12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мещеряков Андрей Геннадьевич3962
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

​​​​​​​

a1678212325.png
Распад СССР...PPTX / 29.44 Мб


1.1 Методическая цель проведения открытого учебного занятия

Активизация познавательной деятельности студентов на учебных занятиях с применением элементов технологии РКМЧП и использованием ИТ и ТСО в процессе изложения нового материала.

1.2 Целевая аудитория

Студенты 2 курса, обучающиеся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

1.3 Образовательная технология (ведущий метод обучения)

  1. Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
  2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

4 ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Технология проведения (дидактическая структура учебного занятия: этапы –цель и продолжительность)

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов



1 этап. Организационная часть (5 мин).

Определение готовности обучающихся к занятию и включение их в деловой ритм

приветствует студентов, фиксирует отсутствующих проверяет подготовленность к занятию, организует внимание студентов

Студенты приветствуют преподавателя, готовятся к работе на занятии


 

2 этап. Мотивационно-ориентировочный этап (10 мин).


 

Актуализация знаний и умений

Актуализация субъектного опыта, опорных действий и фиксирование затруднений в пробном действии

Устанавливает правильность, полноту и осознанность ранее изученного учебного материала (освоенных умений и усвоенных знаний).

Выявляет и устраняет в ходе актуализации обнаруженные проблемы.

Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении.

Проходят тестирование

Вопросы/задания

(см. Приложение 1)

 

Мотивация учебной деятельности

Определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всём курсе.

Обеспечение мотивации учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

Постановка проблемы.

Организовывает погружение в проблему. Создает условия для постановки учебной задачи  Формулирует проблему.

Участвуют в формулировке учебной задачи. 

Формулируют проблему.

Формулировка и принятие учебной задачи «Изучить условия развития советского общества во второй половине 1980-х гг. и попытаться дать ответы на следующие проблемные вопросы:

  1. Был ли неизбежен распад СССР?
  2. Стал ли он геополитической катастрофой или явился закономерным этапом развития советского государства?
  3. Возможно ли возрождение СССР?»

 

Целеполагание

Формулировка темы и цели занятия

Сообщает тему и цель занятия.

Обеспечивает самостоятельную  формулировку темы и цели занятия, как собственной учебной задачи

Воспринимают тему и цель занятия.

Самостоятельно  формулируют тему и цель занятия, как собственной учебной задачи

Формулировка темы занятия «Распад СССР и образование СНГ»

Формулировка цели занятия «Выявить причины и последствия распада СССР и образования СНГ»

 

3 этап. Операционально-исполнительский (организационно - деятельностный) этап (65 мин.)


 

Организация познавательной деятельности

Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала.

Представляет учебный материал одновременно в словесной и знаково-символической формах (используется Презентация).

Участвуют в обсуждении содержания учебного материала.

Восприятие и осмысление содержания учебного материала:

  1. Лекции «Распад СССР

   и образование СНГ»

   (см. Приложение 2)

  1. Презентации по теме

     (см. Приложение 3)

  1. Практическое задание: заполнение таблицы «Экономические реформы в СССР во время перестройки»

(см. Приложение )

 

Закрепление новых знаний, умений и способов деятельности

Первичный контроль понимания учебного материала.

Обеспечение глубины понимания и на уровне применения знаний и умений в разнообразных ситуациях

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Выясняет пробелы и проводит их коррекцию.

Организует вопросно-ответное общение и выполнение практических заданий.

Работают с конспектом. Отвечают на вопросы.

Готовят свои вопросы или примеры по новому учебному материалу. Выполняют отдельные задания.


Вопросы/задания

(см. Приложение 4)


 

4 этап Рефлексивно – оценочный этап (10 мин.)

 

Обобщение и систематизация

Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний и умений студентов по теме занятия

Фиксирует новое содержание.

Устанавливает правильность и осознанность изученного материала.

Организует рефлексию действий студентов

Осознанно строят речевые высказывания.

Проводят рефлексию своих действий

Вопросы/задания

(см. Приложение 5)

 

Контроль, самоконтроль и коррекция

Выявление качества и уровня усвоения знаний, умений и способов деятельности.

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях, умениях и способах действия

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти студентов знаний, умений и способов действий

Проводят самооценку полноты и правильности усвоенной информации.

Вопросы/задания

(см. Приложение 6)

 

Итоговая рефлексия

Подведение итогов проделанной на занятии работы

Инициирует рефлексию студентов по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и одноклассниками (познавательную, социальную, психологическую).

Подводит итоги занятия

Отвечают на вопросы

Вопросы/задания для рефлексии

(см. Приложение 8)


 










Дидактические материалы к учебному занятию

Приложение №1. Вопросы и задания для актуализации знаний и умений

  1. Какой смысл вкладывался в понятие «Восточная Европа» во второй половине ХХ в.? Какие государства относились к Восточной Европе? Перечислите их.
  2. Назовите три наиболее крупных антисоветских выступлений в странах Восточной Европы в 1950-х – 1960-х гг.
  3. В чем состоит смысл «Доктрины Брежнева»? Укажите ее второе название.
  4. Как изменилось государственно-правовое положение Косово и Воеводины в составе СФРЮ по Конституции 1974 г.? Почему эту Конституцию называют одной из причин последующего распада Югославии?
  5. Что такое «Осень народов»? С каких событий она началась? К чему она в итоге привела?
  6. Что общего между революциями 1989 г. в странах Восточной Европы? Против чего, в первую очередь, они были направлены?
  7. Когда состоялось объединение ФРГ и ГДР? Почему на это потребовалось согласие СССР, США Великобритании и Франции? Кого в Германии называют «отцами объединения?
  8. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей восточноевропейских стран и их изображениями:
h1678211322.png

Приложение №2. Содержание лекции

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 1980-е гг.

Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе

во второй половине 1980-х гг.

Лекция 4. Распад СССР и образование СНГ

Причины перестройки в СССР

Застой в экономике СССР. К середине 1980-х гг. в экономике СССР сложилась кризисная ситуация (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 1980-х гг.). СССР и РСФСР в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с падением жизненного уровня и большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК). Всё это вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

Падение уровня жизни. Обычным явлением для советского человека стал дефицит продовольственных и промышленных товаров, постоянный рост цен на «черном рынке». В начале 1980-х гг. реальные доходы на душу населения по сравнению со второй половиной 1960-х гг. уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения — СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

Политический кризис. Все более отчетливо проявлялись неэффективность и порочность советской бюрократической системы. Процветала коррупция, протекционизм. Происходила деградация номенклатуры (правящей верхушки общества). Партийно-государственный аппарат постепенно сращивался с преступностью и представителями «теневой экономики». Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры, бывшие оплотом консерватизма.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Ю.В. Андропов. Он попытался развернуть борьбу с коррупцией, очистить систему от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова в февраль 1984 г. и были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко. Но он скончался уже в марте 1985 г.

Первая половина 1980-х гг. вошла в историю под названием «пятилетка пышных похорон» или «гонка на лафетах» (гробы с телами высших руководителей везли на артиллерийских лафетах к Кремлевской стене, отсюда и название). Кроме трёх генсеков в «гонке» участвовали и другие члены Политбюро: председатель Совета Министров СССР Косыгин, главный идеолог партии Суслов, председатель Комитета партийного контроля Пельше, министр обороны Устинов.

При всем этом необходимость перемен осознавалась руководством страны. Пришедшие в апреле 1985 г. к власти «молодые» партийные руководители — М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие — сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованиям.

Социальная апатия. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения приходила в противоречие с системой привилегий для высшего слоя управленцев. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к  безразличию в обществе, социальной пассивности, утрате интереса к социальной действительности, равнодушию к происходящим в ней процессам, деформации морали, падению нравственности.

Деятельность диссидентов. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих привело к развитию диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом и оказывавшего определенное влияние на активную часть советского общества.

Гонка вооружений. «Холодная война» выдвинула на первый план концепцию «империи зла», в роли которой США видели Советский Союз. В СССР распространение получил тезис о «кровавом империализме». Сложившаяся биполярная система во главе с Советским Союзом и Соединёнными Штатами вылилась в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. При этом запас прочности экономик стран Запада во главе с США был значительно выше, чем у СССР. Советская экономика работала на износ, в то время как на Западе просто очень много тратили.

