Технологическая карта урока по физике «Биологическое действие радиации» (9 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема учебного занятия, класс |
Биологическое действие радиации, 9 класс |
||||
Форма учебного занятия |
Урок открытия нового знания |
||||
Цели занятия (дидактические) |
Формирование представления о биологическом действии радиации, о достоинствах и недостатках его влияния на человека и окружающий мир Формирование приёмов исследовательской деятельности |
||||
Задачи занятия (дидактические) |
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся через организацию обсуждения проблемы «Почему срабатывает счётчик Гейгера?» и систему направляющих вопросов Провести рефлексию деятельности в группе по анализу своей роли при решении исследовательских задач
|
Организовать работу в группах для решения учебных исследовательских задач |
Создать условия для решения в группах исследовательских задач:
|
|||
Планируемые результаты |
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
Самоопределение: Развитие умений рефлексивной оценки учебной деятельности при работе в группе
Смыслообразование: Формирование мотивации образовательной деятельности на основе проблемной ситуации Формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества
|
Познавательные Приобретение опыта поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения учебных исследовательских задач урока
Регулятивные Овладение навыками организации учебной исследовательской деятельности, постановки целей, планирования, контроля и оценки результатов своей деятельности при работе в группе
Коммуникативные Формирование умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника при работе в группе и во время представления решения задачи Развитие коммуникативных умений докладывать о результатах группового исследования |
Формирование умения использовать полученные знания о биологическом действии радиации для охраны здоровья и окружающей среды
Представление об основных понятиях:
|
|||
Основные понятия |
Биологическое действие радиации, доза облучения, поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза |
||||
Организация пространства
|
|||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|||
Основы безопасности жизнедеятельности ИКТ
|
Фронтальная, групповая |
|
|||
Этапы урока
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)
Деятельность учителя / Используемые технологии |
Деятельность учащихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1-й этап Организационно-мотивационный
|
||||||
Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь обучающимся сформулировать цели и задачи через проблемную ситуацию* и систему направляющих вопросов**/ Технологии проблемного обучения |
Через анализ проблемной ситуации и направляющих вопросов формулируют тему, цели и задачи урока |
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Высказывают свои предположения о чём пойдет речь на уроке и формулируют тему уроку |
Слушать собеседника, строить высказывания Владеть диалогической формой речи |
Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности |
Планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания |
|
||||||
2-й этап Творческое применение и добывание знаний |
||||||
Консультирует /помогает в случае возникновения трудностей. Наблюдает за работой каждого ученика. /Проектная технология, ИКТ
|
Пользуясь ноутбуками и научно-познавательной литературой, отбирают информацию, необходимую для решения поставленной задачи
Сравнивают материал по нескольким источникам
Выделяют основные положения и идеи
Решают познавательную задачу
Формулируют выводы
Оформляют результаты работы
|
Совершенствовать навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации
Анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объекта
Осваивать опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом
Структурировать полученные знания |
Работают в группе Распределяют роли/ обязанности
Выражают свои мысли и идеи по решению задачи
Учитывают позицию членов группы Используют речь для регуляции деятельности членов группы
Строят сообщение по результатам решения учебной исследовательской задачи |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия |
Планируют совместную деятельность в группах ставят цель исследования, формулируют задачи)
Подбирают средства для решения исследовательской задачи
Выбирают способ наглядного представления результатов
Дают промежуточную оценку с целью скорректировать работу в группе |
Ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию
Осуществлять выбор эффективных средств достижения целей
Контролировать деятельность свою и членов группы |
3-й этап Представление результатов работы |
||||||
Направляет процесс представления результатов работы Поясняет понятия, объяснение которых вызывает трудности у учащихся Организует обсуждение решений познавательных задач Участвует в коллективной оценке результатов Наблюдает и отслеживает, чтобы каждый ученик принял участие в этапе представления результатов (через выступление, вопрос, дополнение и т.д.) Предлагает листы оценки защиты решения познавательной задачи / ИКТ |
Представляют групповое решение познавательной задачи устно с опорой на презентацию, рисунок, схему и др., созданные совместно с помощью сервисов Google
|
Совершенствовать умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой визуальной поддержкой
Использовать информацию для объяснений и доказательств биологического действия радиации |
Строят речевое высказывание о результатах группового исследования
Выслушивают группы во время представления решений задач
Дополняют представленные решения
Задают вопросы |
Формулировать свои мысли в устной форме
Слушать и понимать других |
Участвуют в коллективной оценке содержательной стороны сообщения, эффективности выбранного способа представления результатов
Заполняют лист оценки защиты*** |
Оценивать результаты деятельности сверстников |
4-й этап Рефлексия |
||||||
Предлагает листы рефлексии*** / Технологии рефлексивного обучения, самооценки достижений |
Заполняют листы рефлексии |
Осознавать свои черты характера, цели, позиции |
Строят простые рассуждения, оценивая свою роль в группе |
Выражать собственное мнение |
Заполняют листы рефлексии |
Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях |
* см. Приложение 1
** см. Приложение 2
*** см. Приложение 3
Приложение 1
Тема: Биологическое действие радиации, 9 класс
Проблемная ситуация:
Обучающиеся уже имеют представления о радиоактивности и методах регистрации и исследовании частиц. В кабинете включаю счётчик Гейгера (ЦЛ "Архимед") и задаю вопрос: почему счётчик Гейгера срабатывает, когда поблизости нет источника радиоактивного излучения? Дети выдвигают гипотезы и в процессе беседы приходим к выводу о том, что есть естественный радиационный фон Земли. Использую систему направляющих вопросов (см. Приложение 2). После предлагаю детям поделиться на группы и провести небольшие исследования с помощью сети Интернет, обычно темы формулируют сами (примерные: "Влияние радиации на животный мир", "Влияние радиации на растительный мир", "Как радиация влияет на Человека", "Использование радиации" и др.). На группу выдается 2-3 ноутбука в зависимости от количества участников. Совместно создают презентацию, схему, рисунок, кластер, используя сервисы Google. После представляют результаты работы перед классом.
Приложение 2
Система направляющих вопросов:
- Где в кабинете источник радиоактивности?
- Что такое естественный радиационный фон Земли?
- Почему мы не ощущаем его действие?
- В каких случаях возможно увеличение действия радиации?
- Какое действие оказывает радиация на человека, животных, растительный мир?
- Какая минимальная доза облучения не оказывает вредное воздействие на живые организмы и растения?
Переход уже на работу в группах
- Каковы последствия действия радиации? Приведите примеры "+" и "-" действия радиации на человека, животных, растительный мир?
Приложение 3
Листы рефлексии
Процесс решения познавательной задачи
Интеллектуальная активность |
Творчество |
Практическая деятельность |
Умение работать в группе |
|||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
|
Самооценка |
||||||||||||
Оценка учащихся по группе |
||||||||||||
Дополнение |
|
|
|
|
Оценка защиты решения познавательной задачи
Группа____________________
Оформление |
Представление |
Ответы на вопросы учителя |
Ответы на вопросы учеников |
|||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
|
Учащиеся по классу |
||||||||||||
Учитель |
||||||||||||
Дополнение |
|
|
|
|