Подготовила: Н. А. Потамошнева, учитель начальных классов, ВКК
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ
РАДОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА,
РАДОСТЬ УСПЕХА В УЧЕНИИ.
В.А. Сухомлинский
Школы всех типов должны учить умственному труду и приучать к такому труду на всех этапах обучения и воспитания. Центром, организующим такую работу, является урок. Со студенческой скамьи всем известно, что ядром урока является его эффективность. Именно она – главное условие успешного обучения и воспитания на всех ступенях.
Мы являемся свидетелями и активными участниками использования в учебном процессе компьютерной техники. Это было новым шагом в развитии школы лет тридцать назад, но уже тогда было понятно, что использование компьютерной техники не заменяет труд учителя, а помогает на пути к достижению высокой эффективности урока. Пандемия внесла свои коррективы в использовании компьютерной техники, расширив круг возможностей всех участников образовательного процесса. Также опыт показал, что одно другого не заменяет, и деятельность образовательных учреждений должна быть по-прежнему ориентирована на работу в триединстве: голова – руки – машина. Не следует забывать, что компьютерную технику создал человек, его мозг, воля и ум. Значит, именно его умственная работа является ведущей, главной.
Деятельность обучающихся на уроке – это, в первую очередь, умственная работа. Говорят, что учение должно быть праздником, согласимся с этим мнением, уточнив, праздником торжества ума, радость постижения истины. Не секрет, учение – процесс двусторонний: учитель – ученик или ученик – учитель. Роль современного учителя – направлять, организовывать деятельность обучающихся, вести за собой или наблюдать за движением. Выбор зависит от типа урока, этапа урока, уровня подготовленности к усвоению знаний учащихся.
Таким образом, основным средством повышения эффективности урока остается активная обучающая, воспитывающая и развивающая работа с каждым учеником.
Примером могут быть следующие приемы и методы, используемые на уроках любой предметной области:
- составление плана параграфа учебника (определить в нем главное, выделить важные части, сформулировать (придумать название) пункты плана) – важное звено в цепи умения выражать свои мысли;
- составление алгоритма к правилу;
- выборочный ответ с объяснением, обоснованием своего выбора.
Важно, чтобы обучающиеся видели плоды своего труда, испытывали чувство гордости за свои успехи, чтобы в них не подавлялось чувство человеческого достоинства.
Сухомлинский советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.
Литература:
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - С. 166-172.
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/22.php
Картинка - https://www.tulapressa.ru/wp-content/uploads/2021/10/18/3-421.jpg
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна