Материал к уроку физики в 11 классе «Радиоактивностью. биологическое действие радиации»
Технологическая карта урока
Дата 10.04.2021
Тема Радиоактивность. Биологическое действие радиации.
Автор УМК Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н.. 11 класс
ЦЕЛЬ: Изучение явления радиоактивности и его действие на организм человека.
Задачи:
Образовательные – рассмотреть понятия радиоактивность, процесс радиоактивности, рассмотреть особенности полураспада радиоактивности, изучить воздействие радиоактивности на организм человека.
Развивающие - формировать у обучающихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развивать познавательные интересы и способности обучающихся при выявлении сути процессов.
Воспитательные - воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, воспитывать валеологическую культуру осознанного отношения к здоровью и жизни.
Место урока в системе уроков данного раздела: 7 урок в теме «Физика атома и атомного ядра»
Тип урока: усвоения новых знаний
Основные термины и понятия: Радиоактивность, виды радиоактивного распада, биологическое действие
Оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, телевизор, коробки с монетами для моделирования процесса распада, магнитная доска.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, дискуссия
Девиз урока: «Блажен, кто явственно узрел хотя бы скорлупу природы». И. Гёте
Продолжит. (мин) | Методы (методич. приемы) | ФОУД, задачи этапа | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||
Организационный этап | |||||||
1 мин | Устное сообщение преподавателя | Фронтальная Обеспечить мотивационную готовность обучающихся к активной познавательной деятельности на уроке | Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова: «Блажен, кто явственно узрел Хотя бы скорлупу природы». Всего две строчки из стихотворения Гёте, а какой глубокий в них смысл! Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на путь к познанию мира. Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…радиоактивности. Тема нашего урока сегодня «Радиоактивность. Биологическое действие радиации». Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Я буду выписывать в столбик ваши слова-ассоциации. И одновременно мы определим лучшего знатока атомной физики в группе, им станет тот, кто последним верно назовет ассоциацию. -Больше хорошего или плохого в наших ассоциациях? Как защититься? -Изучение явления радиоактивности и действие на организм человека будут целью нашей совместной работы сегодня. А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы. Рассмотреть понятие радиоактивность. Рассмотреть важные шаги в истории изучения радиоактивности Рассмотреть виды излучений Творческая лабораторная работа. Получение закона распада. Биологическое воздействие на человека. Изучить радиопротекторные свойства пищи. Составить меню | Приветствует обучающихся. Предлагает заполнить совместно ассоциативный ряд на доске. Помогает сделать вывод-все слова нам известны, дополним в конце урока новыми словами. Задает вопросы. Формулирует цель и задачи урока. | Приветствуют преподавателя, Обучающиеся называют слова-ассоциации. Делают вывод, что слова знакомы. Отвечают. Слушают, настраиваются на восприятие материала урока | | |
2. Актуализация знаний Активизация знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации обучающихся | |||||||
3 мин | Метод иллюстраций | Индивидуальн (самооценка) Активизация знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации обучающихся | - Сейчас предлагаю вам очень простое задание-вспоминалку: на экране представлены видеоанимации [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден], сформулируйте определения к ним, наиболее короткой фразой. Ваши ответы запишите на информационных листах. Давайте сравним верные ответы с вашими. Составьте кластер, отражающий состав атома.[Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] | Показывает анимации, организует одновременное окончание работы. (Ответы обучающихся: планетарная модель атома Резерфорда, модель атома водорода по Бору) Предлагает составить кластер. | Смотрят видео и формулируют определения, записывают в листах. Производят самооценку, маркируя на полях +/- Представляют изученный материал в виде кластера. | ||
3. Изучение нового материала а) Знакомство с термином «радиоактивность». | |||||||
2 мин | Объяснение, эксперимент, устное сообщение преподавателя Методы иллюстрации и демонстрации. | Работа в парах, индивидуальная. Рассмотреть понятие «радиоактивность». | Вы уже многое знаете об атомах и их строении. Давайте вместе попробуем дать определение радиоактивности Задание:. На экране представлено облако слов [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден], составьте из них определение. Обсудите правильность с напарником. Радиоактивность (от лат. radius «луч» и āctīvus «действенный») ― явление самопроизвольного превращения одних ядер в другие, сопровождающееся испусканием частиц. [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Запишите определение в листах | Показывает облако слов. Задает наводящие вопросы. Предлагает воспроизвести составленное определение некоторым ученикам. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, Составляют определение и обсуждают его в парах, записывают, проговаривают определение. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | ||
