12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Л.В.Латыпова

       к. э. н., доцент

Бизнес в условиях инноваций

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вы­явил серьезное несоответствие законодательных норм новым усло­виям управления в сфере науки, техники и инновационной деятель­ности. Отсутствие нормативно-правового регулирования является од­ним из сдерживающих факторов развития инновационной деятель­ности. Сложность разработки нормативно-правовых актов по иннова­ционной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоя­щего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инно­вационная деятельность», «государственная инновационная поли­тика» и другие, трактуются неоднозначно. По заказу Министерства экономического развития России Международный фонд Н.Д, Кондратьева и Институт мик­роэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инно­вационной деятельности и государственной инновационной поли­тике в РФ». Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и представлен в Правительство России [1].

Бизнес в условиях инноваций – это процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей успеха и ориентация на инновации.

Инновация подразумевает собой реализованное на рынке и основанное на научном исследовании новшество. В условиях рыночной конкуренции предприятиям малого бизнеса приходиться осуществлять собственные нововведения, чтобы достичь роста прибыли и доходов. Не все организации могут себе позволить вкладывать в инновационную деятельность предприятия денежные средства и поэтому приходиться разрабатывать самим перспективы и возможности дальнейшего развития. Для осуществления наработок требуется опираться на творческий потенциал компании, угадывать потребности клиента. Бизнесу хочется, чтобы уже сегодня был новый инновационный продукт, но при планировании он опирается на недалекую перспективу, чтобы стать большим бизнесом и позволить планировать на долгий срок вперед инновационную деятельность.

Малый бизнес выбран фундаментом развития инноваций по следующим причинам:

в малых фирмах научные разработки ведутся максимально интенсивно, так как на одном проекте сосредоточены все усилия;

в малых фирмах аппарат управления не велик, что снижает накладные расходы, а еще позволяет избежать бюрократических моментов;

малые предприятия более умело приспосабливаются ко всем запросам потребителей, лучше видят тенденции развития рынка, это делает их производство гибким.

На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любого бизнеса. Ведь как бы успешно не развивалась фирма, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли [3].

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Это та область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать     свой талант и опыт. Чтобы инновации развивались, в первую очередь требуется здоровая  конкуренция на рынке. Производители всегда должны искать новые решения  для привлечения к своим товарам или услугам потребителя. Ведь конкуренты  не дремлют и стремятся перехватить покупателя не качеством, так  количеством или низкой ценой. Но инновационная деятельность и новые  технологии для малого бизнеса позволяют не только получить  усовершенствованный продукт, но и создать условия, при которых будут  минимизированы издержки производства. Инновации способствуют и тому, что  предприниматель получает возможность выхода на новые рынки и расширяет  сферы работы своего предприятия. Инновационная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, происходит при наличии:

желания;

умения;

возможностей у субъектов хозяйствования заниматься данным видом деятельности.

В процессе инновации идеи материализуются в реальные товары и услуги, способные принести организации дополнительный доход.

Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала, инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса:

• большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения.

большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего в быстро меняющихся условиях (будь то технологические изменения или экономическая среда в целом);

Важной функцией государства в развитых странах стало создание благоприятных условий для инновационной деятельности предпринимательского сектора. Для реализации этой функции используются следующие меры экономической и бюджетной политики:

включение затрат на исследовательскую работу в себестоимость продукции;

списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;

применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;

льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования;

безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для мелкого и среднего бизнеса), а также для создания научной инфраструктуры в регионах [2].

Указанные меры используются во всех без исключения развитых и в новых индустриальных странах и дополняются действиями центральных и местных властей по развитию антимонопольного регулирования, таможенной политики, охраны прав интеллектуальной собственности в интересах стимулирования инновационной активности. Различия между странами выражаются в основном в сроках применения указанных инструментах, масштабах предоставляемых льгот, приоритетности поддержки тех или иных отраслей.

На пути инноваций стоит множество препятствий и барьеров как внутренних, так и внешних по отношению к организациям малого и среднего бизнеса. Внешние барьеры включают недостаточно развитую инфраструктуру, недостаток знаний в данной области, устаревшее законодательство и неправильное отношение к талантам в обществе. К наиболее важным внутренним препятствиям относятся жесткие организационные требования и процедуры, иерархические структуры, консерватизм, сопротивление переменам – заинтересованность в сохранении старого порядка, нежелание принять идеи других людей, отсутствие мотивации и желания пойти на риск.

В заключение следует отметить, что бизнес в условиях инноваций нельзя рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления. В процессе реализации данной стратегии будут предприняты дополнительные меры к повышению качества взаимодействия различных сторон (бизнеса, науки, государства, общества) при формировании и реализации государственной политики, по развитию инструментов частно-государственного партнерства.

Список литературы:

Инновационная политика малого бизнеса - Образовательный сайт Кульбакова Александра Владимировича.mht

Инновационная Россия 2020: Инновационный бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elport.ru/articles/innovatsionnaya

Нойбауэр, Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях [Текст] / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики управления. – 2011. - №6. – С. 26-28.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.