К середине 1980-х гг. экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира».

Нарастание отставания от Запада. Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

Целью перестройки было оздоровление экономики. Горбачев не ставил задачи развернуть страну к капитализму. Напротив, его желанием было спасти, усовершенствовать социалистическую систему, построить «социализм с человеческим лицом».

На Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Основное внимание было уделено научно-техническому прогрессу, техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». Прозвучал призыв к укреплению технологической и трудовой дисциплины, повышению ответственности. Для улучшения качества выпускаемой продукции вводилась госприемка – государственный контроль (на гражданское производство практически распространялся опыт приемки техники для вооруженных сил).

 «Новое политическое мышление» в международной политике. Первоначально новые мирные инициативы СССР в международной политике лишь незначительно отличались от прежних установок теории мирного сосуществования. Встреча М.С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. В этом же духе было сформулировано и Заявление Советского правительства от 15 января 1986 г., содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. (40-летний юбилей Хиросимы) мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить некоторые виды атомного оружия. На XXVII съезде КПСС (1986 г.) была сформулирована концепция создания системы международной безопасности, многие положения которой оказались схожими с системой коллективной безопасности 1930-х гг. и Программой мира, принятой XXIV съездом КПСС в 1971 г. Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвел в мае 1986 г. замену руководства страны. Советский Союз стремился укрепить позиции нового правительства Афганистана с тем, чтобы впоследствии начать вывод войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового геополитического курса СССР. М.С. Горбачев предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шел на бо́льшие уступки, чем США. Хотя инициатива Советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс. В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Наряду с идеями конверсии, реализуемой в СССР (перехода оборонных предприятий с военного  производства на производство гражданской продукции), принятие оборонительной доктрины демонстрировало желание СССР добиться реальных результатов в процессе разрядки напряженности. Демонстрировало это и стремление снизить военные расходы (минимально до 25% госбюджета СССР). Сопротивление отдельных представителей военного руководства новому курсу было предотвращено чисткой в армии после скандала с беспрепятственным приземлением 28 мая 1987 г. на Большом Москворецком мосту (почти на Красной площади) самолета гражданина ФРГ Матиаса Руста (примечательно, что случилось это в День пограничника). Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д.Т. Язов, сменивший на этом посту С.Л. Соколова.

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М.С. Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Основополагающими идеями были сближение и партнерство СССР и Запада и деидеологизация международных отношений. По мысли автора, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступать перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей, в том числе мира. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран и общих целей мира и разрядки. Для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля. Обеспечение безопасности государств должно достигаться политическими, а не военными методами. Отказ от концепции классовой борьбы предполагал и отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма. Признавалась взаимозависимость всех стран при решении глобальных проблем.

12 июня 1987 г. президент США Рональд Рейган, произнося речь у Бранденбургских ворот в честь 750-летия Берлина, призвал Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва снести Берлинскую стену, символизируя тем самым стремление советского руководства к переменам:

 «Мы слышим из Москвы о новой политике реформ и гласности. Некоторые политические заключённые были освобождены. Определённые иностранные радиопередачи новостей больше не глушатся... Это — начало глубоких изменений в советском государстве? Или же это символические жесты, которые должны породить ложные надежды на Западе и усилить советскую систему, не изменяя её?.. Есть один ход, который был бы безошибочным, который станет символом свободы и мира. Генеральный секретарь Горбачев, если вы ищете мир, если вы ищете процветание для Советского Союза и Восточной Европы… Мистер Горбачев, откройте эти ворота! Мистер Горбачев, разрушьте эту стену!»

Через два года Берлинская стена пала.

На состоявшейся в Вашингтоне третьей встрече президента США Р. Рейгана и М.С. Горбачева 8 декабря 1987 г. стороны подписали Соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (договор о РСМД). К июню 1991 года договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов. Арифметический проигрыш компенсировался общим снижением напряженности, началом реального процесса разоружения. Вскоре после вашингтонской встречи 15 февраля 1988 г. СССР начал вывод войск из Афганистана. Ровно через год, 15 февраля, последний солдат 40-й армии вернулся домой. Война была закончена. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении армии на 500 тыс. человек (на 12%; общая численность ВС – около 3,5 млн). Также на 14% сокращались расходы на оборону.

