Формирование культуры умственного труда у младших школьников

0
0
Материал опубликован 28 February 2021

Обобщение по теме самообразования

«Формирование культуры умственного труда

у младших школьников»





Выполнила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ Дячкинской СОШ

Афанасьева Наталья Николаевна



































Содержание



Введение………………………………………………………………………………………

Глава 1 Педагогические основы воспитания культуры умственного труда……………………………………………………………………………………………



1.1 Характеристика основных составляющих культуры умственного

труда……………………………………………………………………………………

1.2 Основные содержания умений интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования…...

1.3 Методика воспитания культуры умственного труда у младших школьников……………………………………………………………………………


Глава 2 Опыт воспитания культуры умственного труда у младших школьников…………………………………………………………………………….



Заключение………………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………..
























Введение

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. На поставленный вопрос может быть давно множество ответов. Но одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умение учиться. Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание.

Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а так же формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда. Большая важность нашей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объём знаний, которым нужно овладеть учащимся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы. Важность воспитания культуры умственного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики. За последнее время для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало.

В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями необходимо овладеть учащимся. Задачи формирования культуры умственного труда широко освещены в воспитательной программе средней школы.

Культура умственного труда – сложное понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический компоненты. Одним из основных является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.

Культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно- информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Интеллектуальный компонент занимает центральное место в понятии «культура умственного труда», являясь «фундаментом», на основе которого строится процесс обучения, состоящий из умений младших школьников. Уровень сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, а именно: степень овладения мыслительными операциями, определяет уровень успеваемости школьников.



ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА.


1.Характеристика основных составляющих культуры умственного труда.


Культура умственного труда – это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента:

личностный

интеллектуальный

организационно-технический

гигиенический


При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формированию положительного отношения ученика к ученику. С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-го класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов:

осознание умения как общественного дома,

убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей,

стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным,

проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности.

Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.

Для развития мотивации используется особая группа приёмов:

пробуждение положительного отношения к учёбе;

раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала;

организация познавательной дискуссии;

приучение школьников к выполнению соответствующих требований;

создание ситуации успеха и поощрение учащихся.

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент, который является решающим при работе школьника с разными источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашнего задания. Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны исследуемого материала.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УМЕНИЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.

Уровень культуры умственного труда школьников определяет все стороны и результаты обучения:

качество формируемых знаний и умений,

познавательную активность учащихся и развития их мышления, творческих сил,

производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки,

эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса,

подготовленность выпускников к жизни.

Интеллектуальные умения основываются на специальных мыслительных операциях. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.

Как правило, учащиеся, анализируя изучаемое явление, раскрывая связи между ними, оценивая события общественной жизни, не знают, что они интуитивно применяют научные методы, принципы познания, и не знают, как их нужно применять.

При сравнении изучаемых объектов ученики нередко вместо раскрытия в них общего и различного описывают каждый объект отдельно; сравнивают второстепенное, а не существенное.

Исходным приёмом логического мышления является анализ. На эмпирическом уровне умение анализировать начинает формироваться ещё в дошкольный период. Однако в процессе школьного обучения термин «анализ» не только не разъясняется, но и почти не употребляется. Для начала даётся краткое определение: анализ–мысленное расчленение целого на части. В ходе дальнейшего обучения умение анализировать всё более совершенствуется: от предметно-наглядного анализа учащиеся переходят к словесно-логическому; увеличивает количество вычленяющих элементов; осуществляется многоступенчатый анализ и целого и его частей; параллельно анализируются различные, но сопоставимые явления.

С анализом неразрывно связан синтез, который представляет собой противоположную мыслительную операцию. Вводить и разъяснять эти понятия желательно одновременно. Синтезирование – наиболее трудная для учащихся операция, ведь именно мыслительное соединение элементов требует раскрытия тех внутренних связей, которые делают элементы составными частями целостного объекта.

Термин «синтез» в практике обучения встречается довольно редко, потому что эта логическая процедура обычно осуществляется не отдельно, а как составная часть других способов учебно-познавательной деятельности: обобщения, классификации, систематизации, формулирование вывода.

«Всё познаётся в сравнении» - в этом общественном афоризме точно отражена одна из основных закономерностей процесса познания. Именно поэтому термин «сравнение» школьники в своих учебниках начинают встречать уже во втором классе. В следующих классах используются многие виды сравнения:

полное(одновременно раскрываются общие и отличительные признаки),

неполное,

комплексное (объекты сравниваются по нескольким линиям или однолинейно, сопоставление сходных или противопоставление противоположных явлений).

Осознанное оперирование данным логическим приёмом позволяет учащимся лучше увидеть в изучаемых объектах, как проявление общих закономерностей, так и неповторимые особенности каждого из них; способствует более простому запоминанию учебного материала; помогает вести самостоятельный поиск необходимых для сравнения объектов и применять аналогию.

Сравнение служит основой классификации.

Классификация – распределение множества на группы по общему для каждой группы признаку. Овладение этим приёмом необходимо, чтобы учащиеся не только понимали в школе различные классификационные системы, но и умели самостоятельно находить место в них для отдельных объектов.

Мыслительной операцией более высокого уровня является систематизация. Этот термин употребляется в учебниках, начиная с 4 класса. Система – множество взаимосвязанных элементов, которые в своей совокупности составляют единое целое.

Чтобы овладеть этим приёмом, нужно научиться выявлять составные элементы изучаемого объекта; раскрывать внутренние связи, устанавливать его внешние связи с другими системными объектами, в том числе и более высокого уровня.

Усвоение логического приёма, обобщение, возможно лишь в том случае, если школьники уже овладели такими операциями, как анализ, синтез, сравнение. Обобщением называется выделение и объединение самого главного в изучаемом материале.

Обобщение даёт возможность поднять знания на более высокий уровень, т.к. подводит к усвоению научных понятий, законов, мировоззренческих идей. В ходе преподавания различных учебных предметов проводятся занятия, специально предназначенные для осуществления этой мыслительной операции и поэтому имеющие особенно большую образовательную ценность – обобщающие уроки. Школьники постепенно обучаются умению осуществлять всё более сложные операции обобщения: от обобщения нескольких факторов до обобщения нескольких факторов, входящих в содержание учебных дисциплин. Таким образом, постепенно, по ходу изучения усложняющегося учебного материала школьники овладевают основными операциями мышления: анализ. Синтез, сравнение, обобщение, доказательство, классификация, систематизация, причём начинается их усвоение с самых первых лет школьного обучения.

Только овладев в полной мере специальными операциями, школьники могут научиться умениям учиться.



3. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация меж предметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре умственного труда.

Для развития учебно-познавательных способностей учащихся в школе могут быть созданы специальные кружки и факультативы, где наряду с теоретическими сведениями, выполняются и практические задания.

Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, то в процессе воспитания культуры умственного труда необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.



ГЛАВА 2. ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался бы над тем, почему некоторые школьники учатся не очень хорошо; не переживал, не пытался помочь им. Одной из главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у ребят умения учиться.

Может быть, это звучит банально, но детей надо учить учиться, думать.

Для некоторых ребят это тяжёлый труд, а для других - увлекательное занятие.

Один умный человек сказал, что все дети талантливы изначально. Просто одним детям нужно помочь высказать свое мнение, других подтолкнуть к формированию вывода, а третьим намекнуть на внутренние связи элементов.

Современные умк предоставляют возможность ребятам с разным уровнем развития культуры умственного труда проявить свои способности: память, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, прочно запоминать материал.

На каждом уроке есть интересные задания, развивающие мыслительные операции у ребят: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.

Сообразительный ученик сразу заметит «изюминку» задания. А «тугодум»?

Немного терпения, настойчивости, подбадривания. Учитель! Не торопись, чуть-чуть помоги!...

Эврика!!!

Для них это еще одно открытие, а для учителя - счастье видеть блеск в их глазах.

Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретённых знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т.е. тем, насколько развиты у них основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Давно замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из хорошо известной сферы науки.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть продуктивной или репродуктивной.

Основная цель репродуктивной деятельности – формирование у школьника знаний, умений и навыков развития внимания и памяти.

Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в мыслительных операциях.

Включение этих операций в процесс усвоения учебного материала – одно из важных условий построения развивающего обучения.

Анализ и синтез.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его   признаков или свойств.        

Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (игра "Танграм").

В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, т.к. анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.

Формированию умений выделять элементы того или иного объекта, соединению элементов в единое целое, включению их в новые связи может способствовать:

рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;

постановка различных заданий к данному объекту(карточки).



Как по-разному можно назвать квадрат? (прямоугольник, четырёхугольник, многоугольник).

По каким признакам можно разложить пуговицы в две коробки?

t1614502856ab.gift1614502856ac.gift1614502856ad.gift1614502856ae.gift1614502856af.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gif
t1614502856ah.gift1614502856ah.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gift1614502856ag.gif

Выяви правило, продолжи ряд:

27 ,37 , 47 …

105 , 115 , 125 …

-установление сходства и различия между признаками двух объектов;

-выделение сходства между признаками трёх, четырёх и более объектов.

Чем похожи между собой все геометрические фигуры?

t1614502856ai.gift1614502856aj.gift1614502856ak.gift1614502856al.gift1614502856am.gift1614502856an.gift1614502856ao.gif


-соотнесение предметных объектов и символических;

Какому рисунку соответствуют записи?


t1614502856aq.jpgt1614502856ar.jpg

2 * 3


t1614502856aq.jpgt1614502856aq.jpgt1614502856aq.jpg

3 * 3

t1614502856as.jpgt1614502856as.jpg

2 + 3



4 * 2

 3 * 5

Если такого рисунка нет, то изобрази его.

Восстанови текст.

В, белка, дупле, живёт

Грибы, на, сушит, она, зиму





t1614502856ay.jpgt1614502856az.jpg з Из  каких геометрических фигур состоит рисунок?

Интеллектуальные игры.

Выражение мысли другими словами

- Нынешним летом будет очень тепло (В этом году июнь, июль, август предполагаются жаркими)


Перечень возможных причин

«Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь открыта…»

Продолжи ряд чисел:

2, 4, 6 ….

1, 5. 9, 13 …

(основа установления закономерности (правила) записи чисел – операция сравнения)

Сравни слова, назови родственные. Докажи.

Вода, подводный, водить, водичка, водитель

Измени рисунок так, чтобы он соответствовал равенству

4 + 5 = 9

Чем похожи и чем отличаются выражения?

357675 : 3 = 119225

357675 : 3 = 71535

Приём классификации.

Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приёма классификации.


При разбиении множества на классы необходимо выполнять следующие условия:

-ни одно из множеств не пусто

-подмножества попарно не пересекаются

-объединение всех подмножеств составляет данное множество


На какие группы можно разбить предметы?

Огурец, помидор, молоток, лук, ведро, свёкла

(овощи – не овощи)

t1614502856be.gift1614502856bf.gift1614502856bg.gift1614502856bh.gift1614502856bi.gif

Убери «лишнюю» фигуру (треугольник)


В начальной школе наиболее часто применяется эмпирический тип обобщения(+ теоретический), при котором обобщение знаний является результатом индуктивных рассуждений («наведение»).

Для получения правильного обобщения индуктивным способом необходимо:

продумать подбор объектов и последовательность вопросов для целенаправленного наблюдения и сравнения;

рассмотреть как можно больше частных объектов, в которых повторяется закономерность, которую ученики должны подметить;

использовать предметные ситуации, схемы, таблицы, выражения, отражая в каждом виде объекта одну и ту же закономерность.



Рассмотрите рисунок и попробуйте быстро подсчитать, сколько окон в доме (подготовка к формулированию переместительного свойства умножения)



t1614502856bj.jpg 3* 4 = 12



3 + 3 + 3 + 3



4 * 3 = 12



4 + 4 + 4

Сравнить равенства и

выяснить их сходства и различия.



Заключение

Мыслительная деятельность, как любая другая, является цепочкой различных упорядоченных действий.

Мыслительная деятельность – это тесная связь между чувственным и рациональным познанием. Ребёнок, пришедший в школу уже с определённым объёмом знаний, только в учебном процессе активно развивается и развивает свою учебную познавательную деятельность.

Формируясь в процессе обучения, как необходимые средства её выполнения, анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными действиями, новым и более опосредованным отражением окружающей действительности.

По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально иным образом развиваются и основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.

При характеристике педагогических основ воспитания культуры умственного труда мы установили, что это понятие, включающее в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.

Основным плацдармом воспитания культуры умственного труда является процесс обучения. Задача учителя – свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е. в конечном итоге, умением учиться.

Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения. ​​​​​​​

Список литературы


1. Бардин К.В. Как научить детей учиться.- М. Просвещение, 1987, - с.7.

2. Ермалаева Б.А. Учись учиться.-М. Молодая гвардия, 1988, - с.17.

3. Желтовская Л.Я. Перспективные поиски учителя в обучении детей по умк «Гармония».-М. Просвещение, Н.ш., 2001, № 3, с. 69-74.

4. Зан А.З., Развитие умственных способностей младших школьников М. Просвещение, 1994, с.36-44.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.-М, Педагогика, 1981,-с.15

6. Кулько В.А., Цехмистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться.-М.,1983, с.67

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.-М. Педагогика, 1982, с.115-116

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.