Публикация «Радость умственного труда»

27
6
Материал опубликован 26 January 2022 в группе

Радость умственного труда

Подготовила: Н. А. Потамошнева, учитель начальных классов, ВКК

t1643211111aa.jpg

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ

РАДОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА,

РАДОСТЬ УСПЕХА В УЧЕНИИ.

В.А. Сухомлинский



Школы всех типов должны учить умственному труду и приучать к такому труду на всех этапах обучения и воспитания. Центром, организующим такую работу, является урок. Со студенческой скамьи всем известно, что ядром урока является его эффективность. Именно она – главное условие успешного обучения и воспитания на всех ступенях.

Мы являемся свидетелями и активными участниками использования в учебном процессе компьютерной техники. Это было новым шагом в развитии школы лет тридцать назад, но уже тогда было понятно, что использование компьютерной техники не заменяет труд учителя, а помогает на пути к достижению высокой эффективности урока. Пандемия внесла свои коррективы в использовании компьютерной техники, расширив круг возможностей всех участников образовательного процесса. Также опыт показал, что одно другого не заменяет, и деятельность образовательных учреждений должна быть по-прежнему ориентирована на работу в триединстве: голова – руки – машина. Не следует забывать, что компьютерную технику создал человек, его мозг, воля и ум. Значит, именно его умственная работа является ведущей, главной.

Деятельность обучающихся на уроке – это, в первую очередь, умственная работа. Говорят, что учение должно быть праздником, согласимся с этим мнением, уточнив, праздником торжества ума, радость постижения истины. Не секрет, учение – процесс двусторонний: учитель – ученик или ученик – учитель. Роль современного учителя – направлять, организовывать деятельность обучающихся, вести за собой или наблюдать за движением. Выбор зависит от типа урока, этапа урока, уровня подготовленности к усвоению знаний учащихся.

Таким образом, основным средством повышения эффективности урока остается активная обучающая, воспитывающая и развивающая работа с каждым учеником.

Примером могут быть следующие приемы и методы, используемые на уроках любой предметной области:

- составление плана параграфа учебника (определить в нем главное, выделить важные части, сформулировать (придумать название) пункты плана) – важное звено в цепи умения выражать свои мысли;

- составление алгоритма к правилу;

- выборочный ответ с объяснением, обоснованием своего выбора.

Важно, чтобы обучающиеся видели плоды своего труда, испытывали чувство гордости за свои успехи, чтобы в них не подавлялось чувство человеческого достоинства.



Сухомлинский советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.







Литература:

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - С. 166-172. 

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/22.php

https://www.myunivercity.ru/Педагогика/ВА_Сухомлинский_о радости_умственного_труда/447521_3311192_страница2.html

Картинка - https://www.tulapressa.ru/wp-content/uploads/2021/10/18/3-421.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за разработку, Наталья Алексеевна. Уверена, что Вы даете достаточно качественной пищи для пытливых умов своих воспитанников!

26 January 2022

Спасибо за отзыв, Ирина Геннадьевна, стараюсь, чтобы пища была калорийной и здоровой)

26 January 2022

Подпишусь под каждым Вашим словом, Наталья Алексеевна. Вы всё очень мудро написали.

26 January 2022

Спасибо за Вашу поддержку, Ольга Анатольевна!

31 January 2022

Спасибо за интересную статью, Наталья Алексеевна!

4 February 2022

Благодарю за внимание к работе и высокую оценку, Елена Владимировна.

19 April 2022