Вывод советских войск из Афганистана, наряду с возвращением вьетнамских войск из Кампучии, сделал возможным диалог с Китаем. Началось урегулирование спорных территориальных вопросов. В мае — июне 1989 г. М.С. Горбачев совершил поездку в Китай, в результате которой СССР пошел на изменение границ по фарватеру пограничных рек. В результате в мае 1991 г. был подписан Советско-китайский договор о границе. К Китаю отошел остров Даманский и еще около 600 островов.

Главными же событиями 1989 года стали социально-политические перемены в Восточной Европе. Правительства большинства коммунистических восточно-европейских стран были вынуждены уйти в отставку или были свергнуты. Долго сдерживаемый СССР социальный взрыв в условиях «нового мышления» и отсутствия контроля со стороны Советского Союза реализовался в ряде буржуазно-демократических революций. В декабре 1989 г. на Мальте состоялась встреча нового президента США Д. Буша и М.С. Горбачева. На Мальтийском саммите были достигнуты принципиальные договоренности по невмешательству СССР в дела восточноевропейских стран, принципиальное согласие на объединение Германии и уступки СССР в отношении прибалтийских республик. В ответ американский лидер ограничился лишь устной поддержкой проходившей в СССР перестройки. Во время переговоров было намечено приступить в ближайшем будущем к 50 % сокращению стратегических наступательных вооружений. Также предусматривалось снижение численности войск в Европе, радикальное сокращение запасов химического оружия. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в Москве в феврале 1990 г. Горбачев согласился с возможным воссоединением Германии, при этом не был оговорен выход ФРГ из структур НАТО. 12 сентября в Москве был заключён «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», подписанный главами внешнеполитических ведомств ФРГ, ГДР, СССР, США, Франции и Великобритании. Он означал объединение Германии (Договор «Два плюс четыре»). Союзники по Второй мировой войне отказались от своих прав в отношении Германии. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила существование. Произошло объединение Германии путём присоединения ГДР к ФРГ.

В 1990 г. М.С. Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Реакция на это в Советском Союзе была двойственной: с одной стороны, в 1989 г. закончилась афганская война, опасность нового конфликта также снизилась, с другой — СССР терял свои позиции в мире. Международный авторитет М.С. Горбачева возрастал пропорционально падению престижа Советского Союза.

Внутриполитический кризис СССР в 1990—1991 гг. ослаблял его внешнеполитические позиции.         28 июня 1991 г. прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи. 1 июля 1991 г. перестала существовать Организация Варшавского договора. Главы делегаций стран-членов ОВД подписали в Праге протокол о прекращении действия Договора 1955 г.

Наиболее значительным документом этого периода стал Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанный в конце июля 1991 г. в Москве президентом США Дж. Бушем-старшим и президентом СССР М.С. Горбачевым. Согласно договору, СССР и США должны были          в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой из сторон осталось не более    6000 единиц. В реальности, согласно «правилам зачёта» боезарядов, находящихся на тяжёлых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6500 боеголовок, а США — 8500. Договором запрещалось производство, испытание и развёртывание баллистических ракет воздушного запуска, донных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, а также орбитальных ракет.

Реформа политической системы. Первоначально, начиная с апреля 1985 г., новым руководством СССР ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX Всесоюзной партконференции летом 1988 г. М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом».

В идеологию «перестройки» были включены и некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, парламентаризма, защиты гражданских и политических прав человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Выражениями новой концепции социализма стали демократизация и гласность. Демократизация коснулась, в первую очередь, политической системы, но рассматривалась она также и как основа для осуществления радикальных экономических реформ. Благодаря политике гласности, советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции. В августе 1990 г. были приняты указ о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х — 1950-х гг. и указ о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 гг. в том числе писателям Солженицыну и Войновичу. Впервые необоснованные репрессии были названы "политическими преступлениями на почве злоупотребления властью".

В СССР вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого в мае — июне 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин.

Еще осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, среди лидеров которого были  А.Д. Сахаров и Б.Н. Ельцин. Они настаивали на демонтаже унитарного государства. На I Съезде народных депутатов СССР вокруг демократических депутатов от Москвы: А.Д. Сахарова, Ю.Н. Афанасьева, Г.Х. Попова сформировалась Межрегиональная депутатская группа (МДГ) — демократическая фракция, первая советская легальная парламентская оппозиция. Целью создания МДГ было провозглашено «преобразование политического режима в СССР от тоталитарного к демократическому». Формирование группы происходило в условиях углубления общественно-политических и экономических потрясений в стране, кульминацией которых стали массовые забастовки шахтёров Донбасса и Кузбасса.

«Их было очень трудно объединить, потому что Сахаров и Ельцин были совершенно несовместимыми людьми», — вспоминал Гавриил Попов, он также отмечал: «Я думаю, большую роль сыграло предложение Сахарова. Когда обнаружилось, что общих идей и программ у членов оппозиции нет, он предложил самую плодотворную идею. Не искать то, что нас позитивно объединяет. На это годы уходят. … Выделить только то, что нас объединяет в отрицании. Все мы против власти КПСС. Вот такую объединительную идею мы и выдвинули. Нет — шестой статье Конституции. На этой базе объединили всех — монархистов, анархистов, левых коммунистов, социал-демократов… Объединение всех в „Демократическую Россию“ — в единый блок. Это была, конечно, наша самая безусловная заслуга».

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. При этом М. С. Горбачев сохранил пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Мотивировалось это решение тем, что «нельзя собаку отпускать с поводка».

Одновременно тем же законом, принятым III Съездом народных депутатов СССР, была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.). Таким образом, в рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма.

В 1989—1991 гг. были сформированы основные политические партии и блоки: от коммунистических и социал-демократических до право-радикальных и национально-патриотических. Либеральный спектр политических сил был представлен несколькими партиями, в том числе партией «Демократический выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром. Образовались и радикал-националистические партии, например, движение «Русское национальное единство» во главе с А.П. Баркашовым).

После весенних выборов 1990 г. в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС — представители движения «Демократическая Россия».

М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники  отрезали и  возможность возвращения к старому. Уже к началу 1991 г. политика Горбачева может быть охарактеризована как консервативная. Однако процесс слома «старого порядка» было уже не остановить.

В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Экономические реформы /этот раздел выносится для изучения в ходе выполнения Практического задания: заполнение таблицы «Экономические реформы в СССР во время перестройки» (см. Приложение 3)/

Чернобыльская катастрофа. 26 апреля 1986 г., произошел взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в 110 км к северу от Киева). Крупнейшая в отечественной истории техногенная авария повлияла не только на отношение к мирному атому и безопасности потенциально угрожающих объектов, но и вызвала информационную катастрофу в советской политике. Рамки гласности после Чернобыля существенно расширились. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС привела к смягчению цензуры и позволила прессе открыто говорить о проблемах, находившихся прежде под плотной завесой военной, государственной и ведомственной тайны. Чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий обнажили проблему неэффективности советской экономики и механизмов управления, активизировали стремление Горбачева и его окружения к реформам и смягчению ядерной конфронтации. Одновременно Чернобыль стал важным звеном в цепи неудач (антиалкогольная кампания, Афганистан, катастрофы на железных дорогах и межнациональные конфликты), которые подтачивали веру людей в способность советского руководства успешно управлять страной. Чернобыль – «последнее крупное сражение Советского Союза», которое потребовало мобилизации всех сил советского государства. Эта авария во многом ускорила распад СССР.

Распад СССР. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов РСФСР принял Декларацию о Государственном суверенитете РСФСР. Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г. Однако в противовес планам официального руководства  на поэтапное введение рынка в течение нескольких лет (по принципу «как пойдет»J - программа Н.И. Рыжкова и Л.И. Абалкина) был разработан план, известный как программа «500 дней» (авторы С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский). Этот план, нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, был поддержан оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. Программа «500 дней» означала «явное признание капитализма» и децентрализацию экономики. Основные положения программы были реализованы уже после распада СССР.

