Технологическая карта урока по физике «Биологическое действие радиации» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 30 May 2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА                

 

Тема учебного занятия, класс

Биологическое действие радиации, 9 класс

Форма учебного занятия

Урок открытия нового знания

Цели занятия (дидактические)

Формирование представления о биологическом действии радиации, о достоинствах и недостатках его влияния на человека и окружающий мир

Формирование приёмов исследовательской деятельности

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся через организацию обсуждения проблемы «Почему срабатывает счётчик Гейгера?» и систему направляющих вопросов

Провести рефлексию деятельности в группе по анализу своей роли при решении исследовательских задач

 

Организовать работу в группах для решения учебных исследовательских задач

Создать условия для решения в группах исследовательских задач:

  • какое влияние радиации оказывает на человека
  • как радиация влияет на животный мир
  • биологическое влияние радиации на растительный мир
  • как радиации используется в медицине

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Самоопределение:

Развитие умений рефлексивной оценки учебной деятельности при работе в группе

 

Смыслообразование:

Формирование мотивации образовательной деятельности на основе проблемной ситуации 

Формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества

 

 

Познавательные   

Приобретение опыта поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения учебных исследовательских задач урока

 

Регулятивные

Овладение навыками организации учебной исследовательской деятельности, постановки целей, планирования, контроля и оценки результатов своей деятельности при работе в группе

 

Коммуникативные

Формирование умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника при работе в группе и во время представления решения задачи

Развитие коммуникативных умений докладывать о результатах группового исследования

Формирование умения использовать полученные знания о биологическом действии радиации для охраны здоровья и окружающей среды

 

Представление об основных понятиях:

  • доза облучения,
  • поглощенная доза излучения,
  • коэффициент качества,
  • эквивалентная доза

Основные понятия

Биологическое действие радиации, доза облучения, поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза

Организация пространства

 

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Основы безопасности жизнедеятельности

ИКТ

 

 

 

 

Фронтальная, групповая

  1. Учебный мобильный комплекс с выходом в сеть Интернет
  2. Мультимедийный проектор
  3. ЦЛ «Архимед» с датчиком «Счётчик Гейгера»
  4. Информационные ресурсы:
  • радиационная безопасность населения РФ ссылка
  • Действие ионизирующей радиации на млекопитающих ссылка
  • Научно-познавательная литература
           

 

 

 

Этапы урока

(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)

 

Деятельность учителя / Используемые технологии

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационно-мотивационный

 

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь обучающимся сформулировать цели и задачи через проблемную ситуацию* и систему направляющих вопросов**/

Технологии проблемного обучения

Через анализ проблемной ситуации и направляющих вопросов формулируют тему, цели и задачи урока

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

 

Высказывают свои предположения о чём пойдет речь на уроке и формулируют тему уроку

Слушать собеседника, строить высказывания

Владеть диалогической формой речи

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной  и познавательной

деятельности

Планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания

 

2-й этап  Творческое применение и добывание знаний

Консультирует /помогает в случае возникновения трудностей.

Наблюдает за работой каждого ученика.

/Проектная технология, ИКТ

 

Пользуясь ноутбуками и научно-познавательной литературой, отбирают информацию, необходимую для решения поставленной задачи

 

Сравнивают материал по нескольким источникам

 

Выделяют основные положения и идеи

 

Решают познавательную задачу

 

Формулируют выводы

 

Оформляют результаты работы

 

Совершенствовать навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации

 

Анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объекта

 

Осваивать опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом

 

Структурировать полученные знания

Работают в группе

Распределяют роли/ обязанности

 

Выражают свои мысли и идеи по решению задачи

 

Учитывают позицию членов группы

Используют речь для регуляции деятельности членов группы

 

Строят сообщение по результатам решения учебной исследовательской задачи

Организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками

 

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Планируют совместную деятельность в группах ставят цель исследования, формулируют задачи)

 

Подбирают средства для решения исследовательской задачи

 

Выбирают способ наглядного представления результатов

 

Дают промежуточную оценку с целью скорректировать работу в группе

Ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию

 

Осуществлять выбор эффективных средств достижения целей

 

Контролировать деятельность свою и членов группы

3-й этап Представление результатов работы

Направляет процесс представления результатов работы

Поясняет понятия, объяснение которых вызывает трудности у учащихся

Организует обсуждение решений познавательных задач

Участвует в коллективной оценке результатов

Наблюдает и отслеживает, чтобы каждый ученик принял участие в этапе представления результатов (через выступление, вопрос, дополнение и т.д.)

Предлагает листы оценки защиты решения познавательной задачи

/ ИКТ

Представляют групповое решение познавательной задачи устно с опорой на презентацию, рисунок, схему и др., созданные совместно с помощью сервисов Google

 

 

Совершенствовать умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой визуальной поддержкой

 

Использовать информацию для объяснений и доказательств биологического действия радиации

Строят речевое высказывание о результатах группового исследования

 

Выслушивают группы во время представления решений задач

 

Дополняют представленные решения

 

Задают вопросы

Формулировать свои мысли в устной форме

 

Слушать и понимать других

Участвуют в коллективной оценке содержательной стороны сообщения, эффективности выбранного способа представления результатов

 

Заполняют лист оценки защиты***

Оценивать результаты деятельности сверстников

4-й этап Рефлексия

Предлагает листы рефлексии*** /

Технологии рефлексивного обучения,

самооценки достижений

Заполняют листы рефлексии

Осознавать свои черты характера, цели, позиции

Строят простые рассуждения, оценивая свою роль в группе

Выражать собственное мнение

Заполняют листы рефлексии

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях

 

 

* см. Приложение 1

** см. Приложение 2

*** см. Приложение 3

 

 

Приложение 1

Тема: Биологическое действие радиации, 9 класс

Проблемная ситуация:

Обучающиеся уже имеют представления о радиоактивности и методах регистрации и исследовании частиц. В кабинете включаю счётчик Гейгера (ЦЛ "Архимед") и задаю вопрос: почему счётчик Гейгера срабатывает, когда поблизости нет источника радиоактивного излучения? Дети выдвигают гипотезы и в процессе беседы приходим к выводу о том, что есть естественный радиационный фон Земли. Использую систему направляющих вопросов (см. Приложение 2). После предлагаю детям поделиться на группы и провести небольшие исследования с помощью сети Интернет, обычно темы формулируют сами (примерные: "Влияние радиации на животный мир", "Влияние радиации на растительный мир", "Как радиация влияет на Человека", "Использование радиации" и др.). На группу выдается 2-3 ноутбука в зависимости от количества участников. Совместно создают презентацию, схему, рисунок, кластер, используя сервисы Google. После представляют результаты работы перед классом.

 

 

Приложение 2

Система направляющих вопросов:

  1. Где в кабинете источник радиоактивности?
  2. Что такое естественный радиационный фон Земли?
  3. Почему мы не ощущаем его действие?
  4. В каких случаях возможно увеличение действия радиации?
  5. Какое действие оказывает радиация на человека, животных, растительный мир?
  6. Какая минимальная доза облучения не оказывает вредное воздействие на живые организмы и растения?

Переход уже на работу в группах

  1. Каковы последствия действия радиации? Приведите примеры "+" и "-" действия радиации на человека, животных, растительный мир?

 

 

Приложение 3

Листы рефлексии

Процесс решения познавательной задачи

 

Интеллектуальная активность

Творчество

Практическая деятельность

Умение работать в группе

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

Самооценка

       

Оценка учащихся по группе

       
                         
 

 

Дополнение

 

 

 

 

 

 

 

Оценка защиты решения познавательной задачи

Группа____________________

 

Оформление

Представление

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учеников

 

2

1

0

2

1

0

2

1

0

2

1

0

Учащиеся по классу

       

Учитель

       
                         

 

Дополнение

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации