Цель. Объяснить причины обособления княжеств.
Задачи:
1) образовательные: дать сведения о причинах обособления княжеств, провести работу над формированием понятий «раздробленность», «вотчинник».
2) коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся, способствовать запоминанию и воспроизведению заученного материала, выработке умений устанавливать причинно-следственные связи, корригировать произвольное внимание, память.
3) воспитательные: воспитание дружбы и товарищества, чувства любви к своей Родине, ответственности за свои действия.
Оборудование и материалы.
1.Карты «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-XIвеках»; «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках».
2.фрагмент видеофильма «Древняя Русь»
3.Индивидуальные карточки и задания.
4.Головоломка «Причины распада Киевской Руси».
Ход урока:
Организационный момент.
Коррекционно-развивающая работа
Учитель обращает внимание детей на наличие файлов с заданиями у них на столах.
Учитель предлагает достать 1 задание из файла и прочитать притчу о дружбе.
Притча о дружбе.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники.
Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться.
Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с лёгкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья»
- Как вы поняли, о чем этот текст? Чему он учит? (В дружбе и согласии победить врагов намного легче.)
Работа с пословицами «Закончи начатое предложение». (У каждого ученика находится одна часть пословицы, а вторые части - на доске) Зачитывают части пословиц, находящиеся у учащихся по очереди, находят соответствующее окончание пословицы из предложенных вариантов на доске и объясняют их значение.
1. Худой мир_____________________(лучше доброй ссоры)
2. Один в поле____________________(не воин)
3. Что одному не под силу__________(легко коллективу)
4. Нашла коса_____________________(на камень)
5. Один за всех____________________(и все за одного)
6. Нет друга, так ищи, а нашёл_______(береги)
7. Без беды друга__________________(не узнаешь)
8. Сядем рядком___________________(да поговорим ладком)
- Какой общей мыслью объединены эти пословицы?
Сообщение темы урока. На доске находятся карточки с перепутанным порядком слов.
«Распада Киевской Причины Руси»
Нужно их поставить таким образом, чтобы получилось связное предложение. Учащиеся справляются с этим заданием и сами определяют тему урока:
«Причины распада Киевской Руси»
Изучение нового материала.
Работа с настенными картами. Учитель даёт задание сравнить две карты, обращая внимание, что на карте «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-XI веках» окрашено одним цветом, а «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках» разными цветами как лоскутное одеяло.
- Что же случилось с русским государством после смерти Владимира Мономаха? (Ученики делают вывод, находя ответы в тексте учебника)
Просмотр фрагмента учебного видеофильма «Древняя Русь».
-Почему началась усобица между князьями?
Учитель предлагает обратиться к тексту учебника и найти ответ, после чего делают вывод.
Физкультминутка. (Дети передают друг другу мяч, и при этом называя исторические термины)
- Как вы думаете, кто воспользовался раздорами между князьями?
Учитель предлагает досмотреть фильм до конца, после чего дети приступают к разгадыванию головоломки «Причины распада Киевской Руси». (1 ряд - зелёные кружочки, на каждом из которых записан один слог из фразы «Де-ле-ни-е кня-жес-ких у-де-лов на бо-лее мел-ки-е», 2 ряд - красные кружочки - вторая причина - «Междоусобицы между князьями», 3 ряд – синие кружочки - третья причина «Набеги половцев»). Ученики разгадывают головоломку, составляя из слогов слова фраз-причин распада Киевской Руси, и на доску прикрепляют 3 собранных фразы – три причины распада Киевской Руси.
Словарная работа: раздробленность, вотчина (лексическое значение, употребление в речи через составление словосочетаний и предложений, орфографическая работа).
Закрепление нового материала.
Беседа по вопросам:
- Почему после смерти Владимира Мономаха начались усобицы между князьями?
- Что положительного было в раздробленности государства?
- Что отрицательного было раздробленности государства?
- Назовите причины распада древнерусского государства.
Подведение итогов. Объявление оценок за урок.
Объяснение домашнего задания. Прочитать параграф учебника «Причины распада Киевской Руси», прочитать сказку « Лисица и журавль».