Планы перехода России к рынку резко обострили противостояние центра и республик. Остро стоял вопрос суверенитета автономий. В апреле 1990 г. был принят закон, который уравнял в правах автономные и союзные республики. Этот закон был воспринят Ельциным и его соратниками как покушение на территориальную целостность России, поскольку 16 автономий становились независимыми от РСФСР. О едином российском государстве в этих условиях не могло быть и речи — оно просто перестало бы существовать. Ельцин предложил автономиям компромисс — берите суверенитета, сколько считаете возможным, но оставайтесь в составе Российской Федерации. С августа по октябрь 1990 г. происходит «парад суверенитетов» автономных республик. Однако вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР тогда, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним договоров в дальнейшем. Российскую Федерацию удалось сохранить в качестве целостного федеративного государства. И хотя у отдельных республик (Татарстан, Чечня) еще долгое время была особая позиция, проблема их статуса в составе России была урегулирована.

В июне 1991 г. первым президентом России был избран Б.Н. Ельцин.

IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) принял постановление о проведении всесоюзного референдума для решения вопроса о дальнейшем существовании Советского Союза. По результатам референдума, проведённого 17 марта 1991 г., 76,4% населения высказалось за сохранение СССР. Но в переговорах с Президентом СССР М.С. Горбачевым по выработке Союзного договора согласились участвовать руководители только 9 республик (те, которые участвовали в референдуме: РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР). (Какие республики не приняли участия в обсуждении нового Союзного договора? J)

23 апреля 1991 г. в заявлении Президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик («9+1») было сказано, что каждая республика – это суверенное государство, а новый Союз должен стать союзом суверенных государств («Каждый да держит отчину свою»JJJ).

Лидеры 9 республик под председательством Президента СССР в подмосковной усадьбе Ново-Огарево занялись выработкой Союзного договора. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. В «Литературной газете» договор был назван  «…актом легализации развала Советского Союза». Приверженцы же М.С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Но были силы, недовольные проектом договора. Этот документ расценивался ими как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить распад государства.

Президент Горбачев был в это время на даче в Форосе (Крым). Сторонники сохранения СССР готовились к объявлению чрезвычайного положения в стране. 18 августа Горбачеву предъявили состав ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Горбачев отказался.

В ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. ГКЧП объявил о неспособности президента в связи с состоянием его здоровья исполнять свои обязанности, и поручил исполнять его функции вице-президенту Г.И. Янаеву. В ГКЧП вошли также В.С. Павлов (премьер-министр), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел) и другие. Главной задачей «гэкачепистов» было восстановление порядков, существовавших до 1985 г. и сохранение СССР. Его члены объявили о прекращении деятельности политических партий, закрытии некоторых газет.

В ответ на это избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б.Н. Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. У Дома Советов Российской Федерации («Белого дома») собрались тысячи людей. «Белый дом» стал центром сопротивления действиям ГКЧП.

В Москву были введены войска. Однако основная часть руководства армии, МВД и КГБ не оказала поддержку ГКЧП. Сопротивление приняло форму митингов. Тем не менее, в ходе событий при попытке остановить колонну военной техники погибло трое защитников «Белого дома»: Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. 23 августа 1991 г. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС (ГКЧП для Ельцина как «корниловщина» для ЛенинаJJJ) Указом Б.Н. Ельцина от 23 августа 1991 г. деятельность КПCC была приостановлена на территории России, её имущество конфисковано. 6 ноября 1991 г. партия была запрещена.

События 19-20 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и навсегда сделанный социалистический выбор. После подавления попытки переворота вся власть в Москве перешла к российским властям, союзный центр был дезорганизован.

Республики Прибалтики, воспользовавшись ситуацией, вышли из Союза. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы.

Несмотря на резкое ослабление союзной власти, со временем ситуация могла измениться, и президент СССР мог вернуть себе влияние. Республиканские руководители опасались не только М.С. Горбачева, но и победивших в Москве демократов. Несмотря на то, что продолжались переговоры о новом союзном договоре, руководители республик все более склонялись к мысли о том, что им нужна вся полнота власти, без какого-либо союзного центра. К декабрю 1991 г. 13 республик заявили о своем выходе из состава СССР. Фактически в Союзе оставались только Россия и Казахстан.

