Урок истории «Причины распада Киевской Руси»

2
0
Материал опубликован 20 May 2016 в группе

Цель. Объяснить причины обособления княжеств.

Задачи:

1) образовательные: дать сведения о причинах обособления княжеств, провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник».

2) коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся, способствовать запоминанию и воспроизведению заученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи, корригировать  произвольное внимание, память.

3) воспитательные: воспитание дружбы и товарищества, чувства любви к своей Родине, ответственности за свои действия.

 

Оборудование и материалы.

1.Карты «Древнерусское государство Киевская Русь в  IX-XIвеках»; «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках».

2.фрагмент видеофильма «Древняя Русь»

3.Индивидуальные карточки и задания.

4.Головоломка «Причины распада Киевской Руси».

                         

Ход урока:

Организационный момент.

Коррекционно-развивающая работа

 Учитель обращает внимание детей на наличие файлов с заданиями у них на столах.

Учитель предлагает достать 1 задание из файла и прочитать притчу о дружбе.

                                     

Притча о дружбе.

В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники.

Он  попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться.

Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с лёгкостью сделали это.

Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья»

 

- Как вы поняли, о чем этот текст?  Чему он учит? (В дружбе и согласии победить врагов намного легче.)

Работа с пословицами «Закончи начатое предложение». (У каждого ученика находится одна часть пословицы, а вторые части -  на доске) Зачитывают части пословиц, находящиеся у учащихся по очереди, находят соответствующее окончание пословицы из предложенных вариантов на доске и объясняют их значение.

1. Худой мир_____________________(лучше доброй ссоры)

2. Один в поле____________________(не воин)

3. Что одному не под силу__________(легко коллективу)

4. Нашла коса_____________________(на камень)

5. Один за всех____________________(и все за одного)

6. Нет друга, так ищи, а нашёл_______(береги)

7. Без беды друга__________________(не узнаешь)

8. Сядем рядком___________________(да поговорим ладком)

 

- Какой общей мыслью объединены эти пословицы?

Сообщение темы урока. На доске находятся карточки с перепутанным порядком слов.

«Распада Киевской Причины Руси»

Нужно их поставить таким образом, чтобы получилось связное предложение. Учащиеся справляются с этим заданием и сами определяют тему урока:

                        

«Причины распада Киевской Руси»

Изучение нового материала.

Работа с настенными картами. Учитель даёт задание сравнить две карты, обращая внимание, что на карте «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-XI веках» окрашено одним цветом, а «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках» разными цветами как лоскутное одеяло.

- Что же случилось с русским государством после смерти Владимира Мономаха? (Ученики делают вывод, находя ответы в тексте учебника)

Просмотр фрагмента учебного видеофильма «Древняя Русь».

-Почему началась усобица между князьями?

Учитель предлагает обратиться к тексту учебника и найти ответ, после чего делают вывод.

Физкультминутка. (Дети передают друг другу мяч, и при этом называя исторические термины)

- Как вы думаете, кто воспользовался раздорами между князьями?

Учитель предлагает досмотреть фильм до конца, после чего дети приступают к разгадыванию головоломки «Причины распада Киевской Руси». (1 ряд - зелёные кружочки, на каждом из которых записан один слог из фразы «Де-ле-ни-е кня-жес-ких у-де-лов на бо-лее мел-ки-е», 2 ряд - красные кружочки - вторая причина - «Междоусобицы между князьями», 3 ряд – синие кружочки - третья причина «Набеги половцев»). Ученики разгадывают головоломку, составляя из слогов слова фраз-причин распада Киевской Руси,  и на доску прикрепляют 3 собранных фразы – три причины распада Киевской Руси.

Словарная работа: раздробленность, вотчина (лексическое значение, употребление в речи через составление словосочетаний и предложений, орфографическая работа).

Закрепление нового материала.

Беседа по вопросам:

- Почему после смерти Владимира Мономаха начались усобицы между князьями?

- Что положительного было в раздробленности государства?

- Что отрицательного было раздробленности государства?

- Назовите причины распада древнерусского государства.

Подведение итогов. Объявление оценок за урок.

Объяснение домашнего задания. Прочитать параграф учебника «Причины распада Киевской Руси», прочитать сказку « Лисица и журавль».

Комментарии
Комментариев пока нет.