общего образования «Выпускник научится»). | Развитие устойчивого интереса к предмету. |
III | Способные обучающиеся, имеющие высокий уровень учебной мотивации. | 2-й уровень — повышенная общеобразовательная подготовка (достижение образовательных результатов блока «Выпускник получит возможность научиться») | Развитие устойчивого интереса к предмету. |
Для внедрения технологии уровневой дифференциации необходима разработка тематических технологических карт и содержания контрольных (зачетных) работ по каждой теме курса, а также критериев их оценки. Основные этапы внедрения представлены в табл. 2.
Таблица 2 Основные этапы внедрения технологии уровневой дифференциации Название этапа | Особенности этапа |
Разработка рабочей программы по предмету | Определение планируемых предметных результатов освоения учебного предмета. |
Формирование банка КИМ по всем темам | Задания разного уровня в каждом варианте (ориентир — КИМ для ГИА учащихся 9-х и 11-х классов) |
Составление технологических карт по всем темам | Выделение образовательных результатов 1-го уровня — обязательной образовательной подготовки (или образовательных результатов в соответствии с блоком «Выпускник научится»). |
Представление технологических карт учащимся | Обзор всех вопросов темы. |
Изучение темы | Блочная подача материала. |
Текущий контроль успеваемости обучающихся (например, в форме контрольной и/или зачетной работы) | Акцент на закрепление и обобщение достигнутых образовательных результатов. |
Основное условие уровневой дифференциации — достижение положительного результата каждым учащимся путем систематической работы по предупреждению и ликвидации пробелов. Каждый учащийся имеет возможность пересдать зачет. Именно поэтому отметка «2» не предусмотрена в критериях оценивания (приложение). Дифференциация осуществляется не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала. Обучающийся сам выбирает уровень усвоения материала, исходя из обозначенных критериев.
Учитель разрабатывает технологическую карту, содержащую:
Основные вопросы, изучаемые в данной теме (в соответствии с требованиями ФГОС по уровням общего образования).
Задания, решение которых в процессе изучения темы обеспечит обучающимся дальнейшее успешное выполнение контрольной (зачетной) работы.
В технологической карте учитель выделяет вопросы и задания, аналогичные которым включаются в контрольную (зачетную) работу. В технологической карте он указывает соответствующие номера заданий в контрольной (зачетной) работе и обозначает уровень освоения программного материала (уровень сложности заданий). В карте учителю необходимо определить сроки изучения темы и дату контрольной (зачетной) работы.
Целесообразно заранее ознакомить обучающихся с критериями оценки выполнения контрольной (зачетной) работы. Это позволит в дальнейшем снять вопрос субъективности отметки учителя и даст возможность обучающимся примерно оценить результат выполнения своей работы. Технологическая карта выдается каждому ученику перед началом изучения темы.
Технологическая карта |
В качестве примера в приложении приведена технологическая карта для изучения заключительного раздела курса физики 9-го класса по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
Технология уровневой дифференциации позволяет учителю организовать процесс изучения темы на высоком уровне, предоставляет ученику возможность на протяжении всей темы видеть спектр изучаемых вопросов и постепенно осваивать их. Многолетняя практика работы автора по технологии уровневой дифференциации выявила потребность самих обучающихся в получении технологической карты перед началом изучения темы. Технологическая карта служит им своеобразным компасом, по которому они ориентируются в процессе изучения раздела курса. Предоставление обучающимся возможности решения задач разной степени сложности способствует развитию их самооценки.
Положительные отзывы родителей свидетельствуют о том, что им удобно контролировать усвоение программного материала детьми, т. к. в технологической карте представлены все вопросы темы и уровень освоения учебных единиц. Анализ выполнения контрольной (зачетной) работы является важным материалом в предметном мониторинге учителя и позволяет оценить уровень успешности ученика и класса, сформулировать цели и задачи дальнейшей работы с обучающимися в классе и индивидуально.
Приложение Технологическая карта подготовки к тематическому зачету по теме: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»Учебно-методический комплект:
Физика. 9 кл.: Учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа. 2014. (Электронный ресурс: magicld.ru).
Сборник задач по физике 7–9 классы: Пособ. для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М.: Просвещение. 2011. (Электронный ресурс: magicld.ru).
Дополнительные информационные источники (class-fizika.narod.ru).
Учебные видеоролики (class-fizika.narod.ru).
Примечание. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в требования к уровню подготовки выпускников.
Уровень сложности и критерии оценки заданий тематического зачета по теме: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» Распределение заданий по уровню сложностиКритерии оценивания