8 декабря 1991 г. на белорусской земле в Беловежской пуще (в охотничьей резиденции Вискули́) состоялась встреча руководителей трех суверенных республик — недавно избранных председателя Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевича, президента Украины Л.М. Кравчука и президента России Б.Н. Ельцина. Встреча проходила без участия М.С. Горбачева. Три политика «оперативно» завершили процесс распада СССР, объявив о прекращении действия договора 1922 г. и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Ельцин немедленно сообщил по телефону о произошедшем президенту США Дж. Бушу-старшему и заручился обещанием международного признания акта о ликвидации СССР. 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р.И. Хасбулатова ратифицировал соглашение о СНГ и денонсировал договор 1922 г. («за» проголосовали 188 депутатов, «против» — только 7). Также было принято постановление о выходе РСФСР из состава СССР. За это решение голосовало не только большинство сторонников Ельцина, но и коммунисты, стремившиеся таким образом устранить реформаторское союзное руководство и лично Горбачева от власти.

13 декабря президенты Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана подписали в Ашхабаде совместное заявление о готовности войти в СНГ на равных правах с его учредителями. 16 декабря Казахстан объявил о выходе из СССР. 21 декабря в Алма-Ате прошла встреча 11 руководителей суверенных государств (бывших союзных республик), кроме стран Балтии и Грузии. Алма-Атинская декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. 24 декабря место СССР в Организации Объединенных Наций заняла Россия, к которой также перешли права постоянного члена Совета Безопасности ООН.

25 декабря президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия, официально передал российскому президенту «ядерный чемоданчик» и секретные архивы. М.С. Горбачев обратился с прощальным словом к народу по Центральному телевидению, заявив о том, что покидает пост президента «по принципиальным соображениям» в связи с несогласием с ликвидацией союзного государства.

26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права. Михаил Горбачёв, а также ряд историков и исследователей, имея в виду результаты референдума 17 марта 1991 г., называли распад государства попранием и нарушением воли народа.

Причины и последствия распада СССР. Развал многовековой Российской державы явился самым значительным геополитическим событием в 1990-е гг. На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей. Однако она уже не могла претендовать на звание супердержавы.

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху.

Среди причин распада СССР можно назвать следующие:

— накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

— неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

— кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее политической монополии, составлявшей основу СССР;

— движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе «перестройки».

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор:

— ошибки М.С. Горбачева (его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики);

— политический выбор лидеров трех славянских республик;

— стремление к независимости и обретению реального суверенитета представителей местных республиканских политических элит.

Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Между республиками нарушились политические и экономические связи, имевшие многовековые исторические и культурные традиции.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев. Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.


Приложение №3. Практическое задание: заполнение таблицы «Экономические реформы в СССР во время перестройки»

Прочитайте текст и заполните таблицу:

n1678211560.png

Экономические реформы. Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.). Она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

— постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

— отказ от монополии внешней торговли;

— глубокую интеграцию в мировой рынок;

— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике.

В 1986 г. был принят, а в мае 1987 г. вступил в силу Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Отныне советские граждане могли заниматься индивидуальной трудовой деятельностью вполне официально, но лишь в свободное от основной работы время и в строго определенных сферах. При этом категорически запрещалось использование наемного труда. Налог на доходы частных предпринимателей достигал 65 %.

В мае 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Данный закон стал важной вехой на пути становления предпринимательской деятельности, так как в соответствии с ним кооперативы получали право использовать наёмный труд.

К весне 1991 г. более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион — индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики». Закон о кооперации положил начало легализации подпольных цехов и приватизации государственной собственности.

В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи. По этому закону вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Предусматривалось досрочное освобождение от должности вышестоящим органом на основании решения общего собрания или совета трудового коллектива.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях (на основании Указа Президиума ВС СССР 1989 г. об аренде и арендных отношениях в СССР) обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80%), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.