б) История открытия радиоактивности | |||||||
5 мин | Устное сообщение преподавателя Метод иллюстрации,демонстрации инфографика | Фронтальная. Изучить историю открытия радиоактивности | -Как было открыто явление радиоактивности? [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Открытие рентгеновских лучей произошло 8 ноября 1895 г. Сообщение об открытии датировано 28 декабря. Более полутора месяцев ученый тщательно исследовал неведомые лучи. Ему удалось установить, что они возникают там, где стенки трубки сильно флюоресцируют под ударами катодных лучей. В понедельник 20 января 1896 г. Анри Пуанкаре на заседании Парижской Академии рассказал об открытии новых лучей, демонстрировал рентгеновские снимки и высказал предположение, что рентгеновское излучение связано с флюоресценцией. Среди участников заседания был Анри Беккерель, отец и дед которого — оба физики — в свое время занимались флюоресценцией и фосфоресценцией. Беккерель решил проверить гипотезу. Еще в феврале 1896 г. А. Беккерель демонстрировал действие флюоресцирующего сернистого цинка на фотопластинку, завернутую в черную бумагу. Повторные опыты Беккереля дали аналогичный результат, и 24 февраля 1896 г. он доложил академии о результатах опытов. В декабре 1903 г. Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по физике Беккерелю и супругам Кюри. Мари и Пьер Кюри получили половину награды «в знак признания... их совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем». -Ответьте на вопрос: - В каком случае вещество, атом что-то испускает? (Если он распадается.) | Используя инфографику «Атомная физика» рассказываю об открытии радиоактивности Задает вопрос | Воспринимают информацию Отвечают на вопрос | ||
в) Виды излучений | |||||||
3 мин | Методы иллюстраций и демонстраций (анимации процессов альфа- и бета-распадов) | Работа в парах, индивидуальная. Сформировать представление о типах радиоактивного распада | -Давайте рассмотрим, какие частицы испускаются при активном распаде? Альфа-распад ― самопроизвольное превращение радиоактивного ядра в новое ядро, сопровождающееся излучением α-частицы. [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Бета- распад ― превращение радиоактивного ядра в новое ядро, сопровождающееся испусканием электрона [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Альфа-частицы ― ядра атома гелия. Бета-частица - электрон Рассмотрим примеры: [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден]
Гамма-излучение ― электромагнитное излучение (поток фотонов), возникающее при переходе ядра из возбуждённого состояния в менее возбуждённое. [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Правила смещения [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден, Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] При α-распаде элемент смещается на две клетки к началу таблицы Менделеева. При β-распаде, если происходит излучение позитрона, элемент смещается на одну клетку к началу таблицы Менделеева. При гамма распаде выделяется огромное количество энергии излучения высокой частоты [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Заполните таблицу. Обменяйтесь листами, выполните проверку, сверяясь с презентацией. Поставьте отметку на полях. | Объясняет новый материал, используя презентацию, как основу | Просматривают видеофрагменты и заполняют таблицу. | ||
г) Закрепление знаний обучающихся по теме урока | |||||||
4 мин | Упражнения, самостоятельная работа, самоконтроль | Индивидуальная, работа в парах Закрепить знания | Задание: На основе полученной схемы и правил смещения по аналогии составьте продукты следующих реакций: [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден]
Ребята, те кто уже справился с заданием, решите дополнительно: 1) В ядро какого элемента превращается ядро изотопа тория 234 90 Th, если оно претерпевает три последовательных α- распада? ( 222 84 Po). 2). В ядро какого элемента превращается ядро изотопа урана 23892U после одного α- распада и двух β- распадов? ( 235 92U ). Проверьте самостоятельно правильность выполнения, поставьте оценку на полях. | Организует работу в парах, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют задания, в парах проверяют. Оценивают напарников. | ||
д) Выполнение обучающимися творческой работы | |||||||