Приложение №5. Вопросы и задания для закрепления новых знаний, умений и способов деятельности

  1. В чем состояла цель перестройки?
  2. Что такое «новое политическое мышление»? Чем оно отличалось от «старого»?
  3. Какие шаги были сделаны СССР и США в области разоружения в 1985-1990 гг.?
  4. Объясните основной смысл реформы политической системы СССР во время перестройки.
  5. Какие преобразования во время перестройки были проведены советским руководством в экономической сфере?
  6. Чем отличалась программа по переходу СССР к рыночной экономике, разработанная Н.И. Рыжковым, от программы «500 дней» С. Шаталина и Г. Явлинского?
  7. Какие цели преследовали члены ГКЧП?
  8. Объясните основной смысл Беловежских соглашений. Кто участвовал в их подписании?


Приложение №6. Вопросы и задания для обобщения и систематизации

  1. Кратко охарактеризуйте социальные, экономические и политические причины проведения реформ в СССР во второй половине 1980-х гг.
  2. Почему, по Вашему мнению, в СССР был введен пост Президента?
  3. Что общего было между преобразованиями, проведенными советским руководством во время перестройки в экономической сфере и нэпом 1920-х гг.?
  4. К каким последствиям привел распад СССР? Какое направление внешней политики новой России считалось приоритетным? Почему?
  5. Какую роль в распаде СССР, по Вашему мнению, сыграла перестройка?

Следующие три вопроса – это главные вопросы урока, на которые предлагается дать ответы письменно с последующим обсуждением. Они выносятся в домашнее задание на следующий урок.

Домашнее задание:

Задание 1. Ответить на вопросы:

  1. Был ли неизбежен распад СССР?
  2. Стал ли он геополитической катастрофой или явился закономерным этапом развития советского государства?
  3. Возможно ли возрождение СССР?

Задание 2. Выполнить в СДО MOODLE:

ТЕСТ №2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х гг.


Приложение №7. Вопросы и задания для контроля, самоконтроля и коррекции

  1. Что из нижеприведенного относится к причинам распада СССР? Выберите один или несколько ответов.
  1. Рост авторитета КПСС.
  2. Кризис коммунистической идеологии.
  3. Стремление республик СССР к самоопределению.
  4. Деградация политической элиты.
  5. Неэффективность и стагнация советской плановой экономики.
  6. Реабилитация жертв политических репрессий.
  7. Отсутствие внешнего врага.


  1. Выберите верные суждения:
  1. Целью перестройки в СССР было сохранение социализма.
  2. «Новое политическое мышление М.С. Горбачева не предполагало отказа от «доктрины ограниченного суверенитета».
  3. Целью перестройки в СССР был переход к рыночной экономике.
  4. ГКЧП выступал за сохранение СССР.
  5. ГКЧП стремился к ускоренному переходу к капитализму.
  6. Беловежские соглашения объявляли о прекращении действия союзного договора 1922 г.
  7. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. Большинство проголосовавших высказалось за независимость национальных республик.
  8. Беловежские соглашения объявляли о создании Содружества Независимых Государств.


3. Установите соответствие между цитатами и историческими личностями, которым они принадлежат:

А)  «...когда меня обвиняют в том, что я отдал Восточную Европу, я отвечаю: "Я отдал кому? Польшу — полякам, Чехословакию — чехам и словакам, Венгрию — венграм»

Б) «Господин Горбачёв, откройте эти ворота! Господин Горбачёв, разрушьте эту стену!»

В) «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить. Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать»

Г) «...Военное положение для меня было кошмаром. Но другого варианта, на мой взгляд, тогда не существовало. Я знал реалии эпохи. Я знал, чем мог грозить нам отказ от введения военного положения. Могу привести известные слова Брежнева: "Если польские коммунисты поддадутся контрреволюционным настроениям, то судьба Польши, судьба мира в Европе будет решаться силой"».

  1. В. Ярузельский    4) Р. Рейган      7) Дж. Картер
  2. Н. Чаушеску         5) В. Гавел       8) Б. Ельцин 
  3. М. Горбачев         6) Л. Валенса

Приложение №8. Вопросы и задания для итоговой рефлексии


t1678211863.png


Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.