8 мин | | Фронтальная работа, в парах за компьютерами. | Творческая лабораторная работа. Получение закона распада. [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] -Активность радиоактивного вещества определяется числом распадов радиоактивных ядер в единицу времени. Задание: Чтобы вникнуть в глубь данного понятия и сформулировать его определение, обратимся к модели, как способу познания связи между течением времени и количеством распавшихся ядер. -У вас на столах есть коробки. Какой знак изображен на них? (Радиоактивно) Что он означает? (опасно, 7 класс опасности из 9) Почему три лепестка? (три вида излучения) -Международный знак радиации впервые появился в 1946 году в радиационной лаборатории университета Калифорнии в Беркли. В то время знак был пурпурным на синем фоне. Современная версия — чёрный знак на жёлтом фоне. Лепестки отстоят друг от друга на 60°. Сам символ, который стал графическим изображением радиации, изображает атом и три вида его излучения — Бета, Альфа и Гамма. [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] В коробке 40 монет, лежащие «орлом» вверх. Мы их представим атомами гипотетического радиоактивного «орлия». Задание Потрясите коробки (это условно соответствует прохождению периода полураспада – какому-то промежутку времени). Откройте и посчитайте, сколько монет перевернулось решкой, превратилось в новый элемент «решетий». Отложите их в сторону и запишите в таблицу, сколько «орлиев» осталось в коробке. Повторите все действия еще 3 раза. Работа с Microsoft Office Excel за компьютерами -Внесите ваши данные в таблицу Ms Excel. Какую математическую закономерность вы наблюдаете? (погрешностью можно пренебречь) -Каждый раз количество перевернутых (распавшихся) монет уменьшается приблизительно в 2 раза. Как будет звучать определение периода полураспада элемента? T1/2 - Это промежуток времени, за который число атомов исходного изотопа распадается на половину.[Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Слайд25-Постройте пузырьковую диаграмму, добавьте линию тренда. Зачем вы построите линию тренда? (Покажет нам зависимость без учета погрешности) Слайд26-Сравним полученный график с графиком для изотопа радона аналогичен. Слайд27Формула закона распада имеет вид: Вывод: Кривая, полученная вами при моделировании процесса радиоактивного распада, применима к любым изотопам. Единственное различие заключается в разных периодах полураспада разных изотопов (от нескольких секунд до нескольких тысяч лет). | Инструктирует по работе, формулирует задание, комментирует его. Задает вопросы Организует работу в парах за контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания. Задает вопросы Помогает сделать правильные выводы. | Воспринимают информацию Отвечают Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют задания в парах за компьютерами, обобщают и систематизируют полученную информацию, стороят диаграмму и линию тренда, сравнивают с эталоном (ОК2, ОК3 ОК5 ОК6) Отвечают на вопросы. Делают вывод.(ОК3) | ||
Динамическая пауза | |||||||
1 мин | | Фронтальная работа Повысить и удержать умственную работоспособность, снять напряжение | Гимнастика для глаз Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. | Организует гимнастику | Выполняют упражнения Развивают моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивают двигательную сноровку, соразмерность движений | ||
Воздействие радиоактивности на организм человека. | |||||||
6 мин | Беседа | Фронтальная, индивидуальная Определить биологическое воздействие радиации на человека. | [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] -Рассмотрите рисунок. На какие органы радиация оказывает наибольшее воздействие? Каким образом? Большая часть энергии расходуется на возбуждение и расщепление молекул ткани. В других случаях при ограниченном воздействии облучения и недостаточном вовлечении общих патогенетических механизмов заболевание проявляется как бы в форме местного поражения той или иной области или органа. | Задает вопросы, помогает сформулировать выводы. | Анализируют рисунок, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, выделяют основные признаки для сравнения, формулируют выводы. | ||
| |||||||
| | | | | | ||
4. Подведение итогов | |||||||
2 мин | Беседа. | Индивидуальная, фронтальная. Проанализировать успешность усвоения нового материала и деятельности, Передать достоверную информацию о результатах достижения целей урока. | Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность? Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни. Какими словами дополним наш список на доске? - Проверив ваши работы в листах, оценю. Предлагаю вам проанализировать свою работу на сегодняшнем уроке, сам урок, ваше впечатление о уроке. | Анализирует работу обучающихся на уроке | Проводят анализ работы, высказывают свое мнение, обозначают свое мнение стикерами. | ||
Домашнее задание | |||||||
1 мин | Устное сообщение преподавателя | Фронтальная. Реализовать необходимые условия для успешного выполнения домашнего задания | | Инструктирует по работе, формулирует задание, комментирует его | Воспринимают информацию, задают вопросы по выполнению, фиксируют задание |